Библиотерапия
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История библиотерапии . Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. В учебнике "Общая терапия" (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849 году называет библиотеку "аптекой для души". В 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения - библиопсихологию .
В 1927 году И.З. Вельвовский в психотерапевтическом диспансере, потом в Харьковском психоневрологическом госпитале начал применять библиотерапию в лечении пациентов. Профессор М.П. Кутанин был активным пропагандистом нового метода лечения и ввел термин " библиотерапия " в широкий научный оборот.( Фото М.П.Кутанин ).
В 1967 году по инициативе профессора Вельвовского в базовом по психотерапии санатории "Березовские минеральные воды" (Харьковская область) был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии . Заведовать кабинетом назначили библиографа Агнессу Михайловну Миллер . Собственно, благодаря Миллер библиотерапия из методики превратилась в самостоятельную научную дисциплину, находящуюся на стыке библиотековедения и психотерапии.
Библиотерапия как метод лечения. Библиотерапия — это лечение книгой, ведь именно так переводится этот термин с греческого. Но просто так любую книгу нельзя использовать для лечения. Для каждого отдельного случая подбирают те или иные книги, которые помогут пациенту с определенными психическими расстройствами. Библиотерапия как метод лечения используется очень давно. Этот метод врачи постоянно применяли для того, чтобы отвлечь пациента от определенных мыслей. Кроме того, в книге пациент мог находить для себя новую и полезную информацию, которая помогала справиться ему с проблемами. Но вот мировое распространение библиотерапия получила только во второй половине прошлого века. Пускай лечение психических заболеваний с помощью библиотерапии — уже признанная практика, но ни теорию, ни практику этого метода нельзя считать в достаточной степени разработанными.
Виды литературы при библиотерапии . Библиотерапия может использовать любой вид литературы. Это может быть как философская литература, так и классика или даже научная литература. Так, в медицинской литературе человек сможет сам найти ответы на многие вопросы, которыми, возможно, он задается. Чтобы получить более полное представление о себе или других людях, рекомендована к прочтению философская литература. Юмористическую литературу используют для того, чтобы научить пациента смотреть на мир более широко и объективно. К тому же, с помощью сатирической литературы можно развить у пациента своеобразную психологическую защиту .
В последнее время библиотерапевтическое направление прослеживается в работе многих библиотек и особенно детских, так как для детей выход из кризисных ситуаций более затруднён, чем для взрослых. По наблюдениям психологов и педагогов почти у всех нынешних детей психологические трудности. Наиболее частыми из них являются конфликтность и агрессивность, тревожность и мнительность, вялость и бездеятельность, протестные реакции. Особую тревогу сегодня вызывает неуклонно возрастающее количество больных детей, детей с ограниченными возможностями. Их проблемами занимаются медицинские, педагогические, социальные и многие другие службы. Но дети продолжают страдать от невнимания окружающих, от дефицита общения со сверстниками, от нарушения связи с окружающим миром, невозможности удовлетворить свои потребности в образовании, доступе к культурным ценностям. Библиотерапия в жизни детей.
Виды библиотерапии . Библиотерапии направлена на социокультурную реабилитацию проблемных детей, детей с ограниченными возможностями и воспитание терпимости, милосердия и душевной теплоты в здоровых детях. Библиотерапия имеет два вида: нецеленаправленную и целенаправленную. Нецеленаправленная библиотерапия служит для того, чтобы поднять настроение читателя, отвлечь его от грустных мыслей. Целенаправленная – способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя, формирует способность противостоять жизненным невзгодам. Это работа с детьми разной степени развития и социальной адаптации. Среди них дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, необщительные и комплексующие , гиперактивные дети, дети, склонные к депрессивным настроениям, дети из неблагополучных семей, дети-сироты, дети-инвалиды .
Среди библиотерапевтических методов применяем на практике такие методы работы как игротерапия , сказкотерапия , стихотерапия , смехотерапия , зоотерапия , эстетотерапия , терапия собственным творчеством. Благотворное влияние на детей оказывают книги о природе и животных. Они пробуждают в детях чувства любви, сострадания и бережного отношения ко всему живому. Ребятам всегда интересны произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина , Б. Житкова, В. Чаплиной , М. Пришвина. Следуя методу зоотерапии , мы изготовили рекомендательное библиографическое пособие-игрушку «Здесь живёт Дружок», предлагающее читателям младшего школьного возраста прочитать книги о животных. Элементы пособия: домик-конура, игрушечная собачка, косточки литературные рекомендательные с названием книги и краткой аннотацией, инструкция по применению косточек. С книгами о птицах детей знакомит рекомендательное пособие-игрушка «Чудесная кормушка». Хороший лечебный эффект оказывают на детей сказки. Они учат детей добру, дружбе, взаимовыручке, смелости, находчивости, помогают увидеть прекрасное, повышают интерес к окружающему миру, формируют чувство защищённости и оптимистический взгляд на мир.
Список литературы: 1 . Дрешер , Ю. Н. Библиотерапия : теория и практика: учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер ; ред. Т. И. Ключенко .- СПб.: Профессия, 2008.- 270 с.- (Библиотека). 2.Башкирова, Е. Н. Библиотерапия - продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н. Башкирова // Воспитание школьников.- 2011.- № 7.- С. 54-57. 3.Дворкина, М. Я. Исследование проблем библиотерапии / М. Я. Дворкина // Библиография.- 2010.- № 5.- С. 101-104: ил. Рец . на кн.: Дрешер , Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность : методология и методика: монография / Ю.Н. Дрешер . - М.: Либерия-Бибинформ , 2009.- 239 с.- (Серия "Библиотекарь и время. XXI век"; вып.108)