Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.
рабочая программа на тему
Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_11_kl_profil_2015-16.docx | 87.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
«Согласовано» «Утверждаю»
Научно-методический совет Директор
Протокол №1 «28» августа 2015 г. ___________Шакина И.И.
Приказ№ 166-П от «01» сентября2015 г.
Программа
по учебному предмету
«Обществознание»
для 11 класса
профильный уровень
разработана Яшниковым Д.В. ,
учителем истории и обществознания.
Магнитогорск, 2015 г
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.Нормативно – правовые документы
1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. Основные особенности рабочей программы
1.4. Цели и задачи учебного курса
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса
1.6.Учебно – тематический план
1.7 Методические рекомендации и технологические подходы
1.8.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно – методическое обеспечение предмета
3. Календарно – тематический план
4. Характеристика контрольно-измерительных материалов
5. Приложение
5.1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
5.2. нормы оценок
5.3. литература
5.4. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет
5.5. лист коррекции
5.6. КИМы
6.6.Кодификатор ГИА.
6.7.Спецификация ГИА
1. Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе профильного уровня. Программа по предмету «Обществознание» составлена в соответствии с государственным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263)
1.1. Нормативно – правовые документы
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию. Профильный уровень – М.: Дрофа, с 2008
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от5.09. 2013г №1047»;
* Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.092014г №08-548 «О федеральном перечне учебников»;
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году» от 16.06.2015 г № 03-02/4938.
* Приложение «Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2015/2016 учебном году»
8. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этно- культурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями ос- новных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ;Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалифика-ции работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с. 2. Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. – Челябинск : ЧИППКРО
9. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС
10. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2015-2016 учебный год.
11.Учебный план МОУ «СШИ№ на 2015-2016 учебный год.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
1.3.Особенности программы
Особенность данной программы по истории заключается в том, что в программу включён НРЭО.
Программа составлена с учетом календарного учебного графика МООУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели, 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
1.4 Цели и задачи учебного курса
Изучение обществознания (включая экономику и право) в 11-х классах направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, патриотизма, готовности защищать Отечество, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации,
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; международного гуманитарного права, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, формированию ОУУН
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Практическая часть отрабатывается учащимися на уроках, при выполнении домашнего задания, при написании эссе, сочинений, докладов по отдельным темам, решении тестов.
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и спецификой школы-интернат №2 обучение организовано в ортопедическом режиме.
1.6. Учебно-тематический план для 11 класса (ФК ГОС)
п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Виды контроля | Практическая часть (кол-во часов) | |
практические работы | контрольные работы | ||||
1 | Социальное развитие современного общества | 26 | Проверка таблиц, схем; работа по индивидуальным карточкам, обсуждение докладов, самостоятельная работа. | 6 | 1 - зачет |
2 | Политическая жизнь современного общества | 22 | Понятийный диктант, тестирование, практикумы, самостоятельная работа, задание С8 формата ЕГЭ. | 4 | 1 |
3 | Духовная культура и современный мир | 14 | Устный опрос, задания С5, С8 формата ЕГЭ, самостоятельная работа. | 8 | 1 |
4 | Современный этап мирового развития | 6 | Решение типовых вариантов ЕГЭ. | 2 | |
итого | 68 | 18 | 5 зачетов |
1.7.Методические рекомендации и технологические подходы
На уроках обществознания , возможно, использование следующих форм учебных занятий
- Лекции
- Семинары
- Урок-презентация.
- Уроки с элементами лабораторной и практической работы
- Проблемная лекция.
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната №2 используются следующие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Проблемное обучение
Развитие исследовательских навыков
Модульное обучение
Технология игрового обучения
1.8.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента согласована с темами, предусмотренными стандартом по обществознанию. На изучение НРЭО отведено 10 % учебного времени. Изучение содержания регионального компонента на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
• активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
• воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
• формирование культурологического потенциала;
• формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства)
11 класс
№ п.п. | Тема НРЭО | Время |
1 | Избирательная компания Челябинской области. Голосование в нашем регионе | 45 мин. |
2 | Формы образования нашего города. Какие образовательные учреждения есть в нашем городе, в Магнитогорске. | 45 мин. |
3 |
| 45 мин. |
4 | Налоги, уплачиваемые предприятиями Челябинской области | 45 мин. |
5 | Экологические проблемы региона | 45 мин. |
6 | Социальная политика в области семьи в нашем регионе. | 45 мин. |
7 | Рынок труда и государственная политика в области занятности в России и в Уральском регионе | 45 мин. |
итого | 315 |
2.Учебно-методическое обеспечение предмета (ФК ГОС)
Класс: 11 (профильный уровень)
Количество часов в неделю: 2
Не менее 40% учебного времени должно отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
- Календарно-тематический план (ФК ГОС)
№ | Раздел, тема | Кол-во час. | Дата | Тип, вид, форма урока | Основные компетенции обществоведческого образования | Измерительные формы контроля | Дом. задание | Примечание | Подготовка к ГИА | ||||
Раздел 1. Политика как общественное явление | 16 ч. | ||||||||||||
1 | Понятие власти. Политическая власть. Типология властных отношений. | 1 | Комбинированный урок, практикум | Знать понятия: политика, экстремизм, власть. Характеризовать политику как деятельность, политические действия, субъекты и объекты политики. | Практическая работа «Определение видов власти» | 10 кл. §20 11кл. §15 | ГИА 5.1»Власть. роль политики в жизни общества». ЕГЭ 4.1»Понятие Власти». | ||||||
2. | Государство и его функции. | 1 | Комбинированный | Знания: знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства; знать основные функции государства ; знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Умения: анализировать, давать определение понятиям. Понятия: политическая система общества, государство, суверенитет, функции государства | §21 11 кл. | ГИА 5.2»Понятие и Признаки государства». ЕГЭ 4.2»Государст- во,его функции». | |||||||
3-4. | Политика как общественное явление. Политическая система, её структура и сущность. | 2 | Комбинированный урок, практикум | Знать понятия: политическая система, государство ,политическая партия, движение, многопартийность. Называть функции государства, партии; виды партий. Характеризовать политическую систему, ее структуру и сущность; государство, его функции; политическую партию, классификацию партий, многопартийность. Объяснять роль государства в политической системе, роль СМИ. Характеризовать политическую систему России в разные эпохи, политическую систему зарубежных стран современности. | Практическая работа по материалам СМИ «Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения» | §21 11 кл. | Конституция РФ Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл. Мухаев Р.Т. Политология Никитин А.Ф. Право и политика Шилобод М.И. …Указ. Соч. Глобальный мир. Политическая система современной России | ЕГЭ 4.3»Полити- ческая система». | |||||
5. | Политический режим. Типология политических режимов. | 1 | Комбинированный урок | Знания: знать, что такое политический режим и какие существуют их типы; Умения: уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности, давать определения. Понятия: политический режим, авторитаризм, демократия, тоталитаризм, диктатура. | §21 11 кл. | ГИА 5.5»Полити- ческий режим». ЕГЭ 4.4»Типоло- ия политических режимов». | |||||||
6. | Демократия, её признаки. | 1 | Комбинированный урок, практикум | Знать, называть принцип и формы демократии, знать понятия: политический плюрализм, парламентаризм. Характеризовать основные признаки и ценности демократии, отличительные черты выборов в демократическом обществе. Анализировать высказывания о демократии, аргументировать собственную позицию. | Практическая работа «Мыслители о демократии» | 11кл. §24 | Н.М.Воскресенская, Н.В.Давлетшина Демократия: государство и общество 10-11 кл.,М., Дрофа | ЕГЭ 4.5»Демократия, ее основные приз наки и ценности» | |||||
7-8. | Выборы в демократическом обществе.
| 2 | Комбинированный урок | Знания : знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Умения: уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы способствующие политической активности населения Понятия: референдум, митинг, шествие, пикетирование, пассивное и активное избирательное право | Вопросы, задания, документы | 11кл. §24 | Мухаев Р.Т. Политология Шилобод М.И. …Указ. Соч. | ГИА5.8»Выборы, референдум». | |||||
9. | Гражданское общество и государство. | 1 | Комбинированный урок | Знать: признаки правового государства, понятие «Гражданское общество». Характеризовать условия появления и значение гражданского общества, правового государства | Практическая работа «Россия на пути к гражданскому обществу: деятельность общественной палаты» | 10кл. §22 | Глобальный мир. СМИ: между властью и гражданским обществом | ЕГЭ4.6»Гражданское общество и государство». ГИА5.10»Гражданское общество и правовое государство». | |||||
10. | Политическая элита. Особенности её формирования в современной России. | 1 | Комбинированные уроки | Знать признаки и сущность политических элит. Уметь решать практические, познавательны, проблемные задания, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | ЕГЭ 4.7»Политическая элита». | ||||||||
11. | Политическая идеология. Основные идейно - политические течения современности. | 1 | Лекция | Знать понятие идеологии, основные идейно-политические течения современности. Характеризовать роль идеологии в политической жизни, сравнивать основные идеологии Аргументировано высказывать свою идейную позицию | Решение задач | 11кл. §14 | |||||||
12. | Многопартийность. Политические партии и движения. Законодательное регулирование их деятельности. | 1 | Комбинированный урок | Знать понятия: многопартийность, политические партии. Характеризовать роль политических партий и движений в политической жизни. Аргументировано высказывать свою идейную позицию | Решение ситуационных задач | 11 кл. §21 | ЕГЭ4.8»Политические партии и движения». | ||||||
13. | Роль СМИ в политической жизни общества. | 1 | Комбинированный урок , практикум | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Практическая работа «Характер информации, распространяемой по каналам СМИ». | Учить конспект | ЕГЭ4.9»СМИ в политической системе». | ||||||
14. | Политический процесс, особенности политического процесса в России. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать политический процесс. Особенности политического процесса в России. | Фронтальный опрос | Учить конспект | Глобальный мир. Особенности русской политической культуры Мухаев Р.Т. Политология Никитин А.Ф. Право и политика | ЕГЭ 4.11»Политический процесс». | |||||
15. | Избирательная компания в РФ. Законодательство о выборах в РФ.НРЭО | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать избирательную компанию в РФ. Законодательство РФ о выборах. | Деловая игра «Выборы в РФ» | §25 11 кл. | ГИА5.8»Выборы. Референдум». ЕГЭ 4.10»Избирательная Компания в РФ». | ||||||
16. | Повторение по разделу « Политика как общественное явление» | 1 | Урок проверки знаний. Зачет | Характеризовать: государство, правовое государство, гражданское общество, демократию, избирательные системы Объяснять: функции государства и политических партий Анализировать (сравнивать) многопартийность, идеологию, политические режимы Раскрывать на примерах функции государства, гражданского общества, политических партий Оценивать роль государства, политической партии | Письменный зачет | ||||||||
Раздел 2. Человек в системе общественных отношений. | 14 ч. | ||||||||||||
17. | Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и идеология. | 1 | Комбинированные уроки | Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание Развивать умения: - развернуто обосновывать суждения; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах | §26 11кл. | ||||||||
18-19. | Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Знать понятия: социальные нормы, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации; манипуляция. - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | Гл.3 §§8-11 11 кл. | ГИА 4.3»Многообра- зие социальных ролей в подростковом воз расте». ЕГЭ 3.12»Социальная Роль». | |||||||
20-21. | Свобода и ответственность. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Отклоняющееся поведение, его типы | 2 | Комбинированный урок, практикум | Знать/уметь: Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество. - владеть основными видами публичных выступлений; - следовать этическим нормам и правилам ведения диспута | §11 11 кл. | ЕГЭ 3.10»Свобода и Ответственность». ЕГЭ 3.11»Отклоняю- щееся поведение и его типы». | |||||||
22-23. | Общественная значимость и личностный смысл образования. НРЭО | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний | Знать понятия: образование, полное (среднее) образование, профильное образование, модернизация, компетентность. Национальный проект. Уметь разрабатывать групповые ученические проекты «Школа будущего» | Практическая работа «Роль Интернет в условиях информационного общества» | § 27 11 кл. | ЕГЭ1.12»Образование, его значимость для личности и общества». | ||||||
24-25. | Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение. НРЭО | 2 | Комбинированные уроки | - Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | 1. Практическая работа «Составление семейного бюджета» 2. Семинар | 11кл. §16 | ГИА 3.7»Предпринимательство, Малое предпринимательст во,фермерское хоз-во». | ||||||
26-27. | Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. | 2 | Комбинированный урок, практикум | Знать понятия: политическое участие, экстремизм, политический терроризм. - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | Практическая работа «Анализ поведения индивида в политической жизни» | 11кл. §21, 25 | Мухаев Р.Т. Политология Шилобод М.И. …Указ. Соч. | ГИА 5.7»Участие граждан в политической жизни». ЕГЭ 4.12»Политическое участие». | |||||
28-29. | Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые | 2 | Комбинированный урок, практикум | Знать понятия: лидер, имидж, типы лидеров. Развивать умение - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах - Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Практическая работа. «Социометрическое исследование класса» | 10кл. §25 | Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл. Мухаев Р.Т. Политология Никитин А.Ф. Право и политика Шилобод М.И. …Указ. Соч. | ЕГЭ 4.13»Политическое лидерство». | |||||
30. | Обобщающее повторение по разделу «Человек в системе общественных отношений» | 1 | Выполнение проблемных заданий, тестирование | Уметь самостоятельно писать творческую работу по социальной проблематике | Письменный зачет | ||||||||
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений. | 30 ч. | ||||||||||||
31. | Право в системе социальных норм. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать/понимать суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права знать/уметь: юридические термины -необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | Тест | 10кл. §25 | ЕГЭ 5.1»Право в системе социальных отношений». | ||||||
32-33. | Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 2 | Комбинированный урок, практикум | Практическая работа по Конституции РФ | 10кл §26,29 | ЕГЭ 5.2»Система российского права, законо- творческий процесс». | |||||||
34-36. | Гражданство в Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков Юридическая ответственность за налоговые правонарушения .НРЭО | 3 | Комбинированные уроки - практикум | знать/уметь: юридические термины - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Практическая работа «Решение ситуационных задач» Практическая работа «Заполнение налоговой декларации» | 11кл. §20 | Никитин А.Ф. Основы государства и права Конституция РФ Закон «О гражданстве» | ГИА 6.9»Права и свободы Человека и гражданина в России. Конституционные обязанности гражданина». ЕГЭ 5.17»Гражданство РФ». | |||||
37-38. | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. НРЭО | 2 | Комбинированные уроки | Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения., решать практические задачи. Применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники. | Вопросы, задания, вопросы к документу | 11кл. §21 | Закон «Об охране окружающей среды» | ЕГЭ 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | |||||
39-41. | Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Имущественные права. Неимущественные права. | 3 | Комбинированные уроки - практикум | Знать юридические термины: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определённым проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав -Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; | Практическая работа «Решение ситуационных задач» | 11кл. §22 | Никитин А.Ф. Основы государства и права Комментарий к Гражданскому кодексу РФ | ГИА 6.13»Гражданские правоотношения» ЕГЭ 5.6»Субъекты гражданского права». | |||||
42-43. | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. НРЭО | 2 | Комбинированные уроки - практикум | Знать, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей знать/уметь: юридические термины - Моделировать ситуации по проблемам семейного права. - Аргументировать его основные положения | Практическая работа «Составление брачного контракта» | 11кл. §23 | Никитин А.Ф. Основы государства и права Семейный кодекс РФ | ГИА 6.14»Семейные право отношения». ЕГЭ 5.10» Правовое регулирование отношений супругов». | |||||
44-45. | Права и обязанности родителей и детей. | 2 | Комбинированные уроки | Решение задач | 11кл. §23 | Никитин А.Ф. Основы государства и права Семейный кодекс РФ | ГИА6.14» Семейные право отношения. Права и обязанности родителей и детей». | ||||||
46-47. | Законодательство РФ об образовании. | 2 | Комбинированный урок-практикум | Анализировать источники права Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | Семинар | §32 | |||||||
48-49. | Трудовое законодательство РФ. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. НРЭО | 2 | Комбинированный урок-практикум | Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом | Практическая работа «Оформление трудового договора» | 11кл. §24 | Никитин А.Ф. Основы государства и права Трудовой кодекс РФ | ГИА 6.15»Право на труд. Трудовые правоотношения». ЕГЭ 5.9» Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора». | |||||
50-51. | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Соц. страхование | 2 | Комбинированный урок-практикум | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Решение задач | 11кл. §24 | |||||||
52-53. | Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса, арбитражный процесс. | 2 | Комбинированный урок-практикум | Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Вопросы и задания | 11кл. §25 | КоАП (ст. 2.1, 2.3, 3.2). Гл.1 ст.3,5-10 | ЕГЭ 5.14» Споры и порядок их рассмотрения». | |||||
54-55. | Процессуальное право: Особенности административной юрисдикции. Конституционное производство. | 2 | Комбинированный урок-практикум | знать/уметь: юридические термины -необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; | Вопросы и задания | 11кл. §27
| ЕГЭ 5.11» Особенности административной юрисдикции». | ||||||
56-57. | Процессуальное право: Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Судебное производство | 2 | Комбинированный урок-практикум | Знать понятия темы, права участников, особенности уголовного процесса Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами, критически оценивать информацию СМИ | Практическая работа « Час суда» | 11кл. §26 | «Закон о Конституционном суде РФ» (ст.1,3,4) | ЕГЭ 5.16 «Особенности уголовного процесса». | |||||
58-59. | Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | Комбинированные уроки-практикум | знать/уметь: юридические термины -необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и норм международного права | Практическая работа «Международные документы по правам человека». | 11кл. §22 | Мушинский В.О. Обществознание 10 кл., М., 2002 « Конвенция о защите прав человека и основных свобод» | ГИА 6.12» Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов». ЕГЭ 5.13» Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени». | |||||
60. | Обобщающее повторение по разделу «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 | Выполнение проблемных заданий, тестирование | Уметь применять правовые знания в процессе решения задач по актуальным социальным проблемам. | Письменный зачет | ||||||||
61. | Повторение | 1 | Зачет письменный | ||||||||||
62 | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |||||||||||
63 | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |||||||||||
64 | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |||||||||||
65 | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |||||||||||
66 | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |||||||||||
67 | Решение заданий ЕГЭ | Пробный ЕГЭ | |||||||||||
68 | Итоговый урок | 1 |
4. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Тесты, включенные в пособия, составлены с учетом действующей программы и ЕГЭ. Они отражают наиболее важные проблемы политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества. Это позволяет использовать их для тематического и итогового контроля. Кроме того, они необходимы для подготовки к ЕГЭ.
По содержанию и предлагаемым видам деятельности контрольные измерительные материалы разработаны с учетом возрастных особенностей, познавательных возможностей учащихся и действующих программ по обществознанию.
Содержание каждой контрольной работы построено на тех дидактических единицах, которые включены в контролируемую тему. В КИМах представлены измерители (тестовые задания) трех типов : 1) с выбором ответа; 2) с кратким свободным ответом ( в виде одного слова или словосочетания); 3) с развернутым свободным ответом, в том числе составные задания к фрагменту оригинального текста.
Все имеющиеся задания представляют три уровня сложности: 1) базовый; 2) повышенный; 3) высокий.
Показателями овладения содержанием на базовом уровне является способность воспроизвести соответствующие знания и умение применить знания по образцу в знакомой ситуации.
Показателями овладения содержанием на повышенном уровне является способность применять знания в частично новой ситуации ( на знакомом или оригинальном примере), умение анализировать ситуацию, осложненную сравнением двух высказываний по одной проблеме.
Показателями овладения содержанием на высоком уровне является способность применять знания в новой, незнакомой ситуации, умение формулировать целостные высказывания, собственные обоснованные суждения, излагать собственную позицию по сложным проблемам курса и аргументировать ее.
Преследуя цель подготовки учащихся к выполнению проверочных работ в тестовой форме, в том числе в формате ЕГЭ, тестовые задания предлагают проверенные в ходе эксперимента по введению ЕГЭ инструкции по выполнению заданий отдельных разновидностей и правильной записи ответа. Например, заданий на анализ двух суждений, на установление соответствия, на выбор необходимых позиций из предлагаемого списка, на восполнение пропуска в схеме или фразе. Овладение инструкциями во многом обеспечивает успех испытуемого.
1. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание Министерство образования РФ. М.: Просвещение, 2011.
2. Пособие по подготовки к ЕГЭ. Типовые задания. С.- Петербург: «Тригон», , 2009.
3. Обществознание. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право», «Экономика», «Человек», «Познание», «Духовная сфера общества», «Политика». / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, А.В. Воронцов. М.: АСТ «Астрель», 2009.
4. Обществознание полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Все нужные для ЕГЭ темы школьного курса. ». / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, А.В. Воронцов. М.: АСТ «Астрель», 2009.
5. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Обществознание. М.: ФИПИ «Интеллект-Центр», 2010.
5 .Приложение.
5.1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР: производственной и общественной жизни страны. Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуа- ционными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий... Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. I. Требования к речи учащихся Учащиеся должны уметь: - излагать материал логично и последовательно. - отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; - оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д. II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся 1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок. 2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в Шире использовать выразительное чтение вслух как один ИЗ важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста, Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. 4. Всем работникам школы; Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся. Б. О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся. 1. Виды письменных работ учащихся 1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы. 1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы . Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. 2. Количество и назначение ученических тетрадей 2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в I - III классах — по 2 тетради, в IV-VIII классах — по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений; по литературе - 1 тетрадь;по математике в I-V классах — по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе), в VI-VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в IX-X (XI) классах — 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 — по геометрии; по иностранным языкам — по 2 тетради в IV-VIII классах 1 - в IX-X классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в V-X классах; по физике и химии — 2 тетради, одна — для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая -для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года); по биологии, географии, природоведению (IV класс), истории, обществоведению, основам Советского государства и права, факультативам, трудовому обучению в IV-X классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради; по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию; по музыке — 1 нотная тетрадь. Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во II и III классах ведется в «Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека». 2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. 3. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: 3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком. 3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради. 3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября). 3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ. 3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы. 3.7. Соблюдать красную строку 3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой. 3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки. 4. Порядок проверки письменных работ учителями 4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: по русскому языку и математике: в I-IV и в первом полугодии V класса — после каждого урока у всех учеников; во I полугодии V класса и в VI-VHI классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности в IX-X (XI) классах - после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся; по иностранным языкам в IV-V классах - после каждого урока; в VI-X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть — тетради учащихся IX-X классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц; по литературе в V-VIII классах — не реже 2 раз в месяц; в IX-X (XI) классах — не реже одного раза в месяц; по истории, обществоведению, основам Советского государства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению и начальной военной подготовке — выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть. 4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. 4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки: контрольные диктанты и контрольные работы по математике в I-VIII классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; контрольные работы по математике в IX-X(XI) классах, физике, химии и иностранному языку в IV-X классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) — через один-два урока, 4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: при проверке изложений и сочинений в IV-X(XI) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические - знаком Г; при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся IV-X (XI) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом); проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматическихошибок; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы. 4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. По иностранным языкам в IV-V классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI-X классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал. При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников. 4.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34-35, с. 32-45.
5.2.Нормы оценок.
Критерии | 5(отл.) | 4(хор) | 3(уд) | 2(неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство. | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2.Умение анализировать и делать выводы. | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопостовление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопрсы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопостовления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствущими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются сооветствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу | Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия |
4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала | Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6.Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связенй; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иофффе.
5.3. Литература.
1.Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.-М.: Астрель, 2009г.
5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб - сайтов
1. Российское образование. Федеральный портал.
2.Министерство образования и науки РФ. Федеральное агентство по образованию
3. Все образование. Каталог ссылок.
4. В помощь учителю. Федерация Интернет – образования
5. Российский образовательный портал. Каталог справочно – информационных источников.
6. Учитель. Ру. – Федерация Интернет – образования
9.http://www.krernlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
10.http://www.rnon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
11.http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»
# •
12.http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
13.httр://www.fsu.еdu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
14.httр://www.vеstпik.еdu.ru- журнал Вестник образования»
15.httр://www.sсhооl-соllесtiоп.еdu.rul- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
16.http://www.apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
17.http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
18.http://www.history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
19. httр://www\ргоsv.-iрk.гu - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
20. http://reshuege.ru/.
5.5. лист коррекции
Класс | Кол – во часов по программе | Фактически дано | Не пройденные темы | Коррекция (когда и как) |
5.6.контрольно - измерительные материалы.
См папку КИМы
5.7 Спецификация
5.8 Кодификатор..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (профильн уровень). Разработана Петрашовой В.Н.
Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (профильн уровень). Разработана Петрашовой В.Н....
Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.
Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В....
Программа учебного предмета "Право", "Экономика" для 10-11 классов (профильный уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И.
Программа учебного предмета "Право", "Экономика" для 10-11 классов (профильный уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И....
Рабочая программа учебного предмета история (Профильный уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год
Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта. Рассчитана на 4 учебных часа в неделю. : 10 кл. -136 часов в год, 11 кл. – 132 часов в год (и...