Разработка урока «Виды теста. Мучные изделия из пресного теста»
методическая разработка на тему
Ожидаемый результат: учащиеся должны овладеть технологической компетентностью – готовностью к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности; коммуникативной – получать в диалоге необходимую информацию. Учащиеся должны знать виды теста и разрыхлители, ознакомиться с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Виды теста. Мучные изделия из пресного теста»
Цели и задачи урока:
образовательная - ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий;
воспитательная – воспитывать бережное отношение к хлебу; внимательность во время занятия, доброжелательное отношение при работе в команде;
развивающая – развивать логическое мышление и творческие способности при создании схем.
Ожидаемый результат: учащиеся должны овладеть технологической компетентностью – готовностью к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности; коммуникативной – получать в диалоге необходимую информацию. Учащиеся должны знать виды теста и разрыхлители, ознакомиться с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий.
Оснащение урока:
Наглядные пособия и ТСО: коллекция муки, дрожжи сухие и свежие, иллюстрации хлебобулочных, мучных кулинарных и кондитерских изделий, плакаты и таблицы с изображением форм для выпечки и готовых изделий; компьютерная презентация по теме; инструкционные карты.
Посуда и инвентарь: сито, ложка, разделочная доска, скалка, кулинарный нож, противень, формочки для выпечки.
Оборудование: для лабораторной работы пробирки с солью, пищевой содой, крахмалом, сахарной пудрой, мукой пшеничной; столовый уксус, вода, раствор йода.
Методические приемы:
беседа с закреплением материала на тему: «Виды теста. Мучные изделия из пресного теста»;
лабораторно-практическая работа «Определение доброкачественности муки и продуктов химическим путем»;
самостоятельная работа учащихся на ПК по созданию схемы приготовления песочного и заварного теста под контролем учителя.
Ожидаемая результативность: овладение учащимися монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое обращение; предполагается уверенное использование ПК при создании баз данных; умение определять доброкачественность муки и продуктов химическим путем и записывать результаты.
Межпредметные связи:
Товароведение пищевых продуктов автор6 З.П. Матюхина, Э.П. Корольков;Оборудование предприятий общественного питания В.П. Золин; Основы физиологии питания, гигиены и санитарии З.П. Матюхина. Слова из стихотворений А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин».
Ход урока
- Организационный момент:
- Проверка готовности к уроку.
- Приветствие.
- Вступительное слово учителя о хлебе.
«Хлеб – всему голова» - так говорит русская пословица. Ни один стол не обходится без хлеба, а сколько людей трудилось, чтобы этот хлеб попал на стол! Долгий путь проходит сдобная булка и душистый хлеб до стола человека.
Хлеб и хлебобулочные изделия изготавливают в пекарнях, на хлебозаводах. Выпекает их пекарь. Он контролирует процессы выпечки, температурный и паровой режим пекарных камер, определяет готовность изделий.
Хлебобулочные изделия отличаются от кондитерских тем, что одни сладкие, а другие нет и количество содержания муки и других компонентов у них разное. Если в изделии больше муки по объему, чем всех иных компонентов, то изделие хлебное; если мука составляет меньше половины других компонентов (масла, яиц, сахара), то изделие кондитерское.
На бисквитных фабриках технологический процесс изготовления бисквитов, высших сортов печенья, пряников на поточно-механизированных линиях ведет бисквитчик. Он замешивает, разделывает тесто, контролирует процесс сбивания кремов, изготовление начинок, формирует и выпекает изделия.
Хлеб на столе – частичка солнца, знак устойчивости мира, достатка и благополучия. Издавна сложилось благоговейное отношение людей к хлебу. Надо стремиться к тому, чтобы не пропал ни один кусочек хлеба.
- Изложение нового материала.
Изделия из теста – важнейший продукт питания человека. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат минеральные вещества – это белки, жиры, углеводы; витамины, аминокислоты. Например: в пшеничном хлебе есть витамины В1 и РР. В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба, булочных, бараночных, диетических и др. изделий. Показателями питательной ценности этих изделий является высокая калорийность и хорошая усвояемость организмом.
(демонстрация булочных изделий на экране) Калорийность их колеблется в пределах 200-400 ккал на 100 г. продукта, усвояемость – 90%.
Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале организовывают рабочее место. Вам уже известны санитарно-гигиенические правила еще с 6 класса.
- Тщательно мыть руки с мылом.
- Волосы убрать под косынку, одеть спец. одежду.
- Рабочее место и инвентарь должны быть чистыми.
- К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках.
Посуда, инструменты и приспособления для работы с тестом достаточно разнообразны. Чем вы и ваши мамы, бабушки пользуетесь для замешивания теста: сито, мерный стакан, кастрюли, миски, миксер, взбивалки.
Для разделки теста: доска, скалка, формочки для печенья, дисковый нож.
Для выпечки теста: противень, формочки, жарочный шкаф, электровафельница и т.д.
Основные продукты для приготовления мучных изделий:
Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы.
Качество муки определяют по цвету, запаху и вкусу.
В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др. Наличие в тесте молока повышает питательную ценность изделия, простокваша и кефир разрыхляют тесто.
Дрожжи могут быть прессованные, сухие и жидкие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхлителей.
Соль поваренная пищевая влияет на процессы, происходящие в тесте при брожении, используется как вкусовое вещество.
Учащиеся записывают в своих тетрадях названия основных продуктов.
Дополнительные продукты: жиры, сахар, яйца. (записывают в тетрадях)
Лабораторная работа: 3-5 минут.
Учащиеся ставят в штатив пробирки с продуктами в следующем порядке: соль, сода, крахмал, сахар, мука. Проверяют, растворяются ли продукты в воде комнатной температуры.
Чтобы доказать правильность определения продуктов, следует:
а) в пробирку с раствором соды добавить столовый уксус – жидкость пенится и шипит (выделяется углекислый газ);
б) в крахмал добавить 1-2 капли йода, содержимое посинеет;
в) соль и сахар проверить на вкус.
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Мука с водой дает клейкую массу (клейковину), которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Чтобы улучшить качество теста, применяют разрыхлители.
Способы разрыхления могут быть различные (запись в тетрадях)
Биохимические, основанные на жизнедеятельности дрожжей;
Химические – пищевая сода NaHCOз.
Механические – с помощью взбивания (при изготовлении бисквита), раскатка (при изготовлении слоеного теста).
Наиболее характерны для русской кухни изделия из дрожжевого теста. В рукописях 16 века впервые упоминается о слоеном тесте. Простое пресное тесто было известно много раньше, чем дрожжевое.
О различных видах мучных изделий упоминается и в литературе, например, в стихотворении А.С.Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:
«…За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным.»
Или произведение «Евгений Онегин»:
«…Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины»
В зависимости от вида изготавливаемого изделия тесто по способу приготовления может быть дрожжевое и пресное.
Пресное тесто по способу замеса может быть слоеным, песочным, заварным, бисквитным.
Консистенция теста зависит от вида изделия. Так для блинов, блинчиков, вафель, бисквита замешивают жидкое тесто; булочки, пироги, рулеты выпекают из более густого теста, для пельменей и лапши готовят крутое.
(учащиеся записывают в тетрадях)
Пресным называют тесто, приготовленное без дрожжей. Разрыхлителем служит сода. Из пресного теста приготавливают печенье, пирожные, торты, блинчики, пряники.
Бисквитное тесто
Готовят без разрыхлителей. В его состав входят мука, сахар, яйца. Существует два способа приготовления: холодный и теплый. В первом случае белки и желтки отделяют друг от друга и взбивают с сахаром, после соединяют с мукой. Во втором случае – яйца смешивают с сахаром, подогревают, взбивают и, охладив, быстро вводят муку. Существует маленькая хитрость – бисквитное тесто нельзя встряхивать, иначе оно осядет и изделие не получится пышным.
(на доске выкладывают таблички с названием продукта и операции)
Холодный способ
Теплый способ
4.Самостоятельная работа учащихся - дается задание учащимся выполнить схемы приготовления изделия по предложенным текстам на ПК – 10 мин. (перед работой учащиеся повторяют правила безопасности труда за ПК – 2 мин.)
Песочное тесто
Требует большого количество масла и сахара. Основной разрыхлитель – масло. Муку высыпают горкой, сверху насыпают сахар, разрыхлитель. В муке делают углубление, кладут туда взбитые яйца, кусочки размягченного масла и быстро замешивают. Если процесс замеса затянется, то может образовать клейковина, Тогда тесто ставят на некоторое время в холодильник. Тесто раскатывают в пласт и нарезают формочками. Противень смазывать не обязательно.
Заварное тесто
Готовят в два приема: сначала заваривают муку в соотношении 1:1. В кипящую жидкость всыпают муку и, перемешивая, проваривают 3-5 минут. Затем охлаждают, взбивают, вводят яйца. Выкладывают на противень с помощью ложки или кондитерского мешочка.
5.Анализ выполненной работы -2-3 мин.
6. Вопросы для закрепления материала – 3-4 мин.:
- Какое тесто называют пресным?
- Назовите виды пресного теста.
- Назовите способы получения бисквитного теста.
- Какие разрыхлители применяют при изготовлении мучных изделий?
- В чем особенность получения заварного теста?
7. Итоги урока – 2 мин.
Лабораторная работа «Определение продукта»
Название продукта | Растворение в воде | Реакция на столовый уксус | Реакция на йод |
сахар | - | - | |
соль | - | - | |
крахмал | - | ||
сода | - | ||
мука | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/30/picture-629236-1430401923.jpg)
Разработка открытого урока "Бездрожжевое тесто и изделия из него"
Данная методическая разработка урока предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе ПМ 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, тв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-617564-1430057941.jpg)
"Своя игра" на тему "Бдюда из мучных изделий"
Открытое мероприятие проводится в формате игры. Группа делится на две команды , выбирает себе название, право выбора вопроса достается той команде, которая правильно ответила на первый вопрос. Итоги п...
Методическая разработка практического занятия на тему: «Технология приготовления дрожжевого безопарного теста и изделий из него»
Для проведения практического занятия по специальности "Технология продукции общественного питания"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-371308-1410634341.jpg)
Лабораторная работа по ПМ.02 Приготовление блюд игарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста. тема "Приготовление изделий из бездрожжевого теста"
Тема лабораторной работы: Приготовление изделий из бездрожжевого тестаЦель работы: приобрести практические навыки приготовления и отпуск блюд из бездрожжевого теста.Научиться определять качество готов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/20/picture-1032592-1524216887.jpg)
Разработка урока Приготовление изделий из бездрожжевого теста
Разработка практического занятия по МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных и мучных кондитерских изделий профессионального модуля ПМ.08 Технология приготовления хлебобулочных, муч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178454-1571690851.jpg)
Методическая разработка урока «Виды цветочного оформления»
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику ...
План конспект урока лабораторного занятия на тему: Приготовление и оформление мучных кондитерских изделий из бисквитного теста
В данном материале представлен план конспект урока на тему: Приготовление и оформление мучных кондитерских изделий из бисквитного теста...