психическое развитие ребенка в раннем детстве
презентация к уроку по теме
Данная презентация может сопровождать сообщение преподавателя об особенностях психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_detstvo.ppt | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные рамки С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ребенок в этом возрасте психологически входит в мир постоянных вещей, т.е. он связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями: Прямохождение Речевое общение Предметная деятельность
Обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информацией. Прямохождение:
Позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Речевое общение:
Предметная деятельность: Непосредственно развивает способности ребенка, в особенности ручные движения.
Физическое развитие Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызываете их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами и конструкторской, творческой работы.
Ведущий вид деятельности Предметно- манипулятивная Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом
Развитие речи Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Развитие психических функций
Развитие речи Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми . Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение .
Развитие мышления Мышление – является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразование в сознании человека окружающей действительностью. Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связанно с мышлением , поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и его орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетикой своей речи.
Развитие памяти Неоспоримым является тот факт, что развитие восприятия, мышления и речи не может осуществляться без участия памяти. Ребенок не может выучить слово, если не в состоянии его запомнить. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы , которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливое проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Если промежуток времени между узнаванием последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет или кого-либо. Т.о., к концу 3-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.
Развитие внимание Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психологической деятельности. Внимание как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Развития непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание- психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. Например: переход от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках. Развитие произвольного внимания. Произвольное внимание- психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Т.е. ребенка постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Новообразования Новообразование - психические и социальные отношения, возникающие на данной ступени развития, определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства и капризов. Основные новообразования раннего детства: Речь; Самосознание - «Я сам».
Кризис 3 лет Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления: Упрямство Негативизм Строптивость Своеволие Деспотизм Ревность Обесценивание
Вывод: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. К трем годам появляться личные действия и сознание «я сам»- центральное новообразование этого периода. Часто возникает завышенная самооценка. В 3 года ребенок начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный пакет по теме "Ранее детство"
Учебный пакет по теме для студентов в рамках дисциплины "Возрастная психология"...
"Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка"
Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о "Семье" в детском доме об условиях их роживания....
Консультация" Роль музыкальных игр в воспитании физически и психически здорового ребенка".
Детская игра - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наибо...
Развитие у детей с задержкой психического развития понимания устной речи.
Консультация для педагогов....
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...
Тест по теме: период развития - "Раннее детство"
Данный тест разработан для того, чтобы проверить на сколько хорошо была усвоена тема....