Методическая разработка для преподавателей по проблеме «Использования современных технологий в обучении биологии»
методическая разработка на тему

Жукова Елена Геннадьевна

 

Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.
    При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств.
     Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. СНИТ в образовании позволяют сформировать в сознании обучающегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. 
     К наиболее эффективным формам представления материала по биологии и экологии, следует отнести мультимедийные презентации. 

     Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
– повышает мотивацию обучающихся к учению;
– активизирует познавательную деятельность;
– развивает мышление и творческие способности;
– формирует активную жизненную позицию в современном обществе. 
        Применение информационных технологий на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для преподавателей по проблеме «Использования современных технологий в обучении биологии»

Тема:  «Методика проведения фронтального опроса обучающихся по биологии».

Жукова Елена Геннадьевнапреподаватель биологи.

Цель: контроль и оценка освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине «Биология»

     Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний.

     Успех преподавания биологии зависит не только от хорошего изложения материала преподавателем, умело проводимого эксперимента, достаточно полноценной самостоятельной работы обучающихся, но и от правильной системы повторения и учета знаний.

        В практике преподавания биологии используются различные виды повторения и закрепления материала, контроля  знаний обучающихся:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос у    доски;
  • индивидуальная работа обучающихся по карточкам;
  • первичное повторение и закрепление знаний по новому материалу;
  • тематическое повторение;
  • контрольные работы;

повторение по разделам и т.п.

        Повторение и проверка знаний, умений  и навыков обучающихся  является важным элементом процесса обучения и воспитания, во многом определяющим  результативность  обучения.

       Проверка знаний обучающихся позволяет  преподавателю лучше изучить их индивидуальные особенности.

      Организация систематической проверки знаний  существенно влияет  на регулярность занятий обучающихся предметом, на тщательность выполнения домашних заданий.

       Регулярная проверка знаний позволяет своевременно  обучающимся увидеть собственные проблемы в усвоении материала или ошибочного понимания отдельных вопросов.

      Фронтальный опрос преподаватели обычно используют лишь для проверки только что пройденного материала и для подготовки к изучению нового материала.

    Однако при таком понимании роли фронтального опроса его возможности использованы далеко не полностью.

    Учебные функции фронтального опроса должны быть значительно расширены.

  Опыт работы показал, что через небольшой промежуток времени обучающиеся плохо помнят усвоенный ранее материал, даже основные вопросы.

 Объясняется это тем, что преподаватель не всегда находит время для регулярного повторения ранее пройденного учебного материала.

Для того чтобы исправить ситуацию применяю выделение в учебном материале «базовых» знаний – тех знаний, которые студенты должны помнить и понимать, уметь воспроизводить в любое время учебного года.

Под «базовыми» знаниями я понимаю следующие структурные элементы содержания учебного материала:

- основные биологические понятия;

- основные биологические явления;

- структуру и функции органоидов клетки;

- основные закономерности явлений наследственности и изменчивости;

- важнейшие положения полученных знаний.

 

    Проведение опроса в быстром темпе.

      Поскольку повторяются (и многократно) вопросы, которые студенты должны понимать и помнить всегда, то опрос проводится в плотном, высоком темпе, на обдумывание даются считанные секунды.

Оценивание каждого ответа.

   За каждый ответ студентам ставится отметка в особую тетрадь. За 2-3 ответа (полученных на одном или нескольких уроках) выставляется суммарная оценка в журнал. Таким образом, удается в течение полугодия многократно проверить знания обучающегося.

      В некоторых случаях фронтальный опрос может быть ограничен повторением  только тех вопросов, которые нужны для изучения нового.

Фронтальный опрос можно считать наиболее эффективным средством для формирования «базового» уровня знаний.

 «Базовых» знаний сравнительно немного.

Например, в теме «Клеточная теория» такими знаниями являются основные положения клеточной  теории:

  • Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни.;
  • Все организмы состоят из клеток;
  • Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям;
  • Все новые клетки образуются при делении исходных клеток;

Это и есть «базовые» знания по целой теме (3-4 минуты).

     Если повторять «базовые» вопросы систематически на протяжении всего года, то весь пройденный материал будет прочно усвоен.

    Как показывает практика, даже слабые обучающиеся приобретают удовлетворительные знания.

     Применение данной методики фронтального опроса на уроках выявило, что обучающиеся более прочно усваивают материал, уделяют больше внимания домашним заданиям, более вдумчиво повторяют изученный ранее материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заочный конкурс методических разработок для преподавателей по проблеме «Использования современных технологий в обучении биологии» Наименование организации: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Карсунский медицинский техникум» Ульяновской области. Автор: Жукова Елена Геннадьевна - преподаватель биологии Директор: Янина Ирина Борисовна Номинация: Методическое указание, методические рекомендации. Цель создания: контроль и оценка освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине «Биология»

Слайд 2

Методика проведения фронтального опроса обучающихся по биологии

Слайд 3

«Х ороший учитель, кажется, только и делает, что повторяет материал, а между тем быстро идет вперед». К.Д.Ушинский

Слайд 4

Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний Успех преподавания биологии зависит не только от хорошего изложения материала преподавателем, умело проводимого эксперимента, достаточно полноценной самостоятельной работы обучающихся, но и от правильной системы повторения и учета знаний

Слайд 5

фронтальный опрос; индивидуальный опрос у доски; индивидуальная работа обучающихся по карточкам; первичное повторение и закрепление знаний по новому материалу; тематическое повторение; контрольные работы; повторение по разделам и т.п. В практике преподавания биологии используются различные виды повторения и закрепления материала, контроля знаний обучающихся:

Слайд 6

Повторение и проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, во многом определяющим результативность обучения Проверка знаний обучающихся позволяет преподавателю лучше изучить их индивидуальные особенности

Слайд 7

Регулярная проверка знаний позволяет своевременно обучающимся увидеть собственные проблемы в усвоении материала или ошибочного понимания отдельных вопросов Организация систематической проверки знаний существенно влияет на регулярность занятий обучающихся предметом, на тщательность выполнения домашних заданий

Слайд 8

Фронтальный опрос преподаватели обычно используют лишь для проверки только что пройденного материала и для подготовки к изучению нового материала Однако при таком понимании роли фронтального опроса его возможности использованы далеко не полностью Учебные функции фронтального опроса должны быть значительно расширены

Слайд 9

Опыт работы показал, что через небольшой промежуток времени обучающиеся плохо помнят усвоенный ранее материал, даже основные вопросы Объясняется это тем, что преподаватель не всегда находит время для регулярного повторения ранее пройденного учебного материала

Слайд 10

Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала Речь идет об организации фронтального опроса по нестандартной методике Изложению этой методики посвящено данное исследование

Слайд 11

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА ОБУЧАЮЩИХСЯ Ниже сформулированы основные положения предлагаемой методики: Выделение в учебном материале «базовых» знаний Выделение в учебном материале так называемых «базовых» знаний – тех знаний, которые должны обучающиеся помнить и понимать, уметь воспроизводить в любое время учебного года

Слайд 12

Под «базовыми» знаниями я понимаю следующие структурные элементы содержания учебного материала: основные биологические понятия; Механизмы биологических процессов; Биологические закономерности; основные положения, уровни организации, структура и функции биологических элементов; Основы биологических теорий; важнейшие положения полученных знаний

Слайд 13

Проведение опроса в быстром темпе Поскольку повторяются (и многократно) вопросы, которые обучающиеся должны понимать и помнить всегда, то опрос проводится в плотном, высоком темпе, на обдумывание даются считанные секунды

Слайд 14

Оценивание каждого ответа За каждый ответ преподавателем ставится отметка в особую тетрадь. За 2-3 ответа (полученных на одном или нескольких уроках) выставляется суммарная оценка в журнал. Таким образом, удается в течение полугодия многократно проверить знания обучающихся

Слайд 15

Решение текстовых задач ограничивается идеей решения От обучающихся требуется только указать идею решения (без выполнения вычислений). В целях экономии времени предлагаются задачи в рисунках и использование мультимедиа

Слайд 16

В некоторых случаях фронтальный опрос может быть ограничен повторением только тех вопросов, которые нужны для изучения нового Фронтальный опрос можно считать наиболее эффективным средством для формирования «базового» уровня знаний «Базовых» знаний сравнительно немного

Слайд 17

Например, в теме «Цитология – наука о клетке» такими знаниями являются основные положения клеточной теории: все организмы состоят из одинаковых структурных единиц - клеток; Клетки растений и животных сходны по строению, образуются и растут по одним и тем же законам; Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о единстве их происхождения; Это и есть «базовые» знания по целой теме (3-4 минуты)

Слайд 18

Если повторять «базовые» вопросы систематически на протяжении всего года, то весь пройденный материал будет прочно усвоен Как показывает практика, даже слабые обучающиеся приобретают удовлетворительные знания

Слайд 19

Различные формы проведения фронтального опроса по биологии

Слайд 20

Устный фронтальный опрос Основные требования к проведению устной фронтальной проверки знаний и умений обучающихся: составление вопросов для фронтального опроса следует основывать на «базовых» знаниях: вопросы, предлагаемые обучающимся, следует располагать в логической последовательности. Нельзя сводить фронтальный опрос лишь к чисто формальным вопросам типа: «Что называют модификацией?», « Что такое гаметогенез?» и другие; опрос должен быть организован так, чтобы привлечь внимание всей группы

Слайд 21

Например, тема «Дигибридное скрещивание» Первое, что необходимо сделать – выделить основной материал. В данной теме к основным знаниям следует отнести: скрещивание, в котором участвуют особи отличающиеся по двум парам аллелей, называют дигибридным; механизм наследования: доминантные признаки, родительские формы, решетка Пеннета; третий закон Менделя; умение решать генетические задачи на дигибридное скрещивание

Слайд 22

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие признаки являются доминантными? 2. Сформулируйте закон для дигибридного скрещивания. 3. В каких случаях проводят анализирующее скрещивание? 4. В чем состоит заслуга Г.Менделя? 5. Запишите схему анализирующего скрещивания.

Слайд 23

Письменная проверка при фронтальном опросе

Слайд 24

Организация кратковременных письменных проверочных работ Для проведения кратковременных проверочных работ необходимо: выделить «базовые» знания; подобрать вопросы и задачи, позволяющие проверить знания основного материала данной темы. Вопросы и задачи необходимо формулировать ясно и четко

Слайд 25

в проверочную работу могут включаться 2-3 вопроса как теоретических, так и практических. На работу отводится 5-7 минут; за работу обучающимся ставится оценка в журнал; проверочные работы следует проводить систематически

Слайд 26

Приведем пример такой работы Тема « Химическая организация клетки: нуклеиновые кислоты» Вариант 1 1. Сколько содержится аденина, гуанина, цитозина, во фрагменте ДНК, если обнаружено 600 тиминов, которые составляют 20% от общего числа нуклеотидов в данном фрагменте молекулы ДНК

Слайд 27

2. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующее строение: Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т Укажите строение противоположной цепи. Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

Слайд 28

Биологические диктанты как форма фронтальной проверки знаний Биологические диктанты представляют перечень вопросов, которые преподаватель зачитывает обучающимся и на которые они сразу должны писать ответы

Слайд 29

Биологические диктанты выявляют«формальные» знания: основные положения биологических явлений, название терминов; определение биологических понятий, характеристики, функции, строение; формулировки биологических законов; функциональные связи между биологическими элементами; последовательность биологических процессов.

Слайд 30

Вариант 1 1.Какие способы деления клеток вы знаете? 2. Каково значение АТФ в клетке? 3. Каковы строение и функции лизосом? 4. Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК?

Слайд 31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ПРОВЕДНИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

Слайд 32

Выполнение «наглядных» заданий развивает произвольное внимание и экономит время, затрачиваемое на записи, а также активизирует мышление обучающихся Опыт работы показывает, что наглядные задания в особенности помогают «слабым» студентам быстрее включиться в работу, хотя это относится и ко всем другим категориям обучающихся: «средним» и «сильным»

Слайд 33

Утверждения правильные или неправильные? 1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин. - 2) Цепочки ДНК соединены водородными связями. + 3) р-РНК находятся в ядре. - 4) в ДНК нет азотистого основания урацил. + 5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым - 6) В РНК всегда против аденина находится тимин - 7) т-РНК находятся в цитоплазме. + 8) и-РНК образуются в ядре. + 9) в РНК нет азотистого основания урацил. - 10) в ДНК число тимидиловых оснований равно адениловым. +

Слайд 34

Повторение и закрепление знаний: Вставьте нужные слова: В составе РНК есть сахар… В составе ДНК есть азотистые основания…; И в ДНК, и в РНК есть….; В ДНК нет азотистого основания … Структура молекулы РНК в виде… ДНК в клетках может находиться в … Функции РНК:… В составе РНК есть азотистые основания…; В составе ДНК есть сахар…; В РНК нет азотистого основания… Структура молекулы ДНК в виде… Мономерами ДНК и РНК являются…; РНК в клетках может находиться в… Функции ДНК:… (рибоза) (А,Г,Ц,Т) (А,Г,Ц,сахар, Ф ) (У) (Цепочки Нуклеотидов) (В ядре, митохондриях, хлоропластах) (Участие в синтезе белков) (А,Г,Ц,У) (дезоксирибоза) (Т) (Двойной спирали) (Нуклеотиды) (В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах) (Хранение и передача наслед. информ.)

Слайд 35

Рисунок 1. Что обозначено на рисунке цифрами 1-10 ?

Слайд 36

Вопрос. Какие органоиды изображены на данных рисунках? 1 2 3 4 6 5

Слайд 37

Определить результат анализирующего скрещивания Генотип АА ? Аа Фенотип желтые желтые семена семена

Слайд 38

Комбинированный фронтальный опрос Этот вид фронтального опроса хорошо использовать, когда повторяется большая тема или даже ряд тем. Тогда на фронтальный опрос отводится значительное время (10-15 минут)

Слайд 39

Вопросы для устного повторения: Дайте определение термина «наследственность» 2. Как объяснить гипотезу «чистоты гамет»? 3. Каковы основные положения хромосомной теории наследственности? 4. Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя?

Слайд 40

Качественные задачи Рыжий цвет волос у человека определяется рецессивным геном. Какова вероятность, что у темноволосой гетерозиготной по этому признаку матери и рыжеволосого отца родится рыжеволосый сын? Ответ обоснуйте

Слайд 41

Расчетные задачи 1. Ген черной масти у КРС доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

Слайд 42

Таким образом, с помощью предложенных выше вопросов повторяется и закрепляется достаточно большая тема, в частности основные ее положения и понятия Применение данной методики фронтального опроса на уроках позволило выявить, что обучающиеся более прочно усваивают материал, уделяют больше внимания домашним заданиям, более вдумчиво повторяют изученный ранее материал

Слайд 43

В 2013-2014 учебном году было проведено 4 контрольных среза на первом курсе. В каждом срезе проверялись: фонд знаний, умение решать логические задачи, творческие задания. Каждое задание оценивалось количеством баллов от 5 до 10. Такая система оценки позволила определить уровни обученности и развития обучающихся по суммарному баллу и по результатам решения творческих задач

Слайд 44

Результаты экспериментального обучения оценивались по ряду параметров : среднему баллу, проценту успеваемости, проценту качества знаний, проценту выполнения творческих заданий

Слайд 45

группы Средний балл % успеваемости % качества знаний % выполнения творческих. заданий до экперимента после эксперимента до экперимента после эксперимента до экперимента после эксперимента до экперимента после эксперимента Эксперимент. 3,7 4,2 84 91 31 45 14 35 контрольный 3,8 3,9 85 86 32 33 12 13

Слайд 46

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что систематическое проведение фронтального опроса по данной методике существенно повышает прочность знаний обучающихся Выяснилось также, что такая работа оказывает положительное влияние и на развитие логического и творческого мышления

Слайд 47

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий и методов как обусловленная необходжимость в обучении иностраннному языку

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных демонстрациях, которые могут быть выполнены с помощью информационных технологий.Большие возможности для использ...

Использование проектной технологии на уроках биологии как средство реализации профессионально направленного обучения

Проектная технология обучения в настоящее время является одной из эффективнейших в процессе подготовки специалистов. Это относится как к методике преподавания специальных и общепрофессиональных дисцип...

Проблема использования инновационных технологий в ОУ

Каждый преподаватель, используя такие технологии, в реализации которых формируется компетентная личность, имеет к ним непосредственное отношение к ним, то есть применяет инновационные технологии на пр...

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, ...

Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.

Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения  является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....