Механическое движение
презентация к уроку по теме

Урок с применением ИКТ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механическое движение. Система отсчёта

Слайд 2

Цели урока вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь изучить понятия: система отсчёта, перемещение,радиус-вектор , закон движения в векторном виде научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения.

Слайд 3

Мы живём в мире движущихся объектов

Слайд 4

Мы живём в мире движущихся объектов

Слайд 5

Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

Слайд 6

Механическое движение изучает раздел механики Основная задача механики – определение положения тела в пространстве в любой момент времени

Слайд 8

Материальная точка Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой

Слайд 9

Траектория Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую

Слайд 10

Чем отличается путь от перемещения ?

Слайд 11

Путь Путь – это длина траектории

Слайд 12

перемещение Перемещение – направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение с его последующим положением

Слайд 13

Путь и перемещение Перемещение есть векторная величина. Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t . Путь – скалярная величина.

Слайд 14

Путь и перемещение L – путь траектория S – перемещение S L

Слайд 15

. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Слайд 16

Описать движение можно: -с помощью таблиц -графически -аналитически Уравнение движения тела х = 2 + 10t. X 0 2 Y 0 4

Слайд 17

Положение материальной точки

Слайд 18

Тележка движется слева направо. Для рассмотрения её движения введём:

Слайд 19

Тело отсчёта

Слайд 20

Добавим систему координат z y x

Слайд 21

Добавим секундомер z y x

Слайд 22

Система отсчёта z x y

Слайд 23

Система отсчёта – тело отсчёта, система координат, связанная с телом отсчёта, и прибор для измерения времени

Слайд 24

Система отсчета

Слайд 25

Системы координат : одномерная двумерная трёхмерная x y x z y x Лифт, бег на короткую дистанцию … Шахматы, географическая карта, план участка… Подводная лодка, самолёт в полёте…

Слайд 26

Рассмотрим движение материальной точки А с координатами ( х,у , z ) в момент времени t .

Слайд 27

Совокупность координат х ( t ), y ( t ), z ( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r .

Слайд 29

x = r x y= r y z= r z

Слайд 31

Работа с индивидуальными карточками

Слайд 32

домашнее задание 1. учебник параграф 3-8, вопросы 2. принести маршрутный лист (маршрут пути от дома до колледжа)

Слайд 33

Рефлексия (отметьте свой вариант ответа в таблице) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: всё знал узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с преподавателем и одногрупниками . На уроке я чувствовал себя: свободно; скованно; уютно. На уроке мне понравилось: работа с карточками решение познавательных задач и ответы на вопросы; наглядность; другое (указать).



Предварительный просмотр:

Урок по теме «Механическое движение. Система отсчета»

Цели:

Предметные:

  1. вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь; система отсчёта, перемещение;
  2. изучить понятия: радиус-вектор, законы движения в векторном виде

Метапредметные:

  1.  научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения;
  2. уметь самостоятельно организовать собственную деятельность

Личностные:

  1. воспитать  уважительное отношения к труду преподавателя

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Ход урок:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  1. Построение. Рапорт
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Мотивирование (7 мин)
  1. Кроссворд (по парам)
  2. Фронтальный опрос:

-С какими науками физика тесно связана? (со всеми)

-Какими путями добываются знания? (опыты, наблюдения, исследования)

  1. Актуализация знаний (15 мин)

Слайд№1  (тема урока)

Вот и мы с вами,  благодаря нашим наблюдениям начнем изучение одного из разделов механики, ибо относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов.

   Слайд№2-4  (концентрация внимания просмотром видеосюжета о движении животных)

Всё в мире находится в непрерывном движении, ничего остановившегося, застывшего нет. Даже смерть это движение. Если мы говорим о покое, то только относительном. Рассмотрим, что же такое механическое            

 Слайд№5 (определение механического движения)

Механическим движением тела называется изменение с течение времени его положения по отношению к другим телам.

Слайд№6  (основная задача механики)

Основная задача механики- определить положение тела в пространстве в любой момент времени.

- Приведите примеры механического движения. (например: движение людей, вода в реке, движение воздуха ит.д.)

-Перечислите виды транспорта, которые совершают движения? А вот почему, за счет чего, с помощью чего  и как они движутся, мы будем изучать на последующих уроках физики.

-Двигаетесь ли вы , находясь в классе? (вы находитесь в классе в покое относительно Землю, но движетесь с ним вокруг Солнца. Например, поезд движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры , находящиеся в нем, находятся в покое относительно поезда)

Слайд№7  (демонстрация видеосюжета об относительности движения)

                  Система отсчета №3

Нет абсолютно неподвижных тел.

Слайд№8  (демонстрация видео материальной точки)

Говорят, тело принимаем за материальную точку.

Материальной точкой называют тело, размерами которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.

Слайд№9 (демонстрация видео траектории)

-Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое траектория, путь, перемещение.

IV. Усвоение знаний. (5 мин)

Слайд№10 (чем отличается путь от перемещения при просмотре видео)

  1. Вопросы для фронтальной работы:
  1. В чем отличия пути и перемещения?
  2. Могут ли путь и перемещение быть одинаковыми?
  3. Может ли путь быть меньше перемещения?
  4. Вам указали величину перемещения космического корабля. Полную информацию вы получили при этом о его перемещении? Сможете ли вы его отыскать?
  1. Работа с карточкой

Слайд№11-12 (определения понятий путь и перемещение)

Пройденное точкой расстояние, отсчитанное вдоль траектории, называется путем.

Слайд№13-15(характеристики величин)

Чем отличается путь от перемещения.

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Путь

Перемещение

Определение

Длина траектории, описываемой телом за определённое время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Обозначение

l [ м ]

S [м ]

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Необходимость введения

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t

l = S в случае прямолинейного движения без возвратов

Если траектория прямая, движение называют прямолинейным, если кривая – криволинейным.

Слайд№16 (способы описания движений)

Траектория движения указывает все положения, которые занимала точка, но, зная траекторию, ничего нельзя сказать о том, быстро или медленно проходила точка отдельные участки траектории. Чтобы получить полное описание движения , нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение   можно:

-с помощью таблиц;

-графически;

-аналитически.

Слайд№17

Положение материальной точки в пространстве и в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.

Слайд№18-22  (описание системы отсчета)

Система отсчета- совокупность тела отсчета, связанная с ним системой координат и часов.

Слайд№23 (способы описания систем отсчета)

-Какие системы координат вы знаете, приведите примеры? (одномерные , двухмерные, трехмерные).

  1. Одномерные (движение автомобиля по прямой линии)
  2. Двухмерные (движение шахматной фигуры в плоскости)
  3. Трехмерные (полет мухи в пространстве)

Слайд№24 (демонстрация видео)  Система отсчета №6-8

Слайд№25 (таблица систем координат)

Раздел механики, в котором движение изучается без исследования причин называют кинематикой.

Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию- траекторию движения. (рукопись- это траектория пера).

Слайд№26-27 (рисунок точки М)

Рассмотрим движение материальной точки М с координатами (х,у,z) в момент времени t.

Совокупность координат х(t),  y(t), z(t) в момент времени tопределяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r.

                  Слайд№28-29 (определение радиус- вектора)

 Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени. (Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку).

Закон (или уравнение) движения в векторной форме- зависимость радиуса- вектора от времени r(t)                                                   _    _

r = r  (t)

При движении материальной точки М ее координаты x,y,z  и радиус-вектор изменяются с течением времени t.

Поэтому для задания закона движения материальной точки необходимо указать либо вид функциональной зависимости всех трех ее координат от времени:

(1.2)

либо зависимость от времени радиус-вектора этой точки

(1.3)

Три скалярных уравнения (1.2) или эквивалентное им одно векторное уравнение (1.3) называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.

                 Слайд№30  ( кинематическое уравнение движения точки)

Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Мотивация, целеполагание

Просмотр примеров различных движений (Презентация)

Настрой на изучение механического движения

2

Повторение понятия механическое движение, знакомство с основной задачей механики

Повторение понятия механического движения
(Презентация)

Знакомство учащихся с основной задачей механики

3

Изучение понятия система отсчета

Знакомство с понятием относительность движения, с системой отсчета, повторение систем координат (Презентация)

Помощь в проектировании системы отсчета (видеопока)

4

Повторение понятия материальная точка

припоминание понятия материальная точка, примеры материальных точек

Помощь в припоминании понятия материальная точка (видеопоказ)

5

Повторение понятий траектория, путь;
Изучение понятия перемещение

Выполнение заданий по карточкам  (повторение траектории, пути и введение понятия перемещение)
Ответы на фронтальные вопросы учителя

Помощь при затруднении

(видеопоказ)

6

Индивидуальные карточки - задания

Выполнение заданий по карточкам

Оценивание выполненных карточек

7

Подведение итогов урока

 

 

V.Результативность работы  (10мин)

Слайд№31  (самостоятельная работа обучающегося)
Индивидуальная карточка

Карточка 1:

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

            а) трактор в поле;

            б) вертолёт в небе;

            в) поезд

            г) шахматная фигура на доске.

Решение:. а) двухмерная;

                     б) трёхмерная;

                     в) одномерная;

                     г) двухмерная.

Карточка 2:

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;

б) лифт;

в) подводная лодка;

г) самолёт на взлётной полосе.

Решение: а) двухмерную;

                     б) одномерную;

                     в) трёхмерную;

                     г) одномерную.

В. 1
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  1. человек прыгает в высоту через перекладину
  2. человек путешествует
  3. человек изготавливает деталь?

2. Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.

В. 2
1. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  1. человек кувыркается
  2. человек ест яблоко
  3. человек перемещается из одного города в другой

2. Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.

В. 3
1. В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:

  1. поезд  ремонтируют в депо
  2. поезд  движется из Москвы во Владивосток
  3. осуществляется посадка пассажиров

2. Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.

В. 4
1. В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

  1. автомобиль движется  из Мурманска в Ленинград
  2. производится ремонт его двигателя
  3. автомобиль участвует в ралли

2. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.

VI.Домашнее задание. (1 мин)

Слайд№32  (домашнее задание)

Учебник физики п.3-8, вопросы, изобразить дорогу из дома до колледжа, создать маршрутный лист

VII. Итог урока. (2мин)

  1. Какие понятия мы сегодня рассмотрели?
  2. Какие вы систем координат вы знаете?
  3. Что такое траектория?
  4. Что такое путь? В чем отличие пути от перемещения?
  1. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? (отсутствием системы отсчета).

VIII. Рефлексия ( 2 мин)

Слайд№33  (рефлексия)

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карточка обучающегося

Вариант1

1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

            а) трактор в поле

            б) вертолёт в небе

            в) поезд

            г) шахматная фигура на доске.

2.. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  1. человек прыгает в высоту через перекладину
  2. человек путешествует
  3. человек изготавливает деталь?

3. Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.

Рефлексия

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).

Индивидуальная карточка обучающегося

Вариант 2

1.  Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

      а) люстра в комнате

      б) лифт

      в) подводная лодка

       г) самолёт на взлётной полосе.

2. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  1. человек кувыркается
  2. человек ест яблоко
  3. человек перемещается из одного города в другой

3.   Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.

Рефлексия

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).

Индивидуальная карточка обучающегося

Вариант 3

1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

            а) трактор в поле;

            б) вертолёт в небе;

            в) поезд

            г) шахматная фигура на доске.

2.  В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:

  1. поезд  ремонтируют в депо
  2. поезд  движется из Москвы во Владивосток
  3. осуществляется посадка пассажиров

3. Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.

Рефлексия

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1.    свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).

Индивидуальная карточка обучающегося

Вариант 4

1.  Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

      а) люстра в комнате;

      б) лифт;

      в) подводная лодка;

       г) самолёт на взлётной полосе.

2.  В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

  1. автомобиль движется  из Мурманска в Ленинград
  2. производится ремонт его двигателя
  3. автомобиль участвует в ралли

3.  Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.

Рефлексия

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1.    всё  знал
  2. узнал много нового;
  3. показал свои знания;
  4. с интересом общался с

преподавателем и ребятами.

На уроке я чувствовал себя:

  1.    свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. работа с  карточками
  2. решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
  3. наглядность;
  4. другое (указать).

Чем отличается путь от перемещения.

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Путь

Перемещение

Определение

Длина траектории, описываемой телом за определённое время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Обозначение

l [ м ]

S [м ]

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Необходимость введения

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t

l = S в случае прямолинейного движения без возвратов

Чем отличается путь от перемещения.

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Путь

Перемещение

Определение

Длина траектории, описываемой телом за определённое время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Обозначение

l [ м ]

S [м ]

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Необходимость введения

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t

l = S в случае прямолинейного движения без возвратов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Материал для работы с учащимися заочного отделения по теме "Введение в естествознание и механическое движение"

Представляю вашему вниманию набор материалов для работы заочном отделении со студентами по дисциплине "Естествознание" для гуманитарных специальностей и специальностей социально-экономического профиля...

Разработка открытого урока по дисциплине МДК0.201. «Организация движения на железнодорожном транспорте.» Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры Цель занятия: расширить область ...

механическое движение тел

Конспект урока на тему "Механическое движение тел"....

План урока по физике "Механическое движение"

План урока по физике "Механическое движение"...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...