НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ
методическая разработка на тему

Блинова Ирина Игоревна

Прогресс стремительно изменил условия труда и содержание деятельности человека. Также изменения произошли и в отечественной педагогической системе, которая существенно отличается даже от той, что была еще десятилетие назад.

Современное состояние педагогики таково, что быть педагогически грамотным специалистом невозможно, если не изучить весь обширный арсенал образовательных технологий. Особого внимания заслуживают новые (инновационные) образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ВОСПИТАНИИ

БЛИНОВА ИРИНА ИГОРЕВНА

ГБПОУ «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва  №1» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Прогресс стремительно изменил условия труда и содержание деятельности человека. Также изменения произошли и в отечественной педагогической системе, которая существенно отличается даже от той, что была еще десятилетие назад.

Современное состояние педагогики таково, что быть педагогически грамотным специалистом невозможно, если не изучить весь обширный арсенал образовательных технологий. Особого внимания заслуживают новые (инновационные) образовательные технологии.

Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В случае трактовки с педагогической точки зрения, нововведения подразумевают оптимизацию и улучшение учебно-воспитательного процесса. Объектами здесь являются: непосредственно процесс воспитания, повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности; увеличение объема материала, изучаемого на занятии; ускорение темпов обучения; устранение временных потерь и т.д.

Внедрение продуманных способов эксплуатации активных форм учебно-воспитательного процесса, новых образовательных технологий обучения и воспитания на наш взгляд способно сделать процесс обучения и воспитания очень эффективным [2, c.45].

Остановимся на различении понятий «методика» и «технология».

Методика в большинстве случаев понимается как совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, что касается технологии, то здесь трактовка несколько иная, так как технология является проектом будущего учебного процесса и может гарантировать конечный результат. Это означает, что она иерархизирована и упорядочена, что, в свою очередь, говорит о том, что неукоснительное выполнение технологических процедур проектирования образовательного процесса гарантирует достижение планируемого результата.

Новые образовательные технологии существуют в условиях конкуренции и именно поэтому должны давать гарантии в процессе достижения определенного уровня воспитания и обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств.

К настоящему времени сформировалось достаточное количество новых образовательных технологий. Основой всех этих технологий лежит идея создания адаптивных условий для всех учащихся, то есть адаптированность действий педагога к индивидуальности ученика и ориентация на самостоятельную личность.

Технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к обучающемуся [4].

Новые образовательные технологии в воспитании:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

Эти технологии основаны на том или ином дидактическом методе, однако у них есть характерные только им принципы:

Целостность — системность, переплетенная с единством обучения, воспитания и развития.

Фундаментальность — синтез знаний и умений, которые образуют основу сущностного подхода.

Культуросообразность — принцип, который в XX веке выдвинул немецкий педагог Дистервег. Этот принцип заключается в том, что воспитание подрастающего поколения следует осуществлять соответственно современному уровню развития культуры. Раньше это были формы лекционных занятий. На сегодняшний же день этой информации ребенку мало. Именно поэтому при разработке программы следует учитывать современные возможности воспитания и обучения: компьютеры, средства мультимедиа и, в целом, уровень культуры, в том числе и экономической.

От педагога требуется воспитать такую личность, которая сможет самостоятельно, без особых проблем работать в условиях рыночной экономики с её экономической формулой: знать, уметь, хотеть, успевать.

Гуманитаризация и гуманизация обучения. Эти термины имеют в своей основе общий корень (от лат. Humanus - человечный, humanitas-человечество, человечность), но каждый из них несёт в себе несколько специфическую смысловую нагрузку. Гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: всё для человека, ради человека, во имя человека [5, с. 196].

Проектируя педагогическую технологию каждый педагог может и должен осуществлять этот принцип, так как, рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности её для общества, раскрывая её историческое значение и т. п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Рассматривая проблемы с применением педагогики сотрудничества, он осуществляет принцип гуманизации обучения, тем самым способствуя формированию высоконравственного человека.

Деятельностность — технология, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются учащимися только в процессе деятельности.

Непрерывность — воспитание потребности у учащихся продолжать обучение, самосовершенствоваться вне зависимости от наличия педагога.

Новая педагогика отличается от принятых ранее основ тем, что субъект деятельности (ученик) уже не довольствуется простым потреблением информации, ему необходим элемент творчества, проблемное, программированное, разноуровневое, адаптивное, модульное обучение.

Все описанные выше технологии предполагают психолого-педагогическое сопровождение, так как процесс воспитания и обучения требует научно-педагогического обоснования использования тех или иных инноваций.

Наблюдаемая тенденция роста интереса к личностному развитию актуализирует потребность в разработке личностно развивающих образовательных технологий.

Таким образом, инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания. Эта необходимость в переосмыслении возникает в связи с переходом к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности.

По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя. Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей теории и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

Знакомство с новыми образовательными технологиями позволяет понять, что их специфические особенности обусловлены тем, какие психолого-педагогические теории и подходы использовались при их разработке. Наблюдаемая тенденция роста интереса к личностному развитию актуализирует потребность в разработке личностно развивающих обучающих технологий [3].

Использование новых образовательных технологий в воспитании и обучении – это путь к успешному воспитанию личностей нового поколения. Оно позволит повысить мотивацию учения, улучшить качество усвоения учебного материала, учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Использованная литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Амонашвили, 1995.
  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998.
  3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М. 2006
  4. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — М., 2009
  5. Цукерман Г.А. Инновации в мировой педагогике. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...