Международный опыт изучения русского языка
презентация к уроку на тему

Презентация рассказывает о международном опыте изучения русского языка. Знакомит с отличительными особенностями учебного предмета "русский язык как иностранный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_onishchenko.pptx991.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный опыт изучения русского языка Подготовила учитель начальных классов МАОУ гимназия г. Белореченска Онищенко А. А. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира. К. Паустовский

Слайд 2

Русский язык и русская культура – основа взаимопонимания и конструктивного сотрудничества

Слайд 3

Русский язык как иностранный – учебный предмет в российских и зарубежных учебных заведениях. Он преподается более чем в 90 странах.

Слайд 4

Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам. Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин). Это обстоятельство дало основание некоторым исследователям (например, И.А. Зимней) говорить о «беспредметности» иностранного языка и его предназначенности для овладения содержанием других, «предметных» учебных дисциплин. Таким образом, овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения иностранного языка. Главное – для чего эти средства будут использоваться в будущей профессиональной деятельности учащегося.

Слайд 5

Отличительные особенности учебного предмета «русский язык как иностранный»: язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке); в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский ); изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей; учитывается опыт овладения учащимися родным языком; в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

Слайд 6

Для сохранения позиций русского языка в мире и развития русистики и методики преподавания русского как иностранного большое значение имели следующие события. Создание в 1925 г. Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС), главной заслугой которого стало знакомство жителей других государств с российской культурой и наукой. Именно ВОКС организовало первые поездки советских граждан в иностранные государства, первые выставки советских художников за рубежом и показы советских фильмов.

Слайд 7

В 1958 г. появился Союз советских обществ дружбы (ССОД), ставший правопреемником ВОКС. А в 70—80-х гг. за рубежом начали открываться первые Русские культурные центры и Дома советской науки и культуры. В 1993 г. ССОД получил новое название – Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, а немного позже — Росзарубежцентр .

Слайд 8

Открытие в 1960 г. в Москве первой кафедры по подготовке преподавателей русского языка как иностранного в Российском университете дружбы народов. Создание в апреле 1966 г. при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Научно-методического центра русского языка (НМЦРЯ). В 1973 г. НМЦРЯ был преобразован в Институт русского языка им. А.С. Пушкина ( www.pushkin.edu.ru ). Начало работы Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), созданной по инициативе отечественных и зарубежных русистов в 1967 г. и объединяющей представителей более 70 стран мира ( www.mapryal.org ). Печатным органом ассоциации стал журнал «Русский язык за рубежом». Было принято решение о проведении международных олимпиад школьников по русскому языку.

Слайд 9

Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 483 Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002–2005 гг.. В декабре 2013 года заканчились работы по трехлетнему проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов». Учреждение в июле 1999 г. Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ, www.ropryal.ru ). Целью работы общества стали координация деятельности и повышение профессиональной квалификации специалистов, связанных с изучением, преподаванием и распространением русского языка, литературы и культуры. РОПРЯЛ организует и проводит региональные и международные конференции, позволяющие русистам объединить усилия в совершенствовании преподавания русского языка. Печатный орган РОПРЯЛ – журнал «В мире русского слова».

Слайд 10

Фонд «Русский мир» создан во исполнение Указа Президента РФ В. В. Путина от 21 июня 2007 года. Целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.

Слайд 11

В России создается новый бренд качества преподавания и изучения русского языка за рубежом. Партнерская сеть «Институт Пушкина», в которую на сегодняшний момент входят 20 российских вузов, призвана способствовать сохранению родного языка у соотечественников и его популяризации среди иностранных граждан. «Под патронажем Правительства РФ на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина по всему миру создается партнерская сеть «Институт Пушкина», миссией которой станет популяризация русского языка , – сказал замминистраобразования и науки РФ Вениамин Каганов на Форуме «Система обеспечения изучения русского языка: традиции и инновации ».

Слайд 12

Русский язык, как инструмент приобщения к русской и мировой культуре. Сегодня очевидно, что изучение русского языка и владение русским языком есть один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям, освоения в условиях диаспоры сокровищ не только российской, но и мировой культуры. Это особенно важно в сложных условиях современной общественной жизни. Русский язык, являясь инструментом приобщения к русской и мировой культуре занимает в таком воспитании одно из ведущих мест, и это давно признано во всем цивилизованном мире. Во многом именно этими соображениями обусловлен растущий в последние годы интерес к сотрудничеству в области изучения русского языка в странах «традиционного» зарубежья, представители которых все более активно и заинтересованно участвуют в мероприятиях такого сотрудничества. В то же время во многих случаях интерес к изучению русского языка за рубежом обусловлен прагматическими соображениями, связанными с желанием молодежи участвовать в деловом сотрудничестве с Россией.

Слайд 13

Русский язык является одним из официальных рабочих языков таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, МАГАТЭ

Слайд 15

http://ipolk.ru/uploads/images/00/08/78/2014/12/28/f455ed.jpg http://www.russianedu.ru/learnrussian/metodics/view/2.html : http://runews24.ru/society/20/04/2016/c21e5507c53 b0fd5f0002a5812d0d21 : http://runews24.ru/ http://totaldict.ru/ http://polzavred.ru/totalnyj-diktant-ezhegodnaya-obrazovatelnaya-akciya.html http://www.pushkin.institute/projects/forum2016/ http://russkiymir.ru/media/photogallery/ Список использованных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные подходы к анализу урока русского языка....

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Доклад " «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»

Главная задача учителя-словесника - приблизить уроки русского языка как неродного к урокам русского языка как родного, а не как иностранного.  В рамках введения Федеральных образовательных с...

Особенности изучения русского языка при дистанционном обучении

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке ...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...