«Современный подход к преподаванию литературы как важнейшего средства духовного формирования личности специалиста»
статья на тему
Урок – главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется основная педагогическая потребность – передать, отдать, обучить.
К компонентам педагогической деятельности можно отнести множество различных видов и способов организации учебно-воспитательного процесса. Назову те, которые являются системообразующими и позволяют решить проблему приоритета общечеловеческих ценностей, воспитать умного квалифицированного читателя. Это нетрадиционные формы урока, развитие творческого потенциала молодежи и формирование нестандартного мышления; использовании регионального компонента; профессиональная направленность в преподавании литературы; внеклассная работа по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolotilina-tema-sovremennyy_podhod.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный подход к преподаванию литературы как
важнейшего средства духовного формирования личности
специалиста»
Урок – главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется основная педагогическая потребность – передать, отдать, обучить.
К компонентам педагогической деятельности можно отнести множество различных видов и способов организации учебно-воспитательного процесса. Назову те, которые являются системообразующими и позволяют решить проблему приоритета общечеловеческих ценностей, воспитать умного квалифицированного читателя. Это нетрадиционные формы урока, развитие творческого потенциала молодежи и формирование нестандартного мышления; использовании регионального компонента; профессиональная направленность в преподавании литературы; внеклассная работа по предмету.
Стараюсь нестандартно подходить к изучению основных тем программы: «Личность А.П.Чехова. Гуманизм творчества», «Тема России и революции в творчестве поэтов «Серебряного века». «Возвращенные имена. А.И.Солженицын».
Нравственно – этическая проблематика является основой формирования ценностных ориентиров личности. Добро и зло, нравственный выбор, жизнь и смерть, жизнь как смена поколений, личность и общество, человек и природа, человек и нация, долг, честь и совесть – объект изучения литературных произведений.
На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь осуществлять культурологический подход к изучению русской и зарубежной литературы. Формируя представление о литературе как социокультурном феномене, обращаюсь к особенностям духовной и культурной жизни эпохи, даю характеристику общего уклада жизни, бытовых реалий времени, места, решение и других форм общественного сознания, социально – психологических типов эпохи, особенностей искусства.
Приобщая студентов к духовным ценностям, широко использую связь литературы с музыкой, живописью, театром. Изучаю разнообразные жанры искусства, имеющие аналоги в литературе.
Основным также является профессиональная направленность преподавания, которая выражается в тесной связи обучения со спецпредметами.
Пути формирования личности средствами литературы раскрываются на принципах общения, педагогического диалога, повышенного внимания к гуманистической сущности самого предмета.
Как показали многолетние наблюдения, комплексная активизация мыслительной и образноэмоциональной деятельности студентов дает весьма заметные положительные результаты: студенты глубже усваивают программный материал, прочнее овладевают соответствующими умениями и навыками. Стараюсь воспитывать умного, проницательного читателя, формировать эстетические вкусы и идеалы молодежи, учу бережно относиться к классике и творчески осваивать ее наследие.
Сегодня жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы совершенствования речевой деятельности студентом при изучении литературы. Становление в России гражданского общества, гуманизация общественной жизни, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства – все это меняет характер преподавания литературы в колледже.
Повышается внимание к личности студента, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.
Не случайно в колледже введен такой предмет, как риторика.
К сожалению, обстановка в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, крайне противоречива. Наряду с отмеченными выше процессами заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно – эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей.
Резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык многих газетных публикаций, а также ораторских выступлений отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием ненужных заимствований, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Многие выступающие неверно расставляют ударения в словах русского языка. Небрежное отношение к собственной речи проявляется у говорящих и пишущих и в построении высказываний, несоблюдения их жанровых особенностей.
Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние и на речь студентов, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в общении с ним, и на их духовный мир в целом.
Формирование культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление произведений искусства через средства массовой информации: телевидение, видео, что для многих заменяет и чтение художественной литературы, и речевое общение интеллектуально-эстетического характера.
В связи с актуальностью проблемы назрела необходимость существенного обогащения духовного формирования личности студента на уроках литературы как научного направления новыми подходами.
Постановка воспитательных задач на уроках сочетается с внеклассной работой по предмету. Содержание всех внеклассных мероприятий отличается разнообразием форм и приемов. В текущем учебном году вся внеклассная работа была направлена на подготовку и празднование Великой Победы.
В течение года студенты колледжа принимали участие в конкурсе на лучшего чтеца, а затем победители участвовали в районном и областном смотрах-конкурсах.
Устный журнал, встреча с ветеранами, конкурс стенгазет, рисунков, большой заключительный концерт – все мероприятия были направлены на формирование духовного богатства личности каждого студента колледжа.
Благодаря усилиям всего педагогического коллектива колледжа, в процессе учебы наши студенты превращаются в духовно и физически развитых людей с чувством собственного достоинства и значимости как личности. Студенты видят в лице педагогов своих добрых друзей – наставников и стараются оправдать их доверие.
Главная особенность уроков литературы – сотворчество преподавателя и студента, создание эмоционально – положительного отношения и учению, реализация концепции гуманитарно-эстетического развития личности студентов.
Назначение литературы подтверждают следующие строки:
Литература – это проповедь,
Под видом проповеди – исповедь.
Для тех, кто ненавистен, -
отповедь,
Для тех, кого ты любишь -,
заповедь.
«Современный подход к преподаванию литературы как
важнейшего средства духовного формирования личности
специалиста»
Колотилина Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...
СТАТЬЯ «Современные подходы в преподавании математики»
Статья "Современные подходы в преподавании математики"...
Лаборатория ИКТ как современный подход в преподавании профессиональных модулей и дисциплин при подготовке специалистов агропромышленного комплекса
Лаборатория ИКТ как современный подход в преподавании профессиональных модулей и дисциплин при подготовке специалистов агропромышленного комплекса...
«Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО»
laquo;Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО»...
«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»
laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать....
Возрождение родного языка и применение современных инновационных подходов в преподавании родного языка и литературы
В статье затрагиваются проблемы возрождения родного языка и создание языковой среды путем применения инновационных подходов....