Применение ИКТ на уроках в школе.
статья на тему
Данное сообщение содержит краткий обзор по вопросу применения ИКТ на уроках физики и математики, других предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Анискина А. И.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Из всех мероприятий по модернизации образования вопрос применения ИКТ – один из главных. В данной статье автор рассматривает основные методы и приемы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках в школе на различных этапах его проведения. Автором приведены некоторые примеры применения ИКТ на своих уроках по физике и математике. Показаны их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, электронно-образовательные ресурсы, диски-сборники, ЕГЭ, проектор, презентация, математический тренажер.
Еще пару десятилетий назад мы, учителя, с недоверием воспринимали внедрение компьютеров в образовательный процесс, а сегодня урок в школе без них трудно себе представить. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается эффективным и оправданным.
Известно, что слушая, человек запоминает 25% информации, если видит ее – запоминает 33%, а если он вовлечен в активные действия, процент запоминания намного выше.
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Используя деятельностный метод обучения, имеем возможность решать такие методические задачи:
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формирование навыков самообразования;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
Вспомним классиков педагогики. «Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».[1, 105]. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет проводить их на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; привлекать использование большого количества дидактического материала; повышает объем работы на уроке, обеспечивает наглядность материала.
На уроках, в зависимости от его целей, применяются разнообразные дидактические средства обучения:
- использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках;
- использование цифровых образовательных ресурсов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания;
- использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественно - научные лаборатории, Интернет.
При разработке и подготовке к уроку физики по теме «Закон всемирного тяготения» я использовала факты биографии И.Ньютона, соответствующую презентацию из ресурсов Интернета, раздаточный материал при повторении законов Ньютона подготовила с помощью персонального компьютера. Это позволило мне, как учителю, сделать урок физики насыщенным и красочным. Дети были поражены работоспособностью великого ученого, его целеустремленностью, любовью к науке. Налицо мотивация учения на примере жизни и деятельности гения.
Урок с мелом и доской уступает место презентациям. Их используют при проверке домашнего задания, изучении и закреплении нового материла, при создании проектов. Отпадает необходимость в таких традиционных источниках информации как таблицы, плакаты, с их проблемами содержания и хранения. Многие учителя сами готовят презентации, а если пока такого навыка нет, можно воспользоваться ресурсами Интернета, где их большой выбор по темам и предметам. Применение презентаций на уроке позволяет учителю:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее использовать время на уроке;
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Многие учебники сопровождаются электронным обеспечением. Очень полезны мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», «Мир вокруг нас», а также появившиеся в последнее время диски-сборники электронных наглядных пособий. Такие пособия как «Физика в картинках», «Открытая физика» – простые в применении средства иллюстрации классических опытов и описанных в учебнике экспериментов, демонстрации действия изучаемых технических устройств на основе анимации и мультипликации.
ИКТ помогают учителю формировать умение получать учениками информацию из электронных источников, ведь для учителя созданы в Интернете порталы, образовательные сайты, мультимедийные курсы.
В каждом классе базовых школ нашего района имеется телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, а в одной из школ поселка класс дистанционного обучения, предназначенный для всех школьников района. Можно сказать, что условия проведения урока на современном уровне созданы.
Для фронтальной работы с учениками использую информационно-образовательные ресурсы: демо-версии, различные тесты, варианты работ для подготовки к ЕГЭ. Рекомендую ученикам открытый банк заданий к единому государственному экзамену, с последующим разбором теста на уроке.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу учителя на всех ступенях образования способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.
ИКТ в школе используют на уроках по различным предметам. Компьютер на уроках математики может выступать в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации учебного материала, а так же в домашних заданиях.
Математический тренажер заинтересовал моих шестиклассников. Научиться пользоваться им не составило большого труда. Работать с ним детям интересно, увлекательно, да и проверка выполнения заданий проходит сразу. Некоторые варианты из него задаю на дом. Кроме того создаются благоприятные условия для лучшего взаимодействия учителя и ученика, их сотрудничество в учебном процессе повышается.
Анализируя опыт использования, ИКТ на различных уроках в школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, энциклопедиям, другим информационным ресурсам.
Следующим этапом методической деятельности учителя является создание каталога использований ИКТ на уроках по темам и классам. К его составлению привлекаются учащиеся с разработанными проектами и презентациями.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
- создавать слайды по учебному материалу и демонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющие готовые программные продукты по своему предмету;
- в процессе подготовки к урокам осуществлять поиск необходимой информации в Интернете;
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов и работать с ними на уроках.
Кроме всего выше сказанного необходимо учитывать, что работа с компьютером негативно сказывается на многих функциях детского организма. Современным школьникам при выполнении домашних заданий приходится много времени проводить за ним. Возрастает нагрузка на зрение, позвоночник, отмечается влияние на психику и нервную систему. Поэтому, применяя ИКТ на уроке, следует чередовать их использование с традиционными методами и приемами обучения.
Литература:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. \Под редакцией В.В.Давыдова.- М.: Педагогика - Пресс, 1996-536с.
- Ильясова Т.В. Компьютерная поддержка уроков физики.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.- 52с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках русского языка
Содержится теоретический материал по использованию ИКТ на уроках русского языка, а также небольшой каталог сайтов с возможностью прохождения он-лайн тестов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664057-1441742130.jpg)
Применение ИКТ на уроках английского языка
Применение ИКТ на уроках английского языкаСовременность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659754-1440956948.png)
Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики
Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики. Выступление на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-292524-1440269252.jpg)
Применение ИКТ на уроках производственного обучения
Применение ИКТ на уроках производственного обучения приводит к повышению мотивации обучающихся, повышению производительности труда мастера и обучающегося. Возрастает уровень использования наглядности ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802089-1468405470.png)
Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»
Доклад для методической конференции на тему:«Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»...
Применения ИКТ на уроках геометрии
Методическая разработка мастер-класса по теме Применение ИКТ на уроках геометрии...
Применение ИКТ на уроках по дисциплине "Информатика"
Применение ИКТ на уроках по дисциплине "Информатика"...