ДОП по финансовой грамотности
рабочая программа
Дополнителная образовательная программа по финансовой грамотнсти для студентов 15-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpo_fin.gramotnost.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению заседанием педагогического совета ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» протокол от 31.08.2023 № 1 | «Утверждаю» директор ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» ____________ А.А. Юрченко приказ от___________ №____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Долгова Кристина Евгеньевна,
Преподаватель специальных дисциплин
г. Тамбов, 2023 год
Информационная карта программы
| Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приборостроительный колледж» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности» |
3. Сведения об авторах | |
3.1. Ф.И.О., должность автора | Долгова Кристина Евгеньевна, преподаватель специальных дисциплин |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Дата разработки | 2023 год |
4.2. Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»; Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж». |
4.3. Область применения | дополнительное образование |
4.4. Направленность | социально-гуманитарная |
4.5. Тип программы | модифицированная |
4.6. Вид программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
4.7. Образовательная область | познавательное развитие |
4.8.Уровень освоения | базовый |
4.9. Возраст учащихся | 15 – 18 лет |
4.10. Продолжительность обучения | 1 год |
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления.
Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения, является неадекватная современным требованиям система финансового образования.
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Направленность программы: социально-пгуманитарнаяя.
Вид деятельности: ресурсы творческого развития личности.
Вид программы: модифицированная.
Актуальность определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.
В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.
Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Новизна программы заключаются:
а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учащихся, – с другой стороны;
б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков социальных навыков, которые необходимы для их успешного развития.
Адресат программы:
Возраст учащихся: 15-18 лет.
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Объем программы: 1 год (144 часа).
Срок реализации программы: 1года.
Форма обучения: очная, групповая.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации образовательной деятельности: отделение.
Название объединения: отделение экономики.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 144 часа в год – 4 часа в неделю.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Формы занятий:
теоретическое занятие;
практическое занятие;
самостоятельная работа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: в программе предусматривается выделение фиксированного количества часов на освоение учащимися определенного раздела, при этом обучающиеся могут самостоятельно распределить учебную нагрузку, предоставив выполненное задание к установленной контрольной дате. Оптимальным вариантом реализации учебного плана является организация образовательного процесса в объеме 2 академических часов 2 раза в неделю.
1.2 Цель и задачи
Цель программы: сформировать у студентовя необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи:
Личностные:
— формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;
—пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
- понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов.
Метапредметные:
— сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
—овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформировать коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Образовательные:
- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проводить простые финансовые расчёты.
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет;
знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения)
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | опрос | |
1. | Управление денежными средствами семьи | 20 | 10 | 10 | Опрос, практическое задание |
2. | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 18 | 8 | 10 | Опрос, практическое задание |
3. | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 18 | 8 | 10 | Опрос, практическое задание |
4. | Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 20 | 10 | 10 | Опрос, практическое задание |
5. | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 20 | 10 | 10 | Опрос, практическое задание |
6. | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 18 | 8 | 10 | Опрос, практическое задание |
7 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 20 | 10 | 10 | Опрос, практическое задание |
8. | Проектная деятельность | 6 | 2 | 4 | Опрос, практическое задание |
9. | Итоговая аттестация | 2 | - | 2 | Защита проектов |
ИТОГО: | 144 | 70 | 74 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Управление денежными средствами семьи
Теория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.
Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Теория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.
Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Теория: Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.
Практика: Игра «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции: доходность и риски».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Теория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.
Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика», кроссворд, задачи.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.
Практика: Игра «Выбор страховщика», кроссворд, решение задач.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Теория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Теория: Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Практика: Игра «Выбери свой негосударственный фонд», кроссворд, решение задач.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
1.4 Планируемые результаты
Студент должен знать:
- Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
- Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.
- Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.
- Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.
- Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.
- Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
- Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Студент должен уметь:
- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;
- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке;
- пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате;
- понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;
- различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга;
- влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарные учебные графики
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе военно-патриотической направленности «Основы поискового движения» начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, число учебных недель по программе – 36, число учебных дней – 72, количество учебных часов – 144 (Приложение).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Конференц-зал (для проведения конференций и конкурсов, деловых и ролевых игр).
2. Учебный аудитория №1 для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.
3. Информационный стенд для учащихся.
4. Оборудование:
− столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;
− доска;
− мел для доски;
− магниты для доски;
− ноутбук;
− проектор;
− принтер;
− доступ к Интернет;
− флеш-накопители для записи результатов занятий.
5. Раздаточный материал:
− рабочие тетради;
− буклеты к занятиям;
− карточки с заданиями;
− статьи;
− памятки;
− бланки тестов;
− кроссворды;
− рекомендации.
6. Канцелярские товары:
− бумага для печати формата А4;
− шариковые ручки;
− маркеры;
− фломастеры;
− ватман;
− цветная бумага;
− картон;
− конверты;
− папки-скоросшиватели с файлами (для каждого учащегося).
Основные технологии, формы и методы обучения
Образовательный процесс строится по двум основным видам деятельности:
обучение студентов теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
самостоятельная и практическая работа студентов (работа с различными источниками информации, выполнение практических заданий, создание собственных проектов и т.д.).
В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности студентов, сформировать практические навыки в области финансовой грамотности. В ходе выполнения самостоятельной деятельности студенты приобретают навыки работы с различными информационными ресурсами, анализируют результаты собственной практической деятельности, на основе чего происходит формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.
Таким образом, данная программа позволяет сформировать у студентов не только теоретические знания о финансовой грамотности, но и развить способности к самостоятельному поиску и решению поставленных проблем, создать условия для творческого самовыражения личности, что в полной мере соответствует тем требованиям, которые обозначены во ФГОС нового поколения.
Программа имеет разноуровневый характер и рассчитана на студентов с разным уровнем подготовки. Учебный материал распределен по принципу последовательного расширения и углубления теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков.
Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована в дополнительных и общеобразовательных учреждениях. Преподаватели, организующие образовательный процесс по данной программе, должны иметь высшее образование. Важным условием, необходимым для реализации программы, является умение преподавателя осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию студента, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.
Критерии отбора преподавателей:
− профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющиеся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав обучающихся;
− духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решение и нести за них ответственность;
− ориентированность на принципы гуманизма;
− умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.
2.3 Формы аттестации
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы отслеживания результатов
-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;
-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;
- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.
Критериями выполнения программы служат:
знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им комплексно использовать полученные знания, умения и навыки для получения необходимой информации и создания собственных проектов, а также стабильный интерес к деятельности поискового движения.
2.4 Оценочные материалы
Диагностика развития теоретических знаний и практических навыков конструирования и программирования осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям:
№ п/п | Оцениваемые параметры | Критерии | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка обучающихся | |||
1. | Теоретические знания по основным разделам учебного плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | тестирование |
2. | Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Выполнение практических заданий |
Практическая работа обучающихся | |||
3. | Практические умения и навыки, знания по основным разделам учебного плана программы | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Контрольное задание по оформлению исследовательского проекта |
4. | Владение специальными техническими средствами | Отсутствие затруднений при работе со специальными техническими средствами, правильность их использования | Самостоятельная работа по темам |
5. | Творческие навыки | Способность к усовершенствованию, инициатива, самостоятельность познания | Индивидуальные задания |
2.5 Методическое обеспечение
Образовательный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип научности;
- принцип систематичности;
- принцип доступности учебного материала;
- принципа наглядности;
- принципа сознательности и активности;
- принцип информальности;
- принцип индивидуализации.
Методы
1. Проблемно-развивающие методы:
- показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных
ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);
- диалогический (организация диалога с обучающимися);
- эвристический (сочетание изложения учебного материала с
самостоятельной деятельностью обучающихся по решению учебных
проблем);
- исследовательский (организация творческой самостоятельной
деятельности по решению учебных проблем).
2. Методы преподавания:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- показ-демонстрация.
3. Методы обучения:
- слушание;
- осмысление;
- упражнение;
- изучение первоисточников;
- моделирование;
- практическая работа;
- учебное исследование.
4. Интерактивные методы:
- дискуссии, дебаты;
- тренинги;
- «мозговой штурм»;
- соревнования;
5. Игровые методы:
- ролевая игра (акцент делается на общение);
- деловая игра (акцент делается на обучение);
- интеллектуальная игра;
- настольные игры (на развитие познавательных процессов).
Формы организации обучения
Теоретические формы | Практические формы | Внеурочные формы |
Проблемное обучение Семинар тестирование | Тренинг Мозговой штурм Дебаты Проектная деятельность Практикум Игра Кроссворд | Конференции Олимпиады Консультация |
Формы работы с родителями
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- информационные лектории с элементами практикума;
- обучающие семинары;
- мастер-классы.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
2.6. Список литературы
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020
- Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2021.
- Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2021
- Канторович Г.Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10, 11 классы, математический профиль. М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Канторович Г.Г. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10, 11 классы, математический профиль. М. ВИТА-ПРЕСС 2019
- Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТАПРЕСС, 2021.
- Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10, 11 классы, экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
- Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
Интернет-ресурсы
- https://моифинансы.рф/
- https://finza4et.ru/
- https://dni-fg.ru/
- https://edu.pacc.ru/
- https://vashifinancy.ru/materials/elektronnaia-entciklopediia-po-finansovoi-gramotnosti-finsovet/
Литература для учащихся и родителей
- Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2019
- Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2019
- Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2021
- Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...
Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"
Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»
Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...