Классный час "Географы для победы".
классный час на тему
Тема: «Географы для Победы».
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Формирование патриотические чувства у молодежи, гражданственности.
2. Воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
3. Уважение к людям старшего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas_chas_geografy_dlya_pobedy.doc | 614.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
« Сахалинский техникум сервиса»
Классный час
Тема: «Географы для Победы».
Выполнил:
мастер п/о
Казанова Н.П.
г. Южно-Сахалинск
2016
Тема: «Географы для Победы».
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Формирование патриотические чувства у молодежи, гражданственности.
- Воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
- Уважение к людям старшего поколения
Оснащение мероприятия:
- Магнитофон
- Диски с песнями о войне
- Праздничные плакаты
- Шары
- Цвет
Подготовительный этап:
- Создание творческой группы для проведения классного часа
- Подобрать информационный материал о вкладе советских географов в Великую Отечественную войну
- Подбор стихотворений по данной тематике
- Музыкальное сопровождение
- Фотокорреспондент
Расстановка мебели и размещение участников:
- Оформленная доска
- Стол с цветами (ведущий)
- Музыкальное сопровождение
- Столы с участниками классного часа
- Книжная выставка
Основной Этап
Краткий план классного часа: «Географы для Победы».
- Музыкальная заставка - 1 человек
- Вступительное слово ведущего – 1 человек
- Выступление учащихся со стихотворением о войне – 2 человека
- Продолжение рассказа ведущего
- Выступление учащихся – 6 человек
Вклад советских географов в победу в Великой Отечественной
войне
- топографы
-гидрологи и метеорологи
-альпинисты
-военно-геологические отряды
-флот
6. Информационная справка – 1 человек
7. Выступление учащейся со стихотворением о войне – 1 человек
8. Музыкальное сопровождение.
Это праздник выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины от вражеских полчищ во все времена.
Наш век пройдет.
Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайны истории извиты
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Николай Тихонов
«Гитлер установил для осуществления этих планов жесткие сроки. В 1941 г. Советский Союз как могучее государство должно было прекратить свое существование. Тогда, по расчетам Гитлера, у него не только не будет врага за спиной, но он получит большое количество сырья и сельскохозяйственной продукции, не ставя себя в зависимость от милости Советского Союза: пшеницу — с Украины, уголь и руду — из Донецкого бассейна, никель — с Кольского полуострова, нефть — с Кавказа, лес — из Белоруссии».
«На начальном этапе вторжения в Россию немцы с поразительным успехом использовали косвенные действия, чему способствовали географические условия. Почти 3000 километровая длина фронта и незначительное количество естественных препятствий давали захватчикам большие возможности для утечки через линию фронта и проведения маневров» .
Как можно видеть из этих цитат, географические факторы (экономико-географические и физико-географические) оказывали значительное влияние на цели и ход Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Содействовать использованию различных географических факторов для достижения победы было главной задачей географов Советского Союза. В тяжелое для Родины время они внесли свой вклад в дело победы.
Географы готовили военно-географические описания; метеорологи делали на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи прогнозировали состояние водных рубежей. В тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, выявления земельных и водных ресурсов, поиска полезных ископаемых в восточных районах страны — на Урале, Поволжье, в Сибири, Казахстане и Средней Азии.
Уже в начале войны при Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, впоследствии объединенных в Комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был геохимик и минералог, академик А. Е. Ферсман.
Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялись территория, её рельеф, растительный и почвенный покровы, метеорологические условия, давалась их военная оценка, изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки. В тылу ученые-географы проводили комплексный учёт и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, осуществляли научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (как в военное, так и в послевоенное время).
За период 1941-1945 гг. предприятие Главного управления геодезии и картографии совместно с частями Военно-топографической службы:
- осуществили съёмку и рекогносцировку на площади более 5 млн км2;
- составили и подготовили к изданию 19,6 тыс. оригиналов и напечатали 880,5 млн. листов топографических карт;
- составили и издали 575 каталогов и списков, которые содержали координаты 333 тыс. геодезических пунктов и реперов.
Во время Великой Отечественной войны одним из подразделений Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной армии был Институт географии АН СССР. Его ученые уже с июля 1942 года начали составлять военно-гёографиче-ские «портреты» — описания территорий будущих сражений от Волги до Берлина. Группа, которая выполняла эту работу для штаба инженерных войск, состояла из разных специалистов, а возглавил её географ И. П. Герасимов. О практической значимости результатов работы географов во время войны свидетельствует и тот факт, что на полётных картах сбитых немецких летчиков Институт географии значился как стратегический объект для бомбометания.
Топографы
В суровые годы Великой Отечественной войны советские геодезисты, топографы и картографы обеспечивали регионы боевых действий Красной армии топографическими картами, геодезическими данными и материалами аэрофотосъемки. Выполняя задания фронта, они одновременно продолжали геодезические работы, изыскания и топографические съемки на остальной территории страны, что способствовало развитию промышленного и сельскохозяйственного потенциала СССР, а также быстрому восстановлению народного хозяйства после войны.
Военные топографы
Топографы — это глаза армии, так как ни одна военная операция ни одна военная операция проходила без карт.
Карта — это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.
Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но особую роль она играет в артиллерии...
Существует понятие «стрельба с закрытых огневых позиций», т. е. стрельба за горизонт по целям, которые располагаются за пределами прямой видимости. Это основной способ артподготовки и артобстрела, при этом артиллерийские батареи вскрываются за складками местности, зданиями, деревьями, в естественных и искусственных укрытиях. Но спрятанная батарея слепа: наводчики не видят цели, поэтому при стрельбе с закрытых позиций командный пункт располагается за много километров от орудий. Оттуда командир видит цель и передает указания, как и куда именно стрелять. Такая стрельба требует умения, навыков, точных приборов, устойчивой и непрерывной связи, но прежде всего, полноценного топографического обеспечения. Боевое применение артиллерии без топографических карт невозможно, как невозможно играть в морской бой без сеточки с координатами.
И еще немного о военных топографических картах. Не зря на них стоит гриф секретности. Карта секретная даже не оттого, что на ней обозначено расположение своих войск и войск противника, но и просто потому, что нанесены леса, реки, мосты, поля и дороги. Проникнуть в тайны топографической службы — неизменная мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имеет стратегическое значение.
Так, в 1943 году советская военная разведка добыла сведения о том, что немецкие картографические фабрики отпечатали сотни тысяч листов карт Орловской, Белгородской и Курской областей. Эта информация была положена в основу разработки плана массированной обороны и будущего наступления Советской армии на Курской дуге. В военные годы отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами.
Военные действия раскинулись на огромной площади — от Баренцева до Черного моря. Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тыс. км2, составили и издали более 2 тыс. листов карт разного масштаба.
Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жестокой блокады, холода и голода, под обстрелом немецкой артиллерии ленинградцы составляли, чертили и печатали карты, не прерывая работу ни на один день...
Гидрологи и метеорологи
В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали подразделениям преодолевать водные рубежи, болота. Целый ряд операций наших войск строился с учётом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой военной техники. На болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность прорыва войсками наименее укрепленных участков обороны противника. Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на один-два дня для того, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха большими группами самолетов.
На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро знаменитой Дороги жизни.
Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени. В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки — Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер.
Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течений, характере берегов и дна, заболоченности, поймах и др.
Дорога жизни
Так, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сож, Днепра войсками Первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учётом их водности.
Военно-геологические отряды
На всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главным их задачей было обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источников водоснабжения и местных строительных материалов. Боевые действия велись в разных условиях — в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепях, степях и полупустынях Прикаспия, в горах Кавказа, Карпат и других горных системах Карельский фронт был не только самым северным, но и наиболее протяжённым. Он простирался от Ленинграда через всю Карелию и Кольский полуостров. Многочисленные леса, озёра и болота, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения военных действий военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озёрных и болотных вод, состоянии дорог, мостов и переправ, выявляли необходимые для ремонта дорог строительные материалы. Такие работы велись на всех фронтах в различных природных условиях и природных зонах, например высоко в горах.
Альпинисты
Свой вклад в победу внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные сражения за перевалы. Более 60 лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с фашистами. В гарнизоны перевалов заступали советские альпинисты, которые изменили ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов.
Воины-альпинисты под командованием А. С. Ефремова поднимаются для защиты перевала
Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть и выйти к южным границам СССР. Бои на Кавказе происходили на склонах и верши-пах. 21 августа 1942 года фашисты вышли на обе вершины Эльбруса и установили свой флаг. В феврале 1943 года советские альпинисты выполнили приказ — сняли с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установили Государственный флаг СССР, несмотря на высоту, холод, бураны, заминированные тропы и многочисленные группы фашистов из разгромленной дивизии «Эдельвейс», которые не сдались в плен.
В рассказе одного инструктора по альпинизму, участника боёв на перевалах Кавказа, упоминается о «скале молчания». Когда ночью на главном Кавказском хребте шли на штурм решающей высоты, захваченной гитлеровцами, несколько человек сорвались вниз и разбились о скалы, но никто из них, зная, что погибает, не выдал при падении ни звука, т. к. любой шум, который обнаруживает присутствие человека, мог провалить дело. Казалось, что падали просто камни... Так сражались советские люди...
Флот
На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей использовались Азовская, Дунайская, Ладожская, Онежская, Волжская флотилии, отряд кораблей на озере Ильмень и др. Советский флот с первого дня войны непрерывно вел активные боевые действия на морях, озёрах и реках.
Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. Во время высадки десанта в Феодосии первыми в порт ворвались гидрографы. Они захватили и подожгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. Во время боя гидрографы определили и осветили точки наведения для кораблей отряда артиллерийской поддержки.
Бой защитников порта Диксон с немецким крейсером «Адмирал Шпеер». Худ П.П.Павлинов
В эти годы особую роль играл
Северный морской путь.
Фашисты прилагали все усилия, чтобы парализовать его деятельность, но, несмотря на это, он оставался одним из основных нитей, связывавших СССР с остальным миром. По нему ходили не только суда с вооружением и продовольствием, но и научно-исследовательские и гидрографические судна, которые обеспечивали возможность судоходства, выполняя свою работу под огнём врага и нередко вступая с ним в неравный бой.
Продолжали бессменно работать полярные станции. Они проводили метеонаблюдения, снабжая страну сведениями о погоде, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг. И фашисты это понимали. Вот почему шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам германских подводных лодок: научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла.
Однако исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в самые страшные периоды войны. На восточном участке этой трассы в те годы открылось несколько новых зимовок — слишком серьезную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны. Примеров вклада географии в победу в Великой Отечественной войне очень много, прежде всего потому что все, кто служил и служит этой благородной профессии, — в первую очередь, люди, которые любят и уважают свою Родину.
Среди конкретных имён известных географов, которые защищали нашу страну с оружием в руках, нельзя не упомянуть доктора географических наук, выдающегося океанографа М. Н. Сомова.
В 1942 году вице-президент АН СССР академик А. Е. Ферсман в журнале «Наука и жизнь» {№ 11 -12) в статье «География и война» отмечал, что география, считавшаяся описательной наукой, наряду с фундаментальными науками стала ведущей силой в выполнении важнейших задач мирового конфликта. Объясняя причины этого, он подчеркивал, что «география — совсем не наука об отдельных фактах мира, окружающего нас. География — наука о связях, о глубочайших отношениях, существующих в природе между отдельными явлениями и человеком, который трудится в ней».
В августе 1942 года он участвовал в героической обороне города Диксон, в котором располагалась научно-исследовательская станция, от десанта фашистского крейсера «Адмирал Шпеер». В славные страницы нашей победы вписаны имена других географов-фронтовиков: К. И. Маркова, В. С. Преображенского, Ю. К. Ефремова, Л, С. Абрамова, Ю. Г. Саушкина, И. П. Герасимова, П. П. Ширшова и др. Но наиболее наглядным примером является академик А. Е. Ферсман, чьи заслуги были по достоинству оценены. В 1942 году ему вручили Государственную премию СССР за выдающийся вклад в обороноспособность нашей Родины. Его научные знания и накопленный богатый опыт оказались в эти годы тем лее, что и штык в руках бойца.
Всем победителям в Великой Отечественной войне посвящается стихотворенье
«Победитель»
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Там, где мы брали с кровью, с бою
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою
,Встают ,качаясь, из травы
Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.
И вот дорогою обратной
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг рватный,
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.
М.Дудина
Солдату Второй Мировой
Ты извини меня, солдат,
Что не могу сказать ни слова,
Что слезы в горле снова, снова,
Что я молчу, смотря в глаза.
Повестка: "Сын погиб на фронте"...
Он воевал, он был солдат,
Он столько верст прошел в пехоте,
Он так хотел прийти назад!
Мечтал сказать: "Откройте двери!
Вот я: ваш внук, ваш сын, ваш брат!
Он так в Победу нашу верил,
Он никогда не прятал взгляд!
И до сих пор душе обидно,
Что не пришел солдат домой.
Над безымянною могилой
Горит негаснущий огонь...
Промчались годы горевые,
Но мать к порогу выйдет вновь:
Нет ничего сильнее в мире,
Чем материнская любовь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час 70 лет Победы в ВОв"
Формирование у обучающихся патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»
В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания студентов ГБПОУ КК «БАК» с использованием...
Классный час, посвященный 70-летию Победы "Оружие Победы"
Классный час, посвященный 70-летию Победы....
Разработка классного часа "Великая победа"
На территории нашей страны были разрушены полностью:1710 городов и 70 тысяч сёл и деревень.7 миллионов 700 тысяч – больных.13 миллионов 300 тысяч - умерших от голода и болезней, погибших от бомб...
Классный час."День Победы"
История и путь к победе....
Классный час "Урок Победы"
Методическая разработка классного часа для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.«45 год - 45 минут...
Классный час "Урок Победы"
Методическая разработка классного часа для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне«45 год - 45 минут ...