Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
проект на тему
Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
Выполнил: Устьянцева Ольга Геннадьевна,
2017
План:1. Основные понятия воспитательной деятельности 5
2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса 10
3. Педагогический мониторинг 13
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Введение
На сегодняшний день, цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Воспитание, является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. В настоящее время понимание процесса воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.
Воспитание - это непрерывный интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых. Педагог организующий процесс воспитания должен быть профессионально подготовлен. Он должен учитывать все личностные проявления воспитуемых, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в образовательной среде (школе, техникуме), то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя (куратора) ориентирована на выпуск успешного ученика. Все это определило выбор темы исследования: «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности».
Объект исследования - процесс деятельности куратора группы.
Предмет исследования - система организации жизни обучающегося.
Цель исследования - рассмотреть особенности системы деятельности куратора для развития личностных компетенций обучающегося.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по данной теме;
- дать определения основным понятиям;
- представить практические материалы моей работы, как куратора.
Гипотеза: разработка и применение системы мероприятий будет способствовать формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности.
Методы исследования: анализ литературы, реферирование, педагогическое наблюдение, диагностирование.
Практическая значимость: накопленный материал может быть использован кураторами и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагога.
1. Основные понятия воспитательной деятельности
Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.
В педагогической литературе можно выделить следующие определения понятия воспитания:
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).
Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.
Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.
Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему соотношения между ними и определения этих понятий.
Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.
Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).
Исходя из вышесказанного, отмечаем: обучение - средство получения образования; обучение и образование - средства воспитания и обучения, образование и воспитание - средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие - средства формирования человека.
В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Воспитание - изменение потребностно-ценностной сферы личности.
Обучение - изменение норм деятельности.
Развитие- изменение способностей (в узком смысле).
В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.
Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:
- направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);
- ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);
- активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);
- усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).
В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.
Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий.
Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.
Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.
В учебниках 1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату воспитания. Р.С. Немов, не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:
- воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая - чему-то обучаем, обучая - воспитываем);
- обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие; воспитание - на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;
- результат обучения - знания, умения, навыки; результат воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;
- воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;
- методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.
В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания в зависимости от контекста.
2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса
Деятельность куратора является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Куратор выступая в роли воспитателя как всякий исследователь создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения. Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом обучающимся сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас. Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности: познавательную, художественную, оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.
В ходе моей воспитательной деятельности я выделила несколько направлений воспитательной работы с обучающимися:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к природе, приобрести первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, опыт участия в природоохранной деятельности, получить элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Дети с интересом принимают участие в различных акциях, сажают деревья, оформляют клумбы, принимают участие в субботниках.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Это направление формирует у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Обучающиеся с интересом принимают участие в спортивных соревнованиях, по футболу, волейболу, арм-реслингу, с интересом относятся к веселым стартам.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Здесь проводятся такие мероприятия как: «Конкурс патриотической песни», «Конкурс фоторабот «Моя Россия», «Фестиваль фронтовых песен».
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Работа в этом направлении помогает воспитать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. В этом направлении проводятся классные часы: «Традиции моей семьи», «Добро», информационные сообщения: «Культурные традиции народов России», «Встречаем Пасху», «Крещение».
- Еще одним немаловажным направлением деятельности куратора, я считаю ведение дневника педагогических наблюдений, который заполняется постепенно, по мере необходимости, в нем фиксируются мысли относительно наблюдаемого обучающегося, участие его в различных мероприятиях, физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи. Наиболее существенные факты из биографии обучающегося. Направленность личности учащегося. Волевые качества учащегося. Эмоциональная сторона характера. Результаты ведения данного документа представлены в приложении 2.
- Таким образом, условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности зависят от множества факторов и направлений образовательной деятельности, которые успешно реализуются в моей воспитательной работе, способствуют моему профессиональному росту и дают возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие задатки и способности, а воспитателю получить гармонично развитую личность подростка.
3. Педагогический мониторинг
В ходе проведения исследовательской работы был проведен мониторинг воспитанности подростков, с использованием методики «Пословицы», разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой, с целью определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Обучающимся 5 групп предлагался бланк с 60 пословицами, в котором требовалось внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1балл — согласен в очень незначительной степени;
2балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Проведен анализ результатов, по результатам которого мы пришли к выводу, что студенты более высоко оценивают ответы «а» и «в», 85% опрошенных, что свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений обучающихся к жизни, к людям, к самим себе.
В результате анализа нравственной воспитанности можно прийти к выводу, что ее уровень достаточно высокий.
Кроме того проведено исследование, направленное на изучение мотивов участия студентов в деятельности с использованием методики, подготовленной профессором Л. В. Байбородовой.
В ходе проведения данной методики студентам предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа использовалась следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
0 — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
В результате обработки и интерпретации результатов преобладающих мотивов удалось выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы - 8,2%;
б) личностные мотивы - 85,7%;
в) престижные мотивы 6,1%.
Заключение
В своей работе я постаралась проанализировать литературу посвященную системе воспитания, внеурочной деятельности, диагностике воспитания, формированию семейной и гражданской ответственности, рассмотрела способы педагогического мониторинга, методики изучения процесса и результатов развития учащихся.
Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности куратора, которая заключается в изучении обучающихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.
Важнейшими функциями куратора являются воспитание обучающихся и социальная защита подростков от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.
Дала определения воспитательной работе и методам воспитания, рассмотрела понятия «социализация», «обучение», «образование», «развитие».
Во второй главе я привела примеры практической деятельности куратора. На основе анализа проводимой работы, можно сделать следующие выводы: деятельность куратора плодотворна и эффективна, так как обучающиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, подростки уже привыкли к активной деятельности куратора.
Функция защиты обучающихся реализуется в работе куратора с подростками из неблагополучных семей и постоянным контролем за социальным положением каждого обучающегося.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права куратора не остаются только на страницах учебника, а вовсю применяются в современных образовательных учреждениях. Для реализации возможностей педагога как куратора предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Собранный и изученный мной материал может быть использован кураторами в своей работе. И может поспособствовать повышению профессионального мастерства педагога.
Список литературы
1. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998
2. http://charko.narod.ru/tekst/an5/5.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/5749729/page:11/
4. https://botan.cc/prepod/informatika/oe7vvogl.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"
Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной методической и педагогической и...
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...
Оценка эффективности правоохранительной деятельности на основе статистических данных
В данной статье рассмотривается оценка эффективности правоохранительных органов, анализируется система правоохранительных органов, а также статистические данные правоохранительных органов....