Распространение педагогического опыта через электронные СМИ
методическая разработка по теме
Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Владение РС даже на уровне «чайника» открывает перед нами практически безграничные возможности: расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетентности, доступ к интереснейшей информации, причем в непредставимых ранее объемах. Кроме того, современная система оплаты нашего труда активно подталкивает нас «в паутину сети». Мы живем в замечательное время, когда каждый преподаватель, где бы он ни находился, имеет возможность общаться с коллегами из разных регионов. Для этой цели созданы и существуют сотни педагогических сайтов. Семинар отвечает на вопросы: что является продуктивным педагогическим опытом, каковы его признаки, как обобщить свой опыт, где его можно представить, какие ньюансы необходимо при этом учитывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_pedagogicheskogo_opyta_cherez_elektronnye_smi.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический семинар по теме:
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Автор: Мельникова Н.Г.
Дата проведения: 07.04.2014 г.
Место проведения: ГБОУ СПО «ВПТ»
Форма проведения: проблемное лекционно-практическое занятие с использованием групповой работы и элементов информационно-коммуникационной технологии
Цели:
- Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
- Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие умений обобщать педагогический опыт, работать с сетевыми интернет-ресурсами.
- Повышение профессионального мастерства педагогов – участников семинара.
3адачи:
- Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара проблем.
- Анализ возможностей использования профессиональных сетевых сообществ для обмена продуктивным педагогическим опытом.
- Получение участниками семинара конкретного практического опыта работы с профессиональными сетевыми ресурсами.
- Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками семинара.
Ожидаемые результаты семинара:
- Понимание участниками семинара понятия и форм обобщения продуктивного педагогического опыта.
- Практическое освоение участниками семинара навыков работы с сетевыми профессиональными интернет-ресурсами.
- Активизация познавательной деятельности участников семинара.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников семинара.
- Рост мотивации участников семинара к обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта.
Оборудование:
- РС по количеству участников;
- Презентация, выполненная в MSOfficePowerPoint 2007;
- Мультимедийный комплекс;
- Раздаточный дидактический материал.
План проведения семинара
- Организационный момент: распределение участников по рабочим местам, приветствие.
- Объявление темы, мотивация её изучения участниками.
- Активизация внимания участников – постановка рабочей задачи.
- Понятие, формы, способы обобщения продуктивного педагогического опыта.
- Знакомство с профессиональными сетевыми ресурсами.
- Практическая часть:
- Самостоятельное знакомство с сетевыми интернет-ресурсами;
- Регистрация участника сообщества;
- Размещение собственных методических материалов.
- Подведение итогов.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на педагогическом семинаре, тема которого «Распространение педагогического опыта через электронные средства массовой информации».
С компьютером сегодня может комфортно работать любой – было бы желание. Владение РС даже на уровне «чайника» открывает перед нами практически безграничные возможности: расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетентности, доступ к интереснейшей информации, причем в непредставимых ранее объемах.
Кроме того, современная система оплаты нашего труда активно подталкивает нас «в паутину сети». И для того, что бы заработать дополнительные рейтинговые баллы, и для того, что бы иметь возможность аттестоваться на соответствие требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, мы должны активно распространять свой педагогический опыт.
Как показывает анализ анкетирования, в нашем техникуме по теме «Сетевые сообщества» подавляющее большинство наших преподавателей слышали и про Интернет, и про сетевые сообщества. 25 человек из 57 опрошенных являются активными членами около 40 профессиональных сетевых сообществ. На вопрос анкеты «В каких сообществах Вы бы хотели принять участие?», самым точно сформулированным являлся, пожалуй, ответ «О каких сообществах знаю – в тех участвую, может быть методисты подскажут что-то ещё?».
Именно этому сегодня и посвящен наш семинар.
«Кто ищет – тот всегда найдет» - оптимистично утверждала советская песня. Большинство из присутствующих здесь – советских людей – инстинкт искать и находить требуемое еще должны сохранить. Главное – понять, что мы хотим найти. Самым сложным вопросом анкеты для многих, судя по размытости и аморфности ответов, оказался последний: «В каких формах Вы хотели бы осуществлять участие в сетевых сообществах?». Главная цель любого учительского сетевого сообщества: «себя показать, на других посмотреть», т.е. обменяться актуальным, передовым, продуктивным (как хотите назовите) педагогическим опытом.
Что это такое? Как Вы понимаете этот термин?
В настоящее время насчитывается более сорока определений актуального педагогического опыта. В большинстве случаев речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то не известного науке, но основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Такой опыт обладает условной педагогической новизной.
Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство педагога, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.
Обобщение педагогического опыта, безусловно, большая тема отдельного семинара. Мы сегодня коснемся ее конспективно.
Признаки актуального педагогического опыта:
- высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
- сформированность общественной направленности студента, проявляющейся прежде всего в признаках общественной активности;
- образованность студентов (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков – вычислительных, графических и др.);
- сформированность у студентов общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
- мастерство педагога – наличие необходимых умений в различных видах деятельности; практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость); умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы; связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов процесса работы;
- оптимальность – достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при экономной затрате сил и времени педагогов и студентов;
- стабильность, длительное его функционирование;
- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового уровня;
- перспективность. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;
- научная обоснованность. Передовой, актуальный опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
Этапы работы педагога над обобщением опыта:
- Выбор темы, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность. (Формулировка темы: использование чего для чего).
- Ознакомление с литературой по избранной теме для теоретического осмысления и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
- Планирование работы по избранной теме.
- Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
- Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, формулирование методических выводов.
- Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей.
Структура целостного описания опыта
Раздел 1. Информационный (тема опыта, автор, должность, место функционирования опыта, новизна)
Раздел 2. Технологические сведения об опыте.
1. Актуальность опыта.
2. Задачи опыта.
Раздел 3. Сведения о перспективе использования опыта в массовой практике.
- Условия, в которых развивается и функционирует опыт.
- Теоретико-практические основы опыта.
- Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Раздел 4. Распространение опыта.
Литература.
Приложения.
Формы обобщения педагогического опыта:
- доклад,
- статья,
- методическая разработка или рекомендации и т.п.,
- мастер-класс,
- целостное описание опыта.
Памятка педагогу «Как обобщить свой опыт»
- Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно выбрать тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь ее сформулировать как можно точнее, конкретнее.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, свои наблюдения за развитием обучающихся. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
- Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для студентов и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации и т.п. Лучшей формой является целостное описание опыта.
- Набросайте краткий план темы (3 - 4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова уточните план, в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.
- Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
- Главный критерий хорошего опыта – результаты. Заблаговременно определите критерии и показатели результативности вашей опыта, подберите диагностический материал.
- Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
- При оформлении описания опыта тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегайте повторений. Следите за связанностью и правильностью речи.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и др.)
- Работая над обобщением собственного опыта, обращайтесь за помощью, пользуйтесь консультациями специалистов.
Где можно распространять свой опыт работы?
В вопросе распространения педагогического опыта нам и может помочь компьютер и Интернет.
Мы с Вами живем в замечательное время, когда каждый преподаватель, где бы он ни находился, имеет возможность общаться с коллегами из разных регионов. Для этой цели созданы и существуют сотни педагогических сайтов.
Как не попасть в ловушки, расставленные интернет-мошенниками? Как минимум, проверить, есть ли у данного интернет-ресурса лицензия электронного СМИ. Отсутствие лицензии не свидетельствует о мошенничестве, но снижает ценность публикации для аттестации.
Следующий момент, на который лично я обращаю внимание – отзывы о работе сайта и те проблемы, которые возникли у других пользователей. С этим можно познакомиться на форуме. Конечно, фразу типа «отправил деньги – ничего не получил» искать наивно. Но если задаются конкретные вопросы и на них администрация дает конкретные ответы – это свидетельствует о реальной работе сайта.
Каждый сайт определяет свои правила участия и размещения материалов: это касается технического оформления (Ф.И.О. автора, название, шрифт, поля, оформление ссылок, объем материала). Эту информацию можно найти либо в разделе «Часто задаваемые вопросы», либо в «Правилах размещения материалов». Некоторые сообщества определяют сроки рассмотрения материалов: как правило, 5 – 14 дней. В «Правилах» определяются вопросы эксклюзивности размещаемого материала.
Я хочу познакомить Вас сегодня с теми сетевыми сообществами и сайтами, с которыми «дружу» сама.
Один из самых авторитетных и официальных сайтов – Педсовет.
Стартовая страница – http://pedsovet.org/
Педсовет - это...
... средство массовой информации, которое создается усилиями самих работников образования, выступающих гражданскими журналистами. Помимо новостей, публикаций, сайт предлагает социальные сервисы - внутреннюю электронную почту, блоги, форумы, консультации и календарь событий.
... ежегодная акция, которая стартует в августе - "Всероссийский интернет-педсовет" и проходит в сети с 2000 года. C сентября 2005 года Всероссийский интернет-педсовет проводится в постоянном режиме.
...сообщество (сообщество «ВИПовцев»), как шутливо называют себя завсегдатаи.
Ваша медиатека Для размещения большинства материалов на сайте предназначена Медиатека - http://pedsovet.org/m/. Перед тем, как разместить материал, необходимо "авторизоваться" - ввести электронную почту и пароль, указанные при регистрации, в соответствующие поля на странице вверху справа. Все опубликованные вами материалы доступны в вашем личном профиле (вкладка «Материалы») или на странице «Мои материалы» в Медиатеке.
Добавление материала
Добавлять материалы может только зарегистрированный участник, поэтому авторизуйтесь. Перейдите в ту категорию Медиатеки, материал в который вы хотите разместить. В левом углу под списком разделов сайта вы увидите значок «желтый карандашик» и надпись «Разместить». Откроется страница «Центр редактирования – Медиатека». Вам будет предложено выбрать форму размещения – простую или расширенную. Выбирайте и заполняйте форму. Материал будет сразу же опубликован и вы получите уведомление по электронной почте.
«Плюсы» и «минусы» ресурса
Еще один интересный сайт – Сообщество взаимопомощи учителей Екатерины Пашковой - http://pedsovet.su/
«Плюсы» и «минусы» ресурса
http://pedsovet.su/load/0-0-0-0-1 - правила добавления материалов
Думаю, что для преподавателей спецпредметов будет интересен сайт Профобразование - http://www.profobrazovanie.org/
Сообщество Профобразование позиционирует себя как единственный самостоятельный интернет-ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами начального и среднего профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществе.
«Плюсы» и «минусы» ресурса
Мое любимое сообщество – Социальная сеть работников образования nsportal - http://nsportal.ru/page/bystryi-start
Персональный мини-сайт Создать свой персональный мини-сайт на nsportal.ru очень просто. Достаточно зарегистрироваться и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если у Вас уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа.
И, разумеется, Вы сможете получить Свидетельство о публикации и Сертификат о создании сайта!
Сайт школы, детского сада, класса, кружка...
Группы (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д.
Проект для одарённых детей «Алые паруса»
Библиотека учебно-методических материалоЛаборатория педагогического мастерства
Свидетельства о публикации Можно заказать и другие документы: сертификат о создании сайта, о размещении электронного портфолио, свидетельство на творческие работы учеников, свидетельство о публикации учебных видеоматериалов, свидетельство об окончании Виртуального университета, Сертификат о создании сайта ОУ, класса, кружка...
В сети действует система поощрений для активных участников. Перейдя по ссылке Моя активность в меню "Навигация" мини-сайта, можно оценить свою активность и узнать соответствующие ей поощрения (грамоты, благодарности).
Конечно же, есть еще масса раскрученных и не очень сайтов и сообществ:
«Плюсы» и «минусы» ресурсов
1 сентября - http://festival.1september.ru
Завуч – инфо - http://www.zavuch.info/
Учебно-методический портал - http://www.uchmet.ru/
Академия педагогики - http://pedakademy.ru/
Наукоград - http://nauka-it.ru/
И т.д. и т.п.
Еще один путь распространения своего опыта – педагогические конференции. К счастью, прошло то время, когда на конференцию надо было обязательно приезжать лично – сегодня возможно и заочное участие в конференциях. Ежемесячно проводятся несколько десятков научно-практических конференций для педагогов различной тематики. Министерство образования Волгоградской области осуществляет рассылку приглашений по учебным заведениям, Эльвира Анатольевна, в свою очередь, направляет эти приглашения и информационные письма на почтовый ящик metodistvpt@yandex.ru. Зайдя на этот почтовый ящик, Вы всегда можете получить свежую и актуальную информацию о проводящихся в области и России мероприятиях.
Практическая часть: регистрация и размещение своего материала на nsportal либо другом ресурсе.
Уважаемые коллеги! У каждого педагога есть свои находки, свои достижения. Поделитесь ими друг с другом. Это как раз та ситуация, когда отдавая другим, становишься богаче сам – во всех смыслах.
Это не сложно, по силам каждому.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Доклад на тему: «Применение технологий проблемного обучения на уроках ОБЖ». Выполнил: Савинов М. Н...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта
Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер классы, внеклассные мероприятия.с 11 по 13 февраля чиатал лекции в Тувинском институте ...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы).
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: ...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)
3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...
3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые ...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы).
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)....