Семинар для педагогов о суицидальном поведении подростков
план-конспект занятия на тему

Федорова Наталья Александровна

Семинар для педагогов о суицидальном поведении подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsidalnoe_povedenie_podrostkov_seminar.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Суицидальное поведение подростков. Семинар

Целевая группа:  педагоги колледжа.

Цель: просвещение  педагогов в области суицидального поведения подростков,

Открытие семинара. Приветствие участников семинара.

1. Понимание феномена суицида и отношение к нему в профессиональной среде и обществе

В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти, причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста (WHO, 2005). У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков.

По данным ЮНИСЕФ, Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

По мурманскому региону за прошлый год, среди несовершеннолетних, была зафиксирована 21 попытка суицида, 3 завершились реальным суицидом. Эксперты отмечают, что ни один из детей на учете не стоял и родители за помощью не обращались.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом  (осознанное лишение себя жизни). Одно из широко известных определений звучит так: самоубийство – самостоятельное, быстрое, осознанное действие, с целью ухода из жизни.

Это определение является очевидным только на первый взгляд т.к. существует множество явлений, не подпадающих под данное определение, но которые с полным основанием можно считать суицидом.

  • Эвтаназия — медицинское убийство, которое происходит по желанию больного, при неизлечимых заболеваниях, с целью избежать мучений, связанных с заболеванием
  • Отказ от приема медикаментов, необходимых для поддержания жизни
  • Голодовка
  • Жертвенное самоубийство в условиях войны
  • Алкоголизм, наркомания
  • Виды деятельности с высоким риском смерти (профессии, связанные с угрозой для жизни, рискованная езда на автомобиле, мотоцикле, опасные виды спорта)
  • Ненамеренное совершение действий, которые могут быть потенциально опасны (случайное оставление электроприборов в ванне, переход дороги не по правилам в опасном месте)
  • Отказ от реанимации

Все эти ситуации в разной мере можно считать самоубийством, однако, ни одно из них не соответствует точно данному выше определению. Для выполнения следующей задачи необходимо, чтобы каждый из участников занятия определил для себя, что является самоубийством, а что таковым не является. Важно заострить внимание, что в этом вопросе не может быть правильных и неправильных ответов – каждый должен сам определить свою собственную позицию.

Ведущий просит участников высказать своё  отношение  к суициду.

Идея,  выносимая на обсуждение: Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагирования аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается.

Суицидальная тема, действительно, сложна. Практические психологи и социальные педагоги избегают  работы по первичной профилактике, страшась «последствий» в виде суицидального подражания. Представления о суициде в нашей культуре окружено огромным количеством мифов. Эти мифы разделяют и те, кто мог бы проводить превентивную работу среди молодежи.  Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и само по себе не являются болезнью, т.к. представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему.

Для того чтобы говорить с другим человеком о самоубийстве, надо быть готовым к обсуждению этой темы. Это требует осознания и принятия своего собственного отношения к добровольной смерти.

2. Понятие «суицидальное поведение». Особенности суицидального поведения детей в разные возрастные периоды. Факторы суицидального риска, социально-психологические мотивы, причины, индикаторы суицидального риска

Ведущий:

«Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.).

Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта.

К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Описывает три типа суицидального поведения: демонстративное аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение предпринимается с целью воздействовать на окружающих. Истинного намерения уйти из жизни нет. Осуществление попытки может происходить прямо на глазах у «обидчика» или с расчетом на оказание помощи окружающих. Человек рассчитывает на то, что его вовремя спасут. Риск демонстративного суицидального поведения в подростковом возрасте в том, что, бравируя, подросток не может рассчитать реальную опасность своих действий и спасти его не успевают. 75% самоубийств.

Аффективное суицидальное поведение может быть следствием реакции на острые аффективные ситуации. В состоянии аффекта подросток также не может оценить опасность применяемых средств. 15% самоубийств.

Истинное суицидальное поведение это результат обдуманного решения уйти из жизни,  Обычно в этих случаях оставляют записки, объясняющие причину поступка и чтобы снять подозрения с других. 10%.

Динамика развития суицидального поведения (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.)

  • Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но без конкретизации в плане лишения себя жизни. Тема лишена пока актуальности. Примером этому являются высказывания: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться»; «если бы со мной произошло что-нибудь и я бы умер…» и т.п.
  • Суицидальные замыслы — это уже активизация проявления суицидальных мыслей, т.е. тенденции к самоубийству. Начинается разработка плановреализации суицида, продумываются способы, время и место акта. Интенсивность суицидальных переживаний нарастает, что сопровождается и аффективной напряженностью.
  • Суицидальные намерения характеризуются принятым решением о самоубийстве и дело стоит только за претворением этих намерений в жизнь, что предполагают присоединение к замыслу и волевого компонента, переводящего внутреннее суицидальное поведение во внешнее.

Факторы суицидального риска

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень потребления психоактивных веществ, время года и т.д. С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, медицинские, природные, индивидуально-психологические.

Социально-демографические факторы

Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3 – 6 лет, хотя суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко. Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, предъявляемым именно в этом возрасте.

Второй пик суицидальной активности приходится на возраст 40 – 60 лет. Помимо психологических проблем, для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей, что часто сочетается с депрессией – самым частым расстройством этого периода. Кроме того, именно в этот период взрослые дети покидают родительский дом, а родители болеют и умирают; также эта возрастная группа чаще сталкивается с проблемами в профессиональной карьере.

Третий пик суицидального риска приходиться на старых людей, уровень суицидов среди которых в 4 раза выше, чем в популяции.

Пол. Женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Так, соотношение суицидальных попыток у женщин и мужчин составляет примерно 2-3 : 1, но по количеству суицидальных попыток, самоубийств и актов самоповреждений, взятых вместе, мужчины опережают женщин.

Образование и профессия. Чаще всего суициды совершают безработные, а также лица с высшим образованием и высоким профессиональным статусом. Самый большой суицидальный риск у врачей, среди которых первое место занимают психиатры, за ними следуют офтальмологи, анестезиологи и стоматологи. В группу риска входят также музыканты, юристы, низшие офицерские чины и страховые агенты.

Уровень парасуицидов выше среди лиц со средним образованием и невысоким социальным статусом.

Место жительства. Количество самоубийств среди городских жителей заметно выше, чем в сельской местности. Выявлена прямо пропорциональная зависимость между плотностью населения и частотой самоубийств. Даже в пределах одного города частота завершенных самоубийств выше в центральной его части, а незавершенных – на окраинах.

Семейное положение и особенности внутри семейных отношений оказывают значительное влияние на суицидальный риск. Состоящие в браке реже совершают самоубийства чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Предлагается также следующая градация риска: наибольшему риску суицида подвержены люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними – овдовевшие и разведенные; далее – состоящие в бездетном браке; и наконец, супружеские пары, имеющие детей.

Среди суицидентов  преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывавшиеся в интернате или имевших только одного из родителей. Существенное влияние оказывает также социально-психологический тип семьи. Суицидоопасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовой сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи),  консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи).

Родительские семьи суицидентов характеризуются аффективным беспорядком отношений и открытыми конфликтами между их членами. Матерям свойственны истероидные черты характера. У отцов преобладают шизоидные и эпилептоидные черты, часто сопровождающиеся чудаковатостью, жестокостью, безразличием. Все это порождает холодную атмосферу в семье, запущенность детей, их психологическую дистанцию от родителей. В связи с занятостью собственными, чаще личными, переживаниями в такой семье можно наблюдать отсутствие тепла, равнодушие и лишь формальную заинтересованность родителей делами детей. Иногда родители проявляют открытый негативизм. В отрочестве, в ситуации разрушенной семьи, нередки повышенно жесткие требования, предъявляемые ребенку одним из родителей. Для суицидентов характерно постоянное чувство отсутствия заботы окружающих.

Два обстоятельства в семье имеют наиболее тесное отношение к последующей аутоагрессии:

  • ранние утраты: депривация, связанная со смертью, уходом из семьи или разводом родителей искажает психическое развитие детей;
  • дисгармоничное воспитание: хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье приводит к возникновению отрицательных образов родителей. Отвержение матерью, жестокое обращение отца, предпочтение оказываемое другому ребенку, несомненно, усиливают суицидальные тенденции.

Социально-экономические факторы

 В период войн и революций число самоубийств значительно уменьшается, а во время экономических кризисов увеличивается. По данным ВОЗ 1960 года, частота самоубийств прямо пропорциональна степени экономического развития страны. Самоубийства случаются как среди бедных, так и среди богатых людей, при этом последние более остро реагируют на финансовые потери, связанные с кризисом.

При оценке суицидального риска предлагается также учитывать следующие биографические факторы:

  • гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола и взрослые мужчины);
  • суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом;
  • суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (религиозные лидеры, кумиры поп-культуры и т.д.).

Медицинские факторы

1. Психическое здоровье. Суициденты представлены следующими диагностическими категориями:

  • психически здоровыми;
  • лицами с пограничными психическими расстройствами;
  • психически больными.

Психическая патология может выражаться в:

  • депрессии, особенно опасен затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
  • алкогольной зависимости;
  • зависимости от других психоактивных веществ;
  • шизофрении;
  • расстройстве личности.

Выделяют следующие варианты суицидального поведения у психически больных:

Ситуационный (психогенный), при котором суицидальные тенденции возникают в результате взаимодействия психогенных и личностных факторов, а психическое заболевание выступает в роли патоплпстического фактора.

Психотический (психопатологический), при котором суицидальные проявления обусловлены психопатологическими проявлениями болезни и реакцией на них пациента. Ситуационные факторы носят второстепенный характер и выступают в роли катализатора.

Смешанный, при котором и ситуационный и психопатологический механизмы в равной степени участвуют в формировании аутоагрессивного поведения.

2. Соматическое здоровье:

  • наличие тяжелого хронического прогрессирующего заболевания;
  • онкологические и заболевания органов кроветворения;
  • сердечно-сосудистые (ИБС);
  • заболевание органов дыхания (астма, туберкулез);
  • врожденные и приобретенные уродства;
  • потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции, бесплодие);
  • ВИЧ-инфекция;
  • состояние после тяжелых операций;
  • состояние после трансплантации донорских органов и тканей.

Природные факторы

В большинстве исследований указывается на увеличение самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции и на лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, не обнаружили влияние данных фактов на суицидальное поведение.

Индивидуально-психологические факторы

Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую  роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета» суицидента, не дали результатов. Решающим в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.

Выявлен ряд предиспонирующих психолого-психиатрических факторов суицидального поведения, к которым относятся следующие:

  • повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
  • импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
  • чувство вины и низкая самооценка;
  • гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентаций.

Выделяют также ряд личностных стилей суицидентов:

  1. Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.
  2. Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.
  3. Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.
  4. Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью.
  5. Зависимый: беспомощность, безнадежность, пассивность и постоянный поиск посторонней поддержки.
  6. Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти.
  7. Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми побуждениями, что усугубляет риск.
  8. Гневный: затрудняется выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.
  9. Обвиняющий: убежден в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.
  10. Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать психотравмирующей ситуации.
  11. Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний.
  12. Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти или глубокой скорби.
  13. Творческий: восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.

К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-эстетических норм, которыми личность руководствуется. Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группа, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальное поведение в молодежной субкультуре как доказательство преданности и мужества, среди определенной категории лиц по мотивам защиты чести, самоубийство престарелых лиц и больных с хроническими заболеваниями, эпидемии самоубийства среди религиозных сектантов и т.п.).

Особенности суицидального поведения детей в разные возрастные периоды

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики — все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

«Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 — 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).

В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно — шантажирующим аутоагрессивным (агрессия, направленная на самого себя) поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. “Метафизическая интоксикация”, свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения. Кроме критерия осознанности намерения лишить себя жизни, для определения истинности покушения на самоубийство у взрослых анализируются способы реализации суицида и особенности поведения суицидента. Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, выявлено, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако, некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства и, создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают  чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка, и особенно для подростка, что подчас недооценивается окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что, в частности, подтверждается и статистически.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У всех изученных нами лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде.

Таким образом,  к особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:

  • Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временнее, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличии от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно — шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей рассматривать как разновидности суицидального поведения.
  • Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
  • Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведение: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
  • В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

Мозговой штурм. Некоторые причины суицидов среди подростков

Потери

1. Разрыв романтических отношении

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений — травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения — чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.

2. Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

3. Смерть домашнего животного

Считается, что только собаке подросток может сказать все. Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет?

4. Потеря работы

Для многих подростков «работа» означает зрелость и независимость.

5. Потеря «лица»

Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.

6. Развод

Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.

Давления

1. Давление в школе

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

2. Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.

3. Давление родителей

Успех; деньги; выбор учебного учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди, чем примеры.

Низкая самооценка

1. Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!

2. Второсортность

Взгляните на молодого человека или юную леди, которые всегда остаются в стороне, когда приходит время назначать свидания или быть выбранными куда-то.

3. Сексуальность

Нельзя остаться равнодушным к страданиям и мучениям подростка, который мечется между двумя представлениями о сексе и не решается сказать кому-нибудь об этом, боясь показаться смешным. Нельзя не считаться со страхом молодого человека, чей страх быть гомосексуальным базируется на недостатке фундаментальных знаний о сексе.

4. Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.

5. Физическое бессилие

Бывает, что тинэйджеру трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.

6. Неуспешность в учебе

Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

Недостаток общения

Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле, не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.

Бесперспективность и безнадежность

Нередко подростки вместо того, чтобы с надеждой смотреть в будущее, подавлены чувством безысходности. Угроза ядерного уничтожения сознательно, либо подсознательно, присутствует в умах многих молодых людей.

Индикаторы суицидального риска

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Способы информирования о суициде:

1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.

2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).

3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).

4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

Подведение итогов. Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению

Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению....

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...

Памятка педагогам и родителям ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Материал может быть использован педагогом на родительском собрании для проведения профилактической беседы с родителями....

Психолого-педагогическое сопровождение подростков со склонностью к суицидальному поведению

Неспособность современного подростка найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замена живого общения на Интернет-общение, неразвитая рефлексия и эмпатия, н...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Термин "суицидальное поведение" объединяет все проявления  суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к по...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения подростков

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМпо профилактике суицидального поведения подростковРодителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.Необходимо создать благоприятный климат ...

Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков

Диагностика и профилактика суицидального поведения  подростков...