Вопросы для опроса студентов и контроля знаний преподователем
учебно-методическое пособие на тему

 Старинская Юлия Александровна

Перечень вопросов по разделу «Учение об иммунитете» по дисциплине: «Основам микробиологии и иммунологии» 

Разработано для студентов 1 курса базового уровня и преподавателя с вариантами ответов.

Данный перечень вопросов  – по разделу «Учение об иммунитете»  создано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и нормативных документов  для обучения студентов ГОУ СПО медицинского профиля.

Разработка предназначена для студентов и  будущих медицинских работников  по специальностям: сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело и  преподавателей.

Перечень вопросов по разделу «Учение об иммунитете»   позволит студентам более детально и результативно изучить материал при подготовке к занятиям, опросу, выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.   Использование вопросов для контроля знаний позволит преподавателю более объективно, в полном объёме и результативно провести  контроль и оценку знаний студента .

Использование вопросов для контроля и оценки знаний студентов  направлено на   эффективную организацию учебного процесса в рамках проведения занятий для студентов базового уровня. Оно предназначено также для преподавателя, который проводит  занятия.

Применение данной разработки повлияет на  уровень знаний и формирование качества  работы,  будущей профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским  образованием,  с учётом компетентностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 1»

Вопросы для опроса студентов,  контроля  и оценки знаний преподавателем по теме:

                                                       Учение об иммунитете.

                                     

                                               2017 год.

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 1»

Пояснительная записка.

Перечень вопросов по разделу «Учение об иммунитете» по дисциплине: « Основам микробиологии и иммунологии»  разработано для студентов 1 курса базового уровня и преподавателя с вариантами ответов.

Данный перечень вопросов  – по разделу «Учение об иммунитете»  создано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и нормативных документов  для обучения студентов ГОУ СПО медицинского профиля.

Разработка предназначена для студентов и  будущих медицинских работников  по специальностям: сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело и  преподавателей.

Перечень вопросов по разделу «Учение об иммунитете»   позволит студентам более детально и результативно изучить материал при подготовке к занятиям, опросу, выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.   Использование вопросов для контроля знаний позволит преподавателю более объективно, в полном объёме и результативно провести  контроль и оценку знаний студента .

Использование вопросов для контроля и оценки знаний студентов  направлено на   эффективную организацию учебного процесса в рамках проведения занятий для студентов базового уровня. Оно предназначено также для преподавателя, который проводит  занятия.

Применение данной разработки повлияет на  уровень знаний и формирование качества  работы,  будущей профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским  образованием,  с учётом компетентностного подхода.

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 1»

ОГЛАВЛЕНИЕ.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.

УКАЗАТЕЛЬ.

1

РАЗДЕЛ № 1 Вопросы для студентов к опросу по теме: Учение об иммунитете.

4

2

Вопросы для преподавателя с вариантами ответов по теме: Учение об иммунитете

5-10

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 1»

Вопросы для студентов к опросу по теме: Учение об иммунитете.

1. В чем  отличие естественной и искусственной форм иммунитета.

2. Обозначьте  значение лимфатических узлов как участников неспецифической защиты.

3. Обозначьте   значение  нормальной микрофлоры как участника неспецифической защиты

4. Обозначьте  значение  лихорадки  как участника неспецифической защиты.

5. Обозначьте  значение  кожи  как участника неспецифической защиты.

6. Определите роль центральных и периферических органов иммунной системы в иммунной защите.

7. Каким  образом Т- лимфоциты принимают участие в иммунном ответе.

8. Определите значение и роль макрофага  в иммунном ответе.

9. Назовите 2 реакции организма, обеспечивающие неспецифическую защиту организма

10. Охарактеризуйте стадии и исходы фагоцитоза

11. В чем   значение иммунологического надзора и какие клетки  принимают  участие

12. Значение NK- клеток в иммунном ответе.

13. Каким образом Ig M  и Ig G формируют  иммунологическую память

14. Определите значение и роль микрофагов  в иммунном ответе.

15. В чем состоит участие системы комплемента  в  иммунном ответе.

16. Каким образом осуществляется защита от вирусов и что вырабатывается  в ответ на внедрение вирусов.

17. Обозначьте  значение Ig А, Ig Д, Ig Е в  иммунном ответе.

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 1»

Вопросы для преподавателя

с вариантами ответов.

Продолжите, дополните или назовите.

1.На динамику накопления антител влияют

  • Ответ   клетки памяти-  IgM и IgG

2.Естественный активный иммунитет формируется                                                                              

  • Ответ  После перенесенного заболевания

3.Естественные непроницаемые барьеры организма

  • Ответ   Кожа и слизистые

4.Что происходит с микроорганизмами в лимфоузлах

  • Ответ    Лимфоузлы – биологические фильтры для чужеродных веществ. Особенно богаты лимфатическим сосудами слизистые. В лимфоузлах микроорганизмы могут быть уничтожены, но могут просто накапливаться – до развития воспалительного процесса.

5.От чего защищает организм  IgG.                                                                              

  • Ответ   активен против грамотрицательных бактерий, токсинов, вирусов и является трансаплацентарным, т.е. проникает через плаценту и защищает организм ребёнка от многих инфекций даже в первые 6 месяцев жизни.

6.Согласно определению цитолиз-это

  • Ответ   уничтожение  чужеродных  клеток.

7.Функцию цитолиза  выполняют клетки

  • Ответ     Его  функции  выполняют   NK  –  клетки

8.К периферическим органам иммунной системы относят

Ответ   Селезёнка, миндалины, аденоиды, аппендикс, печень (во внутриутробном периоде).

9.Какие  Ig   влияют   на иммунологическую память                                                                        

  • Ответ   IgM и IgG

10.Основная функция  IgА

  • Ответ     Он нейтрализует вирусы и бактериальные токсины, активирует систему комплемента, ограничивает развитие воспалительных реакций в организме.

11. Согласно определению Иммунитет-это

  • Ответ  Это способ защиты организма от генетически чужеродных  веществ (АГ) эндо-  и  экзогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза.

 12.Антигены по своей природе являются:

  • Ответ  это белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты

13. Лихорадка в организме способствует

  • Ответ  усилению кровотока и обменных процессов

14. Искусственный  пассивный иммунитет формируется в ответ

  • Ответ  на введение сывороток и g – глобулинов

15 Что происходит с АГ в очаге воспаления

  • Ответ В очаге воспаления происходит фиксация, аккумуляция и уничтожение чужеродных веществ. В процесс, включаются гистамин, серотонин, которые повышают проницаемость стенок капилляров и в очаге воспаления появляются макрофаги, содержащие комплемент. Появляется отёк. Фагоциты связывают АГ и препятствуют размножение микроорганизмов.

16. Обозначьте основные функции IgD

  • Ответ  принимает участие в дифференцировке В-лимфоцитов, препятствует развитию толерантности

17. Обозначьте основные функции IgМ

  • Ответ   образуются на ранних этапах иммунного ответа и вместе с комплементом уничтожают бактерии и чужеродные тела. При первом контакте с АГ образуется IgM, потом IgG. При повторном введении того же АГ IgG синтезируется быстрее  и больше, чем IgM

18. Основная функции IgЕ

  • Ответ    после секреции В-клетками присоединяется к тучным клеткам и базофилам, является участником аллергических реакций. Синтез его резко повышается при аллергических реакциях, гельминтозах.

19. Какими свойствами и функциями обладает здоровая кожа человека

  • Ответ   Бактерицидным и бактериостатическим действием, которое оказывают содержащиеся в секретах сальных и потовых желёз аммиак, перекись водорода, уксусная кислота, мочевина, желчные пигменты, ненасыщенные жирные кислоты Здоровая кожа   обладает   бактерицидной   активностью.

20. Искусственный  активный иммунитет формируется

  • Ответ   В результате вакцинации

21. К центральным органам иммунной системы относят

  • Ответ  тимус, костный мозг.

22. Какие Т- лимфоциты способствуют развитию толерантности

  • Ответ   Существуют В-лимфоциты, продуцирующие АТ к собственным АГ, но их активность тормозят Т-супрессоры, которые и обеспечивают толерантность

23. Обозначьте функции Т-киллеров

  • Ответ  Т-киллеры – клетки-убийцы, распознающие чужих агентов.

Т–супрессоры подавляют избыточную активность клеток-киллеров и предотвращают гиперреакцию в организме.

Т-хелперы помогают киллерам,  распознавать своё и чужое, способны превращать лимфоциты в плазматические клетки, вырабатывающие АТ и обеспечивающие гуморальный иммунитет.

нормальные клетки–киллеры, играют важную роль в защите организма, распознают любой АГ, выступают против опухолевых клеток и вирусных инфекций выполняют функцию иммунологического надзора.

    24.Где происходит дифференцировка Т- лимфоцитов

  • Ответ Дифференцирование предшественников Т-лимфоцитов происходит в тимусе,

   25.Где происходит дифференцировка В- лимфоцитов

  • Ответ  В-лифоцитов – в костном мозге.

26.Основные функции Т- супрессоров

  • Ответ  Подавляют избыточную активность клеток-киллеров и предотвращают гиперреакцию в организме

27. К микрофагам относят клетки    

  • Ответ  это нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Микрофаги обеспечивают защиту от пиогенных бактерий

28. Когда моноцит превращается в макрофаг

  • Ответ   Моноциты развиваются из стволовых клеток, которые после пересечения капилляров (предположительно лёгких) становятся действующими макрофагами.

29. К макрофагам относят клетки

  • Ответ   (моноциты) и их предшественники (монобласты) участвуют в специфическом иммунном ответе. Моноциты развиваются из стволовых клеток, которые после пересечения капилляров легких называют макрофаги.  

30.  Какие клетки обладают фагоцитарными свойствами

  • Ответ   Клетки,  способные  поглощать  и  уничтожать  чужеродные  частицы

31. Интерферон образуется в организме в ответ

  • Ответ Внедрение вируса в организм

32. Каким образом Интерферон защищает организм от вирусов

  • Ответ   Он не спасает клетки, поражённые вирусом, но защищает клетки от цитотоксического действия вирусов, предохраняя соседние клетки от инфекции.

33. Какие существуют 2 пути активизации комплемента

  • Ответ    Классический – происходит при образовании комплекса АГ + АТ, в реакцию включаются С2  и С3     компоненты комплемента. Главным белком является С3  комплемент. Активация комплемента по классическому пути может происходить под действием IgM и IgG.    Альтернативный путь – связан с действием сывороточных глобулинов,   обладающих способностью переходить из нативной в конформационно иную форму: это фактор В, фактор Д, пропердин, фактор Н, фактор I и сам С3

34. Какой путь активизации комплемента срабатывает на ранних этапах инфекционного процесса

  • Ответ На ранних этапах срабатывает альтернативный путь активации

35. Какие вирусы устойчивы к интерферону

  • Ответ   Аденовирусы, ДНК-содержащие вирусы.

36. Согласно определению комплемент -это

  • Ответ   Сложный комплекс белков, играющих важную защитную и иммунорегулирующую роль.

37. Согласно определению иммунологическая память-это

  • Ответ Способность организма запоминать  и распознавать при повторном контакте встретившийся АГ.

38. Согласно определению иммунологическая толерантность-это

  • Ответ  ареактивность, нечувсвительность со стороны Т и В – лимфоцитов по отношению к АГ.

39. Согласно определению иммунологический надзор-это

  • Ответ  Узнавание чужого, цитолиз и удаление

40. Какой путь активизации комплемента срабатывает по мере накопления антител

  • Ответ  по мере накопления АТ в процесс  включается классический путь.

41. Все антитела по химическому составу т.е. по природе

  • Ответ  белки, относятся к глобулинам и называются иммуноглобулинами.

42. Конечный эффект активизации комплемента проявляется

  • Ответ   это повреждение мембраны и цитолиз клетки.

43. Какие 3 вида интерферона  различают по происхождению

  • Ответ  1.Лейкоцитарный интерферон – его продуцируют макрофаги и В-лимфоциты, клетки миндалин, селезёнка, и костный мозг;  2.Фибробластный  интерферон – его продуцируют эпителиальные       и   NK-клетки;

             3.Иммунный интерферон – его продуцируют Т-лимфоциты.

44. Какие функции у макрофага

  • Ответ   Макрофаги участвуют в образовании иммунного интерферона, образовании компонентов комплемента, стимулирующих дифференцировку В- лимфоцитов. Также они выполняют секреторную функцию – удаление АГ из организма. Они являются центральным звеном иммунитета, так как участвуют в представлении АГ другим клеткам иммунной системы, В результате чего формируется специфический иммунный ответ.

45. Какие выделяют стадии фагоцитоза

  • Ответ   Движение к объекту фагоцитоза;

                           Прикрепление агента к фагоциту;

                            Исходы                                                                                              

46. Какие выделяют исходы фагоцитоза

  • Ответ  Исход:  1)  полное внутриклеточное переваривание

2) адаптация и активное размножение, что называется незавершенный фагоцитоз,

3) выталкивание микроорганизма в окружающую среду

47. Обозначьте фазы иммунного ответа

  • Ответ 1.Афферентная – распознавание АГ и активация иммунокомпетентных клеток;

                              2.Центральная – вовлечение в процесс клеток-предшественников, клеток памяти и клеток-эффекторов;

                              3.Эффекторная – разрушение АГ и удаление из организма гуморальным путём (реакция АГ+АТ) или клеточным (цитотоксические реакции).

48.Какие функции  у антител в организме человека

  • Ответ  1.Распознавание и специфическое связывание АГ;

                           2.Уничтожение АГ.

49.К биологическим свойствам комплемента относят

  • Ответ  Система комплемента обладает рядом биологических функций:

  1.Способствует адгезии

2. Участвует в образовании ферментов;

3.Повреждает мембрану клетки, что приводит к её лизису.

50. Что входит в ЦИК

  • Ответ    комплекс АГ + АТ

51. Что является главной клеточной формой  иммунитета

  • Ответ  Т и В – лимфоциты

52.Какие выделяют механизмы толерантности

  • Ответ   1.   Активация Т - супрессров, которые тормозят функцию Т-киллеров и В-лифоцитов.

             2.   Гибель клона иммунокомпетентных клеток, способных реагировать на данный АГ.

             3.   Иммунный паралич данного вида клеток.

             4. Появление эндогенных супрессоров, снижающих иммунный надзор (a-фетопротеин при беременности, a-глобулины при опухоли, белки интерферонов, мочевина)

53. В чём значение воспалительной реакции как защитной реакции организма

  • Ответ Воспалительная защитная реакция организмавозникает в ответ  на повреждение химическими, физическими, биологическими агентами.

54. Согласно определению цитокины-это

  • Ответ активные клетки,  медиаторы, ускорители реакций (например, лимфокины).

55. Согласно определению иммунный статус-это

  • Ответ основа клинической иммунологии, т.е. определение количественных показателей и функциональной активности иммунной системы, как в норме, так и при её нарушении.

56.Как называют клетки продуцирующие антитела

  • Ответ  относятся к глобулинам и называются иммуноглобулинами.

57. Какие инфекции формируют иммунологическую память

  • Ответ  Для того чтобы сформировалась иммунная память, человек должен при первом контакте с АГ справится сам  (переболеть), не подавляя признаки заболевания. Иммунологическая память формируется после перенесения детских инфекций  (корь, коклюш, ветрянка, скарлатина, краснуха…).

58. Какие виды толерантности выделяют и когда они возникают

  • Ответ  1.Врождённая толерантность - возникает в результате знакомства с АГ во внутриутробном  периоде, поэтому не возникает ответа на ряд- своих АГ организма. 2Приобретённая  толерантность  возможна  за  счёт  облучения,       введения   больших  и  малых доз АГ.

59. Какие выделяют факторы неспецифической защиты

  • Ответ  Кожа, слизистые, нормальная микрофлора организма, фагоциты, воспалительные реакции, лихорадка, барьерная функция лимфоузлов.

60.  Какие выделяют факторы неспецифической резистентности

  • Ответ  биологические барьеры, обеспечивающие местную защиту: кожа, слизистые, кислая среда желудочного сока. Защита регулируется также эндокринной системой.

61. В чём состоит механизм пассивной защиты

  • Ответ К механизмам пассивной защиты относятся генетический контроль со стороны генетического аппарата клеток и развитие стволовых клеток. Биологические барьеры и  пассивный механизм защиты формируют систему, которая называется неспецифической резистентностью.

62. Каким образом нормальная микрофлора защищает организм

  • Ответ Нормальная микрофлора организма присутствует в  ЖКТ, урогенитальных путях, слизистых. Между микрофлорой и патологическим агентом постоянно возникают конкуренция и антагонистические отношения. В процессе этой борьбы либо погибают микроорганизмы, либо заболевает человек.

63. Согласно определению фагоцитоз-это

Ответ

64. Благодаря чему фагоциты взаимодействуют с иммунными комплексами

  • Ответ Благодаря рецепторам, иммуноглобулинам и комплементу, фагоциты способны взаимодействовать с иммунными комплексами

65. Где синтезируется комплемент

  • Ответ   Синтез компонентов комплемента осуществляется в клетках разных органов, в эпителии тонкого и толстого кишечника, в паренхиматозных клетках печени, в макрофагах селезёнки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....

Вопросы контроля знаний по темам ОБЖ и БЖ

У некоторых студентов ситуация складывается таким образом, что они не могут посещать занятия и процесс обучения проходит дистанционно. Для них разработаны вопросы контроля знаний по пройденым темам.От...

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Вопросы для фронтального опроса и текущего контроля знаний

Данный вопросник ориентирован на проведение фронтального опроса студентов на теоретических занятиях и на проведение входящего контроля теоретических знаний  на практических занятиях.Вопросни...

Вопросы контроля знаний обучающихся УП.04 тема

Вопросы  контроля знаний обучающихся УП.04 Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа  по теме "Прием , погрузка и отправление груза со станции"...

Перечень вопросов для итогового контроля знаний по МДК «Технология оказания медицинских услуг» (теория)

Перечень вопросов для подготовки к зачёту по МДК " Технология оказания медицинских услуг"Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая м...