Разработка модульной программы с участием работодателей
статья на тему
В политических документах: «Концепция модернизации российского образования на период до 2016 г.» и «Приоритеты развития образования в Российской Федерации» поставлены актуальные задачи в области профессионального образования, в частности: улучшение взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций персонала; обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Модульные программы, основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_modulnoy_programmy_s_uchastiem_rabotodateley.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка модульной программы с участием работодателей
В политических документах: «Концепция модернизации российского образования на период до 2016 г.» и «Приоритеты развития образования в Российской Федерации» поставлены актуальные задачи в области профессионального образования, в частности: улучшение взаимосвязи с рынком труда; повышение компетенций персонала; обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Модульные программы, основанные на компетенциях, способствуют решению этих задач
Многие развитые страны осуществляют переход или уже перешли на реализацию модульных программ, основанных на компетенциях.
Данный подход значим и для России, и его внедрение является делом ближайшего будущего, поскольку только такой подход, как показывает практика, способен обеспечить производство высококвалифицированной рабочей силы, которая необходима для обеспечения конкурентоспособности экономики.
Важно подчеркнуть, что разработка и реализация модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество подготовки последних.
Предлагаемый модульный подход, основанный на компетенциях, находится в русле концепции обучения в течение всей жизни, поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжать профессиональный рост и образование – с другой.
Недопустимо готовить профессионала который никогда не будет работать по специальности , так как все знания и опыт обучения, которые получил он за годы подготовки, останутся невостребованными. А бюджетные средства выделенные на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности,. в таком случае расходуются с низкой эффективностью. Происходит разрыв существующей цепочки между производителем специалиста (техникумом) и его потребителем (работодателем) . выпускник оказывается за пределами трудоустройства: техникум уже не отвечает, а работодатель еще не отвечает.
Актуальность разработки образовательной программы с участием работодателя определяется рядом ключевых проблем и противоречий, характерных для современной ситуации сложившийся в системе подготовки молодых специалистов различных отраслей и в энергетике в частности. В настоящее время предприятия в условиях жесткой конкуренции вынуждены постоянно модернизировать свою базу, использовать более совершенное высокотехнологичное оборудование, инновационные системы. Соответственно изменяются требования работодателей к уровню и качеству владения специалистами профессионально значимыми компетенциями. Выпускаемые специалисты должны владеть умениями и знаниями всего широкого спектра обслуживания, монтажа, ремонта электрооборудования. Достичь данного результата позволяет практикоориентированное обучение.
Привлечение работодателей как специалистов формирует уникальную образовательную ситуацию , в которой органично происходит трансляция специфики и заинтересованности профессии, становление общих профессиональных компетенций приобщение к нормам и условиям на предприятиях в которых в дальнейшем предстоит работать молодым специалистам. Таким образом обучающиеся уже в период обучения находится и работает в профессиональном сообществе, которое эффективно влияет на формирование и развитие его профессиональных достижений. Практическое обучение в техникуме проходит на базе работодателя, где максимально точно воспроизведен полный производственный цикл от монтажа , эксплуатации и ремонта, что дает возможность выпускнику в процессе обучения освоить современные электромонтажные технологии, передовые формы организации производства.
В ряде учебных заведений страны принята такая система взаимодействия с работодателями.
Основным инновационным механизмом мониторинга результатов оценки обучающихся в рамках переработанной программы практического обучения является система профессиональной сертификации обучающихся со стороны работодателей.
Сертификация подразумевает прохождение учащимся итоговой производственной практики и выполнение квалификационной работы в соответствии с требованиями работодателей к качеству профессиональных знаний , умений и навыков. При успешной сдаче квалификационной работы социальный партнер выдает обучающему соответствующий сертификат подтверждающий профессиональный уровень.
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- наличие разработанном ФГОС и учебном плане профмодулей с предусмотренными часами практических работ , количество которых рекомендовано работодателем
-наличие совместных с работодателем производственных площадок и лабораторий
-обязательное присутствие в каждой из учебно-производственных лабораторий мастера-наставника от работодателя, курирующего освоение студентами профессиональных компетенций
-организация процесса обучения студентов в условиях производственных норм ОУ и прав ребенка
-проведение промежуточной итоговой профессиональной сертификации студентов работодателем
В новой образовательной программе, определение ее целей сводится к определению состава профессиональных компетенций, необходимого и достаточного для формирования профессиональной квалификации.
Источниками определения состава компетенций выступают:
- обобщенные требования работодателей к профессии и работнику;
- профессиональный стандарт по профессии (специальности);
- квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих.
Ориентируясь на современные требования ФГОС в нашем техникуме уделяется большое внимание взаимодействию с работодателями, у нас есть постоянные партнеры с которыми налажены партнерские отношения. Работодатели принимают активное участие в жизни техникума.
Городская конференция «Курсовое и дипломное проектирование как фактор повышения качества подготовки специалистов» с круглым столом , где обсуждались современные требования работодателей.
Проводилось тестирование работодателей по вопросам необходимых профессиональных компетенций молодых специалистов
Региональный конкурс курсового и дипломного проектирования, где членами жури были приглашены работодатели, написаны отзывы
Городское мероприятие «Лучшая профессия» с участием работодателей , где выступали работодатели, говорили о наших выпускниках, уже работающих на этих предприятиях, о своих требованиях к выпускникам.
Замечательные уроки-экскурсии проведенные на базе ОАО «Жигулевские электросети» и ООО «ДорСвет»
Наши выпускники работают по трехстороннему договору на предприятиях с которыми техникум имеет партнерские отношения и принимают участие в обсуждении модульных программ третьего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Модульная программа "Текстовый редактор"
Материал по данной теме разбит на заваершенные модули, которые в свою очередь делятся на учебные элементы. Все модули содержат цели, которые должны быть достигнуты при изучении данного вопроса, провер...
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 1-ГО И 2-ГО ВИДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой и речевой функции, представляет для современного общества важную задачу, реша...
3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.
3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д....
3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по профессиональным модулям.
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ п...
3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.
3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д. – разработка программ УД и ПМ...