Профессия - гувернёр (к истории вопроса)
статья по теме
Своеобразные традиции домашнего обучения и воспитания разных стран и разных эпох.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессия - гувернёр (история вопроса) | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия - гувернер (к истории вопроса)
За последние два десятилетия в нашей стране произошли серьёзные изменения, повлекшие за собой и перемены в области образования. С принятием закона РФ «Об образовании» в 1992 году определено право выбора формы образования, в частности, возможность получения образования в семье. В свою очередь, расширился слой людей, которые имеют финансовую возможность оплачивать различного рода образовательные услуги. Стремление обеспечить индивидуальный подход к развитию своих детей побуждает родителей нанимать частных учителей, одновременно перекладывая на них и заботы о домашнем воспитании ребёнка. При этом родители рассчитывают, что принятый в семью педагог, будет нести ответственность за жизнь и здоровье своего воспитанника, станет ему другом и наставником, сделает его детство интересным и содержательным. Таким образом, профессия «гувернер» вновь стала востребованной.
Однако вопрос профессиональной подготовки специалистов в области домашнего индивидуального воспитания детей является малоизученным. Традиции такого воспитания остались в прошлом. В этом отношении обращение к истории гувернерства кажется весьма интересным.
Во многих европейских государствах домашнее воспитание и обучение осуществляли разнообразные няни и кормилицы, гувернантки и гувернеры, домашние наставники и учителя, выполняющие разнообразные функции в соответствии с существующими национальными традициями. Исследователи Э. Онищенко и Л. Романюк, проанализировав традиции домашнего воспитания в странах Западной Европы, проводят некоторые разграничения в «должностных» обязанностях этих людей.[1] Так, например, в Германии няни (чаще молодые девушки или даже девочки 14-16 лет) приглашались в состоятельные семьи для того, чтобы присматривать за маленькими детьми (от рождения до 3-х лет), выводить их на прогулку, кормить, купать. К более старшим детям нанимались бонны, детские садовницы или гувернантки. Бонна должна была иметь педагогическую подготовку, в её обязанности входило постоянное общение с ребёнком, а также «присмотр» за ним. Гувернантка занималась с детьми различными «науками» (иностранным языком, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, нормами этикета). Она же проверяла правильность выполнения домашних заданий. Деятельность всех домашних педагогов строго контролировались со стороны родителей, при этом их положение в семье оставалось привилегированным по сравнению с прислугой.
Своеобразные традиции организации домашнего обучения и воспитания сложились в Великобритании. В этой стране система образования на дому была широко распространена. С первых дней своего существования ребенок попадал в руки так называемой «мокрой» няни. Затем ребенка (от 3-х до 5-ти лет) передавали «сухой» няне и кормилице, после чего уже нанимали гувернеров и домашних учителей. Но положение английских наставников немногим отличалось от положения прислуги, хотя уровень их педагогической подготовки был достаточно высок, а выполняемые ими обязанности – весьма непростыми.
Во Франции традиции найма домашних педагогов практически не было. В состоятельных семьях жили няни и кормилицы, присматривающие за детьми до их поступления в учебные заведения.
В России же гувернерство существовало еще до создания государственной системы образования. Анализируя его историю, Т. Одарченко выделяет следующие этапы становления домашнего воспитания и гувернерства: VII – IX вв. - семейное воспитание (основа культурных традиций); X – XII вв. – «кормильство» или наставничество, где наставники несли ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание чужих детей; XIII — XV вв. - монастырское образование, которое автор рассматривает как форму общественного образования, вместе с тем, реализующую индивидуальные цели социализации человека (этот этап представлен «мастерами грамоты», обучающими детей славянорусской грамоте, основам христианской веры и некоторым элементам светских наук); XVII в. - появление иностранных учителей в отдельных семьях (что связано с потребностью государства в грамотных и просвещенных людях); XVIII в. — появление собственно гувернерства как формы домашнего образования.
До середины XVIII в. отечественными гувернерами являлись старообрядцы, отставные унтер-офицеры, а позже — семинаристы, студенты и даже университетские профессора. Иностранные гувернеры (как правило, немцы и французы) также были различны в своём социальном статусе.
XIX — начало XX в. — этап, отмеченный колоссальным ростом отечественного института гувернерства. Он также характеризуется особой требовательностью к домашним воспитателям: гувернёры проходили обязательную аттестацию, ими могли стать люди, проживающие в России не менее 5-ти лет, имеющие образование (гувернёрами, как правило, становились учащиеся или выпускники высших и средних учебных заведений). Для иностранных гувернеров (французов, немцев, англичан, шведов) устанавливались предварительные «испытания» на звание «домашнего наставника».[2] Солодянкина О. Ю. указывает, что 25 марта 1834 г. было подписано Высочайшее повеление «О воспрещении принимать иностранцев обоего пола без надлежащих свидетельств в домы дворян, чиновников и купцев, в учительския, наставническия и гувернерские звания». 1 июля 1834 году вышло «Положение о домашних наставниках и учителях», вводившее новые обозначения для воспитателей: домашний наставник, домашний учитель (учительница), надзиратель (надзирательница), которые отныне должны были быть непременно христианами и российскими подданными.[3]
Что же собой представляет профессия «гувернер»? Само слово «гувернер» («гувернантка») образовалось от французского «gouvernanter» — «управлять», «руководить». Это слово появляется в русском языке в первой половине XVIII века (впервые термин был употреблен в конце XVII века князем В. В. Голициным в обращении к боярам о необходимости учить своих детей). Официальный статус гувернёрство приобрело в 1834 г., будучи зафиксированным в уже названном «Положении о домашних наставниках, учителях и учительницах».[4]
Толковый словарь русского языка Д. И. Ушакова так объясняет значение слова «гувернер»: «воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей».[5] «Объёмное» представление об этой профессии складывалось постепенно. Так, Елене Бакониной (методисту Центра детского творчества г. Москва) удалось установить, что в 1892 году в Санкт-Петербурге выходил журнал «Гувернантка». Также и в других журналах появлялись статьи по вопросам подготовки гувернанток и гувернеров. Например, в 1890 году «Вестник воспитателя» поместил статью «Каких боннъ мы получаем из Парижа?», в которой давались советы о том, на что следует обращать внимание при приеме на работу домашних воспитателей.[6]
Множество примеров, описывающих деятельность гувернёров, их положение и роль в воспитании ребёнка можно встретить в художественной литературе. Это, например, произведения А. С. Пушкина («Дубровский»), Л. Н. Толстого («Детство»), А. П. Чехова («На чужбине»), А. Н. Толстого («Детство Никиты»), С. Т. Аксакова («Детские годы Багрова - внука»).
Среди гувернеров дореволюционной России было немало прекрасно подготовленных педагогов, отличающихся высокой нравственностью, большой эрудицией. Таким был домашний педагог А.С. Пушкина граф Монфор — живописец и музыкант. Часто в исторической литературе упоминается имя Карла Ивановича Мая — гувернера Андрея Дашкова (младшего сына министра юстиции России Д. В. Дашкова, литератора и любителя старины). Впоследствии К. И. Май стал основателем Петербургской частной школы, которая была известна не только в России, но и в Европе.
А вот как описываются домашние воспитатели в упомянутом выше журнале «Гувернантка»: «Самый обыкновенный тип гувернантки — расфранченная француженка с напудренным лицом и накрашенными бровями. Разговор ее очень беден, он не выходит из круга бульварных интересов. Немки, и кроткие и злые, но большей частью недалекие, рассказывают детям неизменную историю их неудавшейся свадьбы или грозят мучениями на том свете за то, что дети не слушаются взрослых. Часто видишь неуклюжую рослую девушку с огромными мозолистыми руками: это бывшие французские крестьянки или горничные; добрая и честная девушка, но не получившая воспитания, она не говорит даже на родном языке. Или перед вами пожилая протестантка, ханжа, родом из суровой семьи кальвинистов. Она с утра до вечера толкует детям о повиновении Богу, о грехах, прощении, о подчинении жены мужу, о суетности мира. Есть еще много бойких иностранок, высоко держащих знамя веселого поведения».[7]
Тем не менее, необходимо отметить, что на этапе возникновения гувернёрства в России это была сугубо мужская профессия. Как правило, гувернёры были хорошо образованы, нередко отличались знатным происхождением. Зачастую гувернеров «выписывали» из-за границы. Иметь в доме воспитателя-иностранца считалось престижным. В основные обязанности гувернеров входило обучение детей иностранным языкам (преимущественно французскому, бывшему тогда языком высшего света), музыке, пению, танцам. Необходимым элементом домашнего образования был светский этикет, который рассматривался как усвоение правил хорошего тона и овладение морально-нравственными нормами, регулирующими личностные отношения в семье и обществе. Гувернер также следил за здоровьем детей, организовывал проведение досуга, регулировал круг чтения. Когда воспитанник становился студентом (поступал в какое-либо учебное заведение), он посещал вместе с ним лекции, а потом прорабатывал материал занятий дома. Так, известно, что в сопровождении гувернера ходил в Московский университет А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, поступив в университетский благородный пансион в Москве, тем не менее, продолжал заниматься со своим гувернером - англичанином Винсоном, так было и с юными Голицыными. Гувернеры могли несколько лет проживать в семье своего подопечного. Им предоставлялась комната, питание и оплата.
Более высоким, чем гувернер считалось звание наставника (оно приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии). Стать наставником гувернер мог, пройдя дополнительные испытания. Обязанности домашних наставников определялись Уставами (соответствующий документ появился в России ещё в 1804 году, а затем — в 1828). Здесь же оговаривались и необходимые для воспитателей личностные качества — гуманность, благонадежность, воспитанность. Показательно, что для наставника было необходимым иметь «Удостоверение о нравственных качествах», которое выдавалось тем учебным заведением, где наставник (в данном случае, и гувернер) получил образование. Среди профессиональных качеств значились: «умение раскрыть основы различных наук», «придавать национальный характер воспитанию», «образовывать соответственно духу времени», «не только учить, но и воспитывать».
Последняя черта признаётся многими исследователями в качестве главной особенности организации педагогического процесса, осуществляемого в дворянских семьях. Среди характерных черт такой организации также называют: индивидуальную форму обучения, полный контроль педагога-воспитателя над воспитанником, непрерывность (на протяжении дня, календарного года, ряда лет), насыщенность учебного дня уроками и разнообразными занятиями, упорядоченность и неуклонное соблюдение режима (ранний подъем, строгое расписание учебных занятий, прогулок, форм проведения досуга), единство требования к воспитанникам (детям из одной семьи), высокий уровень и жесткость требований, применение наказаний.[8]
Примером такого воспитания может служить детство П. И. Чайковского, описываемое в книге В. П. Россихиной: «Молодой гувернантке Фанни Дюрбах было нелегко приучать детей к порядку. Учился Петя не хуже и не лучше старшего брата Николая. Легче других переносил строгий домашний режим, введенный француженкой Фанни Дюрбах. По ее приказанию, и летом и зимой в любую погоду дети вставали в шесть часов утра. После гимнастики и завтрака у них начинались домашние уроки. День был строго рассчитан по часам. Для прогулок, для игр и развлечений отводилось всегда одно и то же время».[9]
Строгость в отношениях с ребёнком, стремление к соблюдению порядка, настойчивость и требовательность в занятиях – всё это должно было приучить детей трудиться, дабы «не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки» подобно главному герою «Недоросля» Фонвизина. И даже физическое развитие ребёнка рассматривалось как способ «приучить терпеливо переносит трудности».
Подобные высказывания заставляют задуматься: чего ждут от гувернёра современные родители? Полный ответ на него можно получить, предприняв развёрнутое социологическое исследование. Но даже беглый анализ родительских запросов (а такие обращения поступают в кадровые агентства, публикуются в Интернете) показывает, что у людей, решивших пригласить в семью педагога, на первом месте стоят образовательные потребности. Чаще всего родители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, живописи, игре на фортепьяно, пению и т.д. Хорошие манеры, правильная речь, повышение уровня общей культуры ребенка – также включаются в список желаемых результатов. При приёме на работу приветствуется специальная психолого-педагогическая подготовка, позволяющая гувернёру решать воспитательные, коммуникативные задачи.
Исходя из этих требований, напрашивается вывод: гувернёрство – особая профессия, которой нужно учить. В сложившейся системе педагогического образования такой подготовке не уделяется должного внимания. Некоторые средние специальные учебные учреждения (педагогические училища, колледжи, гимназии, учебно-педагогические комплексы и др.), учитывая новый социальный заказ, вводят соответствующие программы. В Москве подготовка воспитателя-гувернера осуществляется в рамках проекта «Столичное образование». В педагогическом университете Санкт-Петербурга соответствующее направление открыто на факультете дополнительного образования. Здесь студенты осваивают ряд психолого-педагогических дисциплин, а также специальные дисциплины: детская релаксация, этикет, духовное воспитание, права ребенка, семейная экономика. Кроме того, в учебном плане присутствует и блок художественно-эстетических предметов: декоративно-прикладное искусство, музыкальный фольклор, история Санкт-Петербурга, история изобразительного искусства.
В большинстве же случаев подготовка гувернёров ограничивается непродолжительными курсами. Думается, что важность этой профессии, роль, выполняемая гувернёром в семье, требует многостороннего образования, и открытие специальностей, ориентированных на подготовку качественно нового специалиста, продиктована временем.
[1] Онищенко, Э., Романюк, Л. Гувернер - профессия давняя // Народное образование. 1999. № 5. С. 255-260.
[2] Одарченко, Т. Гувернерство как форма домашнего образования // Учитель. 2009. № 1. С. 79-81.
[3] Солодянкина, О. Ю. Феномен иностранного гувернерства в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) // Отечественная история. 2008. № 4. С. 11.
[4] Онищенко, Э., Романюк, Л. Гувернер - профессия давняя // Народное образование. 1999. № 5. С. 257.
[5] Толковый словарь русского языка. Том 1. / Под редакцией Д. Н. Ушакова. - М. 2000. С. 165.
[6] Баконина, Е. Из истории российского гувернерства // Домашнее воспитание. 2001. №4. С. 16-18.
[7] Там же.
[8] Матвеева, Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье / Л.В. Матвеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2007. С. 106.
[9] Россихина, В. П. Рассказы о русских композиторах. - М.: Детская литература, 1971. С. 158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вопросы и задания для проведения дифференцированного зачёта по дисциплине «ИСТОРИЯ»
Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...
Статья о профессии повар в истории
История профессии и ее применение в современном мире...
Викторина " История Петербурга в вопросах"
Уважаемый участник викторины! Ваша задача – набрать максимальное количество баллов. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Останется время – вернитесь к пропущенным зад...
100 вопросов по истории музыки и музыкальной литературе
Тестовые задания для проведения контрольных работ по истории иузыки и музыкальной литературе...
План-конспект урока по дисциплине «История» по теме: «Дискуссионные вопросы изучения Великой Отечественной войны»
План-конспект урока по дисциплине «История» на тему «Дискуссионные вопросы изучения Великой Отечественной войны» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профес...
Вопросы зачета по истории
Дифференцированный зачет по истории на 1 курсе...
зачетные вопросы по истории
зачетные вопросы по истории...