Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине «ФИЗИКА».
Преподаватель физики: Абрамова Ольга Савельевна.
Пояснительная записка.
Методическая разработка «Самостоятельная деятельность студентов при обучении физике» составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования РФ от 29 декабря 2000г. № 16-52 138 ин\16-13).
Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя физики.
На каждом уроке преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на уроке студент.
Если студент научиться самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.
Цель данной методической разработки – ознакомить преподавателя с общими положениями о самостоятельной работе студентов по физике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроке, при выполнении лабораторных работ, при решении задач, при выполнении самостоятельной работы внеаудиторно.
Общие положения о самостоятельной работе студентов по физике.
Самостоятельная работа по физике – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
1
Выделяют два вида самостоятельной работы:
*аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;
*внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:
- работа с учебником;
- конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;
- работа со справочной литературой;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
- подготовка рефератов;
- составление кроссвордов;
- решение задач;
- изготовление наглядных пособий, приборов;
- использование Интернета.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования и умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских знаний.
2
Лимит времени для проведения самостоятельной работы студентов аудиторно отводится преподавателем непосредственно на уроке, для каждого вида работы определенный.
Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 30% от всего учебного времени отведенного на изучение дисциплины. Это составляет 37 часов для технических специальностей и 25 часов для экономических специальностей. Аудиторная самостоятельная работа студентов преобладает над внеаудиторной самостоятельной работой.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются семинарские, практические и лабораторные занятия, защита творческих работ и рефератов на лекциях.
Контрольные работы, проводимые в соответствии с КТП и рабочей программой дисциплины, являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Массовой формой контроля являются зачеты и экзамены.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
*уровень освоения студентом учебного материала;
*умение студента использовать теоретические знания при решении задач;
*обоснованность и четкость изложения ответа;
Оформление материала в соответствии с требованиями.
Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике.
Наблюдения и эксперимент являются важными методами исследования в научном познании.
Умения ставит опыты и вести наблюдения необходимы специалистам самых различных профессий, вносящим вклад в совершенствовании.
Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов, важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов. Поэтому формированию у студентов умения вести наблюдения и ставить опыты уделяется большое внимание на уроках физики в нашем техникуме.
Организация наблюдений и опытов студентов в процессе обучения преследует следующие цели: развитие у студентов наблюдательности как черты личности;
3
ознакомление студентов с особенностями наблюдения и эксперимента как методом научного исследования: развитие познавательных способностей.
Значительная часть работы по физике выполняется студентами дома. Они, пользуясь записями в своей рабочей тетради, учебником, задачником, научно- популярной литературой, решают задачи, вычерчивают графики и диаграммы, подготавливают рефераты, составляют отчеты к проведенным лабораторным работам. Нередко предлагается студентам и самостоятельно, по учебнику, без предварительных объяснений преподавателя, изучить какой-либо вопрос, самостоятельно ознакомиться с какой-либо технической установкой. Очевидно, только при условии, если студент проявляет максимум самостоятельности и инициативы при домашней работе по физике, наибольшая эффективность будет и всей работы по физике, проделанной в стенах техникума.
Сказанное о роли домашней работы студентов по физике естественно приводит к мысли о домашних экспериментальных работах студентов.
Выполнение студентами опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых ими на занятиях.
Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей студентов, для формирования у них экспериментальных умений и навыков.
Роль домашнего эксперимента и наблюдений особенно велика пр формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений.
Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи студенты выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке студентов к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.
Дидактические цели применения домашних опытов и наблюдений заключаются в повышении качества обучения студентов, развитии творческих способностей.
Таким образом, домашний физический эксперимент способствует реализации основных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, повторительно-закрепляющей и контролирующей.
4
Обучающая функция домашних экспериментов и наблюдений проявляется в том, что они служат средством приобретения новых знаний; способствуют более глубокому пониманию студентами физических явлений, процессов, теорий; способствует приобретению умений и навыков в обращении с приборами, измерительными инструментами, таблицами; позволяет привить умение и навыки в составлении плана проведения наблюдений и опытов; развивают навыки измерения физических величин и анализа их взаимосвязи; служат средством практического ознакомления с наблюдением и экспериментом как методами научного познания.
Развивающая функция заключается в том, что домашний эксперимент вызывает у студентов интерес к физике и технике, развивает способности к изобретательству и техническому творчеству.
Воспитательная функция домашнего эксперимента позволяет выработать внимательность, наблюдательность, аккуратность, приучает к сознательному целенаправленному труду и воспитывает самостоятельность как черту личности.
Повторительно-закрепляющая функция домашних опытов и наблюдений состоит в том, что они являются средством повторения и закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков.
Контролирующая функция состоит в том, что позволяет преподавателю судить о качестве усвоения знаний студентами и уровне сформированности умений применять их на практике, а также о развитии познавательных интересов и их творческих способностей.
На начальном этапе преподавателю физики необходимо познакомить студентов со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий. С этой целью необходимо объяснить порядок выполнения заданий, правила записи результатов измерений и наблюдений; обратить внимание на цель эксперимента или наблюдения, на ее формулировку, выводы, полученные из опытов, их контроль.
На первых уроках физики, когда студенты еще не получили необходимых умений, целесообразно дать подробный устный инструктаж, при этом важную роль играет показ приемов выполнения отдельных действий и операций.
По мере развития у студентов экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается, при этом преподаватель ограничивается четкой формулировкой задания.
Получив навыки самостоятельного экспериментирования, студенты могут более активно участвовать в планировании и проведения опытов, в этом случае достаточно поставить перед ними учебную задачу. А пути ее решения они находят самостоятельно.
Чаще всего домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного на уроке материала. Эту функцию выполняют экспериментальные
5
задачи, для решения которых все данные студенты получают из опытов и измерений, втаких заданиях им предлагается не воспроизведение изученного материала, а применение полученных знаний и умений в новых ситуациях.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
ВВЕДЕНИЕ.
Подготовка сообщений «Физика в моей профессии».
Цель задания:
- углубление и расширение знаний о предмете и необходимости его изучения для будущей специальности;
- Формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Содержание задания:
- чтение указанной литературы;
- написание сообщений;
- подготовка устного сообщения на данную тему.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Ориентированный объем работы:- устный доклад на 5-7 минут.
Основные требования к результатам работы:
*в сообщении должны быть освещены следующие моменты:
- сущность понятия «Физика – наука о природе»;
- связь физики с другими предметами и дисциплинами;
- необходимость и важность изучения предмета для будущей специальности.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентами учебного материала и дополнительной литературы.
Форма контроля:
- проверка наличия сообщений у каждого студента и опрос устно несколько человек.
6
Список литературы:
- Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений.-М.:Высшая школа, 1995.
- Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа,1990.
- Дмитриева В.Ф. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.: 1993.
- Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986.
- Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М., 1983.
- Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике.М., 1990.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по МДК.02.02 «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» по специальности 46.02.01.
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург). В методических рек...