О применении статистических оценок в подведении итогов успеваемости обучающихся
статья на тему

Шабров Павел Николаевич

В статье изложены авторские рекомендации по использованию некоторых статистических методов для анализа успеваемости обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабров Павел Николаевич

преподаватель специальных дисциплин, к.п.н.

СпбГБПОУ «Колледж метрополитена»

г. Санкт-Петербург

О применении статистических оценок в подведении итогов успеваемости обучающихся

Аннотация: в статье изложены авторские рекомендации по использованию некоторых статистических методов для анализа успеваемости обучающихся.

Ключевые слова:  итоги, оценка, знания, умения.

Оценивание результатов работы обучающихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Оцениванию подлежат все выполняемые студентами задания, причем оценка за задание выставляется преподавателем с учетом выполнения студентами всех предъявленных к данному заданию требований (содержание, оформление, объем, структура и т.д.). Независимо от вида оценки (пятибалльная, многобалльная, бинарная и др.), именно она является конечным показателем выполнения студентом того или иного текущего, контрольного или зачетного задания, а также критерием перехода студентом на следующий этап процесса обучения, включая завершающий. По результатам оценивания в обязательном порядке проводится подведение итогов, целью которого является как возможно более полный анализ динамики успеваемости обучающихся. С целью выполнения такого анализа преподавательскому составу большую помощь может оказать применение простых статистических оценок, многие из которых могут быть рассчитаны с помощью встроенных функций MS Excel. На наш взгляд, наиболее подходящие для преподавателя статистические оценки приведены в  [1].

Наиболее часто востребованным показателем, как правило, «среднее значение» оценки, т.н. «средний балл» [1, с. 24]. Его значение по группе (выборке) оценок рассчитывается наиболее просто и равно отношению суммы всех значений оценок в выборке к количеству элементов в выборке. Другим значимым простым показателем для анализа оценок группы или выборки является «мода» - наиболее часто встречающееся значение оценки в группе или выборке [1, с. 24].  Кроме того, преподаватель может традиционно высчитать процентное соотношение каждого значения оценки, которое равно отношению количества одинаковых оценок к общему количеству оценок в процентах.

Помимо показателей, перечисленных выше, применение статистических оценок может предоставить преподавателю дополнительную, намного более интересную информацию. Показатель, который называется «дисперсия» (средняя квадратов разностей элементов ряда распределения и их средней [1, с. 41]), показывает, насколько  значения элементов распределения «разбросаны» относительно друг друга. Чем меньше значение дисперсии, тем более однородны значения оценок в группе (выборке) обучающихся.

        Источник [1, с. 43] приводит еще одно понятие, родственное дисперсии – «стандартное отклонение» (показатель, равный корню квадратному из дисперсии, взятому со знаком «плюс»).  Это понятие поможет провести довольно интересный анализ динамики успеваемости обучающихся из различных групп.  Предположим, в группе 1 обучается наиболее успевающий в ней студент И., а в группе 2 обучается наиболее успевающий в ней студент П. При этом один их них  может намного превосходить своих сокурсников, а преимущество другого может быть совсем незначительным. Определить, кто как из них занимается, возможно, если применить понятия «стандартное отклонение» и «z-оценка (отношение оценки отклонения элемента от средней к стандартному отклонению)» [1, с. 53-55], которая показывает,  в какой стороне от средней и как далеко от нее находится исследуемый элемент, в нашем случае – студент, степень подготовленности которого относительно группы проверяется в примере.  Чем выше z-оценка студента в группе, тем результативнее он занимался относительно других членов группы, причем соотношение численностей групп может быть любым.

Список литературы

1. Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика/Пер. с англ. Л.А.Клименко и Б.А. Клименко; Под ред. и с предисл. И.Ш. Амирова. – М.: Статистика, 1979. – 389 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет об успеваемости обучающихся по итогам 2016-2017 учебного года

отчет об успеваемости обучающихся по итогам 2016-2017 учебного года...

Подведение итогов Проекта «Профессионал – 2018»

11 мая 2018 года состоялось подведение итогов Проекта «Профессионал – 2018»Мероприятие началось с высказывания президента нашей огромной страны. Каждый человек талантлив, его сп...

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях...

Тема 2.6 "Подведение итогов по разделу химия"

Данный тест включает материал по дисциплине «Химия» за 1 курс следующих групп: ТАВХ- 111, ТАРО - 111, ТАОП- 111, ТАОП- 112, ТААТ- 111,  на базе основного общего образования....

1.1.1.Результаты успеваемости обучающихся (в межаттестационный период) УО-количество обучающихся, не имеющих неудовлетворительных отметок по итогам освоения дисциплиныМДК, практики

1.1.1.Результаты успеваемости обучающихся (в межаттестационный период) УО-количество обучающихся, не имеющих неудовлетворительных отметок по итогам освоения дисциплины МДК, практики...

Итоги мониторинга контроля успеваемости обучающихся

Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы дл...