Образовательные технологии в профессиональном образовании
статья по теме
Статья посвещена современным тенденциям в развитии образовательных технологиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tekhnologii_v_professionalnom_obrazovanii.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии в профессиональном образовании
Прошакова Елена Витальевна
В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становления общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Концепцией модернизации образования и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.
В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы все, чему учат, имело успех.
За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приемы или методы - и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.
Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путбм совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.
Технологизация - совокупность действий для достижения какого-либо результата.
Технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.
В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология»:
- «систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования»;
- «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению»
- «...выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов» .
Образовательная технология - системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса
Характерные черты:
- диагностическая формулировка целей;
- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;
- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;
- воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.
С целью повышения качества подготовки специалистов, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели ГОУ СПО «Калужский аграрный колледж» применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение.
Преимущества применения образовательных технологий:
Меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом- координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов.
Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:имеющих фундаментальные и прикладные знания;
- способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области; гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;
- обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Методические рекомендации для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ»
Методические рекомендации для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 18.02.06 «Химическая технология орган...
Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...
Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»
Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...
Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также использования интерактивных электронных образовательных ресур...