Положение о самостоятельной работе
материал на тему
Положение о самостоятельной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_samostoyatelnoy_rabote_studentov_gbpou_spet_2014_verno.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Принято | УТВЕРЖДАЮ «__» ______________ 2014 г. |
- ПОЛОЖЕНИЕ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
- Общие положения
- Настоящее Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» (далее техникум), обучающихся по основным профессиональным программам среднего профессионального образования.
Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» Федеральных государственных стандартов СПО по специальностям.
- Самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться как форма организации обучения – система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и исследовательской деятельности без посторонней помощи.
- Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования практических (общенаучных и профессиональных) умений и навыков;
- развития исследовательских умений;
- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.
- В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
- Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине или междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
- Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
- Планирование самостоятельной работы студентов
- Самостоятельная работа студентов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами должна составлять не менее 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.
- Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение:
- в рабочем плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);
- в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением по разделам или конкретным темам;
- в календарно-тематических планах.
- Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
- Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио-и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготов4ка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов); упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
- Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности студента.
- При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
- Организация и руководство самостоятельной работой студентов
- Перед выполнением студентами самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает:
- цель задания,
- его содержание,
- сроки выполнения,
- ориентировочный объем работы,
- приемы и методы выполнения задания,
- основные требования к результатам работы,
- критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
- Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, online и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
- Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
- Контроль результатов самостоятельной работы студентов
- Контроль СРС предусматривает проверку и оценивание результатов самостоятельной работы.
- Может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине (междисциплинарному курсу) или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
- Может проходить в
- письменной,
- устной,
- смешанной форме,
с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
- Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада, реферата и т.п. (на учебных занятиях);
- решение ситуационных задач по практикоориентированным учебным дисциплинам;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
- представленный текст контрольной работы;
- отчет, дневник и т.п.;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
- рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного цикла, профессионального модуля, циклам дисциплин.
- отчет об учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
- статья, тезисы выступления и др.публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы.
- В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы:
- семинарские занятия,
- зачеты,
- тестирование,
- самоотчеты,
- контрольные работы,
- защита творческих работ,
- защита проектов и др.
- Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы на сайте техникума, в специализированных студенческих или научно-методических изданиях, представлены на научно-практических студенческих конференциях.
- Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформления материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Приложение 1
ФОРМА БЛАНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебная дисциплина, МДК (ПМ) ___________________________________________________________________
(название учебной дисциплины или междисциплинарного курса (ПМ))
Учебный год ___________________
Специальность __________________________________________________________________________________
(код и наименование специальности)
Группа ________________________
(наименование группы)
(Данные для заполнения формы бланка берутся из КТП)
№ п/п | Месяц Число Фамилия ИО студента | № занятия | Дата проведения занятия | Темы (задания) для самостоятельного изучения | Количество часов | Формы и методы контроля СР | ||||||||||
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ БЛАНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебная дисциплина, МДК (ПМ) МДК 01.05. Компьютерная обработка документов
ПМ 01. Организация документационного обеспечения управления и функционирование организации
(название учебной дисциплины или междисциплинарного курса (ПМ)
Учебный год 2014-2015
Специальность 034702 (46.02.01) Документационное обеспечение управления и архивоведение
(код и наименование специальности)
Группа ОД-1201
(наименование группы)
(Данные для заполнения формы бланка берутся из КТП)
№ п/п | Месяц Число Фамилия ИО студента | сентябрь | № занятия | Дата проведения занятия | Темы (задания) для самостоятельного изучения | Количество часов | Формы и методы контроля СР | |||||||||
04 | 21 | |||||||||||||||
Иванова Е.С. | + | + | 2 | 04.09.2014 | Операционная система Windows XP. История развития | 2 | Письменное сообщение в тетради | |||||||||
Петрова Л.Д. | - | + | 9 | 21.09.2014 | Классификация документов | 6 | Защита реферата | |||||||||
Сидоров И.О. | + | - | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ПОЛОЖЕНИЕо самостоятельной работе студентов...
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ...
Положение о социальной работе ГБПОУ «МССУОР №1»
. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу социальной работы ГБПОУ «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)» Департамента физической культуры...
Положение о самостоятельной работе студентов
Положение цикловой комиссии экономики и перевозок ОГБ ПОУ "Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына о самостоятельной работе студентов...
Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников
Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...
Положение о социальной работе ГБПОУ «МССУОР №1»
Социальная работа училища - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах всех участников образовательного процесса...
Положение о самостоятельной работе студентов ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум»
Положение о самостоятельной работе студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум» (далее...