АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Образование – это основа будущего любой нации, ее адаптивность к окружающим реалиям. Для государства, создающего инновационную экономику в постиндустриальном мире, нет проблемы более важной, чем образование, способное содействовать обновлению и развитию интеллектуального потенциала страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuzmov1.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кузьмов К.Р., к.п.н., директор ГАОУ СПО «Калужский колледж сервиса и дизайна»

Образование – это основа будущего любой нации, ее адаптивность к окружающим реалиям. Для государства, создающего инновационную экономику в постиндустриальном мире, нет проблемы более важной, чем образование, способное содействовать обновлению и развитию интеллектуального потенциала страны.

В качестве общего определения такого интегрального социального личностно-поведенческого феномена, как результат образования в совокупности с мотивационно-ценностными, когнитивными составляющими и выступило понятие «компетенция». По мере развития этого понятия возникает необходимость в компетентностном подходе, применение которого обнаруживает его междисциплинарную сущность.

А.В. Хуторской утверждает: «Компетентностный подход предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании» [1].

Компетентность профессионала в образовании заключается в том, что она формируется в системе дополнительного образования, одной из форм которого является – повышение квалификации, профессиональной переподготовки или получения второго высшего образования. Вполне естественно, что развитию профессиональной компетентности способствуют имеющиеся знания и опыт работы в педагогическом коллективе. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы расширить имеющийся опыт и сформировать такой уровень компетентности, который позволит выпускнику предложить его в виде достойной образовательной услуги на рынке труда.

Можно сказать, что пока не сложилось единого перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это не личностные предпочтения, а, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной профессиональной среде страны или региона. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Таблица 1  

Примерный перечень ключевых компетенций для Европы

Изучать:

Искать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;
  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • организовывать свои собственные приемы изучения;
  • уметь решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.
  • запрашивать различные базы данных;
  • опрашивать окружение;
  • консультироваться у эксперта;
  • получать информацию;
  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

Сотрудничать:

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.
  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;
  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;
  • нести ответственность;
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
  • доказывать солидарность;
  • уметь организовывать свою работу;
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  • показывать стойкость перед трудностями;
  • уметь находить новые решения.

В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых понятий, определяющих компетентностный подход, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:

  • «... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение - гезигдепсе) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой. [2].

Ключевые компетенции отечественного образования основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и индивидуального опыта личности.

  • Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности специалиста в целом.
  • Общекультурная компетенция заключается в знании и понимании национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  • Информационная компетенция проявляется в навыках и деятельности по отношению к информации. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  • Коммуникативная компетенция есть знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  • Социально-трудовые компетенции проявляются в гражданской позиции. Избиратель, представитель, потребитель, покупатель, клиент, производитель, член семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов и технологий физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

Развитие кадрового потенциала образовательного учреждения неотделимо от развития профессиональных и личностных качеств профессионала. В основе этих явлений лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации.

Вышеизложенное не вписывается в традиционную систему отечественного педагогического образования, а в большей степени отражает идеи педагогических инноваций. На сегодняшний день педагогическая инноватика находится в стадии становления и накопления опыта. В последние годы внимание ученых к инновациям в образовании приобретает буквально взрывной характер. А.В. Хуторской отмечает, что «только за 3 года по вопросам, связанным с инновациями в образовании защищено 86 диссертаций. В то же время нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы» [5].

Под педагогической инноватикой автор понимает «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств» [5].

Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать [5].

Вот почему инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.

Предметом инновационной компетентности является именно такой триединый процесс. Именно данный процесс является объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения. Однако следует учитывать то, что основными функциям инновационной деятельности выступают не только методологические установки, а изменения компонентов самого педагогического процесса: содержания образования, форм, методов, технологий, особенно - системы управлении и т.п. Именно последнее стимулирует процессы подготовки управленческих кадров на курсах повышения квалификации как формы дополнительного образования.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса еще не делает ее инновационной, считает А.В. Хуторской. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью [5].

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность. Важно учитывать то, что инновационная компетентность заключается не в том, чтобы механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Будущему профессионалу следует учитывать то, что на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции. Уже сама эта мысль сегодня звучит инновационно. Вот почему меры, направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы, привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания высшего профессионального образования [2].

Список литературы

1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря.

2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско- методологического анализа // Педагогика. № 4. 2005. С. 19-27.

3. Щедровицкий П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.

4. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland. URL: http://www.uniprotokolle.de/Forum/25, 2003.

5. Хуторской А.В. Инновации в образовании. Выступления участников У11-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектов ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектовГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» в рамках гор...

Потенциал профильных учреждений Тульской области для кадрового обеспечения АПК

Статья о готовности учебных заведений Тулы и области к обучению специалисто всельскохозяйственного профиля....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных  образовательных учреждений"...

Развития кадрового потенциала учреждения

Развитие кадрового потенциала учреждения на примере СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"...