«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ».
учебно-методическое пособие по теме

Альмухаметова Олеся Павловна

 

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ».

Применение дидактических игр на уроках в начальной школе.

                                        Подготовила учитель начальных классов:                          Альмухаметова О.П.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одним из путей решения этого вопроса является применение современных педагогических технологий.

Современный первоклассник это 6 летний ребенок, у которого хорошо развито непроизвольное внимание. Поэтому надо опираться на то, что умеет ребенок, чем он обладает. А обладает он развитым непроизвольным вниманием.

Так вот игровые технологии как раз и совмещают в себе использование непроизвольного внимания детей, познавательных интересов и познавательных способностей детей.

Младший школьник только что перешёл из дошкольника, где основная его деятельность была – игра. В младшем школьном возрасте ребёнок перестраивается с игровой деятельности в учебную деятельность, которая становится основной деятельностью. И этот переход очень сложен для школьника.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика.

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - пробудить интерес к познанию, науке,  книге, учению.

«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» 

К.Д. Ушинский

В своей  работе я широко использую дидактические игры.

  Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Существуют разнообразные методы и формы педагогических игр, а так же классификация игровых форм обучения, но я остановлюсь на том, как я использую игры и игровые моменты, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.  

Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.

  Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. 

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля». 

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются  карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок». 

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи  в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры», «Математическая гусеница».

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи   закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». 

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные  на материале различной  степени трудности,  дают возможность осуществлять  дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем   развития.

Использование дидактических игр на уроках различных типов.

Тип урока.

Дидактические игры.

Назначение игры.

Реализация диф. подхода

Изучение нового материала.

Игры, связанные с  исполнительской деятельностью детей

Усвоение новых понятий и способов

Распределение ролей

Закрепление ЗУН.

Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.

Выработка умений и навыков, применение их  на практике.

Содержание заданий

Обобщение и систематизация ЗУН.

Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.

Установление уровня овладения  теоретическими знаниями и способами познавательной

деятельности.

Распределение ролей и содержание заданий.

         

  Характер деятельности учащихся  зависит от места  игры на уроке, в системе  уроков. Если игра  используется   при объяснении  нового материала, то в ней должна быть продумана  практическая деятельность детей  с группами  предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются  правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей  в  процессе обучения. 

Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить  ребёнка  делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.

Практическая часть:

  1. Игра «Помоги пчёлке собрать мёд»;
  2. Дидактическая игра «Найди пару». 
    Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
    Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
    Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
  3. Разгадывание задач  по таблицам и кодам.
  4. « Кто быстрее сосчитает, сколько спрятано фигур?»
  5. Для развития координации движений, мелкой моторики рук, воображения, умения ориентироваться в пространстве, целостности восприятия, наглядно-образного мышления предлагается самим составить рисунок из геометрических фигур по собственному замыслу.
  6. Расставьте карточки, начиная с самой большой. САНТИМЕТР
  7. Постройте пирамидку. АЛФАВИТ
  8. «Математическая рыбалка». Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру с математическим содержанием. Аналогично можно сделать игру «Собери яблочки в корзинку» или «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок».

Цель игры.

1. Закрепить у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание. Развивать внимание и сосредоточенность.

2. Словарная работа: учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.

Ход игры.

Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы. Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу.

Например:

Вопрос:Это чья рыбка?

Ответ: Это моя рыбка.

Вопрос: Кому достанется эта рыбка?

Ответ: Эта рыбка достанется мне.

Вопрос: В чье ведро попадет эта рыбка?

Ответ: Эта рыбка попадет в мое ведро.

Вопрос: Эта рыбка из чьего ведра?

Ответ: Эта рыбка из моего ведра.

Дети должны мысленно составить ответь на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше.

  1.  Пословицы и поговорки с  числом «2»
  2. БОЛЬШОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН

Дидактические задачи: проверить и закрепить представление о времени.

Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее из общего определять частное.

Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии с условием (учителя).

Оборудование: мяч средней величины.

Учитель: сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель зазает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: – Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (день). А что следует за днем? (вечер). А что дальше? (ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер, ночь?

Начали: зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень – что это? (времена года)

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.

Почему лося называют лесным великаном? ( Вес его достигает 400 кг, а за сутки он может съесть 1700 веток).

Почему лису назвали Патрикеевна? (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

Назовите главный корм белок? (семена хвойных деревьев)

Что делает зимой медведь? (спит в берлоге)

Какие съедобные грибы вы знаете?

Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

Заготавливает ли заяц еду на зиму?

  1. Игра «Зашифрованное слово».

 Игра формирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез.

 Задание: из каждого слова взять только первый, второй, последующий слог и записать полученное слово.

Например: предлог, логово, железо, низина, енот – по первому слогу;

Пуговица, молоток, сова – по второму слогу;

Колесо, село, панама – по последнему слогу.

  1. Викторина “В гостях у сказки”.

Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

Жуковский “Сказка о мертвой царевне…”

Ершов “Сказка о царе Берендее…”

Пушкин “Ашик-Кериб”

Лермонтов “Конек-Горбунок”

  1.  Устный счёт. На устном счёте детям нравится решать «цепочки» примеров.
  2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ
  3. Очень нравятся детям и вот такие раскраски:

Заключение:

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаѐтся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. 

Библиографический список        

  1. А.П. Савин.- Энциклопедический словарь юного математика - М.:
  2. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике Математика- Начальная школа,1997
  3. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики. - Начальная школа, 1995
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры -М., 1978
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.- М., «Просвещение»,2010


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Подготовила: Альмухаметова О.П.
«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»
К.Д. Ушинский
Применение дидактических игр на уроках в начальной школе.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры», «Математическая гусеница».
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф. подхода
Изучение нового материала.
Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей
Усвоение новых понятий и способов
Распределение ролей
Закрепление ЗУН.
Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.
Выработка умений и навыков, применение их на практике.
Содержание заданий
Обобщение и систематизация ЗУН.
Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.
Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательнойдеятельности.
Распределение ролей и содержание заданий.
«Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны»
К.Д. Ушинский
Дидактическая игра « Найди ошибку». Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон
Игра «Помоги пчёлке собрать мёд»
6 + 2
2 + 5
4 – 2
5 – 2
8 – 3
3 + 1
7 – 1
Дидактическая игра «Найди пару». Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
МетельГромСолнцеМолнияВетерДождьСнегОблакаТуманМороз
КапаетПлывут ПадаетСтелетсяПлыветМететГремитПечетСверкаетДуетТрещит
Разгадывание задач по таблицам и кодам.
2
4
9
6
10
8
у
г
а
а
д
р
+1
7
5
9
1
3
8
Разноцветное коромысло через реку повисло (радуга)
« Кто быстрее сосчитает, сколько спрятано фигур?»
8
Для развития координации движений, мелкой моторики рук, воображения, умения ориентироваться в пространстве, целостности восприятия, наглядно-образного мышления предлагается самим составить рисунок из геометрических фигур по собственному замыслу.
Расставьте карточки, начиная с самой большой.
Постройте пирамидку.
«Математическая рыбалка».
Пословицы и поговорки с числом «2»
Один ум хорошо, а два - лучше.Старый друг лучше новых двух. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
БОЛЬШОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕНДидактические задачи: проверить и закрепить представление о времени.Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее из общего определять частное. Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии с условием (учителя).
Игра «Зашифрованное слово».
Предлог, логово, железо, низина, енот – по первому слогу;Пуговица, молоток, сова – по второму слогу;Колесо, село, панама – по последнему слогу.
предложение
голова
солома
На устном счёте детям нравится решать «цепочки» примеров.
Выполнив последовательно арифметические действия, узнайте, сколько весит груз.
40
Узнайте, сколько весит груз.
Викторина “В гостях у сказки”.
ЖуковскийЕршовПушкинЛермонтов
“Сказка о мертвой царевне…”“Сказка о царе Берендее…”“Ашик-Кериб”“Конек-Горбунок”
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:
а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4+2

Слайд 2

8-3

Слайд 3

10-5

Слайд 4

9-4

Слайд 5

8-3

Слайд 6

7+3

Слайд 7

2+3

Слайд 8

10-5

Слайд 9

7-2

Слайд 10

9+1

Слайд 11

9-4

Слайд 12

10-0

Слайд 13

2 5

Слайд 14

10 1

Слайд 15

7+2

Слайд 16

2+4

Слайд 17

4+1

Слайд 18

6+4

Слайд 19

12-2

Слайд 20

11-1

Слайд 21

5+0

Слайд 22

10 2

Слайд 23

1+9

Слайд 24

20-10

Слайд 25

6-1

Слайд 26

15-10

Слайд 27

15 3

Слайд 28

100 10

Слайд 29

25 5

Слайд 30

10+2



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе

Методические рекомендации по организации обучения английскому языку в начальной школе...

Анализ литературных источников по проблеме оценивания результатов обучения в начальной школе

В статье представлен анализ литературных источников по вопросам организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в начальной школе....

Технические средства обучения в начальной школе. Ответы на вопросы.

Информация для студента педагогического колледжа....

Где найти сайты с дополнительными материалами к обучению в начальной школе по математике

Вот несколько ссылок, которыми я пользуюсь лично1 КЛАССМоро, Волкова, Степанова учебникИздательство: Просвещение 2016-2020Серия: Школа РоссииТип книги: УчебникАвторы: Моро М.И., Во...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...