Контрольная работа"Технические и аудиовизуальныесредства обучения"
статья по теме

Беляева Наталья Николаевна

Данная работа выполнена полностью,начиная с титульного листа и заканчивая литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnicheskie_sredstva.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по  образованию

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра _____________________________

Контрольная работа

По дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения»

Вариант №2

Выполнила студентка 2 курса з/у,

группы 7702

Беляева Наталья Николаевна

Проверил  преподаватель

Моркин Сергей Александрович

Великий Новгород

2008 год

Оглавление

Технические средства обучения        

1.        Понятие технических средств обучения и их классификация        

1.1.        Экранные и звуковые средства обучения        

1.2.        Вспомогательные средства обучения        

2.        Требования, предъявляемые к ТСО        

3.        Функции ТСО        

4.        Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе        

5.        Психологические особенности использования ТСО        

Список литературы        

Технические средства обучения

  1. Понятие технических средств обучения и их классификация

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно- воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

В зависимости от  функционального назначения ТСО подразделяют на:

  1. технические средства передачи учебной информации;
  2. технические средства контроля знаний;
  3. тренажеры;
  4. технические средства обучения и самообучения;
  5. вспомогательные;
  6. комбинированные - технические средства, совмещающие функции различного назначения.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой, из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные.

Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала.

Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов.

Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

В зависимости от  функционального назначения ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

  1. Экранные и звуковые средства обучения

Проекция (от лат. projecto - выбрасываю вперед) – оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.

Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией.

Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов.

При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации.

При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации.

Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.

Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины.

Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.

К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты.

Диапозитивы (слайды) (от греч. dia - через и лат. positivus - положительный) - фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.

По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью, пастелью с плавным переходом от затемненных участков к свету. Они имеют постепенные переходы от теней к свету с обилием промежуточных полутонов.

Диапозитивы подразделяются на крупноформатные, рассматриваемые невооруженным глазом на просвет, и малоформатные для показа с помощью проекционных аппаратов. Крупноформатные диапозитивы используют для оформления классных комнат и рекреаций образовательных учреждений в виде витражей, подсвечиваемых стендов. Их наклеивают на защитное стекло, реже - окантовывают между стеклами.

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности.

На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм.

Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от статической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или небольшой сцене.

Транспаранты (кодопособия) - изображена на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе.

Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов.

Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей любым непрозрачным материалом (шторками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.

Использование прозрачной ленты освобождает преподавателя от работы с доской. Находясь лицом к аудитории, он фломастером, стеклографом или шариковой ручкой (при хорошем качестве пленки) делает необходимые записи и графические изображения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наиболее сложных рисунков, схем.

Звуковые технические средства - комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски. Есть еще мини-лазерные диски для плеера и компакт-кассеты для диктофонов. Своеобразным средством выступает радио.

Грамзапись (граммофонная запись) - механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов. Магнитофонные записи - магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.

Лазерные, или оптические, диски внешне напоминают обычный музыкальный компакт-диск. Благодаря незначительным размерам и большому объему хранимой информации, надежности и долговечности лазерные диски стали популярными носителями информации. Название диска определяется методом записи и считывания информации.

В последнее время находят применение новые виды носителей информации: магнитооптические диски и диски Бернулли, используемые для сохранения накопленной информации. Диски имеют большую емкость и высокую скорость доступа к информации.

Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе или телепередаче, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются; нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия.

Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

  1. Вспомогательные средства обучения

Вспомогательные ТСО столь же важны в учебном процессе, как и основные, которые при их отсутствии могут быть менее эффективны. Световая таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» - это стенд прямоугольной формы размером 1750х1730х200 мм со 104-мя химическими элементами. В окнах 76 элементов производится смена информации при нажатии на соответствующую кнопку пульта управления переключателями (плотность, химическая характеристика, температура плавления, год открытия, электропроводность, ионные и атомные радиусы, электроотрицательность). Высвечивание установившейся в окне информации для каждого элемента производится нажатием на одну из клавишей пульта управления клавиатурой. При установке переключателя пульта управления в соответствующее положение на стенде можно получать расположение химических элементов по группам и подгруппам, периодам, четным и нечетным рядам, что позволяет сравнивать изменения их свойств и соединений в пределах малых и больших периодов в зависимости от выставленной в окнах информации.

Пользуясь таблицей, можно наблюдать зависимость свойств химических элементов от строения их атомов, дать характеристику свойствам элементов и определить внешние свойства простого вещества (металличность, неметалличность), составить формулу важнейших соединений элементов и определить характеристику этих соединений (окислы, гидроокислы).

Стенка аудиторная передняя «ОА 1» предназначена для меловых записей и экранной демонстрации. Она состоит из двух подвижных меловых панелей, стационарного киноэкрана, электропривода, двух направляющих стоек, противовеса, двух кнопочных постов управления, двух дифференциальных подвесок, трансмиссии, включающей в себя вал, звездочки, фрикционную муфту.

Конструкция стенки позволяет изменять положение меловых панелей относительно вертикали рабочего поля. Панели могут перемещаться по направляющим на высоту до 2,8 м или убираться за лицевую часть обрамления, освобождая при этом поле киноэкрана. Перемещение панелей осуществляется электромеханическим приводом посредством цепной передачи и управляется с двух кнопочных постов, расположенных на передней части обрамления. С целью уменьшения мощности электродвигателя меловые панели уравновешены противовесом, выполненным в виде балки из швеллера с набором чугунных грузов.

Механизированная аудиторная доска «РР182» предназначена для оснащения лекционных аудиторий в учебных заведениях. Она выполнена из матированного оргстекла и имеет цветной фон. Ее подъем и опускание на необходимую высоту осуществляются электродвигателем с редуктором с двух пультов управления, смонтированных на горизонтальной панели, установленной перед доской. Доска оснащена специальными зажимами для подвески плакатов и устройствами для стирания записей.

Информационное поле «ММА 311.01» предназначено для работы в составе комплексов технических средств обучения. Оно позволяет производить запись мелом на доске, демонстрировать на разворачивающемся отражательном экране учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, демонстрировать на просветном полиэкране диапозитивы, поднимать с помощью механизированной рейки закрепленные на ней планшеты, схемы, карты и т. п., управлять работой четырех диапроекторов, управлять работой разворачивающегося экрана, механизированной рейки и подсветкой меловой доски, использовать микрофон выносного пульта для усиления речи преподавателя.

Использование всякой проекционной аппаратуры связано с наличием и качеством экранов. Экран - плоская или криволинейная поверхность для рассеивания в направлении зрителя света от каждого участка спроецированного на него изображения.

Современным вариантом проекционной плоскости являются плазменные панели. Плазменные панели становятся все более и более популярны, так как они ярче и больше, чем ЖК-дисплеи, тоньше, легче и компактней. Они обеспечивают чрезвычайно высокое качество изображения с высокой яркостью и контрастностью.

  1. Требования, предъявляемые к ТСО

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.

  1. Функции ТСО

Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.

  1. Коммуникативная, функция передачи информации.
  2. Управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
  3. Кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
  4. Научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.
  1. Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе

Когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.

Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. К сурдотехническим средствам такого рода относится, например, звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, с помощью которой ведется работа по развитию нарушенного слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, имеющих остатки слуха; используются приборы и приспособления, которые передают информацию о звуковых явлениях, преобразуя их в световые сигналы, воспринимаемые зрением, или в тактильно-вибрационные сигналы, воспринимаемые поверхностью тела, и др.

Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.

Но даже сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Большое значение имеет организационное обеспечение ТСО в образовательных учреждениях - их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником.

  1. Психологические особенности использования ТСО

Неправильное использование технических средств в процессе воспитания и обучения проистекает прежде всего из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти.

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д.

Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала.

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку, развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых.

Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием  способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения - умения наблюдать.

ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Графические возможности компьютеров позволяют детям создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же проверяется. Последнее используется и в лечебной педагогике, когда у ребенка возникают дидактогении, он боится говорить, раскрыть себя, а с машиной все это менее страшно, и неудачи легко исправить. Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их  использования. – М., 2001.
  2. Лекционные материалы по ТАСО http://www.novsu.ru/file/7040 или http://www.novsu.ru/file/7041.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на Дону, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения по предмету Электрические машины

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ Контрольная работа Программа, методические указания и контрольные заданиядля студентов заочной формы обучения специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание...

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по учебной дисциплине ОП 01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ по специальности 38.02.06 Финансы

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по учебной  дисциплине ОП 01.  ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ основной профессиональн...

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций МДК 03.01 Финансы организаций по специальности 38.02.06 Финансы

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций  и осуществление финансовых операций...

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций МДК 03.02 Организация внешних финансовых отношений

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций  и осуществление финансовых операций...

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление трудовым коллективом

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление ...

классная контрольная работа для заочной формы обучения

Цель классной контрольной работы: определение уровня знаний студентов, полученных в процессе обучения на занятиях по теме «Автоматизированные системы управления сервисом на транспорте»МДК0...

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы для студентов заочного обучения

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы разработаны на основе федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальн...