ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Блохин Андрей Олегович

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной деятельности, является владение им современной техникой коммуникационного назначения, различными технологиями отбора, хранения, защиты и контроля информации, основными навыками работы с различными информационными ресурсами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_blokhin.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.О. Блохин, зав. лабораторией ЭВМ ГБОУ СПО «Калужский торгово-экономический колледж»

Одним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной деятельности, является владение им современной техникой коммуникационного назначения, различными технологиями отбора, хранения, защиты и контроля информации, основными навыками работы с различными информационными ресурсами.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой категории культуры человечества – глобальной информационной культуры. Информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объёма социально-значимой информации. Именно информационная культура человека становится в обществе знаний фактором, лимитирующим возможности приобщения к информации.

Понятие информационной компетенции неотъемлемо связано с понятием информационной культуры. Информационная компетенция – это, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. В обществе знания намного важнее уметь критически воспринимать средства информации, находить нужную информацию, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её.

По мнению Л.В. Тодорова «…в эпоху глобальной компьютеризации вряд ли стоит ежечасно продвигать куда угодно и для всех новую информацию; подчас гораздо важнее дать взвешенные оценки и определить отношение и к новому, и к тому, что давно известно» [1].

Г. Халаж трактует информационную составляющую выделенных ключевых компетенций как «компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой».

И. А. Зимняя в состав «компетенций информационных технологий» включает: прием, переработку, выдачу информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерную грамотность; владение электронной, Интернет-технологией [2].

Информационная компетентность преподавателя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности и готовить специалистов нового поколения в области экономики, маркетинга, менеджмента, которые свободно владеют всем спектром знаний по профессии, а также информационными технологиями. Становление и развитие профессионализма преподавателей на основе органичного встраивания современных технологий в традиционный дидактический процесс - это главная задача, которая стоит перед образованием.

На основании анализа литературных источников, исследующих информационную компетентность, были выделены наиболее значимые для учебного процесса умения и навыки преподавателя, такие как:

  1. Умение работать с различными источниками информации;
  2. Умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения;
  3. Владение основами компьютерной грамотности.

Опираясь на выделенные умения и навыки можно выделить следующие основные уровни информационной компетенции преподавателей:

Таблица 1

Уровни информационной компетенции преподавателей

Уровни информационной компетентности

Умения и навыки

Уровень некомпетентности

(компетенция не демонстрируется)

Не способен находить и передавать информацию, использовать ее для принятия решений (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень формирующейся компетенции (компетенция редко демонстрируется на высоком уровне)

Способен находить и передавать информацию. Пытается использовать информацию для принятия решений (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень компетентности (по большей части проявляется высокий уровень владения компетенцией)

Находит, преобразовываети передает информацию, использует для принятия решений. Определяет точность и важность информации (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень высокой компетенции (компетенция стабильно демонстрируется на высоком уровне)

Находит, преобразовывает, передает информацию, использует для принятия решений. Определяет степень точности и важности информации; извлекает ключевые термины и тенденции информации, устанавливает связь между различными блоками информации (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень транслируемой компетенции (постоянное демонстрирование высокого уровня компетенции в сложных условиях, способность к её развитию у других)

Находит, преобразовывает, передает информацию, использует для принятия решений. Определяет степень точности и важности информации; извлекает ключевые паттерны и тенденции информации, устанавливает связь между различными блоками информации. Упрощает информацию для ясности понимания при транслировании другим (в том числе и средствами ИКТ)

Очевидно, что формирование высоких уровней информационной компетентности сложный процесс, охватывающий все этапы образовательного процесса, в его основе лежат компетентностный и информационный подходы, а так же активно-деятельностный и личностно-ориентированных подходы.

Список литературы

1. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. // Педагогика – 1999. – № 8. – С. 3 – 11

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье анализируются условия, необходи-мые для адресного планирования образовательных результатови перехода от оценки образовательных результатов к оценкедостижения запланированных резуль...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Учебная литература как фактор повышения качества образования

В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к  подготовке и формированию соде...