"Символика сада в Древнем Египте"
презентация к уроку на тему
Сады издавна у всех народов, в том числе у Египтян ассоциировались с раем. Если заглянуть в более давние времена, то погрузимся в "историю" творения мира, корни которой уходят в мифологию...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сады издавна ассоциировались с раем. | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ландшафт Египта в большинстве своём составляет песчаную пустыню. Однако, кроме пустынь, есть там горы и воды, пальмовые леса м заросли папирусов и лотосов. Всем этим Египет обязан Нилу, великой реке, которую у египтян олицетворяло божество Хапи. Сами египтяне называли свою страну Кемет, что означает « Чёрная » , подразумевая под этим тёмный цвет плодородного ила, который оставляет на берегах Великий Хапи. В землях, орошаемых Нилом, шумят пальмовые рощи, в дельте, где река растекается на несколько широких рукавов, зелёные поля, ярко цветут кустарники. Те места, которых не достигают воды Нила, представляют пустыню, засыпанную золотистым песком. В глубинах пустынной почвы таятся сокрытые источники, дающие жизнь оазисам, на юге, за нильскими порогами, часто можно наблюдать миражи, напоминающие своими неподвижными картинами о воде – вожделенной влаге, от которой зависит всё живое. В египетской истории, содержащей события легендарные и фактические, говорится о том, как фараон Скорпион около 3000 г. до н.э. сам, с мотыгой в руках, участвовал в ритуале прокладки и освящения канала. Прокладка канала считалась актом сакральным. В заслугу фараону династии Мине вменяется строительство защитной дамбы, ограждающей от наводнения город Мемфис – столицу Египта эпохи Древнего царства.
Если заглянуть ещё в более давние времена, мы погрузимся в « историю » творения мира, корни которой уходят в мифологию. Растительность в Египте также можно подразделять на два вида: естественную, произрастающую в долине Нила, и насаженную – искусственные сады, разбивавшиеся на землях при храмах, в усадьбах знати, местах, лежащих на границе с пустыней. Сады требовали постоянного полива, для этого сооружались искусственные водоёмы, выкапывались глубокие колодцы и пруды. Они питались подпочвенными водами и соединялись прорытыми каналами, играющие важную роль в ирригации Египта. Но чтобы насаждать сады, нужна была земля, и здесь мы отправляемся в область мифологии. События, происходящие в мифе, имели символическое объяснение. Итак, мир произошёл из первозданного, безначального Океана, египетского Нуна, из которого в результате акта творения поднялся священный прахолм Бен-бен – первотвердь земная. Затем на нём появилось « Огороженное место » . Первозданное пространство содержало в себе ограниченный участок суши, на котором возникла « Перекладина Крылатого » , явившаяся первомоделью храма. При храмах на прилегающих участках со временем стали разбивать сады. Правильные ряды деревьев ритмически перекликались со стройными колоннадами храмовых портиков. Так реальные картины служили иллюстрациями событий, о которых повествуют тексты.
Сады издавна у всех народов ассоциировались с раем – с тем особым возделанным местом, которое у египтян называлось « полями блаженств», где обитали праведные. В гробницах фараонов и их приближённых часто встречаются сцены, где изображались сам фараон, пьющий молоко из груди богини Нут, выходящей из ствола священной сикоморы, или приближённые царя, на которых богиня изливает струи живительной влаги. Возлияние священной влаги на покойного символизировало его воскрешение к вечной жизни. В гробницах вельмож Нахта и Сеннеджема представлена композиция, где они возделывают землю плугом, впряжённым в упряжку с парой волов. Фоном обеих сцен служит условный пейзаж с прудом и деревьями, намекающий на освящённость места, уподобляемого раю – местом обетованным. Где воскрешённые к вечной жизни люди всегда пребывают с Богом. Образ сада связывался у египтян с представлением о городе, храме и гробнице. Участок орошённой и возделанной почвы был невелик, под деревьями обычно сажался огород или виноградник; кроны пальм давали тень, правда, довольно редкую, но всё же защищающую посевы от палящих лучей солнца. Виноград с его плодами считался растением, причастным к культу Осириса и связанным с воскрешение к вечной жизни.
Жрец совершает возлияние священной влаги на Сеннефера и его жену. Роспись гробницы Сеннефера. Новое царство . Среди высокопоставленных фиванских вельмож были те, кто носил титул « Смотрителя садов храма Амона и Фивах » . Гробница Сеннефера, носителя такого титула, в изобилии украшена виноградными лозами, покрывающими свод и верхнюю часть стен, образуя живописный орнамент. Тёмные грозди, свисающие тяжёлыми кистями, производят впечатление живых плодов, они написаны прямо на невыровненной поверхности свода и оттого кажутся объёмными. На северной стене развёрнута большая композиция, где жрец в леопардовой шкуре совершает возлияние живительной влаги на покойного и его жену. На втором столбе покойный и его жена изображены перед священным деревом, в ветвях которого стоит маленькая фигурка богини Нут, окропляющая супружескую чету священной водой. Рай-сад – это своего рода замкнутый мир, куда не доносятся дуновения мира реального, подчас знойные и иссушающие всё живое. У шумеров в Месопотамии две великие реки Тигр и Евфрат, протекающие по Раю, таинственным образом «подмешивают» свои воды к водам земли, подслащая их горечь.
В Египте Нил всегда благодатен. Он протекает по небесным сферам – это Небесный Нил, по которому Солнце совершает свой видимый дневной путь. В ночные часы Нил спускается во мрак преисподней. В его водах совершаются битвы с силами тьмы, препятствующими возрождению Солнца на восточном горизонте. В целом ряде гробниц фиванских вельмож Нового царства есть сцена, где сам солнечный бог Ра в образе рыжего кота побивает под Священной сикоморой своего извечного врага, змея Апопа, олицетворяющего силы тьмы. Затем наступает апофеоз – победа Света. В древнеегипетской лирике есть много гимнов, прославляющих Нил. В египетских садах преобладали плодоносящие растения, хотя в них росли и цветы. Пышные букеты входили в состав жертвенных приношений, причём все цветы – папирусы, различного вида лотоса – несли в себе символический смысл.
Сеннеджем и его жена перед священной сикоморой , в ветвях которой стоит богиня Нут. Роспись гробницы Сеннеджема. Новое царство. XII в. до н.э.
В древнеегипетской лирике есть много гимнов, прославляющих Нил. В египетских садах преобладали плодоносящие растения, хотя в них росли и цветы. Пышные букеты входили в состав жертвенных приношений, причём все цветы – папирусы, различного вида лотоса – несли в себе символический смысл. Согласно легенде, первый ботанический сад был разбит при царице Хатшепсут на острове, получившим название Ботанический. Этот сад существует и поныне. В нём растут королевские пальмы с высокими прямыми стволами, равномерно опоясанными ровными кольцами. По преданию эти пальмы являлись потомками тех, которые были привезены на остров и высажены там при царице Хатшепсут. Сейчас за ними бережно ухаживают современные феллахи. Царица Хатшепсут (1490 – 1468 до н.э.) приказала снарядить специальную экспедицию в страну Пунт за благовониями, чтобы привезённые оттуда растения высадить на египетской почве. Однако растения эти не прижились, но картины далёкого путешествия получили отражение в рельефах заупокойного храма царицы в Дейр эль-Бахри – на западной стороне Фив. Пейзажи запечатлели необычные для египтян уголки природы, поселения местных жителей с их домами на сваях. Полихромные рельефы, расположенные на открытой поверхности стен, местами сохранившими раскраску, принято называть Ботаническими рельефами. Они составляют довольно длинный цикл композиций, исполненных в декоративной манере.
Экспедиция в страну Пунт. Полихромный рельеф из храма царицы Хатшепсут. Новое царство. XV в до н.э.
Это не сад в буквальном смысле слова, но красивые поэтические уголки пейзажа, где среди деревьев в зарослях папирусов бродят дикие животные, « плавают » птицы, где весь мир природы живёт своей естественной жизнью, наслаждаясь радостями земного бытия. Тема радости земной жизни красной нитью проходит в творчестве древнеегипетских мастеров. Она звучит не только в словах песнопений, но и в изображениях, где увековечены красоты мира преходящего и вечного. Фараон Тутмос III (1490 — 1436 до н.э.), официально начавший самостоятельное правление после ненавистной ему регентши Хатшепсут, приказал разбить ботанический сад при храме Амона в Карнаке. Ныне о нём напоминают только плохо сохранившиеся рельефы, исполненные в своё время с необыкновенным мастерством. В композициях присутствуют растения, встречающиеся не только в Египте, но и в других странах – привезённые их Азии оливковые деревья, миндаль, персики, орехи. Растения довольно хорошо узнаваемы по своему внешнему облику. Египтяне тщательно вели подсчёт фруктовых растений, деревьев, плоды которых служили главным предметом жертвенных даров и присутствовали на поминальных трапезах.
Изразцы с изображением птицы и бычка. Дворец в Ахетатоне. Новое царство XIV в до н.э. Стоящее особняком искусство времени правления фараона Аменхотепа IV – Эхнатона (1364 – 1347 до н.э.)оставило живописные картины египетского « пейзажа » , украшавшего некогда стены и полы дворцов Ахетатона – новой, наскоро отстроенной столицы Египта эпохи Амарны, куда фараон перенёс свою резиденцию, включавшую официальные учреждения и личные покои царя и царицы. Не было времени дожидаться, пока подрастут молодые деревья вокруг святилищ и дворцов, и потому их привозили уже достаточно высокими, чтобы они давали защитную тень. Свидетельством тому являются новые приёмы работы амарнских мастеров, в которых заметны влияния Крита. Эти приёмы напоминают росписи критских ваз с их живописно переданными тонкими, колеблемыми ветром стеблями и мягким колоритом.
Во всём ощущается стремление воспроизвести живые картины природы, пластику форм, пришедшую на смену графическим орнаментальным композициям. Непринуждённо вспархивают с гнёзд птицы, прихотливо изгибаются побеги растений – во всём царит радость любования жизнью. Жилища состоятельных жителей новой столицы органично вписывались в обрамляющие их фруктовые сады, некоторые из них достигали большого размера – более 1700 кв. м. Сады играли не только символическую роль, но и разбивались около вилл, здесь высокопоставленные вельможи находили себе вдохновение, пребывая в раю земном. Однако сохранившиеся росписи в основном происходят из частных гробниц. В них нашли отражение картины повседневной жизни, где работники ухаживают за садом, верандой, поливают насаждения, доставая воду с помощью шедуфов. На одном из фрагментов росписи гробницы Ипуи изображён прислужник, черпающий воду для полива сада. В саду растут кусты тамариска с узорчатым плетением ветвей. В водоёме цветут лотосы, их широкие округлые листья плавают на голубой поверхности вод.
Фрагмент росписи гробницы Сеннефера с изображением покойного перед священной сикоморой. Новое царство. Вторая половина XV в до н.э.
Наиболее благоприятным сезоном для посевов и сбора урожая были осень, зима и самое начало весны, поэтому египтяне такое важное значение придавали календарю, следя за разливом Нила и состоянием почвы. В домах богатых людей в центре сада находился бассейн, по сторонам которого росли деревья, насаженные правильными рядами, а в самом водоёме плавали рыбы. Такие живописные уголки запечатлены в росписях гробниц. Из винограда и фиников делались вина и пиво, употреблявшиеся в заупокойных трапезах и повседневном быту. Уже в эпоху Древнего царства ( XXVII в. до н.э.) упоминаются виноградники; со времени Нового царства их сплетённые ветви образовывали беседки, а густые арки перевитых лоз выстраивались длинными тенистыми аллеями – излюбленное место прогулок египетской знати. Помимо упомянутых деревьев и кустов в садах росли гранаты, яблони, миндаль.
К теме садов можно отнести также и композиции со сценами охоты, получившими широкое распространение в росписях гробниц особенно Нового царства. Охота носила ритуальный смысл – вельможи обычно охотились в зарослях папирусов на водоплавающих птиц, гиппопотамов и рыб. Интересно отметить, что предметом охоты, как и во времена Древнего царства, служили те же животные, что явно свидетельствует о ритуальном содержании этих сцен. В эпоху Древнего царства такие сцены преимущественно исполнялись в технике рельефа; в последующие эпохи, когда декоративные приёмы значительно возрастают, мастера при оформлении гробниц стали прибегать к техники росписи. Живописные тенденции становятся преобладающими: в изображении деревьев, животных, птиц и предметов линия контура делается тоньше и в цветовой палитре художника появляются нюансировка тонов – таково яркое оперение птиц, сидящих на дереве из гробницы Хнумхотепа II (Среднее царство). Хнумхотеп накидывает силок на дерево с птицами, среди которых красочным оперением выделяется удод.
Таким образом, символическое осмысление композиции остаётся прежним, но живописная манера исполнения становится иной. Если усесть, с какой узнаваемой точностью египетские мастера изображали в той же гробнице собак различных пород, птиц, насекомых, то можно предположить, что с такой же верностью природе они изображали и деревья. К тому же следует обратить внимание, что, культивируя растения, египтяне приобретали и значительный опыт в разведении садов. В росписях гробниц Нового царства есть сцены, которые по тематике, живописности и декоративности близки изображениям садов, но только акцент в них поставлен на религиозном содержании. Композиции ритуальной охоты и ловли рыбы, тесно перекликаются с « пейзажными » картинами садов, но превосходят их многозначностью религиозной символики. Они обычно строго выстроены в соответствии с канонической композицией. В центре рыбной ловли детально разработан сюжет, где дважды повторены ладьи с симметрично стоящими в них фигурами владельца гробницы, выделенными крупным размером. Помимо возделанных садов, египетские мастера изображали картины пустыни с её скудной растительностью, населённой дикими обитателями тех мест. Здесь использованы знакомые приёмы изображения растений – знаки деревьев, кустарников, цветов, содержащие более намёк на местность, чем на картину пейзажа. Такие знаки-символы встречаются в рельефах гробниц, начиная с Древнего царства. В рельефах из масштабы вельможи Птаххотепа представлено единоборство двух царственных животных – быка и льва, что иногда может истолковываться как противостояние двух временных фаз в периоды весеннего и осеннего равноденствия.
Сцены ритуальной охоты. Рельеф из гробницы Птаххотепа. Древнее царство. XXIV в до н.э. Кроме того, здесь изображены дикие собаки, антилопы и ежи, один из которых заглатывает скорпиона. Все животные представлены на фоне условного холмистого пейзажа, который оживляют деревья и кусты, исполненные в знаковой манере. Знаковые приёмы изображения присущи и пустынному, и садовому ландшафтам.
Иногда только виноградники позволяют отличить пустынную местность от возделываемой. Что касается символики изображений, то её иносказательный язык одинаково присущ как садам, так и сюжетному фону, ритмическая структура которого выстроена по принципу повтора отдельных знаковых элементов – в основном деревьев. Садам можно уподобить и леса колонн древнеегипетских храмов, которые имитируют заросли папирусов, лотосов и пальм. Такое пышное « цветение » проявлялось главным образом в поздних храмах эллинистической эпохи конца I тысячелетия до н.э.
Фрагмент росписи с изображением охоты в зарослях папируса из гробницы вельможи Нахта. Новое царство. Фивы. XV - XIV в. до н.э.
Охота в Нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах. XV - XIV в. до н.э.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изоискусства в 5 классе на тему «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Конспект урока на деятельностной основе...
Тест. Искусство Древнего Египта.
Предмет "Искусство". Тест по икусству Древнего Египта. Соотнести иллюстрации и их описание. 3 варианта тестов...
Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"
Презентация к занятию по разделу "История философии"...
"Боги Египта - сокол Гор". Презентация к предмету- история изобразительного искусства
Глазами великой птицы считались светила - луна и солнце.В раннединастическую эпоху Гор приобрёл значение божества - покровителя царской власти. Правящий фараон считался земным воплощением Гора, и имя ...
Мебель эпохи древнего Египта.
Мебель Древнего Египта намного лучше документирована, нежели мебель других античных цивилизаций, и к ней явно относились в те времена с большим вниманием....
Прически древнего Египта
Призентация о прическах и париках древнего Египта...
Тест по истории Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 5 класс
История Древнего Египта....