Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программ А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова «Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало ХХI века». 9 класс.//Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2007., «История России». Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А., Косулиной Л.Г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_istoriya.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение истории в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
- демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей: взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития народов России;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого России, пользуясь приемами исторического анализа;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение их к ценностям национальной культуры.
Задачи
В результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны:
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений изученных исторических понятий и терминов;
- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: показывать на карте территорию расселения народов границы государств города;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и участниках, учатся определять круг информации для решения проблем. Извлекать нужную информацию, делать сообщения, давать оценку деятеля, взаимодействовать с товарищами, моделировать ситуации, учатся «проживать» ту эпоху;
- уметь анализировать исторический документ выделять главное сравнивать;
- ставить и разрешать проблемы.
Нормативно - правовые документы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
- Устав МБОУ Сосновской СОШ №2;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2;
- Образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
- Учебный план;
- Годовой календарный учебный график.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программ А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова «Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало ХХI века». 9 класс.//Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2007., «История России». Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А., Косулиной Л.Г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Информация о внесенных изменениях. На основании Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З"О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области"(принят Тамбовской областной Думой 31 мая 2007 г.) в программу по истории 9 класса введены часы курса «Историческое краеведение» (4 часа). В связи с этим сокращено количество часов на изучение курса «История России» до 43 часов.
Обоснование выбора программы. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения по данной программе у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю в девятом классе учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Данная рабочая программа позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Определение места и роли учебного курса. Курс ставит своей целью дать школьникам знания об истории 20 века, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Данная программа позволяет формировать следующее:
- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям событиям личностям;
- умения отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Информация о количестве учебных часов. Рабочая программа по истории составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» - 47 часов и «Всеобщая история» - 21 час.
Формы организации учебного процесса:
- Урок путешествие;
- Практические занятия;
- Применение мультимедийного материала;
- Решение творческих задач;
- Круглый стол
- Проектная и исследовательская деятельность.
В преподавании используются следующие технологии обучения:
- Технология проблемного обучения;
- ИКТ технологии;
- Технология игрового обучения;
- Технология проектного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.Содержание материала внутри предмета подбирается под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер. Учащиеся под руководством учителя добывают и усваивают новые знания, сами исследуют факты и делают выводы.
Виды и формы контроля
Промежуточный – зачет, итоговое тестирование, контрольный (исторический) диктант, эссе, защита проекта.
Тематический - зачет, тестирование, контрольный (исторический) диктант.
Текущий – поурочная оценочная деятельность различных видов деятельности учащихся.
Планируемый уровень подготовки
Требования к уровню подготовки обучающихся полностью соответствуют требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация об используемых учебниках: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России»: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Просвещение», 2013 г., О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. «Всеобщая история». 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Просвещение», 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (21 ч.)
Первая половина XX века (10 ч.)
Понятие «Новейшая и современная история». Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно - политических блоков. Балканские войны. Первая мировая вона, причины, участники. Кампания 1914г. Важнейшие сражения. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги первой мировой войны. Развитие культуры в 19- начале 20 века.
Европа и мир в годы Первой мировой войны Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны. Развитие научной картины мира в начале 20 века.
Демократизация образования. Революционный подъём в Европе и Азии, распад империи и образование новых государств. Международные последствия революции в России.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918–1919 гг. в Германии.
Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.-Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Панъевропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939г.
Вторая мировая война. Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И. В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско - Потсдамская система. Создание ООН.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия и определения: национализм, консерваторы и либералы, план Шлифина, репарации, фашизм, экономический кризис, кейнсианство, парламентская республика, третий рейх.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
по теме «Реформы и социальная инженерия»;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по вопросу «Тоталитаризм как феномен XX века»;
- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- определения собственной позиции;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии полученной информации.
Контрольные материалы – тестирование.
Вторая половина XX века (9 ч.)
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960 – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ–XXI вв. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия и определения: глобализация, интеграция, права человека, постиндустриализм, мажоритарная и пропорциональная система голосования, радикализм, статус-кво, шовинизм, элита, экзистенциализм, экологическое движение, маргинал, девальвация.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по теме «Буржуазия – современный облик»;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- участвовать в дискуссиях по исторической проблеме « Модернизация, Миграция населения, этно - социальные отношения , формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- определения собственной позиции;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии полученной извне социальной информации.
Контрольные материалы – тестирование.
Повторение, обобщение (2 ч.)
ИСТОРИЯ РОССИИ (47 ч.)
Россия на рубеже IX-XX веков (7 ч.)
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д. И. Менделеев. И. М. Сеченов. И. И. Мечников. И. П. Павлов. С. М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К. С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
Требования к уровню подготовки
Знать и владеть понятиями: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм.
Уметь
- работать с различными историческими источниками, готовить мультимедийную презентацию и их защиту;
- систематизировать материал, обобщать и делать выводы;
- видеть и выделять позицию автора учебника, аргументировать и формировать свое отношение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование.
Великая Российская революция (6 ч.)
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С. С. Каменев. М. В. Фрунзе. С. М. Буденный. Белое движение. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н. И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.
Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте.
Установление советской власти на Тамбовщине.
Требования к уровню подготовки
Знать: революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика.
Уметь работать с различными историческими источниками, готовить мультимедийную презентацию и их защиту. Систематизировать материал, обобщать и делать выводы.
Уметь видеть и выделять позицию автора учебника, аргументировать и формировать свое отношение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование, подготовка презентации «Первая российская революция».
СССР на путях строительства нового общества (6ч.)
1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И. В. Сталин. Л. Д. Троцкий. Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное государство. Коминтерн, эмиграция, сменовеховство. Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение. Социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание.
Уметь работать с документами и картой. Знать основные факты и противоречия.
Овладеть написанием исторического эссе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Контрольные материалы – контрольное тестирование.
Великая Отечественная война (5 ч.)
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г. К. Жуков. А. М. Василевский. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.Тамбовщина в годы Великой Отечественной войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.
Уметь вести исследовательскую работу, систематизировать разнообразную информацию,
работать с различными историческими источниками, готовить мультимедийную презентацию и их защиту.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – подготовка реферата или презентации «Мой край в годы Великой Отечественной войны».
СССР в 1945 - 1953 годах (5ч.)
Послевоенное восстановление хозяйства.Восстановление народног хозяйства на Тамбовщине. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес».
Уметь работать с исторической картой, документами и статистическими материалами.
Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его. Отработка умений работать индивидуально и в группе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование.
СССР в 1953-середине 1960 - х годах (4 ч.)
Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И. В. Курчатов. С. П. Королев. Ю. А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: генетика, биологи-менделисты, кибернетика.
Уметь работать с исторической картой, документами и статистическими материалами.
Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его. Отработка умений работать индивидуально и в группе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование «СССР в послевоенное десятилетие».
СССР в середине 60-х - середине 80-х г. (4 ч.)
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти. Л. И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю. В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование, застой, развитой социализм, стагнация.
Уметь
- составлять сравнительную характеристику;
- ормировать алгоритм решения историко-познавательных задач;
- систематизировать знания, полученные из разных источников;
- презентовать рефераты, сообщения, готовить публичные презентации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование «Крах коммунистического режима»; «Первые попытки либерализации системы».
Перестройка в СССР (4 ч.)
Переход к политике перестройки. М. С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.
Уметь
- составлять сравнительную характеристику;
- формировать алгоритм решения историко-познавательных задач;
- систематизировать знания, полученные из разных источников;
- презентовать рефераты, сообщения, готовить публичные презентации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Контрольные материалы – контрольное тестирование «Крах коммунистического режима»; «Первые попытки либерализации системы».
Россия в конце 20 - начале 21 века (5 ч.)
Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Требования к уровню подготовки
Знать понятия: суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.
Уметь
- составлять план, тезисы, вырабатывать свою позицию на основе источников;
- подготовить графики и диаграммы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Контрольные материалы – контрольное тестирование «Современная Россия».
Резервный урок (1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всеобщая история (21 ч.) | ||
1. | Первая половина XX века | 10 |
2. | Вторая половина XX века | 9 |
3. | Повторение, обобщение | 2 |
История России (47 ч.) | ||
1. | Россия на рубеже IX-XX веков | 7 |
2. | Великая российская революция | 6 |
3. | СССР на путях строительства нового общества | 6 |
4. | Великая Отечественная война | 5 |
5. | СССР в 1945-1953 годах | 5 |
6. | СССР в 1953-середине 1960 годах | 4 |
7. | СССР в середине 60-х - середине 80-х г. | 4 |
8. | Перестройка в СССР | 4 |
9. | Россия в конце XX- начале XXI века | 5 |
10. | Резервный урок. | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт. История России. М.: «Просвещение»,
2010 г.
- О.С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. М.: «Просвещение»,
2010 г.
3. И.О. Сутормина, Н.И. Шильнова. Открытые уроки. История России.
Ростов-на-Дону, 2008 г.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Мультимедийное учебного пособие нового образца. История.
- Ресурсы Интернета
Учебно-практическое оборудование
- Дидактический раздаточный материал
- Практические схемы и таблицы по разделам курса
- История России: IХ-ХХ вв.: Схемы. - М.: «ВЛАДОС», 2014 г.
- Практикум по истории России / под ред. А. П. Деревянко / сост. Е. П. Володарская,
А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: «Право и закон», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории 5 класс...
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...
Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...
Рабочая программа по истории 7 класс
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. и истории России с конца XVI по XIII вв. учащимися 7 класса. Цель: ...
Рабочая программа по истории 8 класс
Курс всеобщей истории ориентирован на учебник Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной – «Новая история, 1800-1913 гг.» - М.: Просвещение, 2014г. (24 часа), начиная с первого полугодия....