Лекция для студентов "Метод проектов"
план-конспект занятия на тему
В лекции раскрывается сущность технологии проектного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letsiya._metod_proektov.docx | 93.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Московской области
«Губернский профессиональный колледж»
Конспект занятия
по профессиональному модулю 03
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В 641 группе
Специальность 050141 Физическая культура
Преподаватель педагогики:
Шибаева Анна Петровна
Тема. Организация проектной деятельности учителя физической культуры.
Цели:
1) формировать у студентов представление о проектной деятельности;
2) способствовать развитию профессиональных и общих компетенций, саморефлексии, познавательных психических процессов;
3) способствовать формированию мировоззрения обучающихся.
Технологии обучения: ИКТ, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова), технология проблемного обучения, технология коллективного взаимодействия.
Оборудование: опорные схемы, презентация, проектные работы студентов
Вид занятий: лекция
Литература:
1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2010 с. 44-69
3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60
4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46
5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2015 с. 80-100
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Интеллектуальная разминка.
4. Объяснение нового материала. Лекция.
План лекции
- Сущность и значение проектного метода обучения.
- История проектного метода.
- Классификация учебных проектов.
- Этапы работы над проектом.
1 . Сущность и значение проектного метода обучения.
Чтобы лучше разобраться в сущности технологии проектного обучения, обратимся к ряду терминов, а именно: технология, технология проектного обучения, метод проектов .
Технология (от греч. – искусство, а также др.-греч. – методика, способ производства) – комплекс организационных приемов и операций, которые направлены на изготовление, эксплуатацию изделия с оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития техники, науки и общества в целом.
Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата. Метод проектов – это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования. Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль.
Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной проектной деятельности является проект.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Привлекательна для учащихся тематика интегрированных семейных проектов, связанных с изучением истории родного края и его культурных традиций (история, литература, краеведение).
Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения предмету. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.
При подборе объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной деятельности: возможность использования, применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей; наличие необходимых материально-технических средств; соответствие экологическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных ресурсов школы и окружающей среды.
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана.
Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
2. История проектного метода обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующего личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов (Из книги Джона Дьюи "Школа и общество"). В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:
"ПРОЕКТЫ ИГР" - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.
"ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
"ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.
"КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ", нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др [40]
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми: 58 "экскурсионных проектов", 54 "проекта игр", 92 "конструктивных проекта", 396 "повествовательных проектов". Следует заметить, что руководителем всех шестисот проектов была единственная учительница этой школы. Лишь на следующий год была нанята вторая учительница [40].
Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектированию и постановке этой проблемы в теории и практике педагогического производства. Одну из своих книг он так и назвал «Проектировать лучшее в человеке …». По его мнению, «…проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности».
В качестве примера можно рассмотреть раскрытие содержательных аспектов проектирования И.Ф. Харламовым в учебнике по курсу «Педагогика». В последних изданиях данного учебника автор выделяет в структуре педагогической деятельности конструктивно-проектировочную деятельность, которая тесно взаимосвязана с ориентационно-прогностической деятельностью педагога. Вот как автор поясняет их взаимосвязь. «Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придание ей увлекательных форм [31 с. 466]. К сожалению, в классическом педагогическом наследии, отраженном в нормативных курсах педагогики практически не раскрывается сущность и механизм формирования данного типа деятельности у субъектов педагогического производства[1].
Наиболее интересными и наиболее интересными и разносторонними оказались экскурсионные проекты, что можно видеть на следующем примере.
Под руководством русского педагога С. Т. Щацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но не достаточно продумано и последовательно внедрятся в школу; в результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить его в школьной практике. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов [23].
Джон Дьюи о единстве школы с жизнью. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе [39].
Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдаленной степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретенного в условиях действительной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введенное ради одного этого упражнения, не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах ее занятий. Вербальную память можно развить путем соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдаленная тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди - реальный опыт…
Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, тканье, шитье, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения" [39].
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джон Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана»: «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»
Если цитата из художественного произведения кажется недостаточно «педагогической», обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе»: «Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.). Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог... Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
3. Классификация учебных проектов.
В педагогике существуют различные подходы к классификации учебных проектов. Одной из них является классификация проектов по Коллингсу. Разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
- проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности;
- экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле);
- конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
-ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
В современной педагогике возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они в определенной степени неповторимы и уникальны, направлены на достижение конкретных целей, ограничены во времени, предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными: монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания; межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, зональными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают следующие проекты:
- минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные — на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
-долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Учебные проекты, существующие в отечественной образовательной практике, делятся на несколько групп:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
● Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
● Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
● Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
● Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
● Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
2. По предметно-содержательной области:
• монопроект, в рамках одной области знаний;
• межпредметный проект, на стыке различных областей.
3. По характеру координации проекта:
• непосредственный (жесткий, гибкий);
• скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
6. По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т. п.).
Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: роекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п., целю которых является участие детей в групповой деятельности; экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле); конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя проектов приведена в книге «Педагогические технологии».
Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта.
Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.
У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей.
4.Этапы работы над проектом
Для использования метода проекта учителю физкультуры необходимо знать этапы работы над проектом и требования к его применению. Этапы работы над проектом включают: диагностику, целеполагание, поиск информации, разработку и оформление проекта, защиту проекта, реализация на практике проекта, рефлексию. Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии учителя и учащихся необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности.
1) Разработка проектного задания. На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.
2) Разработка проекта. Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность.
3) Оформление результатов. Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.
4) Презентация результатов. Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).
6) Рефлексия. Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.
Можно выделить основные положительные стороны проектного обучения:
- учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;
- каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;
- грамотное развитие основных психических и физиологических функций;
- высокий уровень мотивации;
- достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.
Однако в технологии проектного обучения, как и в любой другой технологии, существуют ограничения, обусловленные трудностями её использования, а именно:
- низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;
- низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;
- недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;
- неточность определения результатов.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то хочется верить, что в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения.
Одним из этапов работы над проектом является целеполагание. Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от частных к общим. Но если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной цели.
Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей:
1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.
3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, в частности перед учителем физической культуры, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».
Важным этапом работы над проектом является выбор темы проекта. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, в 2014 году в нашей стране было знаменательное событие «Олимпиада - Сочи 2014».Сколько потребуется знаний учащимся, чтобы разработать такой проект.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.
Защита проекта-еще один этап работы над проектом.
Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности студентов: web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект;карта; коллекция; дизайн - макет; модель; музыкальное произведение;мультимедийный продукт пакет рекомендаций; письмо в ... ; прогноз; публикация; путеводитель; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник; словарь сравнительно-сопоставительный анализ;статья; сценарий; виртуальная экскурсия; сборник сочинений; дневник путешествий; главы из несуществующего учебника.
Виды презентации проектов:
- научный доклад,
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
5. Просмотр и анализ проектов учителей и обучающихся.
6.Задание на дом.
Разработать проект спортивного зала, продумать форму защиты проекта и подготовиться к защите.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.
Опираясь на литературу [52] и имеющийся опыт, И.С. Павлова предлагает следующие этапы работы учащихся над проектом (см. Таблицу 4).
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работ | Сроки | Исполнитель | Контроль | Примечание | ||||||||||||||||||||
1.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.2 | Стендовая информация о проектной работе |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1.7 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.5 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4.1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4.2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов.
Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.
Можно предложить следующую структуру оформления проекта:
- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
- оглавление (перечень частей проекта);
- краткая аннотация, при необходимости – Summary на иностранном языке;
- эпиграф;
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение.
Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта. Имеется опыт составления учащимися паспорта проектной работы в Макаровской ООШ Рыбинского МР, который включает следующие разделы:
- название проекта;
- авторы проекта, состав проектной группы;
- научный руководитель проекта;
- краткое описание (аннотация к проекту);
- консультанты;
- жанр проекта;
- график работы (дата, содержание, ответственные);
- оценка содержания проекта (отзыв);
- предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;
- оценка оформления проекта (отзыв);
- материально-техническое обеспечение проекта;
- оценка презентации проекта (отзыв).
Педагогу целесообразно иметь методический паспорт учебного проекта, который, например, предложен Н.Ю. Пахомовой [36].
- Адресация:
- тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов;
- цели: образовательные, воспитательные, развивающие;
- задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося);
- возраст учащихся/класс;
- время работы над проектом;
- режим работы.
- Обеспечение:
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение;
- дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы;
- ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы;
- специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом;
- мотивация к работе.
- Предполагаемые приращения:
- новое содержание по каждой теме;
- новые практические приёмы;
- обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;
- развитие навыков самостоятельной работы (с источниками информации, инструментами, технологиями), самостоятельного принятия решений, коммуникативности (в информационном обмене, в ролевом взаимодействии), мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании), воспитание толерантности; расширение кругозора.
- Статус учебного проекта:
- автор-разработчик;
- опыт использования (апробация);
- степень распространения.
Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов (Таблица 5).
|
|
|
| |
№ | Параметры оценивания | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. |
1 | Актуальность выбранной темы |
|
|
|
2 | Глубина раскрытия темы |
|
|
|
3 | Практическая ценность проекта |
|
|
|
4 | Композиционная стройность |
|
|
|
5 | Соответствие плану |
|
|
|
6 | Обоснованность выводов |
|
|
|
7 | Правильность и грамотность оформления |
|
|
|
8 | Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
|
9 | Содержательность приложения |
|
|
|
10 | Выступление на защите |
|
|
|
11 | Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
|
12 | Умение отвечать на вопросы |
|
|
|
13 | Умение защищать свою точку зрения |
|
|
|
14 | Итоговая оценка |
|
|
|
При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.
Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.
Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода:
- объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
- предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
- дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
- творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом;
- реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.
Библиографический список
1. Ломакин А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин // Ломакин А.В. Личный сайт. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm (дата обращения: 17.05.2012).
2. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Основные понятия руководства проектом. Этапы руководства"
Методическая разработка по лекции по теме "Основные понятия руководства проектом. Этапы руководства", ходящей в МДК.03.01 Технология разработки программного обеспечения, входящей в модуль ПМ.03 Участи...
Лекция№15 Назначение, типовые схемы, основные параметры и конструкции превенторов,Лекция №17Насосные установки, типы, устройство, эксплуатация
Лекции для студентов 4 курса...
Лекция№15 Назначение, типовые схемы, основные параметры и конструкции превенторов,Лекция №17Насосные установки, типы, устройство, эксплуатация
Лекции для студентов 4 курса...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...
Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Источники права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"
Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...
курс лекций для дистанционного обучения по специальности "медицинский регистратор" Тема "Первая помощь" (лекция №1)
представлен материал для дистанционного обуывения оп теме "Первая помощь" при подготовке медицинских регистратраторов...
Сборник лекций по предмету "Индивидуальный проект"
Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумев...