Качество образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сорокина Валентина Афанасьевна
Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Алданский политехнический техникум»
г. Алдан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, семейных традициях многонационального народа Республики Саха (Якутия), передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие устойчивость и стабильность республики. Именно, уважительное отношение к памяти своих предков, страницам истории, родному языку, самобытной культуре народа составляет ядро национального богатства страны. Этническая культура- это «совокупность традиционных ценностей, отношений, воплощенных в материальной и духовной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике…!Язык, традиции этноса, его менталитет составляют сердце духовной субстанции народа. Этническая культура любого государства является вопросом жизни общества
Изучения проблем этнокультуры представляется сегодня одной из актуальных и, в то же время, очень непростых.
Алдан- один из южных городов Якутии, многонациональный город,где проживает высокий процент русских и русскоязычных. По данным последней переписи в Алданском районе проживает 76 разных национальностей. Русских в районе 38868 человек, имеется якутское объединение «Саха-Аймах», украинская диаспора. Татаров в районе -635, киргизов насчитывается 122 человека, численность бурятов в Алданском районе 152 человека.
В государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум» обучаются студенты разных национальностей из 15 улусов Республики Саха (Якутия), из Амурской области, из Тынды, Приамурья. Основной контингент студентов- русские. Якуты, эвенки, эвены, украинцы, чеченцы обучаются в одном учебном заведении. Коллектив работников техникума тоже разнообразен: русские, якуты,буряты, казахи, эвенки, украинцы, кореянки, башкиры.
Принятые нормативные акты в области образования как в Республике (Саха) («Закон об образовании», «Закон о языках в РС(Я)»), и в Российской Федерации закрепили новую модель построения содержания образования, приоритетными стали основные цели в развития образования- развитие национальной культуры и сохранение единства культурно- образовательного пространства. В ССУЗах РС(Я) с 2012 учебного года наряду с культурой народов РС(Я), введено изучение языка саха.
Для эффективного формирования социокультурных этнических стереотипов студентов и успешной их адаптации в поликультурной среде большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях прежде всего своего, а затем и других этносов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей.
Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своего народа и преисполненные уважения к другим народам и народностям. В силу сказанного особую роль в современном воспитательно- образовательном процессе играет этнопедагогизация.
Этнопедагогика дает дополнительные средства воспитания студентов. К ним относятся: народные традиции, обычаи, фольклор, ритуалы, этнические нормы поведения, ценности, примеры героического прошлого, этнические связи, привычки и др.
Их соблюдение способствует реализации в современных учебных заведениях основного правила этнопедагогики, сформулированного Г. Н. Волковым: «Без памяти исторической- нет традиций, без традиций- нет культуры. Без культуры нет воспитания, без воспитания- нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».
Воспитательные традиции являются основой всей и всякой культуры. Развитие, подъем культуры начинается с создания благоприятных условий возрождения традиционной культуры воспитания.
Если в обучении и воспитании не учитывается национально- психологические особенности студентов, своеобразие стиля воспитания в моно- и разноэтических семьях, специфика межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст, в котором развивался молодой человек, оригинальность региона, среды, в которой находится данное учебное заведение, то проблема формирования личности, умеющей функционировать эффективно в поликультурной среде, позитивно не разрешается.
Цель формирования этнических стереотипов состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей. Интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу.
Показатели социокультурных этнических стереотипов студентов АУ РС(Я) АПТ:
- готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа;
- готовность и способность искать информацию, добывать знания о родной этнокультуре, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем, возникающих в межноэтническом взаимодействии;
- готовность и способность осмысливать социальные и этнокультурные процессы путем анализа и систематизации знаний об этнической культуре;
- готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.
Т. о. процесс формирования личности возможен лишь при условии разработки специальной модели и педагогической технологии формирования социокультурных этнических стереотипов, реализуемой в воспитательно образовательном пространстве образовательного учреждения.
Историческое сохранение, изучение и развитие этнокультурных ценностей - важнейшая задача современности, поскольку именно они позволяют дать ценностные ориентации в нашем сложном мире, способствует развитию и становлению личности, гражданственности, что особенно важно для подрастающего поколения.
В контексте вышесказанного можно резюмировать следующее:
- Традицииэтноса. Его менталитет составляют сердце духовнойжизни народа.
- Национальной особенностью народа РС(Я) являлось воспитание высокой духовности, доброты, отзывчивости, милосердия, благородства, мужественности, женственности- составляющие ментальность народа РС(Я)
- Изучение этнокультурных традиций необходимо для становления личности
Литература:
- Этнотолерантность подростка6 воспитание в семье и школе; Словарь/ Под общ. Ред. Доктора педагогических наук, профессора А. Г. Козловой. – СПб.: Речь, 2007. -331с
- Кузьмин М. Н. Национальнаяшколарссии в контексте государственной образовательной и национальной политики.- М.: ИНПО, 1997.-С.3.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.-М.: педагогика, 1985. – 496 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974, -С. 106, 212.
- Боаги Н. М. Этнопедагогизация- ведущий фактор образовательно- воспитательного процесса в современной нациоальной школе // Образование и социльное развитие региона. – 2001. №1-2. –С.37-48,154.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...
3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...
3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...
3.10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельс...
3.14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующ...