Статья для публикации на Международном фестивале "Шаги успеха"
статья на тему
статья для публикации на Международном фестивале "Шаги успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ
Бибикова Галина Геннадиевна
преподаватель математики
ГАПОУ "Колледж сервиса Г.Оренбург,
Оренбургской области"
Работа с одаренными студентами в основном, состоит в открытии специальных групп для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными студентами является работа в обычной группе среднего профессионального обучения и внеурочные занятия.
Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью подростка. Детский и подростковый возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных обучающихся, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций студента, то результат – исчезновение одаренности.
Но говорить о методике работы с одаренными подростками в обычной группе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в подростке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:
1) изучение и развитие способностей;
2) умственный потенциал или интеллект;
3) совокупность задатков;
4) талантливость;
5) качественное сочетание способностей.
Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.
Главная задача преподавателя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей студентов: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.
Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными студентами на современном этапе развития СПО являются:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса студентов к математике и ее приложениям.
- Расширение и углубление знаний студентов по программному материалу.
- Развитие и углубление знаний обучающихся по программному материалу.
- Развитие математических способностей и мышления у студентов.
- Расширение и углубление представлений обучающегося о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.
- Расширение и углубление представлений студентов о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.
- Осуществление индивидуализации и дифференциации.
- Разностороннее развитие личности.
При работе с одаренными студентами предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.
В колледже необходимо учитывать специальность, которую выбрали студенты.
Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
- Индивидуальная работа – работа со студентом с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых студентов к олимпиадам и т. п.
- Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов.
- Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим обучающимся коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.
На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными студентами являются факультативы, кружки, олимпиады и т. д. Появляются спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов. С 2005 года во многих регионах России в старших классах общеобразовательных учреждений появились профильные классы, а в среднем профессиональном образовании профильные группы.
В основе работы с одаренными студентами лежит принцип добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.
На одном из первых занятий надо рассказать обучающимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно студенты.
Возможны два подхода к организации работы с подростками, увлекающимися математикой.
Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:
- учебно-исследовательская (студенты занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);
- конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета математики, электронных презентаций и проектов);
- оформительская (подготовка и выпуск колледжных математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);
- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).
Этот подход может быть реализован в колледже, когда на параллели создается ряд секций, и каждой из них будет руководить преподаватель математики. В данной ситуации работу можно планировать по отдельности для каждой секции. Но иногда полезно проводить и заседания нескольких секций одновременно (например, при проведении общеколледжных мероприятий по математике).
Второй подход применим при малом числе студентов. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы обучающихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.
Основные формы проведения занятий при данном подходе.
I. Комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура данного занятия может быть следующей:
1. Выступление преподавателя по избранному вопросу на 10 – 20 минут.
2. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством студентов один из обучающихся производит ее разбор для всех членов группы. Преподаватель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов. Проведение математических игр и развлечений.
4. Ответы на вопросы студентов, домашнее задание.
При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, а также домашнего. Иногда прорешивает и сам преподавтель. Выступление преподавателя, основная часть и домашнее задание в тематическом занятии должны занимать 70-80% времени.
Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т.п. Также в это время можно:
- заслушать небольшие сообщения (рассказ) преподавателя или студента по некоторому вопросу (биографии видных математиков, интересные факты из истории математики (например, изобретение логарифмов), интересные приемы счета, сообщение о новой интересной книге по математике для студентов, краткое изложение некоторого математического вопроса (например, «циклоида»);
- решение задач, заданных домой.
Время и место этой части занятия определяет преподаватель.
II. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры.
Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4-6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1-2 месяца.
При такой форме организации занятия все оно посвящается какому-то соревнованию, конкурсу.
В качестве примера можно провести такие соревнования, как:
- нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),
- математическая карусель,
- математический бой,
- устная олимпиада,
- математическая регата и т. д.
Много разработок такого рода опубликовано в газете «Математика», журнале «Математика в школе», книге «Предметные недели в школе. Математика» Волгоград: Учитель, 2002. Можно провести олимпиады (групповую и колледжную) для обучающихся 1-2 курсов весной (апрель- май) как итог работы. У студентов традиционные олимпиады (первый тур) проходят, как правило, в октябре.
III. Заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций.
IV. Разбор заданий районной олимпиады; анализ ошибок.
( Применяется потому, что на районной олимпиаде не практикуется такой разбор после ее проведения).
V. Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).
Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение в практике, например:
- Разбор задач, заданных домой.Так получилось, что дома студенты испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.
- Изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников).
- Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).
- Сообщение студента о результате, который им получен, о задаче, которую он сам придумал и решил. (Такие занятия проводятся, конечно, вне плана).
-Чтение отрывков из художественных произведений, связанных сматематикой. Например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».
- Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными студентами.
Список используемой литературы
1.Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев – М., Просвещение, 1988
2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними. Научно – практический журнал «Одаренный ребенок» №1 2011
3.Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки.- М.1990
4.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы.// Одаренный ребенок. – №4 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ "Международные направления информатизации общества."
В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсим...
Статья. Моя публикация
Моя публикация...
Статья. Моя публикация
Моя публикация...
Статьи и публикации
Представлены статьи...
Статья для публикации на всероссийском сайте - «Сайт педагога» «Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения».
Статья для публикации...
Статьи и публикации
Статьи на тему преподавания иностранного языка в колледже(изопыта работы)...
Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных"".
Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных""....