Разработка модульной программы с участием работодателей
статья на тему

Свиридова Ольга Михайловна

В политических документах: «Концепция модернизации российского образования на период до 2016  г.»  и  «Приоритеты развития образования в Российской Федерации»  поставлены актуальные задачи в области профессионального образования,  в частности:  улучшение взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций персонала;   обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения.  Модульные программы,  основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_modulnoy_programmy_s_uchastiem_rabotodateley.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка модульной программы с участием работодателей

В политических документах: «Концепция модернизации российского образования на период до 2016  г.»  и  «Приоритеты развития образования в Российской Федерации»  поставлены актуальные задачи в области профессионального образования,  в частности:  улучшение взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций персонала;   обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения.  Модульные программы,  основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач

Многие развитые страны осуществляют переход или уже перешли на реализацию модульных программ,  основанных на компетенциях.

Данный подход значим и для России,  и его внедрение является делом ближайшего будущего,  поскольку только такой подход,  как показывает практика,  способен обеспечить производство высококвалифицированной рабочей силы,  которая необходима для обеспечения конкурентоспособности экономики.  

Важно подчеркнуть,  что разработка и реализация модульных программ,  основанных на компетенциях,  предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников,  что обеспечивает качество подготовки последних.

Предлагаемый модульный подход,  основанный на компетенциях,  находится в русле концепции обучения в течение всей жизни, поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда,  с одной стороны,  и продолжать профессиональный рост и образование –  с другой.

Недопустимо  готовить профессионала который никогда не будет работать по специальности , так как все знания и опыт обучения, которые получил он за годы подготовки, останутся невостребованными. А бюджетные средства выделенные на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности,. в таком случае расходуются с низкой эффективностью. Происходит разрыв существующей цепочки между производителем специалиста (техникумом) и его потребителем (работодателем) . выпускник оказывается за пределами трудоустройства: техникум уже не отвечает, а работодатель еще не отвечает.

Актуальность разработки образовательной программы с участием работодателя определяется рядом ключевых проблем и противоречий, характерных для современной ситуации сложившийся в системе подготовки молодых специалистов различных отраслей  и в энергетике в частности. В настоящее время предприятия в условиях жесткой конкуренции вынуждены постоянно модернизировать свою базу, использовать более совершенное высокотехнологичное оборудование, инновационные системы. Соответственно изменяются требования работодателей к уровню и качеству владения   специалистами профессионально значимыми компетенциями. Выпускаемые специалисты должны владеть умениями и знаниями всего широкого спектра обслуживания, монтажа, ремонта электрооборудования. Достичь данного результата позволяет  практикоориентированное обучение.

Привлечение работодателей как специалистов формирует уникальную образовательную ситуацию , в которой органично происходит трансляция специфики и заинтересованности профессии, становление общих профессиональных компетенций приобщение к нормам и условиям на предприятиях в которых в дальнейшем предстоит работать молодым специалистам. Таким образом обучающиеся уже в период обучения находится и работает в профессиональном сообществе, которое эффективно влияет на формирование и развитие его профессиональных достижений. Практическое обучение в техникуме проходит на базе работодателя, где максимально точно воспроизведен полный производственный цикл от монтажа , эксплуатации и ремонта, что дает возможность выпускнику в процессе обучения освоить современные электромонтажные технологии, передовые формы организации производства.

В ряде учебных заведений страны принята такая система взаимодействия с работодателями.

Основным инновационным механизмом  мониторинга результатов оценки обучающихся в рамках переработанной программы практического обучения  является система профессиональной сертификации обучающихся со стороны работодателей.

Сертификация подразумевает прохождение учащимся итоговой производственной практики и выполнение квалификационной работы в соответствии с требованиями работодателей к качеству профессиональных знаний , умений и навыков. При успешной сдаче квалификационной работы социальный партнер выдает обучающему соответствующий сертификат подтверждающий профессиональный уровень.

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- наличие разработанном ФГОС и учебном плане профмодулей с предусмотренными часами практических работ , количество которых рекомендовано работодателем

-наличие совместных с работодателем производственных площадок и лабораторий

-обязательное присутствие в каждой из учебно-производственных лабораторий мастера-наставника от работодателя, курирующего освоение студентами профессиональных компетенций

-организация процесса обучения студентов в условиях производственных норм ОУ и прав ребенка

-проведение промежуточной итоговой профессиональной сертификации студентов работодателем

В новой образовательной программе,   определение ее целей     сводится к определению состава профессиональных компетенций, необходимого и достаточного для формирования профессиональной квалификации.

 Источниками определения состава компетенций выступают:

  •  обобщенные требования работодателей к профессии и работнику;
  •  профессиональный стандарт по профессии (специальности);
  •  квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих.

Ориентируясь на современные требования ФГОС в нашем  техникуме уделяется большое внимание взаимодействию с работодателями, у нас есть постоянные партнеры с которыми налажены партнерские отношения. Работодатели принимают активное участие в жизни техникума.

Городская конференция «Курсовое и дипломное проектирование как фактор повышения качества подготовки специалистов» с круглым столом , где обсуждались современные требования работодателей.

Проводилось тестирование работодателей по вопросам необходимых профессиональных компетенций молодых специалистов

Региональный конкурс курсового и дипломного проектирования, где  членами жури  были приглашены работодатели, написаны отзывы

Городское мероприятие «Лучшая профессия» с участием работодателей , где выступали работодатели, говорили о наших  выпускниках, уже работающих на этих предприятиях, о своих требованиях к выпускникам.

Замечательные   уроки-экскурсии   проведенные     на    базе   ОАО  «Жигулевские электросети» и ООО «ДорСвет»

Наши выпускники работают по трехстороннему договору на предприятиях с которыми техникум имеет партнерские отношения и принимают участие в обсуждении модульных программ третьего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Модульная программа "Текстовый редактор"

Материал по данной теме разбит на заваершенные модули, которые в свою очередь делятся на учебные элементы. Все модули содержат цели, которые должны быть достигнуты при изучении данного вопроса, провер...

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д....

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по профессиональным модулям.

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ п...

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д. – разработка программ УД и ПМ...