Проблемное обучение в системе СПО
статья на тему
Проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.
Проблемным методом можно изучать как отдельный вопрос, так и тему урока, и раздел программы.
Для решения общей проблемы её можно расчленять на подпроблемы и отдельные вопросы.
К достоинствам проблемного обучения можно отнести возможность работать по индивидуальным планам, более широко использовать в обучении различные справочные материалы, что улучшает профессиональную подготовку специалистов.
Проблемное преподавание меняет стиль общения преподавателя и студента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Армавирский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Краснодарского края
Методический материал для ЦК
Тема: «Проблемное обучение в системе СПО»
Преподаватель АМК
Ломакина МИ.
Проблемное обучение в системе СПО
В современном процессе обучения возникло множество методов под общим названием "методы активного обучения". К ним относятся игровые методы (деловые, имитационные, клинические игры), методы разбора ситуаций» микрообучение, дискуссия, метод малых групп.
Взяв за основу функцию того или иного метода, их можно условно разделить на основные 2 группы: развивающие и тренирующие методы.
Развивающие направлены на формирование и развитие профессионального мышления и способностей обучаемых, на освоение ими новых способов профессиональной деятельности.
Тренирующие - на формирование навыков и умений, отработку конкретных профессиональных действий.
Критерием для различения этих групп методов служит наличие (или отсутствие) противоречия в задании. Развивающие методы составляют арсенал проблемного обучения и всегда основываются на противоречии.
Таким образом, проблемное обучение - это тип развивающего обучения, которое создаёт условия для возникновения у обучаемых мыслительного процесса на основе разрешения противоречий, учебных проблем.
Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает тогда, когда мысль сталкивается с неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением или отдельными его сторонами.
Проблемная ситуация, танин образом, имеет составными элементами диалектическое противоречие, осознанное и преобразованное учащимися в проблему.
Существует ряд классификаций проблемных ситуаций
I тип - несоответствие между имеющимися системами знаний и новыми требованиями:
а) между старыми знаниями и новыми фактами;
б) между знаниями более низкого и более высокого уровня;
в) между знаниями научными и житейскими (с такой ситуацией мы постоянно сталкиваемся при постановке диагноза конкретному больному).
II тип - противоречие, возникающее из-за многообразия выбора (дифференциальная диагностика).
Ш тип - противоречие, возникающее из новых практических условий использования имеющихся знаний (деловые игры).
1V тип - противоречие, возникающее из-за теоретической возможное ти решения задачи и практической неосуществимости этого.
Медицинский средний персонал в инфекционной патологии сталкивается с такими ситуациями и неотложными состояниями, которые требуют от них быстрого анализа полученной информации для диагностики и своевременного оказания помощи. Все это вызывает необходимость широко использовать на практических и теоретических занятиях развивающего обучения, в частности проблемного.
Главной целью такого обучения является подготовка специалиста с развитым творческим мышлением, способным к самообучению и совершенствованию на протяжении всей практической деятельности.
Даже если всё полностью занятие не замыслено как проблемное, с элементами проблемного обучения мы сталкиваемся постоянно в своей практической деятельности.
Учебная проблема составляет практическую и теоретическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности студентов.
Требования к проблемному обучению
I. Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует ряд приёмов:
- раскрытие значения данного учебного материала;
- периодическая демонстрация достигнутых успехов по завершении
очередного этапа;
- создание и использование наглядных пособий, технических средств;
- кружковая - исследовательская работа, показывающая возможности
применения полученных знаний.
II Требование - решение проблемы должно вызвать определенную познавательную трудность для преодоления которой необходима активная мыслительная деятельность (анализ), сравнение, поиск причинно-следственных связей).
Однако трудности, связанные с восстановлением в памяти ранее изучавшегося материала с решением простейших задач, нельзя считать проблемным.
Какие же вопросы вызывают познавательную трудность и позволяют создать проблемную ситуацию.
- вопросы, связанные с переносом ранее изученного материала на новый учебный материал.
Например: Исходя из изложенных понятий патогенеза брюшного тифа - ставим перед учащимся вопрос: "Какие лабораторные исследования, и в какие сроки можно проводить?" Опять же, исходя из этапов патогенеза - вопрос: "Какие возможны осложнения и их сроки?" Возможны правильный ответ: "Кровотечение возможно на 3-4 недели, т.к. в это время начинается отторжение некротизированных пейеровых бляшек и т.д."
- вопросы, связанные с преодолением определенных противоречий
Например: Соледефицитное обезвоживание при пищевых токсикоинфекциях даёт противоречивую, на первый взгляд, симптоматику, с одной стороны большая потеря жидкости из организма, а с другой - отказ от питья. Почему? Возможный ответ: "При соледефицитном обезвоживании потеря Nа из кровяного русла ведёт за счёт баланса Nа и К к тому, что калий поступает вместе с водой в клетку, развивается отек клетки. Этим и объясняется отсутствие жажды.
Такая проблемная ситуация представляет значительную трудность и решение её доступно лишь наиболее сильным учащимся.
- вопросы, связанные с принятием тех или иных решений, в связи с изменением условий работы.
Например: при проведении деловой игры преподаватель планирует возникновение каких-нибудь непредвиденных ситуаций во время приёма ребенка фельдшером на М1Е у ребенка начались судороги. Ваша тактика?
Ответ: нужно решить вопрос о генезе судорог- спазмофилия, нейротоксикоз, неврологическая патология, менингит и развертывание рассуждений и обоснование тактики.
- вопросы, связанные с принятием оптимального решения из нескольких возможных вариантов на этом строится вся дифференциальная диагностика.
Ш. Требование - решение проблемы должно быть доступно учащимся и соответствовать их познавательным возможностям. Нельзя бросаться в крайность и ставить перед учащимся такие задачи, которые он не в состоянии решить в силу того, что ещё не проходил нужный учебный материал, либо потому, что не известны методы решения.
Для того, чтобы проблемное обучение было развивающим следует постепенно увеличивать степень трудности проблем. Вначале, может быть преподавателю стоит сформулировать проблему и самому её решить, а затем уже подойти к эвристической беседе и другим формам проблемного обучения.
Например: В начале лекции по теме:"ВИЧ-инфекция" рассказывается, что имел место такой случай в роддоме г. Элиста. Ребенок был инфицирован вирусом ВИЧ по вине медицинских работников и на 10-ый день умер от атипичного менингоэнцефалита. Предварительное обследование его иммунной системы не показало никаких отклонений. В чем дело? Затем рассказывается сущность патогенеза при ВИЧ, о том, что первыми вирус поражает мишени - это клетки нейроны головного мозга, эндотелий капилляров, энтероциты ЖКТ и т.д.
И таким образом мы вместе с учащимися формируем ответ на вопрос
- ребенок ещё не имел иммунодефицита, погибает от менингоэнцефалита т.к. мишенью здесь оказались клетки мозга.
Можно не только поставить проблему перед студентами, но и сочетать её с созданием эмоционального тонуса в группе, что способствует усилению познавательной активности. Усиливается и воспитательное значение урока. Ну хотя бы предыдущий пример. Для проблемы ВИЧ - важны моральные, нравственные качества медработника и конечно же профессиональные. Ведь на территории нашей страны 30% ВИЧ инфицированных - это дети, инфицированные в медучреждениях по вине медработников.
Степень обобщенности усваиваемого материала в проблемной ситуации является важным показателем трудности учебного задания для учащихся.
От решения проблем, связанных с небольшой степенью обобщения студенты переходят к решению более сложной проблемы, требующей большей степени обобщения.
От простого к сложному.
Например: Назначение плана обследования исходя из понятий патогенеза заболевания или назначение мероприятий профилактики, исходя из понятий эпидемиологии данного заболевания - простое.
И более сложное - решение диагностических задач с обоснованием - формы ОРВИ, типичные и атипичные формы дизентерии. Или как домашнее задание - составить
таблицу диф. диагностики Риккетсиозов, или оказание помощи конкретному больному на практическом занятии.
Постепенно, по мере усвоения основных принципов решения проблемных ситуаций группой сужается степень участия преподавателя в этом процессе. Он ставить меньше наводящих вопросов, даёт учащимся самостоятельно пройти весь путь решения - от определения исходных данных до получения окончательного результата.
При проведении занятий методом проблемного обучения у преподавателя могут возникнуть трудности связанные с тем, что студенты должны решать одну и ту же проблему при неодинаковых способностях. Как быть? Нужён индивидуальный подход. Слабому студенту даётся посильная проблема, или на следующем занятии дать такому студенту разобранную ранее проблему, или, давая проблему малой группе с разнородными способностями - добиться, чтобы каждый член группы - пусть не дошел своим умом, но хотя бы понял и изложил суть решения проблемы.
Методическая работа при внедрении проблемного обучения состоит в следующем:
- отбор учебного материала, проблемное преподавание которого
целесообразно;
- определение педагогической цели;
- выбор форм и видов учебных занятий;
- разработка заданий, проблемных задач; проблемных ситуаций, способы
создания проблемных ситуаций;
- комплектование "банков" заданий и освоение приёмов проблемного
обучения;
- создание методических рекомендаций для самоподготовки учащихся к
проблемному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.
Проблемным методом можно изучать как отдельный вопрос, так и тему урока, и раздел программы.
Для решения общей проблемы её можно расчленять на подпроблемы и отдельные вопросы.
К достоинствам проблемного обучения можно отнести возможность работать по индивидуальным планам, более широко использовать в обучении различные справочные материалы, что улучшает профессиональную подготовку специалистов.
Проблемное преподавание меняет стиль общения преподавателя и студента.