Зов тундры
классный час на тему
Предварительный просмотр:
«Зов тундры»
Цель:
- Показать роль родного языка в жизни человека;
- развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родному языку;
- воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, уважительно относиться к культуре коренных народов;
- развивать творческие и коммуникативные способности: внимание, мышление, познавательную активность;
- способствовать возникновению чувств товарищества, а также развивать положительное взаимоотношение между учащимися, совершенствовать культуру общения;
Наглядный материал: портреты северных писателей: Р. П. Ругина, И. Г. Истомин, Л. В. Лапцуй: видеозапись танца; фонограмма песни Г. Лагей, Е. Лаптандер «О крае», сборник стихов Е. Е. Серасховой, слова: «тундра, тундра! Вот я наверно, без тебя прожить не смогу!» (Алексей Пичков).
Ход мероприятия:
Вед: На Ямале воедино
Слилось множество культур:
1 уч. – это ненецкая культура! (ученик в ненецкой одежде)
2 уч. – это культура ханты! (ученик в одежде ханты)
3 уч. – это культура коми! (ученик в одежде коми)
Вед: Хантыйский писатель Р. П. Ругин писал: (портрет Р. Ругина)
Отчий язык мой, зовущий,
К счастью и свету язык!
В братстве народов живущий
Разве ты впрямь невелик?
Мощен, как прежде и волен,
Северный древний язык,
Кто говорит, что он беден
Высох, зачахнул и сник.
Ненецкий писатель Л. В. Лапцуй писал: (портрет Л. В. Лапцуя)
Язык наш веками оточен,
Как дедовский нож на бруске.
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке.
– Серасхова Евдокия Езиковна – (портрет) – замечательная поэтесса народа ханты (сегодня у нас в гостях).
– Каждые несколько дней в мире исчезает один язык, а значит – и один народ, ведь без родной речи этнос не существует!
Ханты! Речь родную знай!
Мудрости ее внимай!
Приуральские напевы,
Никогда не забывай!
Уч-ся: Ани торова! Вуща уллаты! Видя улла!
Вед: Но всех нас объединяет
Общий язык – это русский!
Вместе: Здравствуйте!
Вед: Дорогие гости и друзья, а это значит, что мы вам вместе желаем здоровья!
Вед: Наш край родной – большой наш отчий дом.
И мы народы северного края!
Возьмемся за руки и как одна семья,
Творить мы будем землю прославляя,
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Чтоб нити поколений всех связать
Культура края – главное богатство,
А главное его – приумножать!!! (аплодисменты)
Вед: Мы ребята приглашаем вас на литературно – игровую программу «Зов тундры».
Вед: В ходе мероприятия у нас будут проводиться конкурсы, игры, будем отгадывать загадки, выявим лучших из лучших: художника, оленевода – пастуха, рыбака, мастерицу, прозвучат песни о крае, об игрушке «Акань», об интернате.
(звучит тихая музыка «О родном крае»)
1 уч. Что такое природа?
2 уч. Оглянись вокруг! Ты видишь?! Солнце, небо, облака, земля, растения, животные, птицы …все это – природа!
Вед: зажжем сердце огнем творчества и обратимся к добрым деяниям, к подлинной духовности и культуре. Слайд «Тундра во все времена года!»
1 уч. С любовью к родному краю, гордостью за него писал И. Г. Истомин (ПОРТРЕТ) родился в селе Мужи, 7 февраля 1917 года в семье коми – рыбака.
– Тундра, безлесная, холмистая равнина, известная, кочующая стадами оленей (картина)
– Зимой долгой и студеной – снега, бураны и метели (картина)
– Весной долгожданной – новорожденные олешки – авки, и вереницы летящих перелетных птиц.
– А осенью темной и слякотной – кочевка оленьих стад обратно.
– Когда солнце над тундрой светит, тундре радость несет оно.
Вед: Вслушайтесь, как торжественно и просто писал ненецкий писатель Леонид Лапцуй – портрет (показ картин)
– А тундра, утром хороша,
Кусты темнеют мехом
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер!
Послушайте, как нежно и ласково о крае отзывается Р. П. Ругин
(картина с ягодами)
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко.
Вед: Во всех этих стихах, писатели воспевают родной Север, все чем гордятся северяне. (дети уходят)
Представляю команды.
-Первая команда – «Березка» командир Алла (аплодисменты)
- Вторая команда – « » командир Маша (аплодисменты)
Наши конкурсы будет оценивать жюри.
Итак, начнем:
- 1 конкурс – конкурс художников по одному человеку от команды.
Тема конкурса: «Тундра, тундра. Вот я без тебя прожить не смогу». (Ватманы, гуашь, кисточка, банка с водой, тряпка)
Художники – Лиза, Артур – подумайте, что вы будете рисовать, рисунки должны быть на весь лист, красочными.
Лиза защита
Я кисточку целое утро.
Сегодня сжимаю в руке.
И вот появляется тундра
Вся тундра на белом листе.
Далеко в белесом просторе
Холмов протянулась гряда
На них полыхаясь, как море,
Пасутся оленьи стада.
Юля (Артур) защита
Уже надела тундра
Осенний свой наряд,
Поглядывает мудро на школу – интернат.
- Назвать рисунок и защитить его – помогает команда
- Жюри оценивает работу: - художники приступают.
- Время пошло.
- Жюри: Ирина Сергеевна и Прасковья Егоровна: 1 конкурс – 5 б.
Вед: Пока художники рисуют, мы с вами проведем конкурс – вопросов: за правильный ответ жетон. У кого больше жетонов, тот и победил в конкурсе. За плохое поведение мы убираем баллы. Капитаны – задают вопросы, а вы отвечаете. Я приглашаю Спиридона. Мастер – класс. Проводит Вылко Спиридон. У него ватман, ножницы. Садится ближе к гостям и работает
- Мужская меховая верхняя одежда из оленьих шкур. (малица)
- Музыкальный ударный инструмент, колдуна – знахаря? (бубен)
- Шест, длиной в 3 м, которым погонят оленей? (хорей)
- Какую траву узнают слепые? (крапива)
- Зимой в тундре как снежные хлопья падают с веток и зарываются в снег белые птицы. Их не увидишь в тундре пока не подойдешь, белый наряд спасает ее от врагов. Это птица (куропатка).
- Караван оленьих упряжек? (аргиш)
- Как называется ощущение холода? (мороз)
- Ай нави паталли варсат хуват навартлиял? (заяц)
- Хатыи, ит ищни тайл. Касан хатл щи ищнина кино этыла. (телевизор)
- Чем питается олень? (ягель)
1. Женская меховая одежда из оленьих шкур? (ягушка)
2. Северное жилище в виде конуса? (чум)
3. Низкорослый пахучий кустарник? (багульник)
4. Длинная верёвка для ловли оленей? (аркан)
5. Действие, песни северного - колдуна шамана? (камлание)
6. Зимняя обувь из оленьих шкур? (кисы)
7. Иногородний дом для детей приезжающих учиться в посёлок из тундры? (интернат)
8. Неоспоримый признак зимы? (снег)
9. Лунан асем нави ищки хосап тус. Ита лунат нави хосап лыпина падам хул, па нёха паня ? (холодильник)
10. И сэмпи пуращ ими хансэт интал.
Обеим командам: - Какое животное является символом тундры? (олень)
Вед: Этих прекрасных оленей сделал Спиридон. Работа очень трудная. Кто – нибудь из вас сможет сделать оленей из бумаги? Где ты научился? Кто этому тебя научил? Его работа заслуживает аплодисментов. Он великим мастером может стать в будущем, а образование получить в училище искусств.
Вед: Итак, наши художники уже готовы продемонстрировать свои работы и защитить.( Жюри оценивает- соответствие названию- 1б; защита -3б ) – слово жюри.
Вед: Подводя итог конкурса «Юный художник», можно сказать, что все работы проникнуты чувством любви к Родине, родной природе, к своему краю, думаю, эти работы заслуживают аплодисментов. Молодцы!
Лиза: Он в тундре живёт с незапамятных дней.
И север представить нельзя без оленя
Олень – это тундры пятнистый ковёр
Её вдохновенье, её откровенье.
Вед: Ждёт забава не дождётся храбрецов, вызываю добровольцев – удальцов. Итак, наш 3-тий конкурс - игры народов Севера. Победившие получают жетоны.
Вед: первая игра называется «Узнай своего оленя».
- Перед вами стадо оленей. В тундре бывают такие случаи, во время касланий стадо путаются. Бригадир, пастухи по памяти должны собрать своих оленей в стадо. Будьте очень внимательны, нельзя брать чужих оленей. Кто больше поймает своих оленей – тот победитель.
1 команда – это ваша метла. 2 команда – это ваша метла. Играют мальчики (1, 2, 3 начало игры, музыка).
Проверим 1 ком.- оленей и 2 ком. – оленей. Выиграла команда:
2 игра: «Рыболов». На нитке завязаны магниты. Перед вами косяк рыб. Ваша задача: кто больше поймает рыбы тот и победил.
По 1 игроку из каждой команды: 1,2,3 – начало игры.
По сколько рыб поймала каждая команда? Считаем.
3 игра: Девочки, будущие хозяйки. И любая хозяйка должна знать, какие ягоды растут в тундре. Эта игра «Собери ягоды»
1 команда – собирает голубику в ведро.
2 команда – собирает бруснику в ведро. Играют малыши (играет музыка). 1,2,3- начало игры. Считаем ягоды. Кто больше собрал ягод.
Вед: Давайте посчитаем жетоны за третий конкурс: «Игры народов Севера». Общий счёт:
Вед: Роман Прокопьевич Ругин
Чтобы мне осилить
Голой тундры гладь
И пургу, что взгляда
Не даёт понять.
Чтобы расстоянье,
Одолеть скорей,
Что друзья, мне нужно?
Песня, да хорей.
Песня: «Едем по тундре»
Вед: За троих в работе за полдня успеет
Сшить семиузорные новые кисы
В целом мире нет мне ближе и дороже.
Женщины ненецкой северной красы
(Л.В Лапцуй)
Вед: Семиузорные, красивые.
В таких иди за семь морей.
Кисы охотника счастливою.
Помчат по следу соболей.
(Р.П. Ругин)
Следующий конкурс – мастериц
« Акань – игрушка моего детства»
Вед: Для изготовления этой игрушки используется утиный нос, нитки, яркие ткани. Приглашаются мастерицы. Ваша задача: из заготовок сшить красивую, аккуратную куклу.
Вед: Садитесь поудобнее, аккуратно пользуйтесь ножницами и иголкой.
Вед: ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом.
Если вьюга зарычит страшна
Словно моря Карского волна.
Не пугайся словно горностай
Не кидайся в снежные бугры
Не умелым лыжником с горы.
Вед: а сейчас объявляется музыкальная пауза «На Полярном Урале».
- понравился вам танец?
Вед: Пора посмотреть на кукол. Вот какие красивые куклы получились, попросим жюри оценить работы.
Вероника: «Акань хир», писатель Евдокия Езиковна Серасхова
Игрушки Акань на ханты _________________
Акань хир ма версам,
Аканьлам щи понсам,
Акань-омы, акань-ащи,
Акань-окэт, акань-яйт.
Акань______ няврэм,
Акань сахат, нарэт.
Яха окатсалам
Лонки ант ласкаллам.
Вед: Стихи у Евдокии Езиковны мелодичны, в них житейская мудрость древнего северного народа – ханты.
Напев: Екатерины Архиповны Озеловой
Слова: Дарьи Ивановны Озеловой – Чугаевской
Мет ма мосты аканием,
Васы ох элты верса,
Анкем мойлам еттотыем,
Карты сэвна сэвса.
Аканием пилна ентлам,
Сяметлам ма тойлэм
Тонты элты онтап ентсам
Шома отна олтасэм.
Подарила мама куклу
Из головы утки
Полюбила я игрушку
С длинными носами
Укачала, укачала,
Укачала кроху я,
Я надела ей ягушку
И мороз не страшен нам.
Вед: а сейчас жюри нам объявит общее количество баллов и объявит победителей. Какая же команда победила? _______________ Молодцы! Аплодисменты!
Итог: В ходе мероприятия «Зов тундры», мы выявили новые таланты в конкурсах: художников, мастериц, мастер-класс. Л. В. Лапцуй писал: «Пускай моим следом потомки. Пройдут, не споткнувшись нигде. К рассвету, минуя потемки. Навстречу рассветной звезде».
Вед: у нас в гостях Серасхова Евдокия Езиковна – расскажите, пожалуйста, о себе, где родились, где учились, в каком возрасте написали первое стихотворение и т.д. Была ли в детстве у вас любимая игрушка?
Нам очень понравилось ваше творчество, приходите к нам почаще в интернат. А на память мы подарим ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зов тундры"
Приложение к часу семьи...