МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»
методическая разработка на тему
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам детей и обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.
В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих. С 1986г. на базе колледжа работает отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Ежегодно на отделении обучается более 100чел., которым предоставлена возможность в течение 1 года и 10 месяцев освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР»
Специфические особенности подростков с ОВЗ требуют особого подхода к созданию условий для их обучения и воспитания. Воспитание одна из важнейших сторон социализации подростка. В отличие от обучения, воспитание – процесс формирования и становления личности.
В данной методической разработке будет использована теория, согласно которой рассматривается отношение человека к учебе, труду, к людям и к самому себе. Данная работа может быть подана как психолого-педаогическая методика отслеживания эффективности воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того,
что в подростковый возраст завершается формирование индивидуальности и характера личности. Изучение мастером п/о учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию позволяет раскрыть личность каждого и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_shteymer_n.a.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж «ПетроСтройСервис»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»
Выполнена
Штеймер Наталия Анатольевна
Мастер производственного
обучения, колледж
«ПетроСтройСервис»
Руководитель
Роговик Любовь Владимировна
Заведующая отделением по работе
с подростками с ОВЗ
Санкт-Петербург
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка: обоснованность, цели, направленность и особенности методики, длительность, условия реализации.
- Теоретическая часть: метод и средства определения интеллектуального развития подростков.
- Практическая часть: результаты исследования по определению интеллектуальных возможностей обучающихся.
- Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам детей и обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.
В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих. С 1986г. на базе колледжа работает отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Ежегодно на отделении обучается более 100чел., которым предоставлена возможность в течение 1 года и 10 месяцев освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР»
Специфические особенности подростков с ОВЗ требуют особого подхода к созданию условий для их обучения и воспитания. Воспитание одна из важнейших сторон социализации подростка. В отличие от обучения, воспитание – процесс формирования и становления личности.
Стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать учебно-воспитательные системы так, чтобы личность получила запас профессиональных, нравственных, интеллектуальных и гражданских навыков, для адаптации в современных рыночных отношениях. Воспитанность – уровень сформированности и нравственности у подростков, колледжа, разный: от детей «группы риска», имеющих низкий уровень интеллектуального развития (выпускники коррекционных школ VIII вида) до учащихся, проявляющих интерес к знаниям, высокой культуре, творческой деятельности. Поэтому особенно сложной и актуальной является задача определения оценки
и критериев воспитанности, для дальнейшей организации корректирующей учебно-воспитательной работы.
Критерий (греч. слово) – означает мерило для чего-либо. В качестве критериев и показателей воспитанности можно использовать:
- отношение учащихся к обществу, труду, учебе, людям;
- направленность личности ( на уровне чувств, отношений, мировоззрения);
- развитие интересов и потребностей человека;
В данной методической разработке будет использована теория, согласно которой рассматривается отношение человека к учебе, труду, к людям и к самому себе. Данная работа может быть подана как психолого-педаогическая методика отслеживания эффективности воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того,
что в подростковый возраст завершается формирование индивидуальности и характера личности. Изучение мастером п/о учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию позволяет раскрыть личность каждого и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ - диагностическая работа, позволяющая определить уровень воспитанности учащихся и перспективную программу деятельности, направленную на воспитание личности подростка и проведение с ним необходимой коррекционной работы.
У обучающихся учебной группы №24, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения.
Списочный состав группы -12 чел. Из них:
12 чел.- выпускники коррекционных школ
4 чел. – сироты
2 чел из многодетных семей
Все учащиеся испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.
Поэтому воспитательная работа по социальной адаптации подростков предполагает проведение системной коррекционной работы как индивидуально, так и с группой в целом. Совместно с педагогами-психологами под руководством заведующей отделения реабилитации и адаптации, в начале обучения с учащимися группы проводятся тестирования и диагностическая работа, по результатам которой, разрабатывают реабилитационные программы сопровождения, проводятся регулярные тематические занятия и собеседования с целью выработки индивидуальных психолого-педагогических подходов.
С учетом полученного диагностического и тестового материала мастер п/о имеет возможность выстраивать подачу материала на уроке и организовать воспитательную работу в группе таким образом, что все обучающиеся становятся равноценными участниками учебного процесса в соответствии со своими способностями и интеллектуальными возможностями.
Для оценки уровня воспитанности мною разработана минимальная диагностическая программа , которая поможет в решении ЗАДАЧИ по определению уровня ценностных ориентиров и планированию коррекционной работы с подростками по направлениям:
- отношение к учебе
- отношение к труду
- отношение к людям
- отношение к себе
Анализ воспитанности ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся, а напротив, важно увидеть сильные и слабые стороны каждого.
В начале первого курса заполняется таблица №1, в которой оценивается сформированность качеств по баллам ( расшифровка коэффициента производится на основании критериев табл.№2). Затем производится подсчет баллов и каэффициентов ценностных ориентаций:
А) по каждому ученику отдельно
Б) по каждому направлению для группы
В) по общей сумме баллов для группы в целом
Полученные данные позволяют корректировать воспитательную работу в группе.
Подсчет коэффициентов:
А) подсчет коэффициентов (К) по каждому учащемуся
К= количество набранных баллов : идеальное количество баллов
Б) подсчет по направлениям:
Например: в группе 20чел., значит сумма идеального количества баллов 3x20=60
В) по общей сумме баллов для группы в целом 60x4 (4- кол-во направлений)= 240 баллов, также рассчитывается реальное кол-во баллов.
Таблица №1
№ | Ф.И.О. | Отношение к труду | Отношение к людям | Отношение к учебе | Отношение к себе | балл | К |
коэффициент | |||||||
Итого баллов |
Таблица №2
Отношение к труду | 3балла - осознание ценности труда, личное участие в трудовых делах. 2б. – проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самообслуживанию и др. видам труда, но товарищам помогает лишь, когда просят. 1б. – трудится при наличии соревнований, требований, контроля со стороны взрослых, в остальных случаях к труду равнодушен. 0б. – не любит трудиться,, стремиться уклониться даже при наличии требований и контроля. Трудовые навыки отсутствуют. |
Отношение к учебе | 3б. – проявляет интерес к знаниям, добивается успеха, охотно помогает товарищам. 2б. – сам добивается успехов в учебе, но другим помогает лишь, когда попросят. 1б. – не проявляет упорства и недостаточно успешен в учебе, требует поддержки со стороны. 0б. – ленив, безответственнен и не успешен в учебе |
Отношение к людям | 3б.- готов пойти на помощь тем, кто в ней нуждается, помогает и сострадает людям. Тактичен и вежлив со старшими и товарищами по группе, одобряет эти качаства у других. 2б. – сам охотно идет на помощь друзьям в решении проблем, сам тактичен, но равнодушен бестактности. 1б. – неохотно идет на поддержку других, чаще «за компанию». Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов. 0б. – не отзывчив к чужим проблемам, эгоистичен, бестактен и груб. |
Отношение к себе | 3б. – ведет ЗОЖ, укрепляет здоровье, оберегает себя и друзей от вредных привычек. Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других. 2б. – ведет здоровый образ жизни, но к здоровью других равнодушен. Сам проявляет волю, стремиться к самосовершенствованию, но безразличен к безволию своих товарищей. 1б. – имеет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых. Не определился в жизненных планах, не работает над собой, нуждается в поддержке. 0б. – злоупотребляет вредными привычками, не рассматривает себя как личность, не переживает о сваей чести и достоинстве. |
Баллы просчитываються по горизонтали и вертикали и заносятся в таблицу, затем подсчитывается каэффициент сформированности ценностных ориентаций. Подсчет баллов и коэффициентов ориентаций по каждаму учащемуся, направлениям и для группы в целом позволяет составить таблицу
В течение первого месяца обучения происходит знакомство с группой в целом и более детальное распознавание каждого учащегося как личности
(проведение индивидуальных бесед, наблюдение, общение с родителями или лицами их заменяющими). Затем составляется табл. №1( представлены данные на подгруппу из 6-ти человек по отношению каждого к труду, учебе, людям, себе).
Таблица №1
№ | Ф.И.О. | к труду | к учебе | к людям | к себе | Балл | К |
1. | Головкин Сергей | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 0,7 |
2. | Левшин Константин | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | 0,8 |
3. | Ларичев Даниил | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | 0,8 |
4. | Деветьяров Александр | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 | 0,9 |
5. | Тристан Владимир | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 | 0,3 |
6. | Вербицкий Максим | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 0,7 |
Итого: по группе балл/К | 12/0,7 | 11/0,6 | 13/0,7 | 14/0,8 | 50 | 0,7 |
Социальный состав данной подгруппы:
Сироты – 3 чел. (выделены черным шрифтом)
Из многодетной семьи – 1 чел. ( Деветьяров А.)
Состоит на учете в ОДН – 1 чел. (Вербицкий М.)
Идеальное количество баллов на одного уч-ся составляет – 12баллов.
Реальные баллы проставлены в таблице.
Рассчитывается коэффициент воспитанности каждому в группе , по
направлениям и по группе в целом.
Данная таблица позволяет наглядно увидеть отношение каждого учащегося к учебе, труду, людям и к себе. Она дает возможность мастеру п/о выделить наиболее важные направления воспитательной работы в группе исходя из результатов суммарного подсчета баллов и индивидуальных особенностей личности. Как видно из таблицы, самый высокий уровень ценностных ориентаций у Ларичева Даниила и Деветьярова А., а самый низкий у Тристана В. Причем у учащихся, имеющих низкий уровень отношения к себе, имеет место низкая мотивация к учебе, труду и посредственное отношение к окружающим. Поэтому индивидуальную работу с данным контингентом учащихся необходимо строить прежде всего на развитии позитивного отношения к окружающим и повышении уровня самооценки.
Также таблица наглядно показывает:
Идеальное количество баллов по группе – 72 балла.
Реальное составляет -50 баллов.
Идеальное количество баллов по каждому из направлений -18 баллов
Реально мы получили разброс от 11баллов до 14баллов.
к труду | к учебе | к людям | к себе | Балл | К | |
Итого: по группе балл/К | 12/0,7 | 11/0,6 | 13/0,7 | 14/0,8 | 50 | 0,7 |
7
Поэтому при организации работы с группой необходимо уделить серьезное внимание практически всем четырем направлениям как на уроках теоретического и производственного обучения, так и при организации и проведении внеклассных мероприятий.
Исходя из анализа данных представленных в таблице (оценка ценностных ориентаций) составляется план работы с группой на учебный год который направлен на решение следующих задач:
- Развитие познавательных интересов учащихся.
- Формирование в группе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающего уважение к личности учащегося.
- Предоставление учащимся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах деятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Повторное составление аналитической таблицы было проведено в начале
2-го полугодия, с учетом данных успеваемости, посещаемости и дисциплины по итогам 1-го полугодия (табл.№2).
Таблица №2
№ | Ф.И.О. | к труду | к учебе | к людям | к себе | Балл | К |
1. | Головкин Сергей | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | 0,8 |
2. | Левшин Константин | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | 0,9 |
3. | Ларичев Даниил | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 0,9 |
4. | Деветьяров Александр | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 1 |
5. | Тристан Владимир | 1 | 1 | 3 | 2 | 7 | 0,57 |
6. | Вербицкий Максим | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | 0,75 |
Итого: по группе балл/К | 15/0,8 | 14/0,77 | 17/0,9 | 14/0,8 | 60 | 0,8 |
Сравнивая таблицу №1 и таблицу №2 мы видим, что качественные показатели возросли, но, тем не менее, необходимо и далее проводить работу
с группой и каждым в отдельности по всем направлениям с подключением педагога-психолога и социального педагога.
В план работы с группой необходимо включить коррекционно-развивающую работу. В нашем колледже данная работа и психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью реализации следующих программ:
- Программа «Формула Успеха» ( разработана педагогом-психологом
Колледжа Галстян Л.С.)
- Программа «Про здоровый выбор»
- «Тренинг коррекции самоотношения»
- Программа «Толерантность»
- Тренинг развития познавательных психических процессов.
- Тренинги личностного роста
Главные темы, которые раскрываются на этих занятиях – чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах, развитие творческих способностей. Занятия способствуют тому, что у учащихся развиваются рефлексивные способности, повышается мотивация к обучению и освоению избранной профессии, развивается самосознание.
Также занятия направлены на то, чтобы развивать конкретные жизненно необходимые навыки и умения: уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей; эффективно взаимодействовать, общаться; справляться с волнениями и стрессом; делать выбор и принимать решение; критически мыслить; сопротивляться и противостоять трудностям.
Список литературы
- О воспитании: /Выдержки из работ/ В.А.Сухомлинский –М. : Педагогика, 1983.
- Мухина В.С Детская психология – М.: Эксмо, 2004г..
- «Мы сами» «Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего»., М. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа. Сценарий классных часов ("Я бы в армию пошёл", "Современный специалист: каков он?)."Методическая разработка на тему : "Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий"
1. "Я. бы в армию пошёл"2. "Современный специалист: каков он?"3. "Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий"...
Учебно- методическое пособие на тему: «Методика определения вида и знака обратной связи»
Корректирующая технология Обратных связей в усилителях является одной из наиболее важных для обеспечения качественных показателей электронных усилителей в соответствии с треб...
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...
Методическая разработка на тему: "Методика проведения конкурса "Лучшая команда юных специалистов по ландшафтному дизайну""
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей для организации и проведения конкурса на лучшую команду специалистов по ландша...
Методическая разработка по теме:«Методика обучения игре в баскетбол. Техника игры в нападении».
Баскетбол - это одна из увлекательнейших спортивных игр....
Методическая разработка на тему: "методика развития скорости юных бегунов-спринтеров (15-16 лет)"
Данная методическая разработка содержит в себе описание цели и задач проводимого исследования по развитию скорости юных спринтеров, содержит описание организации исследования, а также описание экспери...
Методическая разработка по теме "Несогласованное определение"
Методичка предназначена для урока - Основы латинского языка с медицинской терминологией.В методичке дается понятие - "определение", виды определений (согласованное, несогласованное); пример ...