методические указания по выполнению КР по Охране труда для ЗО
методическая разработка на тему
Представлена методическая разработка по дисциплине "Охрана труда" для специальности "Производство летательных аппаратов", "Технология машиностроения" и "Сварочное производство" студентам Заочной формы обучения. Также представлена сама контрольная работа с вариантами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya_po_vypolneniyu_kr_po_ohrane_truda_dlya_zo_.docx | 89.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования
«Комсомольский-на-амуре авиационно-технический техникум»
Охрана труда
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
КГБОУ СПО «Комсомольский –на-Амуре политехнический техникум»
по специальности:
151901 - «Технология машиностроения»
Комсомольск-на-Амуре, 2013 г
Охрана труда. Методический комплекс: рабочая программа, методические указания к контрольной работе. Методическое пособие. / Сост. Т.В. Костина, - г. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский – на – Амуре авиационно-технический техникум, 2013. – 34 с.
Методическое пособие содержит рабочую программу, методические указания к выполнению контрольной работы, задания контрольной работы.
Методическое пособие предназначено для преподавателей по дисциплине «Охрана труда» и студентов специальности 151901 (ОП.13).
Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссии «Общепрофессиональных дисциплин»
Председатель ПЦК ____________ О.Д. Бойко
Рецензенты:
Преподаватель
___________ А.Н. Даренских
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Тематический план учебной дисциплины 7
3. Содержание дисциплины 9
4. Методические рекомендации к выполнению контрольной работе 20
5. Вопросы к контрольной работе по Охране труда 22
6.Вопросы для самоконтроля 25
7. Контрольные вопросы для проведения экзаменов по
Охране труда 27
8. Список используемых источников 32
Заключение 34
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 151901 технология машиностроения. Программа составлена на основе примерной программы дисциплины «Охрана труда», но с учетом регионального компонента и условий подготовки специалистов по данной специальности в учебном заведении.
В результате освоения программы студент должен:
Знать:
- действие токсичных веществ на организм человека;
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
- категорирование производства по взрыво- и пожароопасности;
- основные причины возникновения пожаров взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
Уметь:
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.
Формируемые у студента в процессе изучения дисциплины представления, знания и умения по разделам (темам) приведены в разделе «Примерное содержание дисциплины» данной программы.
Учебная дисциплина «Охрана труда» является общепрофессиональной. Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами.
Содержание дисциплины основывается на знаниях, полученных студентом при изучении следующих дисциплин: «Математика»; «Безопасность жизнедеятельности»; «История», и должно согласовываться с содержанием дисциплин «Безопасность жизнедеятельности».
Использование межпредметных связей обеспечивает преемственность в изучении материала, исключает его дублирование и позволяет преподавателю рационально распределять учебное время. При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стандартами. Формы проведения занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовленности студентов.
Для успешного усвоения учебного материала занятия необходимо проводить с применением современных технических и аудиовизуальных средств обучения; рекомендуется использовать учебно-методический комплекс оборудование машиностроительных предприятий.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой дисциплины предусмотрено проведение практических занятий и лабораторных работ, перечень которых носит рекомендательный характер.
Для проверки знаний студентов рабочая программа рекомендует проводить рубежный контроль, по окончании изучения разделов.
Разработанная рабочая программа с целью подготовки работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня, согласно перечня профессий и специальностей, устанавливаемых правительством Российской Федерации и уровнями образования, установленными Федеральным Законом об образовании Российской Федерации.
Основной причиной разработки рабочей программы по дисциплине «Охрана труда» является необходимость реализации регионального компонента в изложении учебного материала. В связи с этим изменено содержание некоторых блоков с целью более глубокого изучения материала, знания которого необходимы для быстрой адаптации специалиста в конкретных производственных условиях.
Основная идея, заложенная в рабочей программе, заключается в расширении уровня подготовки будущего специалиста в области изучения охраны труда.
Рабочая программа рассматривается цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения | ||
Всего | В том числе | ||
Занятия на уроках | Лабор. работы и практические занятия | ||
Введение. Задачи и содержание дисциплины и её связь с другими дисциплинами. Рекомендуемая литература. | |||
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственно среды | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.1 Классификация и номенклатура негативных факторов | 1 | 1 | |
Тема 1.2 Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека | 3 | 1 | 2 |
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | 2 | 2 | |
Тема 2.1 Защита человека от физических негативных факторов | 2 | 2 | |
Тема 2.2.Защита человека о химических и биологических факторов | |||
Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования | |||
Тема 2.4 Защита человека от опасных факторов комплексного характера | |||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности | 2 | 2 | |
Тема 3.1 Микроклимат помещений | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Освещение | |||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда | 2 | 2 | |
Тема 4.1 Психофизиологические основы безопасности труда | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда | |||
Раздел 5.Управление безопасностью труда | 2 | 2 | |
Тема 5.1 Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда | 2 | 2 | |
Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда | |||
Раздел 6. Первая помощь пострадавшим | 2 | 2 | |
Итого по дисциплине | 14 | 12 | 2 |
Содержание дисциплины
Введение
Студент должен:
знать:
- содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста;
- основные понятия, термины и определения в области охраны (безопасности0 труда
Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.
Раздел 1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды
Тема 1.1 Классификация и номенклатура негативных факторов
Студент должен:
знать:
- основные стадии идентификации негативных производственных факторов;
- классификацию опасных и вредных производственных факторов;
- наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве;
- наиболее опасные и вредные виды работы
Тема 1.2 Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека
Студент должен:
иметь представление:
- о характеристиках негативных факторов;
- о воздействии негативных факторов на человека;
знать:
- источники негативных факторов и их воздействие на человека;
- принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных факторов.
Основные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования, подъемно-транспортное оборудование.
Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток.
Химические негативные факторы (вредные вещества) – их классификация и нормирование.
Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность – основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности; герметичные системы, находящиеся под давлением – классификация герметичных систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности; статическое электричество.
Раздел 2 Защита человека от вредных о ипасных производственных факторов
Тема 2.1 Защита человека от физических негативных факторов
Студент должен:
иметь представление:
- об основных способах защиты от физических негативных факторов;
знать:
- способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности.
Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений, защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических негативных факторов
Студент должен:
иметь представление:
- об основных методах и средствах защиты от химических и биологических негативных факторов в сфере будущей профессиональной деятельности;
знать:
- способы защиты от загрязнения воздушной среды;
- способы защиты от загрязнения водной среды;
- средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования
Студент должен:
иметь представление:
- об основных методах и средствах защиты от механического травмирования при работе с технологическим оборудованием и инструментом;
знать:
- безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом;
- особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства – оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования.
Тема 2.4 Защита человека от опасных факторов комплексного характера
Студент должен:
иметь представление:
- об основных методах и средствах защиты от опасных факторов комплексного характера;
знать:
- методы пожарной защиты;
- методы защиты от статического электричества и молнии;
- мет оды обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением.
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей.
Раздел 3 Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Тема 3.1 Микроклимат помещений
Студент должен:
иметь представление:
- о механизмах теплообмена между человеком и окружающей средой;
знать:
- принципы терморегуляции организма человека;
- параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование;
- методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих посмещениях.
Тема 3.2 Освещение
Студент должен:
знать:
- требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;
- методы расчета и контроля освещения;
- требования к организации освещения на рабочих местах.
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения.
Раздел 4 Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда
Тема 4.1 Психофизиологические основы безопасности труда
Студент должен:
иметь представление:
- о психических свойствах человека, влияющих на безопасность;
знать:
- виды трудовой деятельности;
- общность и различия между физическим и умственным трудом;
- влияние алкоголя на безопасность труда;
- энергетические затраты пр различных видах трудовой деятельности;
- способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности;
- способы оценки тяжести и напряженности труда.
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма.
Тема 4.2 Эргономические основы безопасности труда
Студент должен:
иметь представление:
- о требованиях к организации рабочего места;
знать:
- основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.
Антропометрические, сенсомоторные и эргономические характеристи человека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований.
Раздел 5 Управление безопасностью труда
Тема 5.1 Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда
Студент должен:
знать:
- законодательство о труде;
- систему стандартов безопасности труда;
- систему управления безопасностью труда в РФ;
- систему контроля и надзора за безопасностью труда;
уметь:
- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;
- пользоваться нормативной документацией пр и решении профессиональных задач на предприятии;
- контролировать условия труда.
Правовые и нормативные основы безопасности труда. Федеральный закон « Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России.
Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда.
Тема 5.2 Экономические механизмы управления безопасностью труда
Студент должен:
иметь представление:
- об экономическом ущербе от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- о затратах на обеспечение требований охраны труда;
знать:
- составляющие экономического ущерба и принципы их расчета;
- принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда.
Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований охраны и улучшению условий труда.
Раздел 6 Первая помощь пострадавшим
Студент должен:
знать:
- общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Охрана труда» выполняется на листах формата А4 машинописного текста с соблюдением требований установленных ГОСТ2.105-95 правила оформления технологических и конструкторских документов.
Ответы на вопросы должны краткими, но полностью отражающими суть излагаемого материала. Не допускается переписывание с источников без творческой переработки материала. Ответы должны сопровождаться рисунками, схемами, графиками и т.п. дополнительно раскрывающими содержание вопросов, на которые даются ответы. Допускается применение ксерокопий или сканирования рисунков с соответствующих источников.
Контрольная работа должна содержать:
1. Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.
2. Содержание.
3. Изложение ответов на вопросы в соответствии с заданными вариантами.
4. Список использованных источников.
Ниже приводится содержание заданий подлежащих разработке при выполнении контрольной работы.
Согласно таблице номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с номером студента по классному журналу. Верхняя строка соответствует порядковым номерам журнала от 1 до 9. Контрольные вопросы для этих номеров записаны в строке с нулевым номером. Строка 1 соответствует номерам вариантов от 10 до 19 и т. д. Последняя строка таблицы соответствует номерам вариантов от 50 до 59, прилагаемом к данному методическому руководству.
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
0 | 2 70 18 20 45 | 1 71 1 25 50 | 3 69 2 21 19 | 4 41 12 11 71 | 5 42 3 12 22 | 6 43 11 13 31 | 7 54 4 14 23 | 8 55 22 15 32 | 9 56 5 16 24 | |
1 | 10 57 21 17 33 | 51 44 6 35 1 | 52 46 20 35 11 | 53 47 7 37 21 | 61 48 19 38 31 | 62 49 8 39 41 | 63 58 18 40 51 | 64 59 9 61 71 | 65 60 17 2 12 | 66 68 10 13 24 |
2 | 67 34 16 23 14 | 3 49 11 22 63 | 15 59 15 23 64 | 25 69 12 24 65 | 35 10 14 25 66 | 45 22 13 26 67 | 55 30 1 27 68 | 65 32 2 28 69 | 4 33 4 30 71 | 24 42 5 31 69 |
3 | 14 40 4 30 71 | 34 43 20 32 68 | 44 50 21 33 67 | 54 51 19 34 66 | 64 52 22 35 65 | 5 53 18 36 64 | 6 60 9 37 63 | 16 62 19 38 60 | 26 63 7 39 62 | 36 70 20 40 50 |
4 | 46 1 22 41 58 | 56 2 21 42 57 | 66 4 6 43 66 | 7 3 7 44 55 | 17 5 8 45 54 | 27 6 9 46 53 | 37 7 10 47 52 | 47 8 11 48 51 | 57 9 12 49 50 | 67 10 13 50 49 |
5 | 8 11 14 51 48 | 18 12 15 52 47 | 28 13 16 53 46 | 38 14 17 54 45 | 48 15 25 55 44 | 58 16 24 56 43 | 68 17 23 57 42 | 9 18 22 58 41 | 19 20 21 60 40 | 29 19 20 61 39 |
Вопросы к контрольному заданию
по Охране труда
- Задачи и значение охраны труда в РФ
- Развитие Охраны труда в РФ
- Охрана труда в РФ и капиталистических странах
- Международное сотрудничество в области охраны труда
- Факторы, воздействующие на формирование условий труда
- Опасные и производственные факторы
- Категории тяжести труда
- Понятие о производственных травмах и профессиональных заболеваниях
- Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Порядок расследования и учета профессиональных отравлений и профессиональных заболеваний
- Относительные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
- Причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
- Методы анализа травматизма
- Охрана труда женщин и молодежи
- Стандартизация в области охраны труда
- Контроль за состоянием охраны труда
- Стимулирование работы по охране труда
- Обучение работающих безопасности труда
- Экономическое значение мероприятий по улучшению условий и охране труда
- Общие санитарно-гигиенические требования к устройству промышленных предприятий
- Действия вредных веществ на организм человека
- Микроклимат помещений
- Вентиляция производственных помещений
- Защита от воздействия ионизирующих излучений (радиации)
- Электромагнитное и лазерное излучение, его действие на организм человека
- Источники искусственного освещения
- Основные понятия и гигиенические требования к производственному освещению
- Шум, и его влияние на организм человека
- Средства и методы защиты от шума
- Вибрация, ее действие на организм человека
- Общие требования безопасности к производственным процессам
- Защитные устройства и знаки безопасности
- Действие электрического тока на организм человека
- Оказание первой доврачебной помощи пораженному электрическим током
- Причины пожаров и взрывов на производстве
- Общие требования к системам пожарной защиты и взрывозащиты
- Способы и средства тушения пожаров
- Классификация опасных и вредных производственных факторов
- Защита человека от опасных и вредных производственных факторов
- Обеспечение безопасности основных производственных процессов в машиностроении
- Обеспечение комфортных условий трудовой деятельности
- Эргономические и психофизиологические основы безопасности труда
- Пожарная безопасность
- Инструкции по охране труда для работников
- Аттестация рабочих мест по условиям труда
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Виды ответственности должностных лиц и рядовых работников при нарушениях законодательства о труде
- Правовые и нормативные основы безопасности труда
- Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда
- Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса
- Влияние алкоголя на безопасность труда
- Приемы оказания первой помощи при травматизме и переломах
- Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим
- Приемы оказания первой помощи при обморожении
- Основные понятия и терминология безопасности труда
- Физические негативные факторы
- Химические негативные факторы
- Опасные факторы комплексного характера
- Методы и средства обеспечения электробезопасности
- Методы и средства очистки воздуха от вредных веществ
- Защита от загрязнения водной среды
- Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов
- Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования
- Молниезащита зданий и сооружений
- Климат и здоровье человека
- Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях
- Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий
- Медицинские осмотры
- Классификация, оформление и учет от несчастных случаев
- Наложение повязок
- Охрана труда и техника безопасности
Вопросы для самоконтроля
- Охрана труда
- Предварительные и периодические медицинские осмотры
- Международные символы бедствия
- Первая помощь при укусах
- Накладывание повязок
- Защита от вибрации и шума
- Травматизм на производстве
- Перечислить статьи трудового кодекса связанные с охраной труда
- Средства индивидуальной защиты
- Стихийные бедствия и явления
- Классификация негативных факторов
- Производственное освещение
- Микроклимат
- Производственная санитария
- Вклад отечественных ученых в развитие охраны труда
- Действие электрического тока на организм человека
- Законодательные акты правительства Российской Федерации в области охраны труда
- Права и обязанности работников в области охраны труда
- Надзор и контроль в области охраны труда
- Меры ответственности за нарушение охраны труда
- Фонды по охране труда, их виды и порядок формирования
- Государственные управления охраны труда в Российской Федерации.
- Техника правительства РФ в области охраны труда
- Технические средства пожаротушения, применяемые на производстве. Типы огнетушителей.
- Сертификат предприятия по охране труда
- Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации
- Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации
- Аттестация рабочих мест по условиям труда
- Виды инструктажей по технике безопасности и их документальное оформление
- Психологический климат в деле профилактики (снижения) производственного травматизма и профессиональных заболеваний
- Фонды по охране труда, их виды и порядок формирования
.
Согласовано Утверждаю
Председатель
цикловой комиссии ОПД Зам. директора по УР
_____________Бойко О.Д. __________ Волынкина Е.Б.
«__»__________201_ год «__»____________201_ год
Контрольные вопросы
для проведения экзаменов по дисциплине ОП.13
Охрана труда
по специальности 151901 Технология машиностроения
- Назовите основные причины и источники пожаров и взрывов на производстве.
- Дайте определение безопасности и охраны труда.
- Основные задачи службы охраны труда.
- Как влияют параметры микроклимата на самочувствие человека?
- Каковы причины образования электростатических зарядов и в каких процессах на производстве они возникают?
- Как осуществляется расчет искусственного освещения?
- Чем вредны электростатические поля высокой напряженности?
- Какие факторы определяют зрительный комфорт?
- Перечислите подсистемы государственных стандартов системы безопасности труда.
- Какие параметры окружающей среды влияют на теплообмен человека с окружающей средой? Объясните влияние параметров среды на передачу теплоты.
- Аттестация рабочих мест по условию труда.
- Перечислите основные характеристики освещения и световой среды и единицы их измерения.
- В чем состоит потенциальная опасность трудовой деятельности?
- Какие виды освещения применяются на производстве?
- Вредные вещества в воздухе рабочей зоны.
- В чем заключается социальное и экономическое значение охраны труда?
- Дайте определение риска. Как можно его количественно оценить?
- Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету?
- Что такое индивидуальный, коллективный, приемлемый, мотивированный и немотивированный риски? Какова в среднем величина приемлемого риска?
- Каково назначение светильников? Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?
- Что входит в задачи производственной санитарии, гигиены труда и производственной безопасности?
- Что такое относительная влажность? Какие параметры оказывают, влияют на самочувствие человека?
- Каковы задачи охраны труда?
- Какие методы применяются для защиты воздушной среды рабочей зоны?
- Какие системы вентиляции используются на производстве?
- В чем состоит экономический эффект (выгода) от мероприятий по улучшению условий и охране труда? Расскажите методику расчета экономического эффекта.
- Как устроена естественная и механическая вентиляция?
- Что такое эргономика и какие характеристики человека необходимо учитывать при создании машин и организации рабочего места?
- От чего зависит выделение теплоты в организме человека? Что нужно делать, если вам холодно или жарко?
- Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение требований по безопасности труда?
- За счет, каких механизмов осуществляется обмен теплотой между человеком и окружающей его средой? Объясните сущность этих механизмов.
- Как должно быть организовано рабочее место и как расположены светильники для обеспечения комфортных зрительных условий?
- Психофизиологические производственные факторы.
- Каковы основные показатели эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда?
- Как влияет температура, влажность и движение воздуха на самочувствие человека?
- Какие виды инструктажа по безопасности труда проводятся? Назовите время и периодичность их проведения.
- Каковы механизмы терморегуляции организма человека?
- Как должно быть организовано рабочее место оператора?
- Как влияет барометрическое давление на самочувствие человека?
- Как влияет алкоголь на безопасность?
- Классификация несчастных случаев.
- Каковы основные психологические причины травматизма и методы их устранения?
- Медицинские осмотры. Цели и задачи.
- Какие искусственные источники света применяются на производстве? Расскажите об их достоинствах и недостатках.
- Производственный шум и вибрация. Как воздействует шум на человека?
- Каков порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве и оформления его результатов?
- От чего зависят значения оптимальных и допустимых параметров микроклимата?
- Основные направления государственной политики в области охраны труда.
- Объясните, почему для тяжелой физической работы оптимальные и допустимые значения температуры ниже, а скорости движения воздуха больше, чем для легкой физической работы?
- Что такое зона досягаемости и поле визуального обзора?
- Что такое кондиционирование воздуха и как устроены системы кондиционирования воздуха?
- Каковы основные задачи управления безопасностью труда?
- Для каких параметров освещения установлены нормативы и от чего зависит нормируемая величина параметров?
- Что такое запредельное психическое состояние и чем оно характеризуется?
- Каково назначение светильников и как они выполняются?
- Каковы основные методы защиты от шума и вибрации?
- Как различаются виды и формы трудовой деятельности?
- Какие СИЗ применяются для защиты от шума?
- Перечислите показатели производственного травматизма.
- Первая помощь пострадавшим при укусах (змей, комаров). Перечислите международные символы бедствия.
- В чем суть экономического механизма управления безопасностью труда и каковы источники финансирования мероприятий по охране труда?
- Какие СКЗ и СИЗ применяются для защиты от вибрации?
- Каковы защитные средства от радиации? Перечислите основные СИЗ от радиации.
- Как устроено заземление? Перечислите электрозащитные средства для работы на электроустановках.
- Запишите основные методы защиты человека от физических негативных факторов. Каковы методы защиты от лазерного излучения?
- Как классифицируются условия труда по тяжести, напряженности трудового процесса?
- Перечислите группы опасных и вредных производственных факторов. В чем состоит потенциальная опасность трудовой деятельности?
- Перечислите вредные работы на промышленных предприятиях. Перечислите уровни идентификации опасностей.
- Первая помощь при переломах. Искусственное дыхание.
- Что такое СИЗ? Как себя вести при стихийных бедствиях?
Список используемых источников:
1. Девисилов В.А. Безопасность труда (охрана труда): Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М: Форум-Инфра-М, 2002.- 420 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 2002.-357 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высш. шк., 2001. -431 с.: ил.
Список дополнительной литературы
1. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001.- 279 с.: ил.
2. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник/С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин и др.; Под ред. С.В. Белова. - М.: Машиностроение, 1989. - 368 с.: ил.
3. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. - М.: Медицина, 1988.
4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций, Ч. 1.-М.: ВАСОТ, 1992.
5. Белов В.Г., Козъяков А.Ф., Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций, Ч. 2. - М.: ВАСОТ, 1993.
6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. - М.: Высшая школа, 1999.-318 с.
Федеральные законы
1. «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. № 61-ФЗ.
2. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ с дополнениями № 122-ФЗ от 2004 г
3. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. с дополнениями № 122-ФЗ от 2004 г.
4. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ.
5. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.
6. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
7. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
8. «О безопасности гидротехнических сооружений от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ.
Указы Президента Российской Федерации
1. «Вопросы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» от 21 сентября 2002 г. № 1011
2. «О гражданской обороне» от 8 мая 1993 г. № 643.
3. «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996 г. № 784.
Постановления Правительства Российской Федерации
1. «Об образовании Российского корпуса спасателей» от 27 декабря 1990 г. № 606.
2. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 18 апреля 1992 г. № 261.
3. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. № 178.
4. «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте» от 26 августа 1994 г. № 989.
5. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 16 января 1995 г. № 43.
6. «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675.
7. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 4 сентября 2003 г. № 547.
8. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 г. № 1113.
9. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924.
10. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г. № 1094.
11. «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 г. № 1340.
12. «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» от 23 ноября 1996 г. № 1396.
13. «О создании Российского центра подготовки спасателей» от 9 января 1997 г. № 26.
14. «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115.
15. «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149.
16.«О гражданских организациях гражданской обороны» от 10 июня 1999 г. № 62.
17. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999 г. № 782.
18. «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040.
19. «О федеральной целевой программе «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» от 29 сентября 1999 г. № 1098.
20. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02 ноября 2000 г. № 841.
Заключение
Данное методическое пособие разработано для преподавателей ведущих дисциплин «Охраны труда».
В методическом пособии представлены контрольные задания для студентов заочного отделения, контрольные вопросы для самостоятельной проработки углубленного изучения данного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине: ОП.04 «Охрана труда»
для специальности15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: «Охрана труда»
для специальности:220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...
Методические указания по выполнению самостоятельных работ дисциплины «Охрана труда» специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Методические указания разработаны преподавателем дисциплины ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" Броварником Михаилом Васильевичем.Методические указания составлены в соответствии с раб...
Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине СПО "адаптация выпускников на рынке труда"
Методические указания помогут студентам очного и заочного обучения СПО самостоятельно выполнить практические работы по дисциплине "Адаптация выпускников на рынке труда. Практические работы в виде...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Охрана труда для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Методические указания по выполнению самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Охрана труда " для специальности специальность 2...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Дисциплина ОП. 07 Техническое оснащение организации общественного питания и охрана труда
Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, задачи, обе...
Методические указания к выполнению практических работ по охране труда и промышленной экологии
Методические указанияк практическим занятиям по учебной дисциплине«Охрана труда и промышленная экология» Направление подготовки 23.00.00 Техника и технологии наземного тран...