Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.
методическая разработка на тему

Морозова Елена Сергеевна

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведениях, за приготовлением уроков дома, сидят по долгу у телевизоров, компьютеров, мало двигаются. В свободное время не ходят на лыжах, не бегают, не играют.

Эффективным средством оздоровления учащихся на современном этапе развития общества является спорт. Постоянная оптимальная физическая нагрузка повышает устойчивость организма к болезням, развивает и стабилизирует работу всех органов и систем подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Физическое воспитание как средство укрепления здоровья

1.1 Слагаемые здоровья……………………………………………………………..... 4

2.1 Влияние занятий физической культурой на организм человека……………..... 6

Глава 2. Физическое воспитание как средство правильного развития подростка

2.1 Психологические и физиологические особенности подросткового возраста... 10

2.2 Развитие психических качеств на уроках физической культуры……………… 14

2.3 Развитие двигательной активности и навыков на уроках физической

культуры………………………………………………………………………………… 23

2.4 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность

учащихся………………………………………………………………………………… 27

Заключение……………………………………………………………………………… 32

Список литературы……………………………………………………………………... 33

   

Введение.

Актуальность . Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведениях, за приготовлением уроков дома, сидят по долгу у телевизоров, компьютеров, мало двигаются. В свободное время не ходят на лыжах, не бегают, не играют. И чаще всего попадают в неблагоприятную социальную среду.  Многие ребята, занимающиеся ранее в спортивных секциях, к 16-17 годам бросают эти занятия. Все это приводит к развитию различных заболеваний: ослаблению деятельности сердца, нарушению обмена веществ, ослаблению мышечной системы в результате изменяется структура скелетных мышц, снижению устойчивости организма к инфекциям и психическому напряжению, падению работоспособности, ускорения процесса старения и многим другим.

Эффективным средством оздоровления учащихся на современном этапе развития общества является спорт. Постоянная оптимальная физическая нагрузка повышает устойчивость организма к болезням, развивает и стабилизирует работу всех органов и систем подростка.

Ежедневное выполнение определенного количества разнообразных физических упражнений в заранее намеченном объеме формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. При этом возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.

Занятия на уроках физической культуры – это лучший способ избежать последствий разного рода нарушений в работе организма, успешно овладеть знаниями в учебных заведениях, чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

Цель:  ознакомить преподавателей и мастеров производственного обучения с влиянием физического воспитания на организм подростка.

Задачи:

  1. Раскрытие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
  2. Рассмотрение физического воспитания, как средство укрепление здоровья.
  3. Проанализировать правильное физическое и психическое развитие подростка на уроках физической культуры.

Глава 1. Физическое воспитание как средство укрепления здоровья.

1. 1 Слагаемые здоровья.

Здоровье – что это такое? Как его улучшить и сохранить?

За последние годы в нашем обществе особенно обострилось внимание к этой проблеме. Существуют разные определения этого понятия. Одни ученые считают, что здоровье – это прежде всего отсутствие болезней, другие определяют уровень здоровья как «резервные возможности основных функциональных систем организма». Есть и иные взгляды на эту проблему. Все они взаимно дополняют и расширяют понятие здоровье и его укрепление».

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – не только отсутствие болезней и физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Ученые считают, что здоровье на 50% и более зависит от условий и образа жизни каждого человека, а до 20% определяется гигиеническими факторами. На 20-25% состояние здоровья зависит от уровня загрязнения окружающей среды, и только на 8-10% - от состояния здравоохранения в стране. Высокие цифры влияния наследственности на наше здоровье не должны нас пугать, так как многие наследственные болезни проявляются только при наличии неблагоприятных условий жизни. В то же время использование средств физической культуры для укрепления здоровья может значительно ослабить или в ряде случаев полностью исключить отрицательное влияние генетических факторов.

Активно и быстро влиять на уровень здравоохранения в нашей стране каждый человек не в состоянии – это общегосударственная проблема, а вот ослабить отрицательное влияние загрязнения внешней среды вполне по силам каждому человеку. Охрана окружающей среды – это охрана здоровья населения и гражданский долг каждого человека.

«Охрана окружающей среды» - понятие емкое и включает в себя множество компонентов – среда, организм, поведение человека и многое другое.

Таким образом, состояние здоровья большинства людей определяется в первую очередь здоровым образом жизни.

Многочисленные исследования ученых говорят о том, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом укрепления и поддержания здоровья на высоком уровне и продления жизни.

Важнейшие элементы здорового образа жизни:

- гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в семье, коллективе и в обществе в целом (борьба с негативными влияниями стрессов);

- активный двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной деятельности (оздоровительная физическая культура, физический труд, спортивные тренировки и др.);

- рациональное питание;

- ритмичность (режим) жизни, труда и отдыха;

- закаливание организма;

- гигиена труда и отдыха, личная и общественная гигиена;

- профилактика и борьба с вредными привычками (курением, употреблением спиртных напитков и наркоманией).

Реализация этих основных положений здорового образа жизни будет способствовать профилактике заболеваний, сохранению высокой работоспособности, долголетию и полноценному выполнению социальных функций.

2.1 Влияние занятий физической культурой на организм человека.

Известно, что движения являются стимулятором жизнедеятельности организма. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель писал: «Жизнь требует движения».

Влияние физических упражнений разносторонне влияет на организм, активизирует психические процессы и способствует восстановлению у человека нарушенных функций. Поэтому физические упражнения не только являются средством профилактики различных функциональных расстройств и заболеваний, но и способствуют восстановлению организма при различных заболеваниях. С этой целью используются специальные упражнения лечебной гимнастики.

Выдающийся ученый и врач Авиценна (Ибн Сина, около 980-1037гг. до н. э.) считал, что занятия физическими упражнениями играют главную роль в сохранении здоровья, а на второе место он ставил режим питания и сна.

Физические нагрузки оказывают широкое разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к самым разнообразным неблагоприятным воздействиям внешней среды. Физически тренированные люди лучше переносят кислородное голодание, чем нетренированные. Известна их способность выполнять работу при повышенной температуре тела (свыше 38°) пи физических нагрузках.

Ученые отмечают,  что у людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, уменьшается степень влияния проникающей радиации на морфологический состав крови, замедляется развитие злокачественных опухолей.

Систематические занятия физическими упражнениями совершенствуют функции нервной системы, усиливают ее регулирующие воздействие на деятельность мышечной системы и внутренних органов.

Оптимальные физические нагрузки положительно влияют на умственную деятельность. При переходе от физической деятельности к умственной такие характеристики умственной деятельности, как внимание и память, восстанавливаются выше исходного уровня. У школьников и студентов наблюдается повышение успеваемости на 0,3 – 0,7 балла.

В настоящее время существует немало людей, сочетающих высокий уровень физического развития и интеллектуальных качеств. Один из примеров – это космонавты. Профессия космонавта требует широких знаний в области физики, астронавтики, аэродинамики, электронно-вычислительной техники, физиологии и психологии. И в то же время они имеют высокий уровень физической подготовки, способны переносить стартовые перегрузки и невесомость, жару и холод. Для любых внешних воздействий у них большой «запас прочности».

Целый ряд ученых – лауреатов Нобелевской премии – добились выдающихся достижений и в спорте. Среди них биохимик Э. Чейн – чемпион Олимпийских игр 1952 г. в парусном спорте; доктор Бенджамин Спок – победитель Олимпийских игр 1924 г. В академической гребле в составе восьмерки; биолог Филипп Ноэль-Бейкер – призер Олимпийских игр 1924 г. в беге на 1500 м и другие.

Среди заслуженных мастеров спорта и в России немало профессоров и заслуженный деятелей науки – Н. Озолин, А. Воробьев и многие другие.

Регулярные занятия физическими упражнениями активно воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, укрепляя их. Увеличивается объем мышц, растут их сила и скорость сокращения, улучшается эластичность. Систематические занятия физическими упражнениями улучшают осанку, активно влияют на телосложение – фигура становится стройной и красивой, улучшаются координационные способности.

Усиленная мышечная деятельность предъявляет высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость любым неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При активной мышечной деятельности усиливается кровообращение, кровь переносит к мышцам больше кислорода и питательных веществ, при этом в мышцах открываются резервные капилляры, возрастает объем циркуляции крови, что улучшают обмен веществ.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови и др. В то же время повышается экономизация функций сердца. В покое сердце работает более экономно, и при регулярных нагрузках частота сердечных сокращений уменьшается (по сравнению с незанимающимися). Так, у юных спортсменов-подростков частота сердечных сокращений может быть менее 60 ударов в минуту. А у сильнейших спортсменов, тренирующихся в видах спорта на выносливость, она может 48 – 52 ударов в минуту, и в то же время при больших нагрузках частота сердечных сокращений может достигать 180 – 200 уд/мин и даже 220 уд/мин. Это говорит о высокой работоспособности сердца у спортсменов.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Регулярное выполнение физических упражнений укрепляют дыхательные мышцы, повышает объем легочной вентиляции, положительно влияет на обмен кислорода и углекислоты в легких между воздухом и кровью. Одновременно растет объем легких, он может достигать 4 л, а у спортсменов до 6 л. У отдельных сильнейших спортсменов отмечается жизненная емкость легких в пределах 8 л.

Регулярные целенаправленные занятия физическими упражнениями активно влияют на развитие физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Часть физических качеств в значительной степени передаются по наследству от родителей детям; другие в основном развиваются при активных занятиях физическими упражнениями. Но даже те, которые в основном зависят от наследственных факторов, требуют систематических занятий, иначе они так и останутся лишь задатками. Развитие физических качеств жизненно необходимо каждому человеку. Уровень их сформированности во многом определяет общую работоспособность организма, что особенно важно при подготовке к трудовой деятельности и службе в армии. Наряду с тем, что за последние годы  значительно выросло количество профессий, связанных с операторской деятельностью, с использованием компьютеров, по-прежнему сохраняются специальности, где требуется ручной физический труд, поэтому целенаправленный подбор физических упражнений для развития двигательных качеств должен обеспечить гармоничное развитие организма. Оно состоит не только в развитии физических качеств, но и в воспитании высоких морально-волевых качеств. К волевым качествам, которые активно воспитываются при занятиях физическими упражнениями, следует отнести: трудолюбие, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, самообладание, способность проявить инициативу и дисциплинированность.

Все эти психические и физические качества успешно развиваются при занятиях физической культурой и спортом.

Глава 2. Физическое воспитание как средство правильного развития подростка.

1.2 Психологические и физиологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст считается переходным от детства к юности. Подростки уже не маленькие дети, но еще и не взрослые люди. Они хорошо осознают рост собственной самостоятельности и в то же время по своему психическому складу, по уровню развития остаются детьми. Такая двойственность возрастных особенностей подростка обуславливает его противоречивое поведение.

 Одно из противоречий подростка заключается как раз в том, что он, будучи еще по существу ребенком, обнаруживает неодолимое стремление к взрослости. Осознавая возрастной багаж своих знаний и умений, подростки, с одной стороны, тянутся к взрослым людям, стремятся быть похожими на них, очень ценят разговор со старшими «на равных», когда взрослые прислушиваются к их мнению, советуются с ними, когда им доверяют вполне взрослую работу. Такое отношение к подросткам удовлетворяет развивающейся у них потребности в самостоятельности в самоутверждении. С другой стороны взрослые люди, привычно считая их детьми, требуют от них лишь повиновения, игнорируют их мнение, порой сковывают их инициативу, не доверяют и это приводит к тому, что подростки пытаются вырваться из под навязчивой оценки взрослых.

Другая особенность, связанная со стремлением подростка к взрослости, имеет своим основанием углубление самосознания в этом возрасте. Подростки полнее осознают себя как личности, чем дети младшего возраста, и это формирует их собственные более устойчивые взгляды, оценки, суждения, которые они горячо отстаивают перед взрослыми и сверстниками, причем чаще всего бездоказательно и упорно, наперекор требованиям взрослых. При этом они не отступают от своих оценок и мнений даже жизненного опыта и несформированностн мировоззрения их взгляды и суждения складываются под влиянием той среды, того коллектива, в котором они находятся. Опыт и оценки именно этой среды присваиваются ими, выдаются за свои и часто вступают в противоречие с требованиями взрослых. В этом случае при неумении взрослых правильно подойти к подросткам возникают конфликтные ситуации.

Еще одна особенность, порождающая стремление подростков к взрослости, связана с обогащением их интеллекта. В подростковом возрасте происходит  перестройка мышления, старые знания переосмысливаются, а вместе с тем изменяются и способы мышления. Подросткам становятся все более доступны причинно-следственные связи в изучаемых теоретических знаниях, усеваемых как система научных понятий. Через овладение основами наук, научными понятиями их мышление постепенно абстрагируется, углубляется, становится более критичным. Таким образом, обоснование знаний и умений не только расширяется, но и качественно изменяется. Полнее выступает самостоятельность в анализе, обобщении и оценке усвоенных знаний, понятий об окружающей действительности. Поэтому меняется отношение к жизни, к людям, дифференцируется познавательные отношения к знаниям. Этот процесс подростками осознается, но чаще всего переценивается. Поэтому им свойственна гипертрофия собственных знаний, которая приводит к тому, что подростки нередко с пренебрежением относятся к знаниям и жизненному опыту старших. Имея  больше  свободного времени, чем взрослые, они часто бывают в каких-то вопросах более осведомлены, чем их родители. Информация, которой владеют подростки и которою они принимают за знания, иногда бывает малознакома взрослым. Отсюда скоропалительные суждения о том, что родители ничего е знают, не понимают и безнадежно отстали. Во взрослом человеке подростки, особенно старшие ценят эрудицию, и если ее не обнаруживают, то происходит отчуждение от воспитателей, падение их авторитета в глазах детей.

Таким образом, подростки хотят самоутвердиться. Вместе с тем уровень их умственного развития, нравственного опыта еще недостаточен, чтобы занять позицию действительно взрослого человека. Поэтому случается, что «взрослость» проявляется в чисто внешнем подражании, в употреблении алкоголя, курении и т. д. Это часто приводит к осложнению отношений с родителями, которые в ответ на эти увлечения ужесточают воспитательные меры, что в свою очередь приводит к сопротивлению воспитуемых.

Другая очень важная особенность подросткового возраста связана с половым созреванием.

Сегодня наблюдается процесс акселерации – ускоренного общего развития детей и в частности их полового созревания, пробуждающиеся первые, еще не ясные половые влечения.

Вместе с тем социальная зрелость юноши или девушки наступает значительно позже, чем половая. Под влиянием развившихся эротических и сексуальных эмоций подростки по-новому переосмысливать отношения между людьми. Родители же бывают невнимательны к первому чувству и, что еще хуже, запрещают любить, внушая детям, что в их годы не этим надо заниматься, а думать об учебе. Но от таких разговоров и запретов эротические чувства не исчезают, а лишь усугубляют глубокие внутренние переживания, возникают конфликты. В желании отстоять свои чувства любыми путями подростки выходят из повиновения, скрывают свои влечения. При недостаточном нравственном познании и опыте тяга к противоположному полу проявляется своеобразно: в стремлении мальчиков щипать девочек, уединяться с ними, уйти от взора взрослых. Вместо того, чтобы налаживать правильные отношения, взрослые, принимая такие проявления за дурные наклонности отчитывают подростков. Вырастает психологический барьер между подростками и взрослыми.

Взрослым следует учитывать еще такую особенность, как вхождение в коллектив, отличающийся своеобразием. Дело в том, что на основе интеллектуального роста, обогащения опыта,  стремление к оценке собственных поступков и действий, отношений у подростков углубляется самосознание, связанное с повышением внимания к своему внутреннему миру. В этом многообразном процессе усиливается тенденция к более глубокому осознанию собственного «Я», которое вызывает стремление занять свое место в коллективе сверстников. Каждому подростку хочется иметь престиж в глазах товарищей, но завоевывается он по-разному. Бывают случаи, когда подростки не могут или не умеют проявить качества, ценимые коллективом в котором находится, и тогда проявляется стремление самоутвердится с позиции силы, или шутовством, грубостью, нарушением дисциплины. Нарушители дисциплины начинают избегать коллектива, оказываются вне его воздействия, попадают под влияние улицы, где их самоутверждение признается. В таком случае они выпадают из-под влияния коллектива, попадая с систему отношений дурных и часто антиобщественных. Поэтому важно следить за тем, каким путем подростки самоутверждаются среди сверстников, и помочь им правильно это сделать.  

2.2 Развитие психических качеств подростка на уроках физической культуры.

Спортивная деятельность, как и любая дрыгая, определяется функциями психических (познавательных) процессов. Во время обучения ребенок проявляет психическую активность, которая с точки зрения познания сопряжена с проявлением мыслительных операций, памяти, внимания, восприятия и ощущений, процессов воображения.

Внимание  - Это сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении действии. Главная особенность внимания заключается в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Действия спортсмена – не исключение. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные действия, он включает механизмы внимания. Внимание обеспечивает рабочее состояние сознания.

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если субъект не сосредоточится на том, что он делает. Функционирование внимания основывается на возникновении доминантного очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга. Это и способствует направленности сознания на значимый в данный момент раздражитель. При этом восприятия других сигналов, одновременно поступающих из внутренний и внешней среды, тормозится.

Для подростка, выполняющего физические упражнения, внимание имеет огромное значение. Нельзя отрабатывать, например, какой-то двигательный навык, не обращая внимания на логическую связь между отдельными действиями, не контролируя темп работы или не определяя точность, автоматизм и правильность двигательных операций.

Важнейшей характеристикой внимания является углубленность. Известно, чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее будет его внимание.

Такая характеристика, как сосредоточенность, связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше спортсмен сосредоточен на решении конкретной задачи, тем меньше он замечает происходящее вокруг.

В психологии выделяют три вида внимания:

- непроизвольное - связанно с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции зависит от силы, новизны и конкретности раздражителя. Сильные привлекают большее внимание, слабые – меньшее. Это и является основным условием ориентировочной реакции субъекта деятельности;

- произвольное – всегда возникает в результате волевых усилий человека; для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте или для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточится;

- послепроизвольное – возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Например, вначале субъект использует значительные волевые усилия, чтобы сосредоточится на выполнении действия. Затем, когда появился интерес, дополнительных волевых усилий не требуется. Внимание удерживается непроизвольно.

Внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним, на внутренние раздражители – внутренним. В спорте внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию.

Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточен на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях. Такое состояние отличается высокой степенью углубленности и собранности.

Важно знать, что внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно сосредоточится на внешних и внутренних раздражителях. Эта закономерность, с одной стороны,  позитивна, но с другой – оказывает отрицательное влияния на действия субъекта.

Сложно, например, следить за объяснениями педагога и качественно выполнять физические упражнения. Необходимость переключения внимания снижает уровень продуктивности обоих видов деятельности.

Положительный эффект определяется тем, что при условии грамотного построения действий (последовательность влияния раздражителей), за счет глубины и сосредоточенности внимания на одном объекте, повышается уровень продуктивности основания каждого в отдельности феномена.

В физкультурно-спортивной деятельности используются все виды внимания. Преобладание произвольного внимания может вызывать увеличение психического напряжения, что со временем приводит к потере интереса и появлению чувства неудовлетворенности.

Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой преобразование целенаправленных действий в действия хаотичные, тренировочное занятие – в развлекательное мероприятие.

Рациональное сочетание видов внимания в деятельности, последовательная смена произвольного, непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания в различных комбинациях является важнейшим фактором повышения работоспособности субъекта и продуктивности его действий. Так, при разучивании физического упражнения необходимо активизировать произвольное внешнее внимание, создавая ориентировочную основу действий.

Подростки обладают значительными мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказу, показу упражнения). Их интерес распространяется и на выявление, например, биомеханических закономерностей движений.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Разработанная Е. П. Ильиным система проведения занятий обеспечивает повышение и стабильность произвольного внимания. Она включает следующие положения.

В течение всего урока необходимо поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

- четко ставить цель и задачи урока, разбивая поурочные задание на этапы;

- ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

- показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса; особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий;

- не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс всего мышления;

- давая объяснения бодрым голосом, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

- выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп ослабляет внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызвать утомление, что также приводит к снижению интенсивности внимания;

- планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания вследствие однообразия или утомления, а слишком малый объем приводит к неполной загрузке, появлению пауз, отвлечению учеников;

- вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. Необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической стороне упражнения, поэтому перед разучиванием техники движений целесообразно использовать упражнения, доставляющие детям радость;

- стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий;

- постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения;

- устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например из-за боязни;

- заранее организовать место для занятия, чтобы не возникли потери времени на поиск спортивного инвентаря.

Внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое важно лишь при наличии волевых усилий. Развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

Восприятие – это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – это чувствительное познание.

Так как восприятие, с одной стороны, возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой – отражает в сознании человека это воздействие, главная роль – получение информации из внешнего и внутреннего мира.

Психологи различают восприятие величины и форм предметов, их удаленности; восприятия пространства, движения, времени. Остановимся на характеристике наиболее значимых для физкультурно-спортивной деятельности видах восприятия.

Восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуществлением глазомерной функции. С помощью глазомера определяется и точность многих баллистических движений. Особое место занимает глазомер во время ориентирования на местности.

Восприятие направленности является разновидностью пространственного восприятия. С его помощью человек узнает, где находится объект по отношению к нему самому. Это восприятие осуществляется при помощи зрительных и слуховых ощущений. От функциональных возможностей субъекта часто зависит тактическое решение задачи деятельности.

Восприятие движения во многих видах спорта – одно из важных специальных качеств спортсмена. Оно связано с отражением в сознании атлета изменения положения объектов и его самого во времени и пространстве. Различают два способа восприятия: 1) непосредственное восприятие реализуется при фиксированном взгляде, перемещении изображения по сетчатке глаза и с помощью наблюдения за перемещением; 2) восприятие с помощью умозаключений происходит при сопоставлении положения объекта в двух последовательных временных интервалах.

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Механизм осуществления этого вида восприятия основывается на сигнализации специальных рецепторов. Например, рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и о применяемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе мышц. Рецепторы суставных сумок и связок информируют о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения вращения, поворота или ускорения движений передаются от вестибулярного аппарата. Осязательные ощущения сигнализируют о достижении человеком какого-либо объекта, о перемещении по какой-либо поверхности.

Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений позволяет субъекту определить форму, амплитуду, направление, продолжительность и характер движения.

Восприятие времени  - это отражение в сознании длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Эта форма восприятия является важной частью интегрирования образа физических упражнений.

Восприятие времени определяется рядом модификаций:

  1. восприятие последовательности (прошлое, настоящее, будущее);
  2. восприятие темпа и ритма;
  3. восприятие латентного времени двигательной реакции;
  4. восприятия продолжительности действия.

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление расширяет границы познания – позволяет с помощью умозаключений раскрыть то, что не дано непосредственно. С помощью мышления человек соотносит данные восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и скрывает сущность окружающей действительности. Мышление – Это движение мысли: это понимание отдельного и общего, части и целого. Оно характеризуется опосредованностью раскрытия всевозможных связей, отношений и обобщенностью познания объективной реальности. Мыслящий человек способен познать не только настоящее, но и прошлое и будущее.

Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация и классификация.

Анализ – это мысленное разложение целого на части и мысленное выделение его сторон, действий, отношений. Например, анализируя какое-либо физическое упражнение, можно мысленно разделить его на отдельные действия.

Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В процессе синтеза устанавливается отношение отдельных частей.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами, явлениями или их отдельными признаками. Сравнение может быть односторонним, многосторонним, поверхностным, глубоким, опосредованным и непосредственным. Основное требование к операции сравнения – сопоставимость его объектов. Например, можно сравнить технику бега по разным критериям, но нельзя сравнивать технику бега и технику ходьбы, если речь идет о реализации «разбега» в прыжках в длину.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства или признаки объекта, отвлекается от всего остального. В этом процессе отдельный признак объекта становится самостоятельным предметом для изучения. Благодаря абстракции можно, например, отвлечься от второстепенных элементов тактического действия  и сосредоточится на главной его детали.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Например, сходные признаки футбола, борьбы, стрельбы, бокса соединяются  в одном понятии, которое выражается словом «спорт».

Важнейшими качествами мышления для людей, которые занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, являются самостоятельность и инициативность. Под самостоятельностью мышления следует понимать умение человека увидеть и поставить вопрос, проблему и найти собственные пути решения. Инициативность – это постоянное стремление искать и находить варианты и средства решения двигательных задач.

Память – это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память – это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти – накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезли бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти он всегда бы оставался в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении превалируют слуховая и словесно-логическая память; при выполнении физических упражнений – двигательная, тактильная, вестибулярная.

Воображение – процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться. Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих в описании объекта.

Физкультурно-спортивная деятельность связана с представлениями о таких видах воображения, как конкретное и абстрактное. Эти виды широко рассматривает С. Л. Рубинштейн (1989). Образы, которыми оперирует человек, различны. Это могут быть образы единичные, вещественные, типизированные и обобщенные. Принципиально можно оставить целую иерархию образов воображения. Например, с помощью соотношения единичного и общего. Такой подход имеет ценность для определения качественных составляющих реализации воображения в деятельности. Это могут быть мыслительные операции, качества ума или личности, виды памяти, внимания или ощущений.

Очевидно, что чем разнообразнее образы, которые использует субъект в творческом воображении, тем их полезность.                  

3.2 Развитие двигательной активности и навыков на уроках физической культуры.

Двигательная активность – необходимое условие самой жизни. Ход эволюционного развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условии активной двигательной деятельности.

Если человек ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит и душу и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Движение - одно из главных условий существования человека и всего животного мира.

Постоянная оптимальная физическая нагрузка повышает устойчивость организма к болезням, развивает и стабилизирует работу всех органов и систем человека. Эффективным средством оздоровления учащихся на современном этапе развития общества является спорт. Ежедневное выполнение определенного количества разнообразных физических упражнений в заранее намеченном объеме формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. При этом возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.

Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, объединяется в понятие «двигательная активность». Ученые разработали гигиенические нормативы суточной двигательной активности. Выполнение этих норм способствует сохранению и укреплению здоровья, благоприятствует росту и развитию организма.

Суточный объем с незначительными отклонениями в ту или иную сторону, как биологически обусловленная величина, должен постоянно сохраняться изо дня в день. Суммарная величина двигательной активности не должна быть ни слишком большой, чтобы превышать свои возможности, ни слишком малой, иначе она утратит тренирующее значение и не удовлетворит биологическую потребность организма. Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут оздоровительный эффект, оказано благоприятное влияние на рост и развитие организма учащегося.

Такая оптимальная величина установлена учеными и рекомендуется в качестве гигиенической нормы. Ученые считают, что для учащихся профессиональных учебных заведений достаточен ежедневный объем времени занятий два часа.

В обучении спортивным упражнениям конечной целью является образование двигательных навыков.

Как известно из физиологии, нервные процессы, обуславливающие двигательное представление, вызывают раздражения соответствующих пунктов двигательной области коры головного мозга, которые посылают нервные импульсы к мышцам. Одновременно от рецепторов двигательной периферии и других органов чувств движутся к коре импульсы, осведомляющие о движениях в конкретных условиях внешней среды. Таким образом, в коре головного мозга образуется система весьма подвижных взаимосвязанных нервных процессов.

Подобные системы запечатлеются на основе механизма памяти в нервных клетках больших полушарий.

Поначалу такая система в двигательном представлении слабо выражена и неустойчива. Потом в практических попытках она становится нормально действующей системой. Запоминаясь и упрочняясь, она создает умение.

 Процессе дальнейших многократных повторений устанавливается прочная связь между нервными процессами, они систематизируются и в конце концов образуют динамический стереотип, т. е. слаженную, уравновешенную систему внутренних процессов, обуславливающих выполнения упражнения. Это создает переход умения в двигательный навык. Известно, что при наличии навыка движение или действие можно повторить с двигательной стереотипностью. Понятно, что такая внешняя стереотипность движений есть результат стереотипности системы нервных процессов, обусловливающих не только построение и координацию движений, но и проявление при этом силы, быстроты, выносливости, воли спортсмена, всех задействованных функций органов и систем в выполнении двигательного навыка в определенных внешних условиях.

Эта многосторонность двигательного навыка должна внимательно учитываться учителем при обучении спортивной технике, особенно возможность влияния внешней среды.

Двигательный навык характеризуется осознанностью и автоматизированностью, прочностью, подвижностью и вариативностью.

Прочность двигательного навыка основана на условно-рефлекторных связях, упроченных в процессе тысяч повторений. Заученное, ставшее привычным, переделывается с большим трудом, а иногда и не поддается исправлению. Прочность двигательного навыка проявляется в сохранении его даже без повторений. Общеизвестно, что человек, научившийся плавать или ездить на велосипеде, не теряет этого умения и после двадцатилетнего перерыва.

Замечательным свойством двигательного навыка является его подвижность и вариативность. Несмотря на чрезвычайную прочность, он может быть весьма гибким. Человек властен убыстрить или замедлить привычное движение, вложить в него больше или меньше силы, увеличить или уменьшить амплитуду, приспособить его к изменяющимся внешним условиям. При этом основная кинематическая и динамическая структура двигательного навыка сохраняется. Двигательная деятельность подростка ежеминутно демонстрирует гибкое приспособление двигательных навыков, их подвижность применительно к требованиям жизни.

Можно думать, что в подвижности двигательного навыка, или, как иногда говорят, в умении гибко пользоваться навыком, главную роль играют нервные процессы, обусловливающие мысль и волю, направленные на выполнение привычного движения или действия. Следовательно, можно говорить, что подвижность навыка определяется подвижностью волевых усилий.

Выполнение всех спортивных упражнений в большей или меньшей мере сопровождается опережающими мыслями, направленными на выполнение последующих движений. Так выполняются связки между отдельными движениями, например, в гимнастике, осуществляются переходы от одного действия к другому.

Мысль, забегающая вперед, является составной частью навыка в любой спортивной технике и что такая опережающая роль в координации приобретается в процессе обучения. Представляется, что способность строить и координировать движение включает в себя не только управление (сильней, быстрей и др.) и контроль, но и согласованное с ними мысленное развертывание процессов, прокладывающих путь дальнейшим движениям и действиям.

4.2.  Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность учащихся.

Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы ученики испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность учеников на уроках может быть представлена как познавательная и двигательная (Е. П. Ильин).

Познавательная активность заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение. Двигательная активность связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений. Другими словами, и та и другая характеризуются психической активностью ученика.

Е. П. Ильин указывает на двойственность определения психической активности (активность биологическая и социальная). При этом он выделяет ряд факторов, обеспечивающих активность учеников на уроках физической культуры. К ним относятся:

1) биологические факторы: потребность в движении, в сохранении жизни и здоровья;

2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками, и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего субъекта. В психологии интерес характеризуют такими качествами, как: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры разнообразны: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также различаются. Девочки чаще хотят формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т. п. Мальчики, как правило, стремятся развить силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Подростки от 12-15 лет занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожими на какого-либо «героя», который является их кумиром, примером для подражания, или развивать объем  мышечной массы, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей. От 16- 18 лет на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятия физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремиться к тому, чтобы учащиеся проявляли активность на его уроках, должен строить учебный процесс учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.  

Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность учащихся на уроках.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у подростков еще до начало урока и должен сохранятся на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, к конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость  учеников, выполняющих физические упражнения.

  1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно  влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в развлечение. Урок физической культуры приносит удовлетворение и радость, если учащиеся двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость учителя, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников.

Не следует смешить и развлекать учащихся, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежалась улыбками, словами поощрения их успехов, подбадриванием их при временных неудачах.

  1. Использование игрового и соревновательного методов в силу их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию учеников. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на коней урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра – привычная форма занятий. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Применяя такой метод, учитель должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. Для более стерших подростков следует подбирать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требования.

  1. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний (монотонии, психическому пресыщению).

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: фронтальная, групповая или круговая организация занятий; различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); смена обстановки (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).

Правильная постановка задач урока.  Исследователи проблем, связанных с изучением проявлении активности учащихся на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности из-за того, учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. 

Наиболее типичными ошибками являются следующее:

- учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которою следует решить;

- задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

- учитель ставит не конкретную задачу («научимся метать», будем учится играть в баскетбол»);

- учитель ставит е привлекательные для учеников задачи, конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату; важно, чтобы она была связана с интересами учащихся и их потребностями;

- учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока.

Это создает у учащихся впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

  1. устранение ненужных пауз на уроке достигается несколькими способами: обеспечиваются спортивным инвентарем все члены учебной группы; учитель выполняет с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; ученикам поручают наблюдение за качеством выполнения упражнения одногрупниками;
  2. осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (учащиеся предупреждены, что все их действия будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, но и их активность, старательность, внимательность и дисциплинированность);
  3. включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, кто освобожден от выполнения физических упражнений. Освобожденные получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, и мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.  

Заключение.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств.

В процессе физического воспитания целенаправленно используются физические упражнения в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для овладения разнообразными движениями и техникой видов спорта, специальными знаниями, для воспитания основных физических качеств.

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется на уроках физической культуры, в процессе внеклассной и внешкольной работы (в секциях, по видам спорта, в спортивных клубах, туристических организациях и др.) и имеет целью физического совершенствование подростков. Физическое воспитание в образовательных учреждениях осуществляется на основании государственной программы.

Физическая подготовка – целенаправленный педагогический процесс, в ходе которого осуществляется прикладная направленность физического воспитания, с целью подготовки к трудовой, военной и другим видам деятельности.

В процессе уроков физической культуры и смежных дисциплин учащимся необходимо приобрести базовые знания научно0проктического характера по широкому кругу вопросов физической культуры и в первую очередь по здоровому образу жизни, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, по технике видов спорта, методике тренировки, о влиянии занятий физическими упражнениями на их организм.

Отечественная система спорта создавалась и развивалась на основе достижений науки, теории и методики физического воспитания и смежных дисциплин, а также достижений практики физической культуры и спорта.      

Список литературы.

  1. Бутин И. М., Бутина и. Л., Леонтьева т. Н., Масленников С. М. Физическая культура: 9-11 кл.: Учеб. пособие для уч-ся общееобразоват. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – 3-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2007. – 296с.
  3. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2-е изд., дораб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224с.
  4. Дубровский В. И. Спортивный массаж. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений по физической культуре. – М. Издательство «Шаг», 1994 г. – 448с.
  5. Дубровский В. И. Движения и здоровье. – М., «Знание», 1989 г. – 367с.
  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. Культуры. – М., «Просвещение», 1991 г. – 456с.
  7. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 863с.
  8. Спортивная физиология: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. Я. М. Коца. – М., «Знание» 1986г. – 287с.
  9. Условия формирования творческой личности будущего учителя физической культуры: Материалы научно-практической конференции, 4 июня 1991 г. в г. Тольятти. – Тольятти, 1991.
  10. Хоре Д. Учение о тренировке / пер. с нем. Юров И. А. – М., «Просвещение», 1971 г. – 187с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Методические рекомендации для преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов

Работа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов профессии Автомеханик...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Статья на тему: «Гражданское и патриотическое воспитание в работе мастера производственного обучения»

В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе мастера произв...

Статья на тему: «Гражданское и патриотическое воспитание в работе мастера производственного обучения»

В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе мастера произв...