Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа
методическая разработка

Андрей Салыгин

Методическая разработка открытого урока учебной практики  МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»  по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа»  выполнена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом. Занятие комбинированного типа, включающее контроль знаний, объяснение нового материала, подготовку к выполнению практического задания. Контроль знаний осуществляется по предыдущему материалу данного модуля и материалу учебной практики, форма контроля: фронтальный опрос и  тестовое задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ                ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117

ФСИН РОССИИ ФИЛИАЛ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

открытого урока учебной практики

МДК 01.02. Технология производства сварных конструкций профессионального

                      модуля :

ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов  

                      после сварки.

Профессия:  15.01.05  «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки

                      (наплавки))»

Тема: «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений            

                      согласно чертежа »                     

        

Разработчик: Мастер производственного обучения

Первая квалификационная категория

Салыгин А.Д.  

г. Самара

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока учебной практики  МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»  по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа»  выполнена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом. Занятие комбинированного типа, включающее контроль знаний, объяснение нового материала, подготовку к выполнению практического задания. Контроль знаний осуществляется по предыдущему материалу данного модуля и материалу учебной практики, форма контроля: фронтальный опрос и  тестовое задание.

Данная методическая разработка открытого урока ставит своей целью установление межпредметных связей учебных дисциплин «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда» и предназначена для мастеров производственного обучения, а также  преподавателям  учебных дисциплин.

Задачей мастера производственного обучения является, используя теоретические знания обучающихся по предметам и пройденным темам, а так же ранее приобретённым навыкам при наплавке валиков шва на круглые болванки, сварке стыковых соединений, научиться выполнять сборку и сварку труб из фрагментов труб, соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской. При освоении данной темы у обучающихся формируется умение выполнять ручную дуговую сварку  деталей, узлов и конструкций из сталей во всех положениях шва. Знание требований, предъявляемых к сварочному шву, правил подгонки деталей и узлов под сварку, правил подбора режима сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знание основных технологических приемов сварки.

Данная методическая разработка содействует воспитанию интереса к своей профессии, активности, развитию познавательного интереса и мотивационного компонента на учебной практике через осознание значимости выбранной профессии и современное ее применение в дальнейшем жизненном пути. Обучающиеся также получают и совершенствуют свои навыки в области организации трудового процесса и рабочего времени, выполняют самоанализ своей работы, учатся производить работы в бригаде.

Общеобразовательные технологии:

Здоровьесберегающие;

Развивающего обучения;

Технология бригадной организации.

Методическая цель: показ разнообразных приемов и методов активизации учебной деятельности, отработка умений по выполнению приемов, совершенствование навыков в области организации трудового процесса и рабочего времени.

Цели занятия.

Обучающая: 

Закрепить и совершенствовать ранее полученные знания;

Научить обучающихся правильно выполнять сварку труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа.

Развивающая: 

Развить навыки самостоятельной работы и их последующее применение в практической деятельности;

Развить коммуникативные навыки;

Мотивировать интерес к формированию положительной мотивации к изучаемому профессиональному модулю;

Расширить  навыки сравнительного и логического мышления;

Формировать поисковый стиль мышления.

Воспитательная: 

Завершить формирование способности к самовыражению;

Развить чувства самостоятельности;

Содействовать формированию уверенности в профессиональной работе;

Воспитать профессиональное чувство ответственности за качество своей работы;

Воспитывать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструменту, материалам, электроэнергии.

В ходе занятия у обучающихся формируются профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;

ПК 1.3 Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки;

ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки;

ПК 1.5.  Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку;

ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интересс;

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

ОК  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

С целью овладения профессиональными компетенциями обучающие в ходе освоения темы должны:

обобщить и систематизировать знания по видам и методам контроля качества сварных соединений;

изучить методы разрушающего и неразрушающего контроля качества сварных соединений;

          изучить особенности методов неразрушающего контроля качества сварных соединений;

систематизировать знания по технике безопасности выполнения сварочных работ.

Вид урока: Комбинированный.

Тип урока: Комбинированный с элементами новизны, изучение трудовых приемов и операций.

Материально-технологическое оснащение урока:

1. Средства индивидуальной защиты электросварщика: маска сварщика, костюм и боты сварщика.

2. Оборудование: сварочный выпрямитель, сварочный трансформатор ТДМ 405,  электрододержатель со сварочным кабелем.

3. Сварочный стол

4. Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов

металлическая щетка, шлакоотделитель, электродержатель .

5. Материалы: труба – диаметр 108мм, толщина стенки – 3 мм.

6. Электроды: электроды МР-3 диаметр 3мм.

7. Инструкционно-технологическая карта « Сварка стыкового соединения трубы».

8. Образец: стыковое   соединение трубы.        

        Организационно-методическое обеспечение урока:

ФГОС СПО по специальности 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);

Программа МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»; 

Наглядные пособия:

- пакет учебных элементов по профессии «Электрогазосварщик ручной дуговой сварки»;

- инструкционная карта;

- плакаты из серии: «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»:

  • «Средства индивидуальной защиты сварщика»
  • «Инструменты и оснастка сварщика»
  • «Рабочее место сварщика (виды сварочных постов)».

ХОД УРОКА:

I. Организационная часть –5 мин. 

-  Приветствие обучающихся.

 - Контроль посещаемости по списку обучающихся.

 - Контроль готовности к уроку.
- Контроль внешнего вида (наличие специальной формы) .

 - Сообщить цель предстоящего занятия.

-  Выполнить запись в журнале.

II. Вводный инструктаж – 35 мин.

2.1. Сообщить тему по программе и  цели  урока:

     Содействовать стимулированию потребности обучающихся в сознательном отношении к выполняемой работе и формирование профессиональных компетенций при сварке труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа;

2.2. Актуализация теоретических знаний обучающих -фронтальный опрос :

В каких случаях стыковое соединение трубы разбивается по секторам?

Ответ: При диаметре трубы свыше 100мм.

При какой толщине трубы делается разделка кромок?

Ответ: Если толщина трубы свыше 5 мм.

Для чего нужен трубный сегмент и область его применения.

Ответ: Для загиба трубы при прокладке трасс, трубопроводов.

2.3. Инструктирование обучающих по материалу урока:

2.3.1. Показ с объяснением приемов сварки стыкового соединения трубы мастером п/о, включая правила подбора сварочного тока; пути профилактики брака; технику безопасности.

2.3.2. Закрепление материала вводного инструктажа:

-обучающиеся демонстрируют приемы выполнения сварки стыкового соединения трубы и комментируют свои действия;

- теоретические вопросы мастера учащимся.              

Вопрос:   С   какой   стороны   ставятся   прихватки   при   сборке   стыкового трубы соединения? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: С противоположной стороны относительно сварочного шва;

Вопрос: Как подготовить поверхность металла к сварке?

Ответ: Зачистить кромки металла на ширину 20 мм металлической щеткой;

Вопрос: Рекомендуемая сила тока при толщине металла 3 мм: 70 А; 90 А;

Ответ: 80 А;

Вопрос: Перечислите возможные внешние дефекты при сварке стыкового соединения трубы.

Ответ: Подрез, внешние поры, наплыв.

Вопрос: Назовите меры профилактики брака.

Ответ: Зачистка кромок, качество электродов.

2.3.3 . Инструктаж по ТБ и ПБ ( с привлечением обучающихся).

Провести опрос обучающихся по пройденным темам занятий:

- Что относится к средствам индивидуальной защиты?

- Правила безопасности при ведении электросварочных работ?

- Подготовка к работе и обслуживание рабочего места электросварщика?

- Что относится к режиму сварки?

- Правила электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ?

2.3.4.   Выдача задания, сообщение нормы времени на работу, технических требований и критериев оценок за выполненную работу.

-Технические требования:

Ширина шва : 4-5 мм

Высота шва: 2-4 мм

Отсутствие подрезов, наплывов, внешних пор.

 III Текущий инструктаж -5 часов. 

   3.1.      Объяснение нового материала.

   3.2. Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.

3.3.      Целевые обходы мастером:

3.3.1.   Первый обход:

- проверить организацию рабочего места обучающихся, их укомплектованность и соблюдение обучающимися техники безопасности.

3.3.2.   Второй обход:

- проверить правильность выполнения приемов и операций, формирование профессиональных качеств.

3.3.3. Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполняемых приемов и операций.

3.3.4. Четвертый обход: произвести приемку и оценку выполненной работы, определить качество сварного шва внешним осмотром и измерениями. Особое внимание обратить на размеры катета шва. Проведение коллективного инструктажа при обнаружении общих ошибок и нарушения техники безопасности.

IV.Заключительная часть – 20 мин.

4.1. Подвести итоги занятия.

4.2. Сообщить о достижении целей урока.

4.3. Оценка освоения профессиональных компетенций; оценка освоения общих компетенций.

4.4. Отметить успехи обучающихся и  группы в целом, сообщить оценки обучающимся и проанализировать их.

4.5. Дать оценку качества выполненной работы с привлечением обучающихся (Приложение№1).

4.6. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины их возникновения профилактики и устранения

4.7. Демонстрация лучших работ обучающихся.

4.8. Выдать домашнее задание.

4.9..Объявить тему следующего урока.

4.10. Уборка рабочих мест.

Литература:

1. Акулов А.И., Бельчук Г.А., Демянцевич В.П. Технология и оборудование сварки плавлением. - М,: Машиностроение, 2016.      

2. Александров А.Г., Милютин B.C. Источники питания для дуговой сварки. -М,: Машиностроение, 2015. 

3. Алешин Н.Г., Щербинский B.C. Контроль качества сварочных работ. - М,: Высшая школа, 2018.     

 4. Винокуров В.А. Сварочные напряжения и деформации. - М,: Машиностроение, 2007.

5. Куркин С.А., Николаев Г.А. Сварные конструкции. - М.: Высшая школа, 2017.   

6. Розаренов Ю.Н. Оборудование для электрической сварки плавлением. -М.: Машиностроение, 2009.

7.  Чернышов Г.Г. Технология электрической сварки плавлением - М.: Академия. 2014.

8. Чебан В.А. Сварочные работы. - М.: Феникс, 2016.       

9. Юрьев В.П. Сварочное пособие по материалам и электроэнергии для сварочной техники. - М: Энергия, 2016.

10. Юхин Н.А. Дефекты сварных швов и соединений. - М.: СОУЭЛО, 2007

11.  Информационные ресурсы:

http://www.mastercity.ru/showthread.php?t=68314 http://forum.ostmetal.info/showthread.php?t=219398

http://www.forumhouse.ru/threads/13760/4

http://www.atestat.umk-spo.biz

http://www.metallicheckiy-portal.ru

http://www.ngpedia.ru

http://www. http://www.rosmetod.ru

Приложение №1

Критерии оценки

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Выполнение работы самостоятельно, в полном соответствии требованиям технической и технологической документации.

Уверенное и точное владение приемами; самоконтроль.

Выполнение работы самостоятельно, в основном   в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно; самоконтроль.

Выполнение работы в основном в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемые с помощью мастера.

Недостаточное владение приемами работ. Самоконтроль с помощью мастера.

Несоблюдение требований технической и технологической документации, приводящие к существенным ошибкам.

Неточное выполнение приемов работ и контроля качества продукции с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением приемов работ.

Тесты

ФИО обучающегося____________________________________________

Вопросы –напишите букву правильного ответа

Эталон ответа

1. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током?
а) влага на оборудовании и одежде электросварщика
б) использование при работе резиновых перчаток
в) работа на заземленном сварочном аппарате

а

2. Какой инструмент предназначен для удаления шлаковой корки?
а) молоток и зубило 
б) шлакоотделитель 
в) шлифовальный круг, закрепленный на пневмомашине 

б

3. Как называется дефект, представляющий собой продолговатые углубления (канавки), образовавшиеся в основном металле вдоль края шва?
а) непровары

б) прожоги            

в) подрезы                                          

в

4. Кабина сварочного поста должна иметь высоту:

а) не менее 1,50 м

б) не менее 2 м

в) не менее 4 м

б

5. Цель подготовки (зачистки) кромок под сварку:
а) получение характерного металлического блеска
б) получение качественного сварного шва
в) получение заданных геометрических размеров кромки

б

6. К каким дефектам относятся трещины, поры?
а) к наружным б) к внутренним
в) к наружным и внутренним

а

7. Сколько слоев вы положите в разделку труб толщиной 4 мм?

а) Один слой.

б) Два слоя.

в) Три слоя.

а

8. Способ сварки горизонтальных стыков труб:

а)  левый;

б)  правый;

в)  правый справа налево.

в

9. Заварка кратера производится следующим образом: 
а) резким обрывом дуги

б) плавным обрывом дуги 

б

10. Количество прихваток на стыке труб 0 108 мм:

а)  1;

б)  2;

в)  3.

в

Эталон ответа:

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

а

б

в

б

б

а

а

в

б

в

Критерии оценок тестирования:

Оценка «отлично»  9-10 правильных ответов или 90-100% из 10 предложенных вопросов;

Оценка «хорошо»   7-8 правильных ответов или 70-89% из 10 предложенных вопросов;

Оценка «удовлетворительно»  5-6 правильных ответов или 50-69% из 10 предложенных вопросов;

Оценка «неудовлетворительно»   0-4 правильных ответов или 0-49% из 10 предложенных вопросов.

Заключение

В соответствии с выбранным типом урока – комбинированный, предусматривается изучение нового материала и его закрепление, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях. Закрепление полученных знаний проводится в виде выполнения индивидуальных заданий с использованием справочного технического материала и технологических карт. Для достижения поставленной цели была задействована методика организации самостоятельной работы обучающихся при подборе материала сообщений по предложенным темам и при работе в группах, с использованием ранее заготовленных сварных соединений.

Материал урока разработан с учётом подготовки обучающихся, а также параллельно изучаемых дисциплин. В ходе подачи материала прослеживались межпредметные связи с учебными дисциплинами -«Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда». Для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе работы были использованы наглядные пособия и дидактический материал.

Основная часть урока – изучение нового материала дана в виде мультимедийных презентаций, что даёт возможность лучше усвоить материал.

Для того чтобы обучающиеся запомнили материал и научились использовать полученные знания, в ходе урока был продемонстрирован видеоролик: «Сварка труб диаметром 108 мм поворотно».

Поставленные цели урока достигнуты- закреплены и   совершенствованы ранее полученные знания, обучающихся правильно выполнили сварку труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа.

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Учебная практика» по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа »может быть использована в рамках обучения по специальности «15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие №25 12.06.2020г Сварка труб из полипропилена . Изучить. ( выбрать основы ,зарисовать , законспектировать .)

Сварка полипропиленовых труб Монтаж полипропиленовых труб своими руками - задача, посильная для всякого, кто обладает мало-мальским навыком физической работы. Высокая надежность сварных соединений...

Развернутый план урока по теме:«Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа »

Методическая разработка открытого урока учебной практики  МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные раб...

Тестовые задания по теме :"Сварка труб"

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:·...

Презентация на тему "Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа"

Методическая разработка открытого урока учебной практики  МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные раб...

Задание 8 ,14.12.2021 сварка трубы в горизонтальном положении плавящимся электродом ,изучить конспектировать и перерисовать рисунки

Сварка неповоротного горизонтального стыка Сварка с формированием стабильного проплавления ведется электродом диаметром 3 мм. Сварочный ток выбирают в зависимости от толщины основного металла, зазора...

Статья "Сварка труб и подготовительные операции"

Самым надежным способом соединения металлических труб является сварка. Выполняется она при помощи ручных, полуавтоматических и автоматических сварочных аппаратов. Ручная дуговая сварка труб позволяет ...

Методическая разработка учебной практики Сварка трубы в неповоротном положении Ø114х8

Главной целью учебной практики является изучение и закрепление трудовых приемов и операций выполнения  сварки стыкового соединения трубы в неповоротном положении под углом 45° 111 способом те...