РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА ОУП. 09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
рабочая программа на тему
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Естествознание», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_estestvoznanie.docx | 115.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
ОУП. 09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО цикловой комиссией РИПК Протокол №___ от «___»_____________ 201_ г. Председатель ЦК ________________ Е.В. Новичкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ___________________О.Б. Грунёва «___»_____________ 201_ г. |
Разработчик:
Бормотова Е.С. ______________
преподаватель, (подпись)
вторая квалификационная категория
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………..
Общая характеристика учебной дисциплины ОУП. 09 «Естествознание»…..
Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………………
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………….
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………..
Тематические планы……………………………………………………………….
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов…………
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………….……… УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 09 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» …………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета ОУП. 09 «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в областном профессиональном образовательном учреждении «Курский монтажный техникум» (далее ОБПОУ «КМТ»), реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена (ОПОП ППССЗ) на базе основного общего образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в укрупненную группу специальностей 08.02.00 Техника и технология строительства.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Естествознание», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебного предмета ОУП 09 «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убеждённости в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Общая характеристика учебного предмета ОУП. 09 «Естествознание».
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь.
Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
«Естествознание», включает три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Химия», «Биология», «География»— что не нарушает привычную логику естественно-научного образования обучающихся.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания
В ОБПОУ «КМТ» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования, осваиваемые профессии относятся к техническому профилю профессионального образования.
В ОБПОУ «КМТ» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования, специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений относятся к техническому профилю профессионального образования изучается интегрированная учебный предмет «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Химия», «Биология» «География»— что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, 6 это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Учебный предмет «География» обладает большим количеством междисципли- нарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная предмет ОУП 09 «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ОБПОУ «КМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования, учебный предмет «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена место учебного предмета ОУП 09 «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности 08.02.01 СЗС технического профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
•• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
•• предметных:
−− сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
−− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
−− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
ХИМИЯ
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Введение
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.
Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.
Основные понятия и законы химии
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.
Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства.
Демонстрации
Набор моделей атомов и молекул.
Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода количественных изменений в качественные. М. В. Ломоносов — «первый русский университет».
Иллюстрации закона сохранения массы вещества.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Д. И. Менделеев об образовании и государственной политике.
Демонстрация
Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества
Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Демонстрация
Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.
Вода. Растворы
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.
Демонстрация
Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.
Демонстрация
Химические реакции с выделением теплоты.
Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли.
Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.
Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Металлы и сплавы как художественный материал. Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства. Неметаллы и их соединения как составная часть средств изобразительного искусства.
Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей.
Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде.
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.
Восстановительные свойства металлов.
Практические занятия
Определение рН раствора солей.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Органические соединения
Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.
Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры.
Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Качественная реакция на глицерин.
Цветные реакции белков.
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искусстве.
Демонстрация
Различные виды пластмасс и волокон.
Химия и жизнь
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений.
БИОЛОГИЯ
Биология — совокупность наук о живой природе.
Методы научного познания в биологии
Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.
Демонстрации
Уровни организации жизни.
Методы познания живой природы.
Клетка
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.
Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.
Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
Демонстрации
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Организм
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Демонстрации
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Исследования в области биотехнологии.
Практические занятия
Решение элементарных генетических задач.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида.
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.
Редкие и исчезающие виды.
Движущие силы антропогенеза.
Происхождение человека и человеческих рас.
Практические занятия
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.
Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни.
Биогеоценоз как экосистема.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Ярусность растительного сообщества.
Круговорот углерода в биосфере.
Заповедники и заказники России.
Практические занятия
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета ОУП.09 «Естествознание» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (основной профессиональной образовательной программы – подготовки специалистов среднего звена).
- максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 186 часа, из них:
- аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 124 часов,
- включая практические занятия – 12 часов;
- внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 62 часа.
Тематический план
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия | |
Содержание обучения | |
Введение | 4 |
1. Химия | 54 |
2. Биология | 52 |
3. География | 14 |
Итого | 124 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
в том числе: | |
-Систематическая проработка конспектов занятий | 26 |
- Подготовка к практической работе. | 6 |
-Оформление и подготовка к защите практической работы. | 6 |
-Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | |
-Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Всего | 186 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира. Характеристика химии как производительной силы общества |
Важнейшие химические понятия | Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия» |
Основные законы химии . | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева |
Основные теории химии | Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов. Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
БИОЛОГИЯ | |
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | Знакомство с объектами изучения биологии. Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей |
Клетка | Знакомство с клеточной теорией строения организмов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
Организм | Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого |
Вид | Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас |
Экосистемы | Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране |
2.2. Тематический план предмета ОУП 09 Естествознания
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
I курс (186 часов) | ||||
Введение | Содержание учебного материала | 4 | ||
Теоретические занятия | 4 | |||
1 | Введение в естествознание. | 2 | ||
2. | Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 1 | ||
2. | Систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
Раздел 1. ХИМИЯ | ||||
Тема 1.1. Введение. Основные понятия и законы химии. | Содержание учебного материала | 4 | ||
Теоретические занятия | 4 | |||
1 | Введение. Основные понятия химии. | 2 | ||
2 | Основные законы химии. Расчётные задачи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 1 | ||
2. | Систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | Содержание учебного материала | 2 | ||
Теоретические занятия | 2 | |||
1 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 2 | ||
Теоретические занятия | 2 | |||
1 | Типы химических связей | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 1.4 Вода. Растворы. | Содержание учебного материала | 4 | ||
Теоретические занятия | 4 | |||
1 | Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. | 2 | ||
2 | Классификация химических реакций. ОВР. Скорость химических реакций. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
Тема 1.5 Неорганические соединения | Содержание учебного материала | 12 | ||
Теоретические занятия | 10 | |||
1 | Основные классы неорганических соединений и их свойства. | 2 | ||
2 | Понятие о гидролизе солей | 2 | ||
3 | Общие физические и химические свойства металлов. | 2 | ||
4 | Галогены | 2 | ||
5 | Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. | 2 | ||
Практическое занятие №1 | 2 | |||
6 | «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 3 | ||
2. | Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 1 | ||
3. | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
4. | Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 1 | ||
Тема 1.6. Органические соединения. | Содержание учебного материала | 22 | ||
Теоретические занятия | 22 | |||
1 | Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 2 | ||
2 | Алканы. | 2 | ||
3 | Алкены. | 2 | ||
4 | Алкадиены и алкины. | 2 | ||
5 | Арены. Природные источники углеводородов. | 2 | ||
6 | Спирты. Фенолы. | 2 | ||
7 | Альдегиды. Карбоновые кислоты. | 2 | ||
8 | Сложные эфиры и жиры | 2 | ||
9 | Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. | 2 | ||
10 | Амины. Аминокислоты. Белки. Строение и биологическая функция белков. | 2 | ||
11 | Понятие о пластмассах и химических волокнах. Применение полимеров | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |||
1. | работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 3 | ||
2. | систематическая проработка конспектов занятий | 5 | ||
3. | проработка конспекта лекции и учебной литературы | 2 | ||
Тема 1.7. Химия и жизнь. | Содержание учебного материала | 8 | ||
Теоретические занятия | 8 | |||
1. | Химические элементы в организме человека | 2 | ||
2 | Минеральные вещества в продуктах питания | 2 | ||
3 | Химия в быту | 2 | ||
4 | Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1. | систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
2. | проработка конспекта лекции и учебной литературы | 2 | ||
Раздел 2. БИОЛОГИЯ | ||||
Тема 2.1 Биология – совокупность наук о живой природе. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Теоретические занятия | 2 | |||
1 | Введение в биологию. Определение жизни. Уровни организации жизни. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. | систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 2.2 Клетка | Содержание учебного материала | 16 | ||
Теоретические занятия | 14 | |||
1 | История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. | 2 | ||
2 | Строение клетки. Прокариоты и эукариоты. | 2 | ||
3 | Структура и функции хромосом. | 2 | ||
4 | Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. | 2 | ||
5 | Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. | 2 | ||
6 | Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. | 2 | ||
7 | Вирусы и бактериофаги. Профилактика ВИЧ – инфекции. | 2 | ||
Практическая работа №2 | 2 | |||
8 | «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 1 | ||
2. | Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 2 | ||
3. | Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 3 | ||
4. | Подготовка к практической работе. | 1 | ||
5 | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
Тема 2.3. Организм | Содержание учебного материала | 12 | ||
Теоретические занятия | 10 | |||
1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 2 | ||
2 | Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. | 2 | ||
3 | Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. | 2 | ||
4 | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 2 | ||
5 | Генетические закономерности изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. | 2 | ||
Практическая работа № 3 | 2 | |||
6 | «Решение элементарных генетических задач» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
2. | Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 2 | ||
3. | Подготовка к практической работе. | 1 | ||
4. | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
Тема 2.4 Вид | Содержание учебного материала | 8 | ||
Теоретические занятия | 6 | |||
1 | Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. | 2 | ||
2 | Биологический прогресс и биологический регресс. | 2 | ||
3 | Гипотезы происхождения жизни. Происхождение человеческих рас. | 2 | ||
Практическая работа № 4 | 2 | |||
4 | «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
2. | Подготовка к практической работе. | 1 | ||
3. | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
Тема 2.5 Экосистемы | Содержание учебного материала | 14 | ||
Теоретические занятия | 12 | |||
1 | Предмет и задачи экологии. | 2 | ||
2 | Экологические факторы, особенности их воздействия. | 2 | ||
3 | Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. | 2 | ||
4 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 2 | ||
5 | Биологический круговорот веществ в природе. | 2 | ||
6 | Основные направления воздействия человека на биосферу. Особенности агроэкосистем. | 2 | ||
Практическая работа №5 | 2 | |||
7 | «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
2. | Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 1 | ||
3. | Работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 2 | ||
4. | Подготовка к практической работе. | 1 | ||
5. | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ | ||||
Тема 3.1 Регионы и страны мира. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 12 | ||
Теоретические занятия | 10 | |||
1 | География как наука. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей | 2 | ||
2 | Политическая карта мира География населения мира. | 2 | ||
3 | География мировых природных ресурсов География мирового хозяйства. | 2 | ||
4 | Регионы и страны мира. | 2 | ||
5 | Россия в современном мире. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 2 | ||
Практическая работа №5 | 2 | |||
6 | «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий | 2 | ||
2. | Проработка конспекта лекции и учебной литературы | 2 | ||
3. | Подготовка к практической работе. | 1 | ||
4. | Оформление и подготовка к защите практической работы. | 1 | ||
Итоговый урок - Дифференцированный зачёт. | 2 | |||
Всего | 186 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.09 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Для реализации программы предмета имеется учебный кабинет «Химии» с обеспечением свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета по химии входят лаборатории с лаборантской комнатой.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Естествознания» входят:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиа проектор NEC VT-48;
- интерактивная доска Panasonic UB-T880W;
- многофункциональное устройство HP LaserJer 3055;
Дидактический материал:
- схемы;
- комплекты учебных таблиц
- плакатов
- портреты выдающихся ученых в области естествознания
- тесты;
- кроссворды;
- инструкции для выполнения практических работ.
Электронные материалы:
- интерактивные тесты;
- мультимедиа презентации;
ЛИТЕРАТУРА
- Для студентов
- Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
- Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
- Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.
- Елкина Л. В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2010.
- Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. — М., 2014.
- Немченко К. Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.
- Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
- Для преподавателей
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.
- Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.
- Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.
- Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
- Интернет-ресурсы
- www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
- www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
- www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
- www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).
- www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
- www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
- www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
- www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
- www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
- www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
- www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
- www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
Раздел 1. Химия (54 ч)
Тема 1. 1 Введение. Основные понятия и законы химии.
- Введение. Основные понятия химии.
- Основные законы химии. Расчётные задачи.
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеев.
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 1.3 Строение вещества.
- Типы химических связей
Тема 1.4 Вода. Растворы.
5. Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды.
6. Классификация химических реакций. ОВР. Скорость химических реакций.
Тема 1.5 Неорганические соединения
7. Основные классы неорганических соединений и их свойства.
8. Понятие о гидролизе солей
9. Общие физические и химические свойства металлов.
10. Практическое занятие №1 «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
11. Галогены
12. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Тема 1.6 Органические соединения
13. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
14. Алканы.
15. Алкены.
16. Алкадиены и алкины.
17. Арены. Природные источники углеводородов.
18. Спирты. Фенолы.
19. Альдегиды. Карбоновые кислоты.
20. Сложные эфиры и жиры.
21. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
22. Амины. Аминокислоты. Белки. Строение и биологическая функция белков.
23 .Понятие о пластмассах и химических волокнах. Применение полимеров.
Тема 1.7 Химия и жизнь
24. химические элементы в организме человека
25 .минеральные вещества в продуктах питания
26. химия в быту
27. роль химических элементов в жизни растений. Удобрения.
Раздел 2. Биология ( 52 ч)
Тема 2.1 Биология – совокупность наук о живой природе.
- Введение в биологию. Определение жизни. Уровни организации жизни.
Тема 2.2 Клетка
- История изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
- Строение клетки. Прокариоты и эукариоты.
- Структура и функции хромосом.
- Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки.
- Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков.
- Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
- Вирусы и бактериофаги. Профилактика ВИЧ – инфекции.
- Практическая работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных»
Тема 2.3 Организм
- Организм – единое целое. Многообразие организмов.
- Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
- Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.
- Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
- Генетические закономерности изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.
- Практическая работа № 3 «Решение элементарных генетических задач»
Тема 2.4 Вид
- Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.
- Биологический прогресс и биологический регресс.
- Гипотезы происхождения жизни. Происхождение человеческих рас.
- Практическая работа № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».
Тема 2.5 Экосистемы
- Предмет и задачи экологии.
- Экологические факторы, особенности их воздействия.
- Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.
- Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
- Биологический круговорот веществ в природе.
- Основные направления воздействия человека на биосферу. Особенности агроэкосистем.
- Практическая работа №5 «составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Раздел 3 География 14ч
Тема3.1 Современные методы географических исследований. Источники географической информации.
- География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
- . Политическая карта мира География населения мира
- География мировых природных ресурсов География мирового хозяйства
- . Регионы и страны мира
- Россия в современном мире
- Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
- Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Естествознание"
Своеобразное мышление...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.
Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...
Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа
Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...
Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа
Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...
Самостоятельная работа студентов на уроках естествознания
Одной из основных целей обучения по программам СПО независимо от профиля обучения является «освоение знаний о современной научной картине мира и методах научного...
Использование проблемных ситуаций в преподавании курса «Естествознание»
Современные подходы в преподавании обусловлены необходимостью изменения позиции студента в образовательном процессе — превращение его из объекта обучения в самостоятельного ...
Презентация ко внеурочному мероприятию по естествознанию "Проверь свои знания по естествознанию!"
Презентация составлена по типу телеигры "Своя игра". Вопросы из области знаний по химии, физике, биологии и географии ...