Конкурс "Растим вундеркиндов"
методическая разработка на тему
Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Номинация « Гуманитарная»
Тема: «История возникновения дорожных знаков»
Актуальность проекта.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, познавательная деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_rastim_vunderkindov.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово
Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Номинация « Гуманитарная»
Тема: «История возникновения дорожных знаков»
Участники работы
дети подготовительной к школе группы:
Воспитатель – наставник:
Шегурова Ирина Александровна
первая квалификационная категория
МБДОУ детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово
г. Павлово 2015 год
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Актуальность проекта.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, познавательная деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Концепция проекта
Цель проекта: Развивать умения и навыки познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Формирование у детей умения приобретать новую информацию через экспериментирование, делать выводы, на основе практического опыта и применять его в самостоятельной деятельности.
- Расширить кругозор детей посредством познавательно – исследовательской деятельности на примере истории возникновения и развития дорожных знаков.
- Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы; умение более точно характеризовать полученные результаты в области экспериментирования; излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Воспитывать у детей интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.
Предполагаемые результаты:
- повышение познавательной активности детей;
- проявление интереса к предметам окружающего мира.
- развитие мыслительной активности и творческих способностей.
Ресурсная база проекта
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Информационные ресурсы:
- конспекты занятий, бесед: «Одинаковые, но разные», «Помощники дорожные знаки», «О чем говорят знаки», «Что можно, а что нельзя».
- перспективный план «Знакомство с дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге».
- образцы рассказов детей по исследовательской деятельности.
Материально- технические ресурсы:
- «Река времени», сделанная детьми;
- музей дорожных знаков, созданный совместно воспитателем и детьми;
- классификационная таблица;
- картографы исследователя;
- папки исследователя;
- детская научная литература;
- демонстрационный материал «Дорожные знаки»;
- настольные игры «Найди лишнее», «Дорога в школу», «Собери знак».
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Назови знак», «Верно-неверно».
- методическая папка воспитателя.
Исследовательскую деятельность с детьми я осуществляю, используя развивающие технологии: А.И Савенкова, И.М. Коротковой.
Новизна проекта заключается в рассмотрении правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге в их историческом контексте, что даёт более полное представление ребенку об изучаемом вопросе в увлекательной форме, расширяет кругозор дошкольников, активизирует исследовательскую деятельность не только детей, но и взрослых.
Реализация проекта
Первый этап проекта
Цель: Создание у детей мотивации к проектной деятельности.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Выбор темы |
| Дети обсуждают письмо. Дети проходят в центр безопасности рассматривают различные знаки, рассуждают, заполняют картограф. Дети, которых не заинтересовал этот вопрос, расходятся по игровым зонам. Настя: «Мне хочется узнать, почему знаки разной формы и цвета?» Никита: «Интересно раньше, какие знаки были, такие как сейчас или другие?» Виктория: «Я знаю, что дорожные знаки подсказывают водителям как надо правильно вести машину. Папа всегда рассказывает мне о знаках, которые я вижу на дороге», |
Постановка цели и задач | Цель: Узнать как можно больше о дорожных знаках, чтобы помочь Незнайке. Задачи: -Выяснить когда появились дорожные знаки, какими они были сначала; - Определить какие дорожные знаки бывают сейчас, для чего они нужны людям. | |
Гипотеза исследования | Мы предполагаем, что знание истории возникновения дорожных знаков детьми, и знакомство с их многообразием на современном этапе поможет сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, что повысит дисциплину на дорогах, и позволит значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий. |
Второй этап проекта
Цель: Определение средств и источников реализации проекта, источников информации, организация собственно проектной деятельности.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация исследования | - Для того чтобы помочь Незнайке нам нужно самим как можно больше узнать о дорожных знаках. А вот как можно это сделать, давайте вместе подумаем. - Хорошо, но может, есть ещё способы получить информацию? - Посмотрите, у меня есть «звездочка подсказок», она поможет нам выяснить, как еще можно узнать что-то новое (на панно-картинке нарисованы способы наглядного моделирования по А. И. Савенкову): подумай сам, спроси у другого человека, посмотри книгу, загляни в Интернет и т.д. (также воспитатель предлагает детям картографы исследователя). - С чего мы начнем нашу работу? Что будем делать в первую очередь? - Сегодня, я предлагаю вам поработать с карточками, где вы сможете зарисовать ту информацию, которую вы узнали о дорожных знаках. 1. Подумав самостоятельно, мы знаем, что дорожные знаки нужны для… 2. Когда спросили у других людей (родителей), мы выяснили, что дорожные знаки имеют классификацию и делятся на… 3. Посмотрели в интернете и узнали, когда появились дорожные знаки и какие они были раньше. 4. Заглянув в книгу, узнали…. | - Можно спросить у папы. - Посмотреть в книге или компьютере. - Наверно, еще можно посмотреть передачу по телевизору. Дети совместно с воспитателем рассматривают панно и обговаривают все методы получения информации. Дети рассуждают и в картографах выкладывают последовательность, в которой они будут работать. Дети работают в карточках и знаками зарисовывают информацию. |
Третий этап проекта
Цель: Обобщение полученных знаний, подготовка к презентации.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Подготовка к защите и защита работы | - Ребята, молодцы, вот как много мы уже знаем о дорожных знаках и даже знаем, что дорожные знаки появились очень давно. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, другим ребятам будет тоже интересно узнать, какие знаки были раньше. - Настя, тебе хотелось узнать, почему дорожные знаки такие разные и теперь ты это выяснила, посмотри какая у нас классификационная карта, но она пустая, заполни её вместе с родителями. А потом представишь её на своем выступлении и расскажешь, о результатах своего исследования. Воспитатель обращается к детям: - Ребята, на прошлой неделе, к нам пришло письмо от нашего друга Незнайки, который попросил нас помочь ему. И наши ребята – исследователи провели большую работу и узнали много нового о дорожных знаках. И сейчас хотят рассказать вам о своих достижениях. - Ребята, вам было интересно послушать доклады наших исследователей? - Может быть, вы хотите ещё, что-нибудь спросить у них? - Давайте скажем спасибо нашим исследователям, теперь и вы знаете много о дорожных знаках, но нам еще нужно помочь Незнайке, он ждет от нас ответа. - Я предлагаю сделать книгу о дорожных знаках и оправить её Незнайке, | Дети выкладывают алгоритм на «реке времени» (древность – каменные столбы, верстовые столбы старина – первые дорожные знаки, наше время – многообразие дорожных знаков). Домашнее задание заполнить классификационную карту «Какие бывают дорожные знаки»: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса и т.д. Дети сидят полукругом. Дети ученые в мантиях рассказывают по очереди первым начинает Никита, затем Настя. Свой рассказ они сопровождают показом результатов исследований. Никита: Нам стало интересно, почему дорожные знаки такие разные и были ли они раньше и как выглядели. Чтобы это узнать мы стали исследователями. Мы определили способы получения информации и составили картограф, в котором отмечали последовательность работы. Сначала мы стали думать сами и вспомнили, что дорожные знаки нужны для того чтобы не было аварий, они помогают людям на дорогах. Когда я пришел домой то мы с мамой посмотрели в интернете и узнали, что дорожные знаки появились очень давно. (Показывает реку времени). Сначала они были каменными и на них писали, сколько осталось идти до нужного места, затем появились первые дорожные знаки, но их было всего 4. И только потом их появлялось всё больше и больше и теперь их очень много. Настя: Вместе с Ириной Александровной мы рассматривали энциклопедию и узнали, почему дорожные знаки разной формы и цвета, это зависит от их классификации. Вечером дома я попросила папу рассказать какие знаки он знает и что они обозначают, вместе с мамой и папой мы сделали таблицу, в которой показана какие бывают дорожные знаки , некоторые показывают, что скоро пункт питания или место отдыха, заправка такие знаки называют знаками сервиса. А есть знаки, которые предупреждают водителей о том, что скоро поворот, железнодорожный переезд, другие запрещают обгон или показывают с какой скоростью нужно ехать. (Одновременно с рассказом Настя показывает классификационную карту, сделанную совместно с родителями дома). - Да Вопрос: - «А дорожные знаки надо знать только водителям? - Нет, для того чтобы не попасть в беду пешеходы тоже должны соблюдать правила дорожного движения смотреть на знаки, они подскажут где можно перейти дорогу. Дети обсуждают содержание и совместно с воспитателем изготавливают книгу о дорожных знаках для Незнайки. |
Также после проведенной работы мы совместно с детьми и их родителями создали музей дорожных знаков.
Достигнутые результаты:
Участие в познавательно-исследовательской деятельности способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, к истории вещей, четко выделять их назначение.
Также дети:
- получили устойчивые знания о правилах дорожного движения, приобрели навык осознанного безопасного поведения на дороге;
- познакомились с историей возникновения дорожных знаков;
-научились находить, анализировать и оценивать информацию в разных формах.
Риски проекта
Потеря у детей интереса к деятельности |
Список используемой литературы
1.
2.
3.