пособие "Составление и оформление методической продукции"
учебно-методическое пособие на тему
Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей образовательных учреждений и методистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodposobie_po_sostavleniyu_mr.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- –
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр
Усть - Кутского муниципального образования
Методический кабинет
Будаева Н.А.
Разработка и оформление
методической продукции
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Усть-Кут
2014г.
Будаева Н.А. Разработка и оформление дополнительной образовательной программы. Методическое пособие. Усть-Кут, 2014г.
Методическое пособие, составленное методистом - инструктором Детско-юношеского центра Будаевой Н.А.
Цель пособия – систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь педагогическим работникам в разработке и оформлении методической продукции (методической разработки, пособия и др.)
Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам – инструкторам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей, и носит рекомендательный характер.
Содержание
Виды методической продукции | 4 | |
Методические рекомендации | 9 | |
Методические разработки | 11 | |
Методическое пособие | 14 | |
Рецензирование методической продукции | 15 | |
Приложения | ||
Приложение №1 Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УМК и дополняющих образовательную программу | 19 | |
Приложение №2 Материалы для методической разработки «Занятие в детском творческом объединении УДОД» | 20 | |
Список используемой литературы | 25 |
Виды методической продукции
Методическая продукция в учреждении дополнительного образования весьма разнообразна (приложение №1)
Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют классифицировать методическую продукцию на:
- информационно-методическую продукцию;
- организационно-методическую продукцию.
Информационно- методическая продукция
Предназначена для того, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д.
Аннотация
краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности.
Буклет
Издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетерадь ширмообразно или иным способом.
Бюллетень
выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д.
В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений.
Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.
Газета
периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.
В газете используются различные жанры.
Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения – в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета.
Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.
Газетное издание
непериодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.
Вестник
выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.
Информационно-методическая выставка
наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции.
Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы.
В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения – стационарной, передвижной или выездной.
В структуру методической выставки входит:
- заголовок, отражающий ее тему и назначение;
- адресат;
- разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф);
- аннотации литературы.
Информационно-методический справочник
сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.
Картотека
систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.
Картотеки могут быть:
- методической литературы;
- газетных и журнальных статей;
- методических разработок;
- медиатека;
- видеотека,
- фонотека;
- игр; поговорок; цитат и др.
Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.
Листовка
непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Листок
периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.
Методическая записка
Пояснение к методическим материалам, изложенным более сжато – планам, графикам, таблицам, схемам. Должна дать ответы на вопросы:
- какие задачи решаются данной методической работой;
- кому адресована;
- на каких документах, фактах составлена;
- какова система изложения материала.
Методическая памятка
Содержание кратких, важных сведений о выполнении каких – либо операций или осуществлении каких – либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей и перечень советов. Памятка невелика по объему (не более одного машинописного листа)
Методический информационный справочник
сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.
Методический комментарий
может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.
Методическое описание
Простое изложение проведенного воспитательного мероприятия, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления и эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события и действия.
Описание передового педагогического опыта
включает в себя:
- наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;
- обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);
- теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);
- ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
- результативность;
- возможность применения данного опыта в массовой практике.
Портфолио
собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.
Рекомендательный библиографический список (указатель)
библиографический список (указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.
Реферат
краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
По характеру информации он носит информационный характер.
Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалифицированный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала.
Примерная схема реферата
- тему реферата,
- его цель,
- фамилию, имя и отчество автора,
- план изложения темы,
- метод и методологию работы,
- область применения результатов,
- выводы,
- библиографию,
- приложения.
Реферативное издание
непериодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат.
Реферативный журнал
периодическое реферативное издание.
Реферативный сборник
периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника.
Рецензия
критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
Сборник материалов
(тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, круглых столов – собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру сборников материалов входят обычно:
- вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.);
- материалы докладов (статьи) по секциям конференции;
- решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников мероприятия.
Сводный реферат
реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.
Словарь
справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).
Организационно-методическая продукция.
Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, в раскрытии методики образовательного процесса.
Инструктивно-методическое письмо
методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива образовательного учреждения по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений, однако без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Примерная схема инструктивно-методического письма
- название, адресат;
- вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного
вопроса: приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы;
- изложение инструктажа:
цель и задачи деятельности,
ее содержание,
обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники,
сроки исполнения.
Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т. д.);
- заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
- автор.
Инструктивно-методический плакат
плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Инструкция
пошаговая последовательность действий, операций, например, при описании условий дидактических игр.
Методическая записка
дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала.
Памятка
брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, имеет точного адресата в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Положение о структурном подразделении
основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.
Положение о массовом мероприятии
документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного образования детей.
Сценарий
самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.
Примерная схема сценария
- Название
(сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»);
- адресат;
- цели и задачи;
- участники, реализующие сценарий,
- действующие лица;
- полный текст выбранного сценария;
- использованная литература.
Сценарий снабжается методическими советами, ремарками.
Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
Церемониал
Торжественная церемония, яркий праздник - открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот и призов участникам.
Организаторам праздников атмосфера приподнятости, возбуждения - одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).
Театрализация
Речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении.
Основные условия театрализации - это не сцена, а наличие
- драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
- возможность общения
Организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
- Замысла.
Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».
Тематическая папка объединяет:
- нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном
направлении;
- методические рекомендации;
- разработки конкретных дел, сценарии;
- материалы из опыта работы;
- библиографию;
- дидактический материал.
Тематическая подборка материала
подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме. Например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.
Наиболее распространенными методическими изданиями учреждений дополнительного образования детей являются методические рекомендации и методические разработки.
Методические рекомендации
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.
Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь:
- точный адрес
указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.)
Соответственно этому регламентируется:
- терминология,
- стиль,
- объем методических рекомендаций.
При работе над методическими рекомендациями автору необходимо:
- четко определить цель работы, подчинив ей все содержание;
- обязательно указать, кому адресованы рекомендации;
- дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.
- Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
- Выбор актуальной темы;
- Изучение источников по избранной теме;
- Составление плана;
- Накопление фактического материала;
- Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций;
- Распределение содержания работы по разделам.
Примерная структура методических рекомендаций:
- Титульный лист;
- Аннотация;
- Сведения об авторе (авторах);
- Пояснительная записка;
- Содержание;
- Список рекомендуемой литературы по данной теме;
- Приложения (по необходимости).
Оформление титульного листа
На титульном листе должны быть обозначены:
- название учреждения;
- фамилия, имя, отчество автора;
- название (с пометкой о виде методической продукции – «методические рекомендации»);
- название города;
- год разработки.
Аннотация.
На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
- сути рассматриваемых вопросов
(например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации интернет -олимпиады для школьников в системе ДОД);
- предназначение данных методических рекомендаций
(какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа: школьным учителям, педагогам дополнительного образования и т.д.);
- источники практического опыта, положенного в основу рекомендаций
(указать на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации).
Сведения об авторе (авторах)
Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
- обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций
Целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу:
- уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются
Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки;
- охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы;
- разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические
рекомендации;
- определение цели составления методических рекомендаций
Например:
оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня - школьных, городских, региональных - с использованием современных информационных технологий и т.п.;
- краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических
рекомендаций в системе дополнительного образования детей
Например:
овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
- обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами:
- решением определенной педагогической проблемы,
- проведением массовых мероприятий,
- организацией летней кампании,
- проведением учебно-исследовательской работы,
- изучением отдельных тем образовательной программы и т.п.
Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
Например,
- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется
делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов - например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
- дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы
оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.),
- материально-техническое обеспечение (Интернет в школах и УДОД),
- финансовое обеспечение (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады),
- кадровое обеспечение описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого
вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
- предостеречь от типичных ошибок.
Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок "Содержание".
В числе приложений могут быть:
- планы проведения конкретных дел, мероприятий;
- тестовые задания;
- методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
- методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
- схемы, диаграммы, фотографии, карты;
- примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Требования к оформлению методической продукции
Представляемая педагогом, методистом методическая продукция должна включать:
- титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
- сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;
- краткую аннотацию;
- пояснительную записку;
- содержание;
- список рекомендуемой литературы;
- приложения (при необходимости).
Методические разработки
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка направлена на профессионально – педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей
В зависимости от цели, задач и значимости, методическая разработка может быть разных уровней:
1 уровень – педагог работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы.
2 уровень – педагог использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения.
Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описания практических и лабораторных работ.
3 уровень – педагог создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, дидактического стиля мышления.
Представляет методическую работу в виде дидактического пособия, учебно-методического комплекса по разделу или теме.
4 уровень – педагог создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения.
5 уровень - педагог принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает учебно-методический комплекс (УМК) к электронному учебнику.
Формой работы 4 и 5 уровней может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и группой педагогов- единомышленников.
Методическая разработка может представлять собой разработку:
- конкретного занятия;
- серии занятий;
- темы (раздела) образовательной программы;
- авторской методики преподавания предмета;
- общей методики преподавания предмета;
- новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета
Требования, предъявляемые к методической разработке:
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки.
Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;
- описание видов деятельности педагога и воспитанников;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на занятиях;
- использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным,
убедительным.
Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения
должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические
условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого
применении активных форм и методов обучения.
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог
в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
- Аннотация.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
- Содержание.
- Введение.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Методическая разработка темы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- характеристика темы;
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы;
- планирование изучение темы;
- рекомендации по организации и методике изучения темы;
- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
- Место и роль темы в программе (курсе);
- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
- Дидактический анализ содержания материала;
- Уровни изучения и усвоения учебного материала;
- Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании необходимо:
- Продумать методику преподавания темы.
- Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
- Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
- Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
- В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки
Примерная схема методической разработки:
- Название разработки;
- Название и форма проведения мероприятия;
- Объяснительная записка,
в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.
- Оборудование, оформление
(технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных или художественных произведений, используемых в сценарии).
- Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений);
- Сценарный план, ход проведения мероприятия;
- Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;
- Методические советы организаторам и постановщикам
(где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок);
- Методические советы на период ближайшего последействия
(как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.);
- Список литературы;
- Автор разработки, должность, место работы.
На квалификационное испытание можно представить методическую разработку занятия в детском творческом объединении, материалы для которой даны в приложение №2
Методическое пособие
Методическое пособие - комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления дополнительного образования детей.
Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные:
- систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии,
- учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам дополнительного образования детей в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе УДОД могут быть условно разделены на пять основных типов:
- посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых
в системе дополнительного образования детей в целом.
- рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной
направленности ДОД.
- рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной
предметной области ДОД.
- рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного
образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
- рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
- Введение
Формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- Теоретическая часть
Излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- Практическая часть
Систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
- Дидактическая часть
Сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
- Список литературы
Желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Рецензирование методической продукции
Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами.
Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.
Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности.
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) - разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний.
В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы.
При написании рецензии нужно помнить:
- подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет
читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
- Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой
не знаком.
- Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться
заранее подготовить ответы на них в тексте.
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии
на методическое пособие
Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы.
Требования к оформлению
В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:
- тема или наименование рецензируемой работы;
- ее автор;
- актуальность выбранной темы методического пособия;
- анализ проведенного обзора литературы;
- информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
- использование научного аппарата;
- качество изложения теоретического материала;
- четкость структуры и содержания методического пособия;
- наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
- наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового
сочетания;
- подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами,
иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;
- возможность теоретического и практического использования предложенных
материалов;
- результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;
- наличие четких выводов;
- качество оформления;
- недостатки, имеющиеся в работе;
- вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).
Требования к рецензии, ее структура
- Объём рецензии
Как правило, составляет 1-2 печатных листа.
- Форма написания рецензии
Произвольная.
- Размер шрифта
должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах.
Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.
Рецензия должна включать в себя следующую информацию:
- Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.
Пример:
РЕЦЕНЗИЯ
на методическое пособие "Контроль в обучении информатики" педагога дополнительного образования Рябцевой Елены Викторовны
- Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.
Пример:
Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков на занятиях по информатике
- Степень актуальности предоставляемого методического пособия.
Пример:
Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения информационными технологиями является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед педагогом.
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.
Пример:
Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении информатики учащимися. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли педагога в процессе обучения учащихся, так как сегодня педагог перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.
- Рекомендацию к публикации.
Пример:
Методическое пособие Е. В. Рябцевой "Контроль в обучении информатики учащихся" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.
- Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
Примерная структура (план) написания рецензии
Раздел рецензии | Клише для использования в рецензии на методическое пособие |
Предмет анализа | В предмете анализа... В рецензируемом методическом пособии... В рассматриваемой работе автор... |
Актуальность проблемы, темы | Актуальность темы обусловлена... Работа посвящена актуальной проблеме... В условиях реализации новой модели образования актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)... Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах... |
Формулировка основных тезисов | Центральной задачей пособия является... В методическом пособии разработана методика ……. |
Краткое содержание работы | Кратко излагаете содержание методического пособия |
Общая оценка | Таким образом, данное пособие... Рассматривая работу в целом... Значимой заслугой автора работы является новый методологический подход ... Автор, бесспорно, углубляет (расширяет) представление о проблеме (теме, явлении)... Работа, безусловно, открывает... Данное методическое пособие имеет практическую значимость ….. |
Недочеты и недостатки | Однако, вызывает сомнение утверждение о том... К недостаткам методического пособия можно отнести допущенную неточность при изложении... Работа построена несколько нерационально, следовало бы более подробно прокомментировать... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать... Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на практическую значимость данного пособия ... Значимым недостатком работы является... Упомянутые недочеты связаны не столько с..., сколько с... |
Выводы | Считаю, что методическое пособие имеет большое практическое значение для... |
Фразы, рекомендуемые для написания рецензии
- Автор в своей работе дает подробный анализ...
- Автор грамотно анализирует...
- Автор акцентирует внимание...
- Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
- Автор на конкретных примерах доказывает...
- Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
- Автор обращает внимание на то, что...
- Автор справедливо отмечает...
- Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
- Автором предложены оригинальные идеи...
- В качестве основных моментов используемой автором методологии...
- В методическом пособии автор предлагает ...
- В методическом пособии представлены основные подходы...
- Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
- Данное пособие демонстрирует...
- Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
- Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
- К положительным сторонам работы можно отнести...
- Как положительный факт, можно отметить то, что...
- Материал пособия основан на детальном анализе...
- Особо следует подчеркнуть, что...
- Особое внимание в разработке... уделено...
- Особый интерес представляет вывод о...
- Отдельного внимания заслуживает...
- Практическая значимость данного пособия заключается в...
- Следует отметить, что в данном методическом пособии представлен ряд практических заданий и упражнений.
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии
на реферат
Эрудированность в рассматриваемой области:
- актуальность заявленной проблемы;
- степень знакомства с современным состояниям проблемы;
- использование известных результатов и научных фактов в работе;
- полнота цитируемой литературы.
Собственные достижения автора:
- использование знаний вне школьной программы;
- степень новизны;
- научная значимость проблемы;
- владение научным и специальным аппаратом.
Характеристика работы:
- грамотность и логичность изложения материала;
- структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
- соответствие оформления реферата стандартам.
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии
на методическую разработку занятия
Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала.
Заголовок рецензии должен содержать:
- вид занятия,
- его тему,
- предмет или направленность (в зависимости от вида),
- место данного занятия в образовательном процессе;
- возраст детей, на которых оно рассчитано,
- продолжительность,
- персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).
Основные разделы рецензии
Введение
Формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.
Констатирующая часть
Дается всесторонняя и объективная оценка:
- соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;
- соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;
- реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;
- соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;
- обеспечения мотивации деятельности учащихся;
- научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;
- связности, логичности, полноты структурирования занятия;
- обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;
- соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям детей, на которых рассчитано данное занятие;
- оптимальности распределения учебного времени;
- рациональности подходов по развитию навыков самообразования;
- использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у детей социальных ценностей.
Аналитическая часть
- отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки,
- подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки.
- следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию
представленной разработки;
Заключение
Формулируются выводы:
- о возможности использования данной разработки в образовательном процессе
в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;
- о возможности организации обобщения и распространения представленных
в разработке передовых методических идей.
Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего выше изложенного или сделать вывод по-своему.
Рецензия должна иметь завершённую форму.
Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.
Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.
Приложение №1
Классификация основных видов методической продукции,
рекомендуемых к включению в учебно-методический комплекс (УКМ) и дополняющих образовательную программу.
Информационно – ознакомительная продукция – изложение определенных сведений, подлежащих распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с дополнительной образовательной программой:
- буклет;
- листовка;
- аннотированный каталог;
- информационно – методический справочник и др.
Организационно- методическая продукция создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе:
- инструкция;
- методическая записка;
- методическая разработка;
- методические рекомендации;
- методическое пособие;
- тематическая папка;
- инструктивно- методический плакат и др.
Прикладная методическая продукция – вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы:
- карточкм;
- тестовые задания;
- графики;
- схемы;
- чертежи;
- рисунки;
- карты;
- фотографии;
- иллюстрации; видеоролики;
- модели; тематическая подготовка материала 0 текстового и наглядно- иллюстрированного и др.
Приложение №2
Материалы для методической разработки
«Занятие в детском творческом объединении
учреждения дополнительного образования детей»
Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.
Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:
- добиться максимальной активности детей,
- включить в творческий процесс всех воспитанников,
- сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
- побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.
Занятие – праздник для детей, родителей и педагогов.
При методической разработке занятия педагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:
- знание преподаваемого предмета;
- умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и
навыков в соответствии с поставленными целями;
- коммуникативные способности,
- ораторское искусство,
- актерское мастерство;
- способность к импровизации;
- умение слушать воспитанников, чутко реагировать на их вопросы,
- вести диалог;
- способность управлять своими эмоциями.
Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.
Для этого необходимо:
- определить тему занятия;
- поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);
- отобрать соответствующее поставленным целям и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы;
- четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;
- правильно решить методическое и техническое обеспечение;
- создать благоприятный микроклимат на занятии;
- пробудить активность каждого воспитанника.
Всё это отражается в плане (плане-конспекте).
План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников.
В плане указываются:
- название объединения, в котором проводится занятие;
- Ф.И.О. педагога (полностью);
- дата и время проведения;
- возраст воспитанников;
- тема занятия;
- цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие);
- тип занятия;
- форма проведения занятия;
- формы организации занятия;
- методы обучения;
- средства обучения;
- оснащение занятия;
- литература;
- ход проведения занятия
Рассмотрим более подробно некоторые моменты плана занятия.
Цель занятия и задачи.
Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.
В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат).
Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать, формировать и т.д. (например - в образовательной программе).
Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.
Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.
Цель занятия достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных:
- Обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется на занятии;
- Воспитательные (для занятия правильнее говорить о воспитательном эффекте)
включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей.
- Развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям
и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения, т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.
Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели и задачи приходит с опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.
Нет необходимости на одном занятии ставить и решать как можно больше проблем, стремясь за короткое время показать всё своё профессиональное мастерство. Умение поставить конкретную цель, определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого занятия.
Тип занятия
Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа. В современной педагогике выделяются следующие типы занятий:
Занятия усвоения нового материала:
- организационный этап;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап усвоения новых знаний, умений и навыков;
- этап закрепления новых знаний;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия
Занятия по закреплению изучаемого материала:
- организационный этап;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап закрепления изучаемого материала;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия
Занятия повторения:
- организационный этап;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап повторения;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия
Занятия систематизации и обобщения:
- организационный этап;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап систематизации и обобщения изученного материала;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия;
- занятия проверки и оценки знаний;
- комбинированные.
Занятия проверки и оценки знаний:
- организационный этап;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия
Комбинированное занятие:
- организационный этап;
- этап всесторонней проверки знаний или домашнего задания;
- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых
знаний;
- этап усвоения новых знаний, умений и навыков;
- этап закрепления новых знаний, умений и навыков;
- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его
выполнению;
- подведение итогов;
- рефлексия
Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и решением конкретных задач.
Наиболее сложная работа на занятии - организация обратной связи, то есть обращение к воспитанникам, выяснение понимания ими учебного материала. Опыт показывает, что при отсутствии такой обратной связи дети расхолаживаются, теряют интерес к происходящему.
Формы проведения занятия (традиционные и нетрадиционные)
От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса:
- коллективная (фронтальная)
- групповая (более 2-х человек)
- парная
- индивидуальная (ребенок работает самостоятельно)
Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много.
Наиболее традиционные для дополнительного образования:
- Словесный - объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;
- Наглядный - картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи,
графики, демонстрационные опыты и т.п.;
- Аудиовизуальный - видео- и аудиоматериалы;
- Работа под руководством педагога;
- Дозированная помощь педагога;
- Инструктивно-продуктивный метод - работа над изделием по инструкциям, схемам;
- Самостоятельная работа
- Метод практико-ориентированной деятельности - упражнение, тренинг,
тренировка, репетиция, письменные работы;
- Метод проблемного обучения - проблемное изложение материала, постановка
проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему;
- Проектные методы - разработка проектов и программ, моделирование ситуаций,
создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников.
Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.
Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования и бывает двух видов:
Простые:
- учебники, книги;
- раздаточные материалы - схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.;
- визуальные - модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.
Сложные:
- механические - диаскоп, микроскоп и т.п.;
- аудиальные - проигрыватель, магнитофон;
- аудиовизуальные – телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.;
- средства автоматизации - компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы.
Оснащение занятия.
Оснащение кабинета и рабочего места воспитанников на занятии, а также материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической работы.
Литература.
План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования занятия литературы и перечень литературы для воспитанников.
Ход занятия.
Структура занятия зависит от типа занятия, в ходе которого расписывается:
- содержательная часть каждого этапа;
- указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.
Рефлексия – это способность человека к самопознанию, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»:
- что я думал?
- что чувствовал?
- что приобрел?
- что меня удивило?
- что я понял и как оценил свою деятельность?
В содержание рефлексии входят размышлении по поводу того, что значило для меня быть с другими людьми, как я воспринимал и реагировал на поведение окружающих меня людей.
Рефлексия может быть проведена:
- в форме опроса,
- с использованием подручных средств или специальных карточек, в
письменной форме.
Например,
воспитанникам может быть предложена недописанная фраза, задающая направление их мыслям:
- «на протяжении занятия я чувствовал себя …,
потому что …»,
- «Если бы я был педагогом, то включил бы в занятие …»,
- «Считаю, что занятие удалось (не удалось) потому, что…».
Так же в рефлексивных целях возможно проведение различных диагностик, анкетирования, тестирования. В устной форме индивидуально - проводиться в случае, когда между педагогом и воспитанником достигнут определенный уровень доверия.
Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило:
- нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка,
- спрашивать о сокровенном, выуживать его тайны и секреты,
- провоцировать распахнутость души.
Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение, имеет право на молчание или сознательное умолчание.
Суть рефлексии не в организации духовного стриптиза, а в приучении к самоконтролю, к самооценке и формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни.
Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и воспитанников в душе каждого остался праздник творчества.
Список литературы
1.Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М: АРКТИ, 2002.
3. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
4. Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. - М: ЦРСДОД, 2002.
5.Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
6.Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания
Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...
Методическая продукция преподавателя
Методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для активизации методической деятельности, для более рациональной организации образовательного процесса, передачи св...
1.3. Разработка методической продукции.
1. Продуктивность научно-методической деятельности педагогического работника 3. Разработка методической продукции....
1. 3. Разработка методической продукции
3. Разработка методической продукции...
Эстетика и дизайн в оформлении кулинарной продукции
Краткий курс дисциплины "Эстетика и дизайн в оформлении кулинарной продукции" для студентов обучающихся по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...