Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников
учебно-методическое пособие по теме

Бредихин Михаил Сергеевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)

                                                                                                 

 

 

 

Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников

 

 

 

 

 

                                                                                  

                                                                                                   Составил:  педагог допольнительного образования

Бредихин М.С. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таштагол, 2015г.

 

Обзор литературы

Алешин В.М, Серебреников А.В. Туристская топография.

Авторы - мастер спорта СССР по туризму и судья Всесоюзной категории по спортивному ориентированию В.М. Алешин и мастер спорта СССР по туризму А.В. Серебреников - дают анализ разнообразных картографических материалов и практические советы по их подготовке и использованию на местности, освещают приемы и методы ориентирования в туристском походе.

 Книга адресована широкому кругу туристов разной квалификации - от новичка до участника похода высшей категории сложности, - специализирующихся в различных видах туризма.

 Рецензенты: Г.Я. Воронцов - инженер-картограф, мастер спорта СССР по спортивному ориентированию; Б.И. Огородников - зам. председателя Федерации спортивного ориентирования СССР, мастер спорта СССР по туризму.

               Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании.        

Автор, известный специалист в спортивном ориентировании, судья всесоюзной категории, рассказывает о процессе создания спортивной карты - от выбора района для картографирования до подготовки ее к изданию. В книгу введены разделы, посвященные основам некоторых смежных дисциплин, необходимых составителю карты (топографии, геодезии, картографии), приведен перечень основных терминов и понятий, имеющих отношение к спортивной картографии. Впервые в советской литературе о спортивном ориентировании изложен процесс создания оригиналов для многоцветных спортивных карт. 

Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности.

В популярной и доступной для читателя форме рассказано о методах измерения на местности расстояний, углов и высот простейшими приборами. В третьем издании  приведены сведения о новейших методах измерения. Особое внимание уделено способам косвенного определения расстояний и высот. Изложены правила горизонтальной, вертикальной и глазомерной съемки и составления плана небольшого участка местности. Приведены способы ориентирования относительно стран света по Солнцу и звездам. Для широкого круга читателей, занимающихся измерением и съемкой местности. Определенную пользу принесет молодежи при выборе профессии.

Говорухин А.М., Куприн А.М. Справочник по военной топографии.

Справочник содержит сведения о местности, топографических картах и аэроснимках. В нем изложены способы ориентирования на местности, порядок составления боевых графических документов. Даны образцы топографических карт, условные знаки и сокращения, применяемые на картах, приведены справочные данные по топографии.

Справочник предназначен для офицеров Советской Армии, слушателей и курсантов военно-учебных заведений.

Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию.

В книге рассказывается о том, как организовать и провести соревнования по различным видам спортивного ориентирования. Приводятся советы по организации работы судейской коллегии, секретариата соревнований, службы информации, хозяйственного обеспечения. Для организаторов соревнований, судей, спортсменов-ориентировщиков.

Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики.

Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, проявляющееся в увеличение ударного объема крови, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Так на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов- в лыжных. Многолетние (4-5лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями их 12 летнего возраста на 46.7 %, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом- на 9,1%, у спортсменок на 23,7%. Улучшение этого показателя у мальчиков соответственно; 16,5%, 24,5%, 31,4% .

Кодыш Э.Н. Соревнования туристов.

Автор, мастер спорта СССР по туризму, впервые обобщает опыт подготовки и проведения соревнований пешеходных туристов. В книге рассматриваются вопросы оборудования дистанций соревнований, технические и тактические приемы, меры по обеспечению безопасности. 

Эта книга - попытка создать первое систематизированное и по возможности полное пособие для всех, кто занимается соревнованиями пешеходных туристов, для судей, организаторов, участников, тренеров. 

Введение

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

Объект исследования – Оздоровительное значение спортивного ориентирования.

Предмет исследования – техника и методика  проведения занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию.

Цель работы: изучить методику занятий спортивным ориентированием для среднего и старшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Определить значение спортивного ориентирования как средства оздоровления физической культуры школьника.

2.Охарактеризовать развитие основных физических качеств, необходимых для школьников, занимающихся спортивным ориентированием.

3. Раскрыть основные компоненты специальной физической подготовки школьников, занимающихся спортивным ориентированием.

Методы исследования: метод изучение и анализ научно-методической литературы.

Список использованных источников

 

1. АлешинВ.М, Серебреников А.В. Туристская топография. -М, 1985.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. — М., 1983.

3. Алешин В.М., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию.— М., 1971.

4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. — М., 1992.

5. Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. -М., 1982.

6. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. — М., 1973.

7.Вяткш Л.А. Организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. — Ульяновск, 1994.

8.Говорухин А.М., Куприн А.М. Справочник по военной топографии. — М., 1980.

9.Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978.

10.Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. — М., 1987.

11. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. — М., 1990.

12.Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. -М., 1995.

13.Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. — М., 1994.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sportivnoe_orientirovanie_2017_10_17_07_35_18_483.pdf548.48 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностно - ориентированное обучение на занятиях физической культурой"

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Ам...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, баскетбол, гимнастика)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности ( подвижные игры, легкая атлетика, спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...