Механическое движение
презентация к уроку по теме
Урок с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.42 МБ |
Конспект урока | 36.74 КБ |
Маршрутный лист урока | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь изучить понятия: система отсчёта, перемещение,радиус-вектор , закон движения в векторном виде научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения.
Мы живём в мире движущихся объектов
Мы живём в мире движущихся объектов
Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени
Механическое движение изучает раздел механики Основная задача механики – определение положения тела в пространстве в любой момент времени
Материальная точка Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой
Траектория Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую
Чем отличается путь от перемещения ?
Путь Путь – это длина траектории
перемещение Перемещение – направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение с его последующим положением
Путь и перемещение Перемещение есть векторная величина. Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t . Путь – скалярная величина.
Путь и перемещение L – путь траектория S – перемещение S L
. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Описать движение можно: -с помощью таблиц -графически -аналитически Уравнение движения тела х = 2 + 10t. X 0 2 Y 0 4
Положение материальной точки
Тележка движется слева направо. Для рассмотрения её движения введём:
Тело отсчёта
Добавим систему координат z y x
Добавим секундомер z y x
Система отсчёта z x y
Система отсчёта – тело отсчёта, система координат, связанная с телом отсчёта, и прибор для измерения времени
Система отсчета
Системы координат : одномерная двумерная трёхмерная x y x z y x Лифт, бег на короткую дистанцию … Шахматы, географическая карта, план участка… Подводная лодка, самолёт в полёте…
Рассмотрим движение материальной точки А с координатами ( х,у , z ) в момент времени t .
Совокупность координат х ( t ), y ( t ), z ( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r .
x = r x y= r y z= r z
Работа с индивидуальными карточками
домашнее задание 1. учебник параграф 3-8, вопросы 2. принести маршрутный лист (маршрут пути от дома до колледжа)
Рефлексия (отметьте свой вариант ответа в таблице) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: всё знал узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с преподавателем и одногрупниками . На уроке я чувствовал себя: свободно; скованно; уютно. На уроке мне понравилось: работа с карточками решение познавательных задач и ответы на вопросы; наглядность; другое (указать).
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Механическое движение. Система отсчета»
Цели:
Предметные:
- вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь; система отсчёта, перемещение;
- изучить понятия: радиус-вектор, законы движения в векторном виде
Метапредметные:
- научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения;
- уметь самостоятельно организовать собственную деятельность
Личностные:
- воспитать уважительное отношения к труду преподавателя
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки
Ход урок:
- Организационный момент. (3 мин)
- Построение. Рапорт
- Проверка готовности к уроку.
- Мотивирование (7 мин)
- Кроссворд (по парам)
- Фронтальный опрос:
-С какими науками физика тесно связана? (со всеми)
-Какими путями добываются знания? (опыты, наблюдения, исследования)
- Актуализация знаний (15 мин)
Слайд№1 (тема урока)
Вот и мы с вами, благодаря нашим наблюдениям начнем изучение одного из разделов механики, ибо относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов.
Слайд№2-4 (концентрация внимания просмотром видеосюжета о движении животных)
Всё в мире находится в непрерывном движении, ничего остановившегося, застывшего нет. Даже смерть это движение. Если мы говорим о покое, то только относительном. Рассмотрим, что же такое механическое
Слайд№5 (определение механического движения)
Механическим движением тела называется изменение с течение времени его положения по отношению к другим телам.
Слайд№6 (основная задача механики)
Основная задача механики- определить положение тела в пространстве в любой момент времени.
- Приведите примеры механического движения. (например: движение людей, вода в реке, движение воздуха ит.д.)
-Перечислите виды транспорта, которые совершают движения? А вот почему, за счет чего, с помощью чего и как они движутся, мы будем изучать на последующих уроках физики.
-Двигаетесь ли вы , находясь в классе? (вы находитесь в классе в покое относительно Землю, но движетесь с ним вокруг Солнца. Например, поезд движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры , находящиеся в нем, находятся в покое относительно поезда)
Слайд№7 (демонстрация видеосюжета об относительности движения)
Система отсчета №3
Нет абсолютно неподвижных тел.
Слайд№8 (демонстрация видео материальной точки)
Говорят, тело принимаем за материальную точку.
Материальной точкой называют тело, размерами которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.
Слайд№9 (демонстрация видео траектории)
-Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое траектория, путь, перемещение.
IV. Усвоение знаний. (5 мин)
Слайд№10 (чем отличается путь от перемещения при просмотре видео)
- Вопросы для фронтальной работы:
- В чем отличия пути и перемещения?
- Могут ли путь и перемещение быть одинаковыми?
- Может ли путь быть меньше перемещения?
- Вам указали величину перемещения космического корабля. Полную информацию вы получили при этом о его перемещении? Сможете ли вы его отыскать?
- Работа с карточкой
Слайд№11-12 (определения понятий путь и перемещение)
Пройденное точкой расстояние, отсчитанное вдоль траектории, называется путем.
Слайд№13-15(характеристики величин)
Чем отличается путь от перемещения.
- Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
- Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
- При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
- Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Путь | Перемещение | |
Определение | Длина траектории, описываемой телом за определённое время | Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением |
Обозначение | l [ м ] | S [м ] |
Характер физических величин | Скалярная, т.е. определяется только числовым значением | Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением |
Необходимость введения | Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t | Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t |
l = S в случае прямолинейного движения без возвратов |
Если траектория прямая, движение называют прямолинейным, если кривая – криволинейным.
Слайд№16 (способы описания движений)
Траектория движения указывает все положения, которые занимала точка, но, зная траекторию, ничего нельзя сказать о том, быстро или медленно проходила точка отдельные участки траектории. Чтобы получить полное описание движения , нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение можно:
-с помощью таблиц;
-графически;
-аналитически.
Слайд№17
Положение материальной точки в пространстве и в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.
Слайд№18-22 (описание системы отсчета)
Система отсчета- совокупность тела отсчета, связанная с ним системой координат и часов.
Слайд№23 (способы описания систем отсчета)
-Какие системы координат вы знаете, приведите примеры? (одномерные , двухмерные, трехмерные).
- Одномерные (движение автомобиля по прямой линии)
- Двухмерные (движение шахматной фигуры в плоскости)
- Трехмерные (полет мухи в пространстве)
Слайд№24 (демонстрация видео) Система отсчета №6-8
Слайд№25 (таблица систем координат)
Раздел механики, в котором движение изучается без исследования причин называют кинематикой.
Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию- траекторию движения. (рукопись- это траектория пера).
Слайд№26-27 (рисунок точки М)
Рассмотрим движение материальной точки М с координатами (х,у,z) в момент времени t.
Совокупность координат х(t), y(t), z(t) в момент времени tопределяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r.
Слайд№28-29 (определение радиус- вектора)
Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени. (Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку).
Закон (или уравнение) движения в векторной форме- зависимость радиуса- вектора от времени r(t) _ _
r = r (t)
При движении материальной точки М ее координаты x,y,z и радиус-вектор изменяются с течением времени t.
Поэтому для задания закона движения материальной точки необходимо указать либо вид функциональной зависимости всех трех ее координат от времени:
(1.2) |
либо зависимость от времени радиус-вектора этой точки
(1.3) |
Три скалярных уравнения (1.2) или эквивалентное им одно векторное уравнение (1.3) называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.
Слайд№30 ( кинематическое уравнение движения точки)
Этап урока | Содержание урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
1 | Мотивация, целеполагание | Просмотр примеров различных движений (Презентация) | Настрой на изучение механического движения |
2 | Повторение понятия механическое движение, знакомство с основной задачей механики | Повторение понятия механического движения | Знакомство учащихся с основной задачей механики |
3 | Изучение понятия система отсчета | Знакомство с понятием относительность движения, с системой отсчета, повторение систем координат (Презентация) | Помощь в проектировании системы отсчета (видеопока) |
4 | Повторение понятия материальная точка | припоминание понятия материальная точка, примеры материальных точек | Помощь в припоминании понятия материальная точка (видеопоказ) |
5 | Повторение понятий траектория, путь; | Выполнение заданий по карточкам (повторение траектории, пути и введение понятия перемещение) | Помощь при затруднении (видеопоказ) |
6 | Индивидуальные карточки - задания | Выполнение заданий по карточкам | Оценивание выполненных карточек |
7 | Подведение итогов урока |
|
|
V.Результативность работы (10мин)
Слайд№31 (самостоятельная работа обучающегося)
Индивидуальная карточка
Карточка 1:
Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:
а) трактор в поле;
б) вертолёт в небе;
в) поезд
г) шахматная фигура на доске.
Решение:. а) двухмерная;
б) трёхмерная;
в) одномерная;
г) двухмерная.
Карточка 2:
Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:
а) люстра в комнате;
б) лифт;
в) подводная лодка;
г) самолёт на взлётной полосе.
Решение: а) двухмерную;
б) одномерную;
в) трёхмерную;
г) одномерную.
В. 1
2. Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м. | В. 2
2. Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения. |
В. 3
2. Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля. | В. 4
2. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена. |
VI.Домашнее задание. (1 мин)
Слайд№32 (домашнее задание)
Учебник физики п.3-8, вопросы, изобразить дорогу из дома до колледжа, создать маршрутный лист
VII. Итог урока. (2мин)
- Какие понятия мы сегодня рассмотрели?
- Какие вы систем координат вы знаете?
- Что такое траектория?
- Что такое путь? В чем отличие пути от перемещения?
- Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? (отсутствием системы отсчета).
VIII. Рефлексия ( 2 мин)
Слайд№33 (рефлексия)
Суждения | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я:
преподавателем и ребятами. | |||
На уроке я чувствовал себя:
| |||
На уроке мне понравилось:
|
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карточка обучающегося
Вариант1
1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:
а) трактор в поле
б) вертолёт в небе
в) поезд
г) шахматная фигура на доске.
2.. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:
- человек прыгает в высоту через перекладину
- человек путешествует
- человек изготавливает деталь?
3. Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.
Рефлексия
Суждения | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я:
преподавателем и ребятами. | |||
На уроке я чувствовал себя:
| |||
На уроке мне понравилось:
|
Индивидуальная карточка обучающегося
Вариант 2
1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:
а) люстра в комнате
б) лифт
в) подводная лодка
г) самолёт на взлётной полосе.
2. В каких случаях человека можно считать материальной точкой:
- человек кувыркается
- человек ест яблоко
- человек перемещается из одного города в другой
3. Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.
Рефлексия
Суждения | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я:
преподавателем и ребятами. | |||
На уроке я чувствовал себя:
| |||
На уроке мне понравилось:
|
Индивидуальная карточка обучающегося
Вариант 3
1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:
а) трактор в поле;
б) вертолёт в небе;
в) поезд
г) шахматная фигура на доске.
2. В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:
- поезд ремонтируют в депо
- поезд движется из Москвы во Владивосток
- осуществляется посадка пассажиров
3. Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.
Рефлексия
Суждения | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я:
преподавателем и ребятами. | |||
На уроке я чувствовал себя:
| |||
На уроке мне понравилось:
|
Индивидуальная карточка обучающегося
Вариант 4
1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:
а) люстра в комнате;
б) лифт;
в) подводная лодка;
г) самолёт на взлётной полосе.
2. В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:
- автомобиль движется из Мурманска в Ленинград
- производится ремонт его двигателя
- автомобиль участвует в ралли
3. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.
Рефлексия
Суждения | Да | Нет | Не знаю |
На уроке я:
преподавателем и ребятами. | |||
На уроке я чувствовал себя:
| |||
На уроке мне понравилось:
|
Чем отличается путь от перемещения.
- Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
- Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
- При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
- Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Путь | Перемещение | |
Определение | Длина траектории, описываемой телом за определённое время | Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением |
Обозначение | l [ м ] | S [м ] |
Характер физических величин | Скалярная, т.е. определяется только числовым значением | Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением |
Необходимость введения | Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t | Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t |
l = S в случае прямолинейного движения без возвратов |
Чем отличается путь от перемещения.
- Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
- Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
- При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
- Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Путь | Перемещение | |
Определение | Длина траектории, описываемой телом за определённое время | Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением |
Обозначение | l [ м ] | S [м ] |
Характер физических величин | Скалярная, т.е. определяется только числовым значением | Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением |
Необходимость введения | Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t | Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t |
l = S в случае прямолинейного движения без возвратов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.
В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...
Материал для работы с учащимися заочного отделения по теме "Введение в естествознание и механическое движение"
Представляю вашему вниманию набор материалов для работы заочном отделении со студентами по дисциплине "Естествознание" для гуманитарных специальностей и специальностей социально-экономического профиля...
Разработка открытого урока по дисциплине МДК0.201. «Организация движения на железнодорожном транспорте.» Тема: Разработка графика движения поездов
Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры Цель занятия: расширить область ...
механическое движение тел
Конспект урока на тему "Механическое движение тел"....
План урока по физике "Механическое движение"
План урока по физике "Механическое движение"...
Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»
В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мото...