Мастер-класс "Эмоции"
консультация на тему
Мастер-класс для родителей по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ. ФГОС ДО: образовательная область - Познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_emotsii.docx | 116.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»,
проведенный учителем-логопедом Тершуковой Е.В.
4 речевая группа ГБДОУ № 27 Невского района Санкт-Петербурга.
2016 г.
Цели:
- Повышение компетентности родителей в вопросах образования;
- Знакомство родителей с проявлениями эмоционального состояния;
- Дальнейшее развитие сотрудничества между педагогами и родителями;
- Создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование: таблицы мимики для обозначения эмоций, листы бумаги, карандаши, листочки с текстами «ролей», яркий пакет, куклы театра Бибабо.
Ход консультации:
- Период дошкольного детства – это самый значимый период развития человека. Активно развиваются все стороны психики ребенка, что дает возможность дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Очень важную роль здесь играет развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, а также учится понимать и свои чувства, и переживания других людей. Он начинает различать внутренние эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
- Давайте подумаем, а как человек выражает свои эмоции?
- Через действия, речь;
- Невербальными средствами – интонация и тембр голоса, выразительные движения всего тела (пантомимика), мимика лица.
(Показ слайдов презентации)
Остановимся сегодня на мимических проявлениях эмоций.
Основные эмоции – радость, страх, гнев, печаль (грусть), отвращение (презрение), удивление.
Что участвует в их проявлении? – брови, глаза, губы.
Давайте посмотрим на схематическое обозначение эмоций.
Брови могут нахмуриваться (гнев), опускаться (печаль), высоко подниматься (удивление). Глаза - широко открываться (удивление, страх), прищуриваться (радость), прикрываться (печаль). Губы – уголки опускаются вниз (печаль), поднимаются вверх (радость), губы поджимаются при отвращении, широко открываться при удивлении, страхе.
(Показ слайдов презентации)
А теперь предлагаю вам нарисовать любую эмоцию (родителям предлагаются листочки бумаги с нарисованным кругом – «лицом»).
Мы с детьми тоже рассматривали эти схемы, беседовали, изображали эмоции.
Во время съемок я предложила детям показывать свои эмоции в разных ситуациях, сочинила небольшую сказку для этого (ну и, конечно, сказала, что это только сказка, а они – артисты, показывающие сказку зрителям):
Представьте, что ваши друзья позвали вас в лес за грибами, за ягодами. Вы ходили, все было хорошо, но вдруг друзья сказали, что вы их чем-то обидели, и поэтому они больше не хотят с вами дружить. Поэтому они уходят, а вас оставляют одних.
- Покажите, как вам стало грустно.
Вдруг вы услышали за кустами какие-то звуки и удивились.
- Покажите ваше удивление.
А из-за куста вышел огромный медведь!
- Покажите, как вы испугались.
Но оказалось, что медведь держит в лапах корзинку с малиной. Он просто хотел вас угостить.
- Покажите, как вы обрадовались.
И вот вы спокойно идете домой с малиной и грибами, а дома вас ждут ваши родители и друзья, которые раскаялись в своем поступке и снова хотят с вами подружиться.
(Показ слайдов презентации)
Очень важным инструментом для развития эмоциональной сферы ребенка является театрализованная деятельность (выступление на утренниках, игры, драматизации).
(Показ слайдов)
Мы с вами сейчас поиграем в игру «Кастинг». Представьте, что я известный режиссер и набираю актеров в свой новый фильм. А вы – актеры, и вам нужно, чтобы вас выбрали для съемок фильма, выразительно прочитать свою роль и очень достоверно изобразить эмоции персонажей.
(Родителям предлагается яркий подарочный пакет, в котором находятся сложенные листочки с «ролями». Один из родителей достает листочек, зачитывает текст и изображает персонажа)
- Пришел Кот в сапогах к Людоеду в замок и попросил его превратиться в животное. А Людоед превратился в огромного льва! Кот очень испугался.
- Приказала Баба-Яга Василисе за ночь спрясть нитки, соткать холст и сшить сарафан. Но, пока она спала, Василиса сумела убежать. Разозлилась Баба-Яга.
- Остался у девочки Жени последний лепесток Цветика-Семицветика. Опечалилась Женя.
- Когда дождь закончился, вышли звери из-под гриба. А как же они там поместились? – Удивился Муравей.
- После долгих поисков Принц нашел свою Золушку и очень обрадовался.
Вы отлично прошли кастинг и приглашены на съемки в киностудии!
- Вы уже хорошо понимаете язык мимики. А теперь – еще одно упражнение. Встаньте в круг и скажите вашему соседу слева комплимент, так, чтобы ваш сосед улыбнулся.
- Сегодня в мастер-классе я хотела показать вам, что уметь понимать чужие эмоции и владеть своими – это достаточно сложно. Особенно сложна эта задача для детей с речевыми нарушениями. У многих из них недостаточно развита эмоционально-волевая сфера: дети не видят эмоциональных состояний окружающих, не могут управлять своими. У них также часто слабо развита мимическая мускулатура. Мы в нашей работе постоянно уделяем внимание этим проблемам, используя для этого не только мимические упражнения, но и сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, чтение художественной литературы, разучивание и выразительное чтение стихов. И вы со своей стороны можете помочь детям: не просто прочитать сказку, а прочитать ее артистично, поиграть с детьми сказку по ролям, выучить стихотворение, обращая внимание на выразительность. Не забывайте говорить ребенку такие фразы, как: «Я сердит, потому, что…», «Мне сейчас грустно», «Ты меня очень порадовал». Спрашивайте ребенка: «Тебе грустно?», «Почему ты сердишься?» и т.д.
- А теперь посмотрим, как справляются с ролью артистов наши дети! Приглашаем вас в кукольный театр, да не простой: раз куклы не могут изображать эмоции, то это за них будут делать артисты.
Просмотр сказки «Заюшкина избушка» - дети и куклы.