Художественный стиль речи
план-конспект урока на тему
Урок на тему "Художественный стиль речи."
Цели урока:
-образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;
- развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;
- воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 20.19 КБ |
Приложение. | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный стиль речи.
Цели урока:
-образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;
- развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;
- воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы обучающихся.
Ход урока:
1.Оргмомент.
На предыдущих уроках вы познакомились с разновидностями употребления языка. (язык разговорный и язык литературный) В русском языке существует несколько стилей. Назовите их (Разговорный, научный, официально-деловой, художественный)
Тема сегодняшнего урока «Художественный стиль речи.» (запись темы в тетради)
Наша задача сегодня: поработать над образностью нашей речи в разных формах (письменной и устной).
- Но прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.
2. Этап проверки домашнего задания (повторение изобразительно - выразительных средств русского языка)
Терминологический диктант
- Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
6.Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения (разговорный)
7. Слово, которое является средством для красивой и выразительной речи (эпитет)
8. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать (олицетворение)
II этап. Работа с текстом художественного стиля.
Распечатанные тексты у каждого на столе (проза и поэзия). Текст читаем каждый про себя.
Учитель: - Выделите все изобразительно - выразительные средства текста и охарактеризуйте их.
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Учитель: Определите:
- К какому стилю можно отнести данный текст? (художественный)
- Чем отличается художественный стиль от других? (большое использование изобразительно-выразительных средств, предназначен для создания эмоционально-эстетического воздействия, особые синтаксические конструкции с рядом однородных членов предложения)
-Назовите основные жанры худ.стиля (рассказ, повесть ,роман, стихотворение, песня и т.д.)
- На основании этого текста докажите, что это художественный стиль.
- Итак, пожалуйста, отвечает и доказывает …
(«кудрявые вершины молоденьких березок» - эпитет, «лежала синеватая мгла»- олицетворение, «проносился ветер» - олицетворение, «трепетным боязливым шепотом»- эпитет, «они чуть чуть перешептываются» – олицетворение)
Вывод делают сами учащиеся. Текст художественного стиля, а не научного и не публицистического.
Учитель: Художественный стиль речи, пожалуй, самый богатый стиль, ведь он вбирает в себя все остальные. Именно в художественном стиле написаны лучшие образцы мировой литературы.
Грамотных и образованных людей всегда отличает красивая и правильная литературная речь. Согласитесь, что приятно находиться в обществе таких людей. Интересно слушать их рассказы, вести с ними беседу. Они спокойно, уверенно и понятно излагают свои мысли. Этому можно НАУЧИТЬСЯ, если захотеть.
Давайте порассуждаем о времени года. Осень вдохновляла многих писателей, поэтов и художников на творчество. Я предлагаю и вам изложить свои мысли об осени в мини-сочинении на тему «Осенний день»
Вспомним структуру сочинения:
1.Вступление. Общее представление о предмете.
2.Основная часть. Описание отдельных признаков предмета.
3.Заключение. Вывод .
-Ваши ассоциации со словом ОСЕНЬ?(записать несколько слов)
(дождь,листья,листопад,грибы,золото,плед и т.д.)
-Подберите эпитеты к слову осень (записать)
(неожиданная,ненастная,золотая,благодатная,задумчивая и т.д.)
-Какая осень вам нравится?
Самостоятельная работа:
Предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет вам в работе над сочинением.
Небо,облака, тучи | Солнце | Закат | Воздух | Звуки | Запахи |
Подведение итогов урока:
-выставление оценок.
Домашнее задание
-написать мини-сочинение.
Предварительный просмотр:
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их. (М. Горький)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»
Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...
Тесты по основным темам программы по дисциплине «Русский язык»: «Язык и речь», «Морфологические нормы», «Синтаксис», «Орфография», «Стили речи".
Тесты по основным темам программы...
Художественный стиль речи
Тема урока "Художественный стиль речи"Задача урока: Показать красоту русского языка и значимость художественного слова...
Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"
Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"...
Анализ текста "художественный стиль"
Анализ текста "Художественный стиль"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"
Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела «Функциональные стили литературного языка» (Художественный стиль)
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела № 8 "Функциональные стили литературного языка" ."Изобразительно-выразительные средства языка и речи"....