Классный час и презентация " Тихоокеанскому флоту России 281 год! "
классный час на тему

Урядов Станислав Евгеньевич
Каждая великая держава мира имеет свои Вооруженные Силы, свой Флот. И их наличие и состояние позволяют державе называться- «Великой». Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся. Мы живем и учимся на Дальнем Востоке России, в Приморском крае. На Востоке граница РФ проходит не по суше, а по морю.На страже морских рубежей нашей Родины на Дальнем Востоке стоят Пограничные войска и Тихоокеанский флот.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tof_2012.pdf2.77 МБ
Файл tof_may_2012.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора УСВУ

 по воспитательной работе

Лютиков В.Н.

«_____»____________2012 г.                                                                      

План – конспект

 внеклассного мероприятия

по теме: «Тихоокеанскому флоту России 281 год!!!»(21 мая 1731 г.).

для обучающихся  10 класса (6 курс).

Дата проведения: 24 мая 2012 г.

Цель: - воспитание у суворовцев патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому и традициям России.

Задачи: 

Образовательная:

- углубить знания детей о славном историческом прошлом, трудовыми буднями Тихоокеанского флота России;

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России;

- содействовать формированию у обучающихся профессионального самоопределения на основе государственного заказа МО РФ и в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями.

Развивающая:

- развивать у суворовцев духовно-нравственные ценности, чувство патриотизма, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её истории;

- способствовать формированию у обучающихся понятия о многогранности исторических явлений в жизни России и судьбах соотечественников.

Материальное обеспечение:

1. запись песен: “Крейсер Варяг ”, “Преображенский марш Петра Великого”, “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского, “Интернационал”,  “Патриотическая песня” М.И. Глинки, гимн РФ.

2. ноутбук, мультимедийное оборудование

3. компьютерная презентация фотоматериалов

4. Карта Дальневосточного региона России.

Форма проведения: дискуссионные формы - эвристическая беседа, встреча с приглашенными людьми, защита информационных проектов

Этапы внеклассного мероприятия:

1. Подготовительный этап: организация деятельности: Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности воспитанников на всех этапах.

2.Проведения внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент и постановка цели. – 5 мин.

II. Основная часть – 30 мин.

- выступление ветерана ВОВ капитана II ранга Кузмина В.И.

- защита проектов

- проведение физкультминутки

III. Заключительный этап. Рефлексия – 5 мин.

Старший воспитатель ____________ С. Урядов

Ход классного часа

Вступительное слово воспитателя.

( слайд № 1)(звучит запись песни “Крейсер Варяг ”)

Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся. Мы живем и учимся на Дальнем Востоке России, в Приморском крае. На Востоке граница РФ проходит не по суше, а по морю. Вопросы на обсуждение:  

- Есть-ли необходимость охранять наши границы (От кого и зачем)?

- Кто охраняет наши границы и где они проходят?

Правильно суворовцы! На страже морских рубежей нашей Родины на Дальнем Востоке стоят Пограничные войска и Тихоокеанский флот.

( слайд № 2)

Каждая великая держава мира имеет свои Вооруженные Силы, свой  Флот. И их наличие и состояние позволяют державе называться- «Великой». Сегодня мы с вами совершим экскурсию в прошлое и проследим историю становления Тихоокеанского флота России. Свои исследования вам представят ваши коллеги, суворовцы нашей роты. А ветеран Великой Отечественной войны капитан II ранга Кузмин Владимир Иванович расскажет славном боевом прошлом из истории Краснознаменного Тихоокеанского Флота России, расскажет о событиях, участником которых он был. Также Владимир Иванович расскажет о послевоенном строительстве ТОФ и своей службе в нем.

II. Основная часть.

 (слайд № 3)

Выступление  ветерана – мотивация к рассмотрению вопросов истории ТОФ.

Выступление ветерана Великой Отечественной войны Кузьмина В.И. 

Боевые действия ТОФ и КАФ в период советско-японской войны 1945 г .

(слайд № 4)

На заключительном этапе войны в Европе в Ливадийском дворце близ Ялты с 4 по 11 февраля 1945 г . проходила Крымская конференция глав трех держав: СССР, США и Великобритании, на которой рассматривался вопрос о вступлении Советского Союза в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе.

8 августа 1945 г . советское правительство, верное своему союзническому долгу, передало правительству Японии заявление о том, что с 9 августа 1945 г . Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.

(слайд № 5)

С 9 августа по 2 сентября 1945 г . Советская Армия, Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия провели Маньчжурскую стратегическую, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную операции.

Участие кораблей Амурской флотилии в боевых действиях обеспечивало высокий темп продвижения сухопутных войск. Моряки-амурцы находились в авангарде наступающих частей, участвовали в освобождении городов на побережье рек, своим мощным артиллерийским огнем поддерживали наши наступающие части, перебрасывали десанты, доставляли боевую технику, вооружение, боеприпасы, продовольствие, горючее.

В период проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции советские войска и Тихоокеанский флот провели Южно-Сахалинскую наступательную, а затем и Курильскую десантные операции.

(слайд № 6)

Южно-Сахалинская наступательная операция проводилась в период с 11 по 25 августа 1945 г . войсками 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта при содействии базировавшейся в Советской гавани Северной Тихоокеанской флотилии, которой командовал контр-адмирал Андреев В. А.. Совместные действия СТОФ с войсками армии развертывались успешно. 25 августа 1945 г . войска Японии на Ю. Сахалине капитулировали. В плен было взято 18320 солдат и офицеров противника.

Заключительным этапом боевой деятельности ТОФ в войне с Японией явилась Курильская десантная операция, проведенная совместно с войсками 2-го, а затем и 1-го Дальневосточного фронтов в период с 18 августа по 2 сентября 1945 г .

В войне с Японией Тихоокеанский флот вел самостоятельные боевые действия по нарушению коммуникаций противника в Японском море.

(слайд № 7)

Тихоокеанский флот успешно справился со всеми поставленными задачами. Своими героическими подвигами в войне с Японией моряки-тихоокеанцы вписали яркие страницы в летопись боевой славы русских вооруженных сил. 2 сентября 1945 г . был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Война закончилась полной победой Советского Союза (показ: фото, газеты).

Подвиг тихоокеанцев Родина оценила высоко. Более 30 тыс. моряков удостоились боевых правительственных наград. Медалью "За победу над Японией" наградили 170 тыс. человек. 52 морякам за особые отличия в боях присвоено звание ГСС, 19 кораблей, частей и соединений флота были преобразованы в гвардейские, 16 награждено орденом Красного Знамени, 13 получили почетное наименование (показ: трофеи советско-японской войны).

Тихоокеанский флот в 1945-1980 гг.

Советский народ и его Вооруженные Силы с честью выдержали суровые испытания Великой Отечественной войны.

После Великой Отечественной войны перед Военно-морским флотом встала задача полностью освоить ее богатейший опыт. И тихоокеанцы делали все, чтобы успешно ее решить. Настойчиво совершенствовали свое боевое мастерство подводники. Исходя из требований современной войны, они стремились каждую задачу отрабатывать в условиях, приближенным к боевым. Обстоятельно изучался опыт боев в авиационных соединениях флота, в подразделениях морской пехоты.

Первым на флоте включился в борьбу за отличное знание техники и боевого оружия каждым матросом экипаж крейсера "Петропавловск": каждый выход в море, артиллерийские и торпедные стрельбы моряки отрабатывали в условиях максимально приближенным к боевым. В 1956 г . крейсер "Петропавловск" стал лучшим кораблем на ТОФ.

В год 20-летия Победы в ВОВ Тихоокеанский флот был награжден орденом Красного Знамени. В день ВМФ, 24 июля 1965 г ., на стадионе ТОФ состоялся митинг, посвященный этому событию.

В послевоенные годы Тихоокеанский флот, как и все Вооруженные Силы страны, претерпел коренную военно-техническую революцию. Он постоянно оснащался всеми видами современной боевой техники и оружия.

В 1961 г . в состав ТОФ вошла первая атомная ПЛ "К-45" под командованием капитана 2 ранга Белашева В.Г. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям.

В период со 2 февраля по 26 марта 1966 г . две подводные лодки "К-116" (командир - капитан 2 ранга Виноградов В.Т.) и "К-133" (командир - капитан 2 ранга Столяров) впервые в мире совершили трансокеанский переход с Северного флота на ТОФ южным маршрутом через пролив Дрейка в подводном положении. За 52 суток было пройдено 21 тыс. миль. Командовал переходом контр-адмирал Сорокин А.И. Указом Президиума ВС СССР командир перехода, командиры лодок и ряд офицеров были удостоены звания ГСС.

Подводные лодки первого поколения заложили основу для дальнейшего развития атомного подводного кораблестроения.

В 1974 г . отряд военных кораблей ТОФ под командованием капитана 1 ранга Аполлонова А.Н. провел боевое траление в Суэцком заливе. Сложность военно-политической обстановки, атаки израильской авиации сделали условия работы поистине фронтовыми. Боевая работа отряда усложнялась отсутствием карт минных постановок, сложными погодными условиями. С 15 июля по 11 ноября 1974 г . корабли отряда "пропахали" район разминирования 21 раз. По минным полям площадью 1250 квадратных миль было пройдено с боевыми тралами 17 тыс. миль. Все участники экспедиции были награждены памятными подарками, многие удостоены высоких правительственных наград. Среди них - командир десантного катера мичман Городецкий Г.К., награжденный орденом Красной Звезды, старшина 2 статьи Ю. Миронов, удостоенный медали "За боевые заслуги".

Президент наградил моряков за освобождение танкера "Московский университет"
4 июля 2010.Орденом Мужества были награждены капитан третьего ранга, командир группы 159 отряда специального назначения по борьбе с подводно- диверсионными силами и средствами Приморской флотилии Александр Фоминичев, офицеры 155-й отдельной бригады морской пехоты ТОФ: подполковник Андрей Ежов, старший лейтенант Сергей Ирхин, подполковник Олег Китстанов, младший сержант Владимир Лештаев и матрос снайпер- разведчик разведывательной десантной роты Никита Попов.

Вопрос на обсуждение:

- Только 9 августа 1945 г.. Советский Союз в состоянии войны с Японией. Почему Япония не нападала с востока, в то время как на западе СССР воевал с Германией? Какое значение имел в этом ТОФ?

Защита проектов – группы

1 группа – История освоения ДВ.

Вопросы исследования:

- Результаты исследований Первой Камчатской экспедиции.

- Столкновение интересов России и других держав на Дальнем Востоке, роль флота в конфликтах.

Важнейшее для России и всего мира географическое открытие землепроходцев и мореплавателей на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском побережье побудили Петра I отправить на Камчатку экспедицию для решения важных географических вопросов необходимых для усиления влияния России в данном районе, расширения торговых, экономических связей с другими странами.

В конце 1724 года издается правительственный Указ о снаряжении «Сибирской экспедиции», в последующем получившей название Первой Камчатской экспедиции (1725-1730гг.), возглавляли которую офицеры русского флота капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Петр1 собственноручно написал руководителю экспедиции Берингу инструкцию, которая называлась «… об открытии соединения Азии с Америкой». (Открытие С.Дежнева о возможности плавания из Северного Ледовитого океана в Тихий океан стало известно позже).

 (слайд № 8-12)

Летом 1728 года Беринг и Чириков отправились из устья реки Камчатки на северо-восток. Пройдя большой путь, они подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, впоследствии названного Беринговым. Экспедиция проделала значительную исследовательскую работу. Весной 1732 года был издан Указ о снаряжении 2-ой Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) с задачей расширения русских владений и увеличения подданных России, которую снова возглавили Беринг и Чириков.

Пакетботы «Св. Пётр» и «Св. Павел» в октябре 1740 года вошли в Авачинскую бухту, где было устроено поселение.

В июне 1741 г. пакетботы «Св.Петр» под командованием Беринга и «Св.Павел» под командованием уже капитана А.Чирикова вышли из Петропавловска на поиск путей к побережью Северной Америки. Беринг погиб на обратном пути недалеко от Камчатки, на острове, который носит теперь его имя, Чириков же возвратился тяжело больной. Несмотря на потери и жертвы, в целом экспедиция была успешной. Было открыто западное побережье Северной Америки и установлено расстояние, разделяющее Азию и Америку в пределах 50-60 градуса Северной широты. Они также открыли некоторые из Американских островов. Открытия участников Второй Камчатской экспедиции раскрыли широкие горизонты для дальнейших исследований в северо-восточной части Тихого океана.

Царским Указом от 9 апреля 1812 года Петропавловский острог объявлялся военнымпортом. Впоследствии, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского в Авачинскую губу была переведена из Охотска главная база морских сил на Тихом океане. 16 февраля 1850 года командиром Петропавловского порта и одновременно Камчатским военным губернатором был назначен опытный моряк, участвовавший в 2-х кругосветных плаваниях, капитан 1 ранга Василий Степанович Завойко, произведенный в 1853 году в генерал-майоры.

В ходе русско-турецкой, так называемой Крымской войны, в 1853-1856 годах боевые действия между Россией и Турцией, поддержанной Англией и Францией, велись на всех морских театрах. Для укрепления своего положения на морях Тихого океана, уничтожения российских кораблей, находящихся там и разгрома опорных пунктов флота на Дальнем Востоке, таких как Петропавловский военный порт, на Тихий океан была отправлена объединенная англо-французская эскадра под командованием контр-адмирала Прайса и контр-адмирала Феврие де Пуанта.

В Петропавловске получили свое первое боевое крещение морские силы России на Тихом океане.

В период с 18 по 24 августа 1854 года силам союзников, состоявших из 3 фрегатов, пароходо-фрегата, корвета и брига при 218 орудиях и 2600 человек экипажей и войск десанта противостоял гарнизон города, насчитывающий 920 человек, фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Руководил обороной Камчатский военный губернатор генерал-майор Завойко.

18-19 августа противник произвел бомбардировку береговых укреплений Петропавловска, а 20 августа высадил десант численностью 600 человек с целью захватить город. Однако, отряд русских моряков в количестве 230 человек, поддержанный огнем кораблей и береговых батарей, контратакой сбросил неприятеля в море. Такая же участь постигла и второй десант союзников, высаженный 24 августа. Вражеская эскадра, потеряв около 450 человек убитыми и ранеными, вынуждена была прекратить боевые действия и отступить.

(слайд № 13)

2 группа – Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке между Россией и Японией.

Вопросы исследования:

- Оборона Порт- Артура.

- Причины поражения в русско- японской войне.

- Героизм русских моряков и талант флотоводца адмирала С.О. Макарова.

Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке между Россией и Японией резко обострилась в конце 19 – начале 20 веков.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-ой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.

В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы.

Около 23 часов 30 минут 8 японских миноносцев подошли к рейду Порт-Артура и атаковали эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Палладу». Корабли получили повреждения и на длительный срок вышли из строя. Так началась русско-японская война 1904-1905 гг.

Первая атака японцев на русские корабли, базировавшиеся в Порт-Артуре, ослабила русскую эскадру, выведя из строя 3 боевых корабля, два из которых,- «Ретвизан» и «Цесаревич»,- являлись самыми сильными кораблями в эскадре.

Положение осложнялось еще и тем, что в Порт-Артуре не было доков, которые могли вместить такие корабли. Но, несмотря на потери, эскадра, начальником которой был вице-адмирал Старк, сохранила свою боеспособность.

Одновременно с попыткой уничтожить русскую эскадру командующий японским флотом адмирал Того направил передовой отряд своих десантных сил в Чемульпо, поставив перед ними задачу занять столицу Кореи город Сеул. Для этой цели был выделен специальный отряд под командованием контр-адмирала Уриу в составе 1 броненосного крейсера, 5 легких крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспортов.

7 февраля японский флот прибыл к Чемульпо. Стоявшие там на рейде русские корабли – крейсер I ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» - не имели связи с Порт-Артуром и не знали о положении дел.

Физкультминутка!

   Суворовец Жатов Александр  проводит физкультминутку.

1.        Разминка шейных позвонков.

2.        Разминка плечевого пояса и кистей рук.

3.        Разминка поясницы.

4.        Комплексное упражнение на четыре счета.

(слайд № 14- 17)

Свое исследование о подвиге русских моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» представляет суворовец Хаюк С.В..

Никто иной, как «беспокойный адмирал», понадобился в тяжелые для России дни русско-японской войны. Назначенный 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом, Макаров как обычно развернул кипучую деятельность. По прибытии в Порт-Артур 24 февраля он сразу же принял решительные меры по укреплению обороны базы и повышению боевой активности кораблей эскадры. С.Макаров поставил перед флотом такие задачи: принять все меры к тому, чтобы не допустить высадки японской армии на Ляодунский полуостров, постепенно расширять зону действий против неприятеля легких сил флота. Намечалось нанесение удара по главным силам японцев на море, а Владивостокскому отряду крейсеров предлагалось активно действовать на морских коммуникациях флота противника от Порт-Артура.

(слайд № 18)

Новый командующий предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания и боевого маневрирования кораблей. Особое внимание С.О.Макаров обратил на организацию разведки, чтобы четко знать местонахождение японских сил вблизи Порт-Артура, в море почти каждую ночь высылались миноносцы.

   (слайд № 19)

Но… приближались события страшного утра 31 марта (старый стиль). При выходе из Порт-Артура для сражения с японским флотом броненосец «Петропавловск», на котором находился штаб эскадры во главе с адмиралом Макаровым взорвался на минах и затонул. Вместе с броненосцем погиб и командующий эскадрой адмирал Макаров, погибли 10 офицеров штаба эскадры, 18 офицеров и 620 матросов с «Петропавловска», ушел на дно моря и известный русский художник-баталист В.В.Верещагин.

Лучшим памятником Макарову будет, если каждый флотский офицер и матрос последует его девизу: «Помни войну».

Ослабление эскадры и гибель ее энергичного руководителя привели к отказу от активных действий на море.

(слайд № 20)

Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, которая продолжалась одиннадцать месяцев, на тяжелые оборонительные бои Порт-Артур был сдан 20 декабря 1904 года.

В боях у Порт-Артура японцы потеряли 112 тысяч человек и 15 кораблей, 16 кораблей получили серьезные повреждения… Наши потери составили 28 тысяч человек.

(слайд № 21)

С падением Порт-Артура японское командование получило возможность беспрепятственно перевозить войска морем и сосредоточить их против русской армии в Маньчжурии. Потеря Россией военно-морской базы и Тихоокеанской эскадры оказала огромное влияние на исход войны.

По Портсмутскому мирному договору от 23 августа 1905 года арендные права на Порт-Артур были переданы Японии. ( в 1945 году СССР вернул ее себе, а в мае 1955 – освободил базу).

С потерей Порт-Артура растет значение Владивостока как порта и крепости на тихоокеанском побережье.

Для разработки соображений об усилении Владивостокской крепости был создан Главный Крепостной Комитет, которому было указано, "что крепость эта, являясь оплотом нашей власти на побережье Тихого океана, имеет назначением сохранение в наших руках Восточного Босфора и Золотого Рога при самых трудных условиях борьбы". Исходя из этого значения Владивостока, Главный Крепостной Комитет подготовил доклад на Высочайшее Имя, где был изложен план мероприятий по усилению крепости Владивосток. Причем, учитывая сложную международную обстановку на Дальнем Востоке, было рекомендовано приступить к осуществлению этого плана незамедлительно. В 1909 г . утверждается генеральный план строительства крепости, которую предполагалось оснастить 316 береговыми орудиями, 1194 полевыми пушками, 278 пулеметами, 64 мортирами и 102 ракетными станками. Но к началу первой мировой войны строительство крепости не было закончено.

3 группа – События после октября 1917.

Вопросы исследования:

- Годы гражданской войны.

- Строительство советского Тихоокеанского флота.

- Тихоокеанцы в Великой Отечественной войне.

В феврале 1917 г . произошла вторая русская революция, в результате которой Россия из монархического государства стала республикой, а в октябре 1917 г . залп с крейсера "Аврора" возвестил о начале Октябрьского вооруженного восстания.

В ночь на 5 апреля 1918 г . во Владивостоке высадились японские, а затем американские и английские войска.

В 1920 г . была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы (с сентября 1921 г . - Народно-революционный флот ДВР).

Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке. Кроме того, моряки Сибирской и Амурской флотилий воевали в составе красногвардейских и партизанских отрядов. 246 моряков Сибирской флотилии отважно сражались в рядах 1-го Дальневосточного социалистического отряда.

25 октября 1922 г . части НРА ДВР и партизаны вошли в г. Владивосток.

После окончания гражданской войны и интервенции морские и речные силы на ДВ практически перестали существовать. Амурская флотилия превратилась в небольшой отряд. Оставшиеся корабли и суда Сибирской флотилии, реорганизованные во Владивостокский отряд особого назначения Тихого океана, были ветхи, разрушены или находились в ремонте.

После вхождения ДВР в состав РСФСР НРФ был переименован в Красный флот на ДВ. С 17 ноября 1922 г . он носит название - Морские силы ДВ, начальником которых был назначен И.К. Кожанов. В 1923 г . во Владивосток прибыл отряд первого призыва на флот в 250 человек.

В 1923 г . во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы "Бравый", "Твердый", "Точный", канонерская лодка "Красный Октябрь", переоборудованная из портового ледокола "Надежный", и несколько вспомогательных судов. В августе 1924 г . на канонерской лодке "Красный Октябрь" состоялась Особая гидрографическая экспедиция на о. Врангеля, которая выдворила оттуда иностранных зверопромышленников, провела ряд исследовательских работ и подняла на острове Государственный флаг СССР (показ: фото участников экспедиции, награды Беломестных). В 1923 г . из нейтрального китайского порта Шанхай во Владивосток прибыло посыльное судно "Адмирал Завойко", которое вошло в состав МС ДВ в качестве сторожевого корабля под новым именем "Красный Вымпел".

В июле 1929 г . враждебно настроенные к Советской России белокитайские войска маршала ЧжанСюэляна захватили КВЖД, находившуюся в совместном советско-китайском пользовании, а затем последовало сосредоточение 132-тысячной группировки китайских войск на советско-китайской границе. Попытки Правительства СССР урегулировать конфликт путем переговоров не дали положительного результата. Советское правительство вынуждено было прибегнуть к силе. 6 августа 1929 г . была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера. Ему была подчинена Дальневосточная флотилия под командованием Я.И. Озолина. С 12 по 31 октября в боях при взятии Лахасусу и Фугдина корабли ДВ флотилии уничтожили Сунгарийскую флотилию противника. 23 апреля 1930 г . за успешные боевые действия Дальневосточная военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Высоких правительственных наград была удостоена большая группа моряков-амурцев (показ фото), а все участники ликвидации конфликта на КВЖД были награждены памятными знакам.

Строительство советского Тихоокеанского флота
(1932-1941гг.)

Урок, преподанный Красной Армией, однако, не пошел впрок Японии. И после ликвидации конфликта на КВЖД обстановка на ДВ продолжала оставаться напряженной.

Непосредственная угроза территории советского ДВ со стороны Японии вызвала необходимость в принятии энергичных мер по укреплению дальневосточных рубежей СССР, увеличению численности и мощи морских сил.

К 1932 г . были восстановлены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря следовали эшелоны с катерниками и подводниками. В необжитых местах строились аэродромы, возводились батареи береговой артиллерии, строились казармы.

(слайд № 22)

30 марта 1932 г . закончилось формирование штаба МСДВ. Командующим МСДВ был назначен флагман 1 ранга М.В. Викторов, начальником Политуправления - Булышкин А.А. (показ: фото, удостоверение). В первом приказе командующего от 21 апреля 1932 г . объявлялось о формировании МСДВ, перечислялись соединения, части, корабли и учреждения, вошедшие в состав МСДВ. С этого дня началось развитие МСДВ как оперативно-стратегического объединения ВМФ СССР.

К началу 1935 г . Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот.

Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г . они были переименованы в Тихоокеанский флот.

Развернувшееся в 30-х годах по всей стране стахановское движение, патриотические начинания трудящихся находили самый горячий отклик и на флоте. Военные моряки по примеру новаторов страны стали изучать технику творчески, стремясь улучшить и усовершенствовать ее, получить от нее наивысший эффект. Особенно это было характерно для тихоокеанцев, осваивающих полученные от промышленности корабли и технические средства в условиях нового для них морского театра. Подводные лодки ТОФ впервые в ВМФ стали плавать и отрабатывать задачи боевой подготовки в течение всего года.

Тихоокеанский флот рос и набирал силы. В 1936 г . два эскадренных миноносца - "Сталин" и "Войков" - прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям (показ: рында и модель "Сталина", штурвал, герб, бортовая надпись, магнитный компас с нактоузом с "Войкова").

В 1937 г . из Мурманска Северным морским путем на флот пришли новые гидрографические суда "Океан" и "Охотск".

В 1940 г . во Владивосток пришла ПЛ "Щ-423" под командованием капитана 3 ранга Зайдулина И.М. Ее переход вошел в историю как первый проход ПЛ Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.

Быстрое развитие Тихоокеанского флота, рост его технической оснащенности требовали подготовки флотских кадров, способных наиболее эффективно использовать оружие и боевую технику. В 1937 г . во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (сейчас - Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова.). Первым начальником училища был назначен Баруздин А.Ф. 24 июня 1941 г . в ТОВВМУ досрочно был произведен выпуск лейтенантов. Первые выпускники училища сразу же отправились на действующие флоты и флотилии.

(слайд № 23)

Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 г . во время событий у озера Хасан. 31 июля крупные силы японцев вторглись в советское Приморье и овладели сопками Безымянная и Заозерная, начались ожесточенные бои на территории сложной горно-болотистой местности, которые продолжались до 11 августа. ( слайд № 24-25)С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых. Так, сторожевой корабль "Метель" под командованием старшего лейтенанта М.Г. Беспалова провел три конвоя из Владивостока в залив Посьет, а на второй день военных действий доставил во Владивосток первую группу раненых.

Все участники боев у озера Хасан были награждены специально учрежденным знаком "Участник Хасанских боев", а 74 моряка-тихоокеанца - награждены орденами и медалями.

В 1939 г . командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. В его состав входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов. С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ. С марта 1939 г . Тихоокеанский флот возглавил флагман 2 ранга Юмашев И.С., командовавший ранее ЧФ.

(слайд № 26)

Ранним утром 22 июня 1941 г . фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Известие об этом с быстротой молнии долетело до берегов Тихого океана. На кораблях и в частях Тихоокеанского флота призывно прозвучали сигналы "Большого сбора".

В течение всей Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне напряженной. Существующая угроза нападения Японии на Советский Союз потребовала от тихоокеанцев постоянной боевой готовности, высокой бдительности и большого напряжения сил.

Главная задача Тихоокеанского флота заключалась в обороне побережья. В случае нападения Японии он должен был совместно с войсками 1-й и 2-й Отдельных Дальневосточных армий осуществлять противодесантную оборону, нарушать морские коммуникации противника и защищать свои морские пути сообщения.

Тихоокеанцы в Великой Отечественной войне.

Воины-тихоокеанцы и амурцы участвовали в битвах под Москвой и на Волге, в героической обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях. В годы войны в состав Северного и Черноморского флотов влился также ряд боевых кораблей ТОФ.

В 1941 г . в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) было сформировано 25 морских стрелковых бригад, в том числе 12 из моряков Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии.
В битве за Москву моряки-тихоокеанцы и амурцы героически сражались в составе 62, 64, 71 и 84 отдельных морских стрелковых бригад (ОМСБ).

71 ОМСБ под командованием полковника Безверхова Я.П., действуя в составе 1-й ударной армии, в непрерывных боях прошла 150 км , отбила у врага 75 населенных пунктов. Особенно ожесточенные бои вела бригада за овладение селом Языково Дмитровского района. Как сообщил тогда комбриг Безверхов в штаб 1-й ударной армии, "всего за два дня боев у Языкова немцы потеряли около 600 убитыми. Оставили 8 танков, 7 бронемашин, нами подобрано более 40 различных автомашин". За проявленные мужество и отвагу 71 ОМСБ5 января 1942 г . была преобразована в гвардейскую, а ее командир удостоен ордена Красного Знамени.

На Карельском фронте в составе 7-й отдельной армии воевала 70 ОМСБ ТОФ. В январе-феврале 1942 г . бригада участвовала в высадке десанта на берег Ладожского озера в тыл врага на 70 км и в течение 5-ти суток вела ожесточенные бои с превосходящими силами противника. За мужество и героизм личного состава 70 ОМСБ в июле 1944 г . была награждена орденом Красного Знамени.

Славный боевой путь прошли и другие морские бригады ТОФ.

В 1942 г . переход Северным морским путем из Владивостока в Полярное в составе Экспедиции особого назначения совершили крейсер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". Это был беспримерный по своей сложности переход кораблей флота в суровых полярных условиях. Прибыв на Северный флот экипажи кораблей умело и отважно участвовали в боевых действиях. За успешное выполнение боевых заданий крейсер "Баку" был награжден орденом Красного Знамени.

Беспримерный переход из Владивостока в Полярное через Тихий и Атлантический океаны совершили тихоокеанские подводные лодки "Л-15", "С-51", "С-54", "С-55", "С-56". Командовал переходом Герой Советского Союза капитан 1 ранга Трипольский А.В. Весной 1943 г лодки прибыли на Северный флот и быстро включились в боевые действия. ПЛ "С-51" одержала 10 побед над противником. За мужество и героизм личного состава лодка была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир - капитан 2 ранга Кучеренко И.Ф. - удостоен звания ГСС.

ПЛ "С-56" командовал капитан 2 ранга Щедрин Г.И. За годы войны лодка совершила 8 боевых походов, произвела 12 торпедных атак, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских корабля и транспорта. За отличия в боях ПЛ "С-56" была удостоена звания гвардейской и награждена орденом Красного Знамени, а Щедрину Г.И присвоено звание ГСС.

Храбро сражались с врагом в суровом Заполярье и другие тихоокеанцы - катерники, летчики, морские пехотинцы

Вместе с балтийскими моряками храбро сражались и воспитанники Тихоокеанского флота.

На протяжении всей войны Черноморский флот систематически пополнялся хорошо подготовленными тихоокеанскими экипажами подводных лодок, торпедных катеров и самолетов. Только в 1944 г . с ТОФ на ЧФ было отправлено по железной дороге 10 малых подводных лодок вместе с экипажами, а также 6 катеров типа "МО". На Черном море своими боевыми делами прославились тихоокеанцы генерал-майор авиации Н.А. Остряков, подводник капитан-лейтенант Хомяков М.И, морской пехотинец капитан А.С. Гегешидзе и другие.

Пришел долгожданный победный 1945 год. Остались позади дни, наполненные вначале горечью отступлений, а затем радостью побед. В неимоверно тяжелых условиях советский народ сумел не просто выстоять в нелегкой битве, но и одержать верх в ней, принести свободу странам Европы, оккупированным фашистскими войсками.

Однако на Дальнем Востоке обстановка по-прежнему оставалась напряженной. Японцы укрепляли свои наземные, воздушные и морские силы, держали их в постоянной боевой готовности.

 

Ш. Заключительная часть.

Вопросы для беседы (проблемная  профориентационная  ситуация)

- Служба морского офицера предполагает высокое качество знаний в области астрономии, математики и физики. Как вы думаете- почему?

- Какими личными качествами должен обладать офицер ВМФ? – В чем отличие от офицера сухопутных войск?

Фотографирование на память о встрече с ветераном Великой Отечественной войны капитаном II ранга Кузминым Владимиром Ивановичем.

Напоминаю тему и цель мероприятия и как она достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Подмосковье - сердце России"

В ходе классного часа студенты знакомятся  с историей возникновения некоторых городов Московской области (восточного Подмосковья); обогащают свои  знания  об истории родного края; систе...

Классный час на тему "Я - гражданин России"

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции обучающихся, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия со...

Классный час « Коррупция в мире и России»

Тема: «Коррупция в мире и в России».Цель:  донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией; воспитание гражданской ответственности, правового самос...

Классный час, посвященный Дню воинской славы России

Классный час , посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой) Дата проведения 5 декабря 2024г...

Презентация к классному часу «Движение Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Презентация подготовлена для  внеурочного мероприятия посвященного движению Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В презентации расказывается о самом движении, о том как он...