Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
проект на тему
Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
Выполнил: Устьянцева Ольга Геннадьевна,
2017
План:1. Основные понятия воспитательной деятельности 5
2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса 10
3. Педагогический мониторинг 13
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Введение
На сегодняшний день, цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Воспитание, является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. В настоящее время понимание процесса воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.
Воспитание - это непрерывный интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых. Педагог организующий процесс воспитания должен быть профессионально подготовлен. Он должен учитывать все личностные проявления воспитуемых, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в образовательной среде (школе, техникуме), то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя (куратора) ориентирована на выпуск успешного ученика. Все это определило выбор темы исследования: «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности».
Объект исследования - процесс деятельности куратора группы.
Предмет исследования - система организации жизни обучающегося.
Цель исследования - рассмотреть особенности системы деятельности куратора для развития личностных компетенций обучающегося.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по данной теме;
- дать определения основным понятиям;
- представить практические материалы моей работы, как куратора.
Гипотеза: разработка и применение системы мероприятий будет способствовать формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности.
Методы исследования: анализ литературы, реферирование, педагогическое наблюдение, диагностирование.
Практическая значимость: накопленный материал может быть использован кураторами и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагога.
1. Основные понятия воспитательной деятельности
Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.
В педагогической литературе можно выделить следующие определения понятия воспитания:
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).
Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.
Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.
Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему соотношения между ними и определения этих понятий.
Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.
Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).
Исходя из вышесказанного, отмечаем: обучение - средство получения образования; обучение и образование - средства воспитания и обучения, образование и воспитание - средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие - средства формирования человека.
В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Воспитание - изменение потребностно-ценностной сферы личности.
Обучение - изменение норм деятельности.
Развитие- изменение способностей (в узком смысле).
В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.
Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:
- направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);
- ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);
- активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);
- усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).
В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.
Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий.
Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.
Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.
В учебниках 1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату воспитания. Р.С. Немов, не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:
- воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая - чему-то обучаем, обучая - воспитываем);
- обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие; воспитание - на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;
- результат обучения - знания, умения, навыки; результат воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;
- воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;
- методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.
В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания в зависимости от контекста.
2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса
Деятельность куратора является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Куратор выступая в роли воспитателя как всякий исследователь создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения. Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом обучающимся сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас. Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности: познавательную, художественную, оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.
В ходе моей воспитательной деятельности я выделила несколько направлений воспитательной работы с обучающимися:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к природе, приобрести первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, опыт участия в природоохранной деятельности, получить элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Дети с интересом принимают участие в различных акциях, сажают деревья, оформляют клумбы, принимают участие в субботниках.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Это направление формирует у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Обучающиеся с интересом принимают участие в спортивных соревнованиях, по футболу, волейболу, арм-реслингу, с интересом относятся к веселым стартам.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Здесь проводятся такие мероприятия как: «Конкурс патриотической песни», «Конкурс фоторабот «Моя Россия», «Фестиваль фронтовых песен».
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Работа в этом направлении помогает воспитать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. В этом направлении проводятся классные часы: «Традиции моей семьи», «Добро», информационные сообщения: «Культурные традиции народов России», «Встречаем Пасху», «Крещение».
- Еще одним немаловажным направлением деятельности куратора, я считаю ведение дневника педагогических наблюдений, который заполняется постепенно, по мере необходимости, в нем фиксируются мысли относительно наблюдаемого обучающегося, участие его в различных мероприятиях, физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи. Наиболее существенные факты из биографии обучающегося. Направленность личности учащегося. Волевые качества учащегося. Эмоциональная сторона характера. Результаты ведения данного документа представлены в приложении 2.
- Таким образом, условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности зависят от множества факторов и направлений образовательной деятельности, которые успешно реализуются в моей воспитательной работе, способствуют моему профессиональному росту и дают возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие задатки и способности, а воспитателю получить гармонично развитую личность подростка.
3. Педагогический мониторинг
В ходе проведения исследовательской работы был проведен мониторинг воспитанности подростков, с использованием методики «Пословицы», разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой, с целью определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Обучающимся 5 групп предлагался бланк с 60 пословицами, в котором требовалось внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1балл — согласен в очень незначительной степени;
2балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Проведен анализ результатов, по результатам которого мы пришли к выводу, что студенты более высоко оценивают ответы «а» и «в», 85% опрошенных, что свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений обучающихся к жизни, к людям, к самим себе.
В результате анализа нравственной воспитанности можно прийти к выводу, что ее уровень достаточно высокий.
Кроме того проведено исследование, направленное на изучение мотивов участия студентов в деятельности с использованием методики, подготовленной профессором Л. В. Байбородовой.
В ходе проведения данной методики студентам предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа использовалась следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
0 — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
В результате обработки и интерпретации результатов преобладающих мотивов удалось выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы - 8,2%;
б) личностные мотивы - 85,7%;
в) престижные мотивы 6,1%.
Заключение
В своей работе я постаралась проанализировать литературу посвященную системе воспитания, внеурочной деятельности, диагностике воспитания, формированию семейной и гражданской ответственности, рассмотрела способы педагогического мониторинга, методики изучения процесса и результатов развития учащихся.
Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности куратора, которая заключается в изучении обучающихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.
Важнейшими функциями куратора являются воспитание обучающихся и социальная защита подростков от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.
Дала определения воспитательной работе и методам воспитания, рассмотрела понятия «социализация», «обучение», «образование», «развитие».
Во второй главе я привела примеры практической деятельности куратора. На основе анализа проводимой работы, можно сделать следующие выводы: деятельность куратора плодотворна и эффективна, так как обучающиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, подростки уже привыкли к активной деятельности куратора.
Функция защиты обучающихся реализуется в работе куратора с подростками из неблагополучных семей и постоянным контролем за социальным положением каждого обучающегося.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права куратора не остаются только на страницах учебника, а вовсю применяются в современных образовательных учреждениях. Для реализации возможностей педагога как куратора предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Собранный и изученный мной материал может быть использован кураторами в своей работе. И может поспособствовать повышению профессионального мастерства педагога.
Список литературы
1. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998
2. http://charko.narod.ru/tekst/an5/5.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/5749729/page:11/
4. https://botan.cc/prepod/informatika/oe7vvogl.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"
Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной методической и педагогической и...
Достижения, социально-значимая деятельность 2012 - 2013
Благодарность 2012 - 2013...
Достижения, социально-значимая деятельность 2013 - 2014
Благодарности, дипломы, сертификаты, социально-значимая деятельность 2013 - 2014...
Достижения, социально-значимая деятельность 2014 - 2015
Благодарность, сертификат, социально значимая деятельность 2014 - 2015...
Достижения, социально-значимая деятельность 2017 - 2018
Достижения, социально-значимая деятельность 2017 - 2018...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...