Курсовая работа на тему : "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроках"
статья на тему

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Институт развития образования
 
Кафедра профессионального образования
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 
ТЕМА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ»
 
 
 
Фамилия Художникова
Имя Татьяна
Отчество   Фёдоровна
 
СПБ ГБ ПОУ «Техникум «Приморский»
 
 
 
 
 
 
                                                              Куратор курса
Крылова Анна Алексеевна
 
 
 
 
 
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
КОМПЬЮТЕР-ПОМОЩНИК 5
КАК ПРАВИЛЬНО 7
О ВРЕДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ 8
О ПОЛЬЗЕ  ИЛИ ПРЕИМУЩЕСТВАХ 10
ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ 12
РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НЕУДАЧ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 15
Приложение
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вся наша жизнь связана с компьютером. Компьютер завоевал все сферы человеческой деятельности. Мир зависит от информационных технологий.
А как же наши обучающиеся?
По опыту работы с учащейся молодёжью, могу сказать, что они во многих компьютерных вопросах разбираются лучше нас – преподавателей. Что значит для  них компьютер? Да всё!
Они родились в компьютерное время. Более того, впервые наши дети познакомились  с компьютером до своего рождения…, да-да, на УЗИ. Лично я не исключаю возможности некоего компьютерного воздействия на мозг ребёнка ещё в утробе матери. А иначе, как объяснить, тот факт (и не один), что, ещё толком не умея разговаривать, ребёнок легко, без страха, нажимает кнопки различных устройств. (Моему внуку было полгода, а любимой игрушкой был пульт от телевизора).
 
Это их манера общения. Это их способ решения проблем, ответов на вопросы, поиска нужной информации. Как ни странно, но мне нравится их поговорка «Google» в помощь!».
Вот поэтому и нам приходится не отставать.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необхо-димость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учеником.
Сегодня мало учебника, мало старой доброй школьной доски. Да и конспекты учеников уже не те: нет аккуратных, чётких, обдуманных записей. Да и устные ответы оставляют желать лучшего.
СЕГОДНЯ ЕСТЬ КОМПЬЮТЕР. Зачем просиживать часами в библиотеке: искать, выписывать, корректировать нужный материал? Ведь достаточно нажать пару кнопок и «О, Google»: учащийся готов прочесть ответ на вопрос.
А педагог на то и педагог, чтобы найти подход к нашим современным «дет-кам». И вот тут, хочу заявить с полной ответственностью, что без информационно-коммуникационных технологий нам никак нельзя.
А давайте прямо здесь, сейчас проведём небольшой эксперимент. 
Сначала вы прочтёте текст, а затем схематичное изображение этого же текста.  
 ИТАК.
Текст:
«Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техниче-ским и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше».
 
Текст в схеме:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А теперь ответьте на вопрос: «Какой из вариантов быстрее запомнится: просто текст или его изображение в схеме?»
 
В данной работе я хочу затронуть проблему эффективности использования мультимедийных презентаций на уроках. 
КОМПЬЮТЕР-ПОМОЩНИК
Всего за 45 минут урока надо: -
провести опрос;
проверить домашнее задание;
разобрать новый материал, закрепить его;
увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. 
И, конечно, без него – родимого никуда. А с его помощью можно и наглядные пособия изготовить. Я делала различные схемы по географии. На листах А-4 распечатывала части схем, а затем на ватман наклеивала. Очень аккуратно получается и  быстро. Выводила на экран различные таблицы, диаграммы. Приложение 1. А уж, сколько контрольных с вариантами выпущено, так и не перечесть. И мультимедийные уроки выручали не раз.
А иногда, прямо на уроке печатаю часть предложения, определения, вывожу на экран и прошу учащегося продолжить фразу, определение (тем самым внимание проверяю, работать заставляю на уроке). Но, вот если бы я этого не делала, то грош мне цена, как современному педагогу. Бесспорно! Компьютер – помощник!
На занятиях учащиеся задают вопросы: просят объяснить непонятный термин, или интересуются, как и почему произошло то или иное событие, факт.  И, конечно, я предлагаю им самим узнать из источников интернета. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием, увлеченно рассказывают, а иногда начинают спорить: «Ты где это взял? Вот на таком-то сайте совсем другое говорится» (а в споре, как известно, рождается истина, но и отношение к уроку, к предмету тоже меняется в лучшую сторону). 
И еще немного о пользе компьютера. Например, компьютерное тестирование, позволяет:
более рационально использовать время урока;
охватить больший объем содержания;
быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;
индивидуализировать работу с учениками;
развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компьютер не только помощник, но и партнёр. 
 
 
 
 
 
 
КАК ПРАВИЛЬНО
Любую науку, и прежде всего педагогику, губит чрезмерное обилие ничего не значащих терминов. Один из таких псевдо-терминов “урок-презентация”.  
Очевидно, что в данном случае имеется в виду мультимедийное сопровождение, выполненное в программе презентаций, чаще всего в MS PowerPoint. Однако, говоря об уроке-презентации, преподаватели в основном подразумевают форму проведения занятия .
ПРИМЕЧАНИЕ. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда. (Википедия)
Вполне очевидно: преподаватель ничего не презентует на уроке. 
Учитывая особенности информационного общества, преподаватель находит адекватные нашему времени инструменты, которые использует в своих целях.
Первой  ”подвернулась” программа для составления презентаций PowerPoint.
Программа презентаций –  далеко не универсальный инструмент. Поверхностное ознакомление с  ней  даёт, к сожалению, весьма посредственные обучающие эффекты. Но еще более неуклюж сам термин – “урок-презентация”.
На мой взгляд, более удачным будет использование термина “мультимедийный урок”. Такой урок предполагает использование любых информационных технологий (не только программы презентаций), обеспечивающих интерактивность, визуализацию образовательного процесса, компьютерная обработка других источников информации: видео, звука.
Главное на учебном занятии – это методы, приемы обучения, а не “презентация”. Поэтому мультимедийные уроки будут иметь обучающий эффект, если их использовать как метод обучения.
Впрочем, весьма полезны рекомендации специалистов о методике разработки эффективных и полезных презентаций.
Конечно, мультимедийные уроки можно проводить не только в программе PowerPoint. Есть более эффективные программы. Прежде всего, это программы Flash. Но любая программа требует серьезного изучения. Увы, и в Macromedia Flash, с её уникальными возможностями, довольно много бездарных мультимедийных уроков.
В использовании мультимедийных средств обучения есть свои законы, методы, принципы. И их, конечно, следует изучать вдумчиво и без кавалерий-ского наскока. 
О ВРЕДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ 
И не всем преподавателям нравятся так называемые «презентации». Вот, например, что говорит о презентациях на уроках Екатерина Пашкова:
«Обычная доска позволяет вести живой диалог с учениками, то, что ока-жется на доске, спланировано учителем, но может изменяться в зависимости от ответов и работы учеников, именно работы учеников. В презентации ясно – сейчас пройдет время и все равно ответ будет на экране – шаблон, всем ученикам одно и то же, а вот на доске его нужно получить, может быть, он будет у всех одинаковый, но ученики будут видеть, что и учитель работал. Они добились результата или вместе, или его достигли только ученики».
Презентации расслабляют у учеников волю к познанию и мыслительной деятельности на уроке. 
Поспорим? (ведь в споре рождается истина). Моё личное мнение, спор преподавателей – «гиблое» дело. Их вообще нельзя допускать к спорам. Их не переспоришь (и не потому, что большинство из них женщины). 
Давайте  просто, не спеша разберёмся – когда презентации на уроке приносят пользу, а когда – только вред. 
Во-первых, в обществе сложился некий стереотип «занятия со слайдами»: под размеренный голос преподавателя, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать – учащиеся очень быстро начинают мирно посапывать. 
Однако спать можно и без всяких презентаций.
Хороший урок всегда похож на театральное действие. Это - уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников: преподавателя и учащихся.
Для неопытного педагога, слайды презентации помогают не забыть материал.
Для «недопедагога» (простите за выдуманное определение, ну это те, кто случайно стал педагогом) -  «Power Point» вообще «праздник»: пришёл, включил, «Списывайте». (Потом хвастается, что разработал презентацию.)
А вот для педагога – учителя это ИНСТРУМЕНТ, который по новому освещает занятие, делает его насыщенным, интересным, полезным. Я бы назвала слайды презентаций  декорацией урока. Ну, конечно, если урок – это театральное действие со всеми участниками, а не три его составляющих: «педагог», «презентация», «учащиеся».
Итак, 
 
 
 
 
Во-вторых, является ли презентация PowerPoint столь необходимой на уроке? 
Именно так – не всегда презентации нужны на уроке. Смешно, когда Power Point используют только для того, чтобы объявить тему урока. Но еще менее пра-вильным являются «фильмы» из нескольких десятков слайдов. 
Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, по-могающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для преподавателя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации». 
Вообще, совет: при планировании пройдите стандартные этапы разработки учебной ситуации использования на уроке мультимедийной презентации. 
1. Этап — определение целесообразности использования мультимедийной презентации на уроке. 
2. Если взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап — анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному уроку. 
3. Определение места работы с презентацией в структуре урока. 
4. «Сцепление» презентации с методическим приёмом. 
5. Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации. 
6. Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися. 
7. Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О ПОЛЬЗЕ  ИЛИ ПРЕИМУЩЕСТВАХ
Современный урок, построенный на технологиях мультимедиа, включает  в себя совокупность компьютерных технологий. А уж они, в свою очередь, позволяют преподавателю использовать сразу все известные формы информации:
- графику,
- текст,
- видео,
-фотографию,
-анимацию,
-звуковые эффекты,
-высококачественное звуковое сопровождение.
Два основных преимущества:
качественное количественное
Качественно новые возможности оче-видны, если сравнить словесные описа-ния с непосредственным аудиовизуаль-ным представлением. Мультимедиа среда много выше по ин-формационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
ВЫВОД: Мультимедиа уроки наиболее оптимально и эффективно соответ-ствуют триединой дидактической цели урока:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главное Преимущество - повышение качества обучения за счет новизны деятельности.
И ещё,
Использование презентаций обеспечивает возможность:
дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых
явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
Эффективно решаются многие дидактические
и воспитательные задачи. Особенно:
при изучении нового материала, предъявления новой информации;
при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
при обобщении, систематизации знаний.
Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.
Вывод: Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а значит полезным.
 
ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ
На уроке целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
1. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися.
Вопросы можно изобразить в виде небольшого видеоряда:
- фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее,
- рисунок из учебника, требующим комментария и т.д.
Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, если таковая была.
Примечание. Оформление новой презентации не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость.
2. При объяснении нового материала необходимо соблюдать:
- последовательность показа и логику построения (которые зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися, индивидуальности преподавателя).
- стиль (может определяться взаимоотношением учащихся и преподавателя), но некоторые общие правила все-таки можно выделить.
Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом, т.е. убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Разместить на слайде даты, имена, термины, выделив их.
Во-вторых, использовать реалистичные иллюстрации в нормально воспринимаемом масштабе. Важный материал, для обязательного усвоения выделить ярче и повторять несколько раз, в разной форме или использовать ссылку.
3. Первичное закрепление - в виде беседы или выполнении заданий.
- материалы к вопросам и сами вопросы можно оформить на слайде. 
- можно вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся.
- можно повторить показ наиболее значимого материала.
Примечание. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, сохранив стиль оформления. Количество слайдов должно быть разумным.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- отводится отдельный урок.
- использовать схемы, таблицы, диаграммы.
- можно перегруппировать слайды или использовать их фрагментами. 
- презентация может состоять из отдельных наборов слайдов (так как используется на обобщающем уроке, как наглядное пособие).
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НЕУДАЧ
• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.
• Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
• Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
• Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению преподавателя. Ис-ключением являются видеофрагменты, которые не требуют комментариев. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
Преподаватель, обладающий компьютерной грамотностью, может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность.
Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.
Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видео-техники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.
 
 
О пользе
Для преподавателя Для учащегося
информационная поддержка;
иллюстрирование;
использование разнообразных упражнений;
экономия времени и материальных средств;
построение канвы урока;
расширение образовательного пространства урока.
концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учебе.
 
Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие преподавателя и учащегося и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
 
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ»

Фамилия Художникова

Имя Татьяна

Отчество   Фёдоровна

СПБ ГБ ПОУ «Техникум «Приморский»

                                                              Куратор курса

Крылова Анна Алексеевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

КОМПЬЮТЕР-ПОМОЩНИК        

КАК ПРАВИЛЬНО        

О ВРЕДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ        

О ПОЛЬЗЕ  ИЛИ ПРЕИМУЩЕСТВАХ        

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ        

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НЕУДАЧ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ        

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня вся наша жизнь связана с компьютером. Компьютер завоевал все сферы человеческой деятельности. Мир зависит от информационных технологий.

А как же наши обучающиеся?

По опыту работы с учащейся молодёжью, могу сказать, что они во многих компьютерных вопросах разбираются лучше нас – преподавателей. Что значит для  них компьютер? Да всё!

Они родились в компьютерное время. Более того, впервые наши дети познакомились  с компьютером до своего рождения…, да-да, на УЗИ. Лично я не исключаю возможности некоего компьютерного воздействия на мозг ребёнка ещё в утробе матери. А иначе, как объяснить, тот факт (и не один), что, ещё толком не умея разговаривать, ребёнок легко, без страха, нажимает кнопки различных устройств. (Моему внуку было полгода, а любимой игрушкой был пульт от телевизора).

Это их манера общения. Это их способ решения проблем, ответов на вопросы, поиска нужной информации. Как ни странно, но мне нравится их поговорка «Google» в помощь!».

Вот поэтому и нам приходится не отставать.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учеником.

Сегодня мало учебника, мало старой доброй школьной доски. Да и конспекты учеников уже не те: нет аккуратных, чётких, обдуманных записей. Да и устные ответы оставляют желать лучшего.

СЕГОДНЯ ЕСТЬ КОМПЬЮТЕР. Зачем просиживать часами в библиотеке: искать, выписывать, корректировать нужный материал? Ведь достаточно нажать пару кнопок и «О, Google»: учащийся готов прочесть ответ на вопрос.

А педагог на то и педагог, чтобы найти подход к нашим современным «деткам». И вот тут, хочу заявить с полной ответственностью, что без информационно-коммуникационных технологий нам никак нельзя.

А давайте прямо здесь, сейчас проведём небольшой эксперимент.

Сначала вы прочтёте текст, а затем схематичное изображение этого же текста.


 ИТАК.

Текст:

«Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше».

Текст в схеме:

А теперь ответьте на вопрос: «Какой из вариантов быстрее запомнится: просто текст или его изображение в схеме?»

В данной работе я хочу затронуть проблему эффективности использования мультимедийных презентаций на уроках.


КОМПЬЮТЕР-ПОМОЩНИК

Всего за 45 минут урока надо: -

  • провести опрос;
  • проверить домашнее задание;
  • разобрать новый материал, закрепить его;
  • увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха.

И, конечно, без него – родимого никуда. А с его помощью можно и наглядные пособия изготовить. Я делала различные схемы по географии. На листах А-4 распечатывала части схем, а затем на ватман наклеивала. Очень аккуратно получается и  быстро. Выводила на экран различные таблицы, диаграммы. Приложение 1. А уж, сколько контрольных с вариантами выпущено, так и не перечесть. И мультимедийные уроки выручали не раз.

А иногда, прямо на уроке печатаю часть предложения, определения, вывожу на экран и прошу учащегося продолжить фразу, определение (тем самым внимание проверяю, работать заставляю на уроке). Но, вот если бы я этого не делала, то грош мне цена, как современному педагогу. Бесспорно! Компьютер – помощник!

На занятиях учащиеся задают вопросы: просят объяснить непонятный термин, или интересуются, как и почему произошло то или иное событие, факт.  И, конечно, я предлагаю им самим узнать из источников интернета. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием, увлеченно рассказывают, а иногда начинают спорить: «Ты где это взял? Вот на таком-то сайте совсем другое говорится» (а в споре, как известно, рождается истина, но и отношение к уроку, к предмету тоже меняется в лучшую сторону).

И еще немного о пользе компьютера. Например, компьютерное тестирование, позволяет:

  • более рационально использовать время урока;
  •  охватить больший объем содержания;
  •  быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
  •  сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  •  обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
  •  во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;
  •  индивидуализировать работу с учениками;
  •  развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компьютер не только помощник, но и партнёр.


C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\X3U0KPSN\MC900434843[1].png


КАК ПРАВИЛЬНО

Любую науку, и прежде всего педагогику, губит чрезмерное обилие ничего не значащих терминов. Один из таких псевдо-терминов “урок-презентация”.  prezent

Очевидно, что в данном случае имеется в виду мультимедийное сопровождение, выполненное в программе презентаций, чаще всего в MS PowerPoint. Однако, говоря об уроке-презентации, преподаватели в основном подразумевают форму проведения занятия[1].

ПРИМЕЧАНИЕ. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда. (Википедия)

Вполне очевидно: преподаватель ничего не презентует на уроке.

Учитывая особенности информационного общества, преподаватель находит адекватные нашему времени инструменты, которые использует в своих целях.

Первой  ”подвернулась” программа для составления презентаций PowerPoint.

Программа презентаций –  далеко не универсальный инструмент. Поверхностное ознакомление с  ней  даёт, к сожалению, весьма посредственные обучающие эффекты. Но еще более неуклюж сам термин – “урок-презентация”.

На мой взгляд, более удачным будет использование термина “мультимедийный урок”. Такой урок предполагает использование любых информационных технологий (не только программы презентаций), обеспечивающих интерактивность, визуализацию образовательного процесса, компьютерная обработка других источников информации: видео, звука.

Главное на учебном занятии – это методы, приемы обучения, а не “презентация”. Поэтому мультимедийные уроки будут иметь обучающий эффект, если их использовать как метод обучения.

Впрочем, весьма полезны рекомендации специалистов о методике разработки эффективных и полезных презентаций.

Конечно, мультимедийные уроки можно проводить не только в программе PowerPoint. Есть более эффективные программы. Прежде всего, это программы Flash. Но любая программа требует серьезного изучения. Увы, и в Macromedia Flash, с её уникальными возможностями, довольно много бездарных мультимедийных уроков.

В использовании мультимедийных средств обучения есть свои законы, методы, принципы. И их, конечно, следует изучать вдумчиво и без кавалерийского наскока.


О ВРЕДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ

И не всем преподавателям нравятся так называемые «презентации». Вот, например, что говорит о презентациях на уроках Екатерина Пашкова:

«Обычная доска позволяет вести живой диалог с учениками, то, что окажется на доске, спланировано учителем, но может изменяться в зависимости от ответов и работы учеников, именно работы учеников. В презентации ясно – сейчас пройдет время и все равно ответ будет на экране – шаблон, всем ученикам одно и то же, а вот на доске его нужно получить, может быть, он будет у всех одинаковый, но ученики будут видеть, что и учитель работал. Они добились результата или вместе, или его достигли только ученики».

Презентации расслабляют у учеников волю к познанию и мыслительной деятельности на уроке. 

Поспорим? (ведь в споре рождается истина). Моё личное мнение, спор преподавателей – «гиблое» дело. Их вообще нельзя допускать к спорам. Их не переспоришь (и не потому, что большинство из них женщины).

Давайте  просто, не спеша разберёмся – когда презентации на уроке приносят пользу, а когда – только вред.

Во-первых, в обществе сложился некий стереотип «занятия со слайдами»: под размеренный голос преподавателя, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать – учащиеся очень быстро начинают мирно посапывать.

Однако спать можно и без всяких презентаций.

Хороший урок всегда похож на театральное действие. Это - уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников: преподавателя и учащихся.

Для неопытного педагога, слайды презентации помогают не забыть материал.

Для «недопедагога» (простите за выдуманное определение, ну это те, кто случайно стал педагогом) -  «Power Point» вообще «праздник»: пришёл, включил, «Списывайте». (Потом хвастается, что разработал презентацию.)

А вот для педагога – учителя это ИНСТРУМЕНТ, который по новому освещает занятие, делает его насыщенным, интересным, полезным. Я бы назвала слайды презентаций  декорацией урока. Ну, конечно, если урок – это театральное действие со всеми участниками, а не три его составляющих: «педагог», «презентация», «учащиеся».

Итак,

Во-вторых, является ли презентация PowerPoint столь необходимой на уроке?

Именно так – не всегда презентации нужны на уроке. Смешно, когда Power Point используют только для того, чтобы объявить тему урока. Но еще менее правильным являются «фильмы» из нескольких десятков слайдов.

Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для преподавателя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации».

Вообще, совет: при планировании пройдите стандартные этапы разработки учебной ситуации использования на уроке мультимедийной презентации.

  1. Этап — определение целесообразности использования мультимедийной презентации на уроке.
  2. Если взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап — анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному уроку.
  3. Определение места работы с презентацией в структуре урока.
  4. «Сцепление» презентации с методическим приёмом.
  5. Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации.
  6. Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.
  7. Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.


О ПОЛЬЗЕ  ИЛИ ПРЕИМУЩЕСТВАХ

Современный урок, построенный на технологиях мультимедиа, включает  в себя совокупность компьютерных технологий. А уж они, в свою очередь, позволяют преподавателю использовать сразу все известные формы информации:

- графику,

- текст,

- видео,

-фотографию,

-анимацию,

-звуковые эффекты,

-высококачественное звуковое сопровождение.

Два основных преимущества:

качественное

количественное

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

ВЫВОД: Мультимедиа уроки наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Главное Преимущество - повышение качества обучения за счет новизны деятельности.

И ещё,

Использование презентаций обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых

явлениях и процессах;

  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
  • экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

Эффективно решаются многие дидактические

и воспитательные задачи. Особенно:

  • при изучении нового материала, предъявления новой информации;
  • при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • при обобщении, систематизации знаний.

Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.

Вывод: Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а значит полезным.


ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ

На уроке целью презентации может быть:

  • - актуализация знаний;
  • - сопровождение объяснения нового материала;
  • - первичное закрепление знаний;
  • - обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

  1. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися.

Вопросы можно изобразить в виде небольшого видеоряда:

- фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее,

- рисунок из учебника, требующим комментария и т.д.

Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, если таковая была.

Примечание. Оформление новой презентации не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость.

2. При объяснении нового материала необходимо соблюдать:

- последовательность показа и логику построения (которые зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися, индивидуальности преподавателя).

- стиль (может определяться взаимоотношением учащихся и преподавателя), но некоторые общие правила все-таки можно выделить.

Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом, т.е. убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Разместить на слайде даты, имена, термины, выделив их.

Во-вторых, использовать реалистичные иллюстрации в нормально воспринимаемом масштабе. Важный материал, для обязательного усвоения выделить ярче и повторять несколько раз, в разной форме или использовать ссылку.

  1. Первичное закрепление - в виде беседы или выполнении заданий.

- материалы к вопросам и сами вопросы можно оформить на слайде.

- можно вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся.

- можно повторить показ наиболее значимого материала.

Примечание. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, сохранив стиль оформления. Количество слайдов должно быть разумным.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

- отводится отдельный урок.

- использовать схемы, таблицы, диаграммы.

- можно перегруппировать слайды или использовать их фрагментами.

- презентация может состоять из отдельных наборов слайдов (так как используется на обобщающем уроке, как наглядное пособие).

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НЕУДАЧ

• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.

• Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.

• Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

• Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению преподавателя. Исключением являются видеофрагменты, которые не требуют комментариев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

Преподаватель, обладающий компьютерной грамотностью, может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность.

Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.

Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

О пользе

Для преподавателя

Для учащегося

  • информационная поддержка;
  • иллюстрирование;
  • использование разнообразных упражнений;
  • экономия времени и материальных средств;
  • построение канвы урока;
  • расширение образовательного пространства урока.

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие преподавателя и учащегося и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
  2. http://10slides.com/4
  3. http://yandex.ru/clck/jsredir?from
  4. http://nsportal.ru/


[1] Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку технической механики. тема:Силовые факторы механики.

Презентация 1 выполнена для демонстрации на первом уроке технической механики. На слайдах в конспективной форме приводятся определения силы, момента силы относительно точки, пары сил. Средс...

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» в ОУ СПО»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...

Использование мультимедийных презентаций как реализация принципа наглядности при изучении профессионального модуля.

В данной статье рассматривается важность использования ИКТ ( в частности презентаций), для повышения интереса студентов к учебе, а так же для лучшего усвоения ими учебного материала....

Использование мультимедийной презентации в учебных целях

В своей педагогической статье " Использование мультимедийной презентации в учебных целях" я рассмотрела вопросы необходимости использовать ИКТ на уроках в школе, а также ппреимущества и реко...

Применение и использование мультимедийных презентаций в практике специалистов, работающих с детьми, имеющих особенности в развитии в условиях специализированных учреждений.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимальн...