Развитие речи и ознакомление с окружающим предметным миром
статья
Дети знакомятся с разнообразными предметами в бытовой деятельности. Они узнают их названия, назначение, учатся выделять их части и детали, свойства и качества. Дети начинают различать предметы по внешнему виду, сравнивать, объединять в группы по существенным признакам вида или рода. Дети учатся действовать с разнообразными предметами, интересуются их происхождением, начинают понимать связи между назначением предмета и материалом, из которого предмет сделан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим предметным миром занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дети знакомятся с разнообразными предметами в бытовой деятельности. Они узнают их названия, назначение, учатся выделять их части и детали, свойства и качества. Дети начинают различать предметы по внешнему виду, сравнивать, объединять в группы по существенным признакам вида или рода. Дети учатся действовать с разнообразными предметами, интересуются их происхождением, начинают понимать связи между назначением предмета и материалом, из которого предмет сделан.
Знания детей о предметах расширяются и уточняются в игровой и трудовой деятельности, где на практике они упражняются в назывании игрушек, трудовых инструментов, объясняют их назначение, поясняют свои действия, отражают в речи свое отношение, чувства.
Для ознакомления детей с предметным миром в системе работы ДОУ используются специальные занятия.
Для ознакомления с предметным миром В.И.Логинова выделяет три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Ознакомление с предметом осуществляется поэтапно:
- ознакомление с внешним видом предмета, его назначением;
- восприятие частей, деталей предмета;
- знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, металл, бумага, дерево; стекло прозрачное,
хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.
Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе рекомендуется организовать несколько занятий по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов. Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи. У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, погладить, ударить и послушать звук).
Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. например, детям показывают куски ткани, которые они ощупывают, внимательно осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей шьют его на швейной машине.
На следующих занятиях рекомендуется рассмотреть сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала. На этих занятиях используются приемы сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.
В.И.Логиновой разработана и методика проведения занятия третьего вида. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия следует проводить в игровой форме с большим количеством наглядного материала (к видовым понятиям относятся – мячи, куклы кастрюли, стулья, т.е. предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками; цветом,
материалом и т.п.). важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных.
Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Такие занятия имеют особую структуру:
1) краткое рассматривание четырех-шести предметов, выделение уже известных детям признаков: что это? Как узнал?;
2) работа над понятием: отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих предметов? что у них общего? Обобщение воспитателя и введение нового слова, повторение слова детьми: индивидуально и хором.
3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.
Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференциации понятий.
В процессе проведения таких занятий необходимо учитывать следующие требования:
- использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;
- сопровождение рассматривания предметов точными словами;
- опора на активное и действенное познание предметного мира;
- семантизация лексики ( раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование ).
- решение всех речевых задач во взаимосвязи между развитием словаря. формированием грамматически правильной речи и развитием связной речи;
Таким образом, особенности речевой сферы детей позволяют им познавать предметный мир в разнообразной активной деятельности, а развитие разных сторон речи дошкольников тесно связано с обогащением представлений о предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речемыслительной деятельности через ознакомление с окружающим миром.
Основной задачей работы в этом направлении является: накопление и систематизация представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей жизни, обогащение их социально-нравственного опыта, форм...
конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема: «Зимние забавы»
конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема: «Зимние забавы»...
конспект урока по развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»
конспект урока по развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование технологической карты НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Конспект интегрированного итогового НОД (развитие речи с окружающим миром) в первой младшей группе на тему «Я люблю свои игрушки» по произведениям А. Барто
Интеграция образовательных областей: развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.Цель: развитие процессов мышления, внимани...
Конспект интегрированного итогового НОД (развитие речи с окружающим миром) на тему «Цветик - семицветик» средняя группа
Интеграция образовательных областей:· «Социально-коммуникативное развитие»,· «Познавательное раз...