Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа
методическая разработка
Методическая разработка открытого урока учебной практики МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа» выполнена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом. Занятие комбинированного типа, включающее контроль знаний, объяснение нового материала, подготовку к выполнению практического задания. Контроль знаний осуществляется по предыдущему материалу данного модуля и материалу учебной практики, форма контроля: фронтальный опрос и тестовое задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_mr_svarka_trub_razlichnogo_diametra_s_primeneniem_prisposobleniy.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117 ФСИН РОССИИ ФИЛИАЛ №6 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики МДК 01.02. Технология производства сварных конструкций профессионального модуля : ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки. Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» Тема: «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа »
Разработчик: Мастер производственного обучения Первая квалификационная категория Салыгин А.Д. г. Самара |
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока учебной практики МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа» выполнена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом. Занятие комбинированного типа, включающее контроль знаний, объяснение нового материала, подготовку к выполнению практического задания. Контроль знаний осуществляется по предыдущему материалу данного модуля и материалу учебной практики, форма контроля: фронтальный опрос и тестовое задание.
Данная методическая разработка открытого урока ставит своей целью установление межпредметных связей учебных дисциплин «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда» и предназначена для мастеров производственного обучения, а также преподавателям учебных дисциплин.
Задачей мастера производственного обучения является, используя теоретические знания обучающихся по предметам и пройденным темам, а так же ранее приобретённым навыкам при наплавке валиков шва на круглые болванки, сварке стыковых соединений, научиться выполнять сборку и сварку труб из фрагментов труб, соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской. При освоении данной темы у обучающихся формируется умение выполнять ручную дуговую сварку деталей, узлов и конструкций из сталей во всех положениях шва. Знание требований, предъявляемых к сварочному шву, правил подгонки деталей и узлов под сварку, правил подбора режима сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знание основных технологических приемов сварки.
Данная методическая разработка содействует воспитанию интереса к своей профессии, активности, развитию познавательного интереса и мотивационного компонента на учебной практике через осознание значимости выбранной профессии и современное ее применение в дальнейшем жизненном пути. Обучающиеся также получают и совершенствуют свои навыки в области организации трудового процесса и рабочего времени, выполняют самоанализ своей работы, учатся производить работы в бригаде.
Общеобразовательные технологии:
Здоровьесберегающие;
Развивающего обучения;
Технология бригадной организации.
Методическая цель: показ разнообразных приемов и методов активизации учебной деятельности, отработка умений по выполнению приемов, совершенствование навыков в области организации трудового процесса и рабочего времени.
Цели занятия.
Обучающая:
Закрепить и совершенствовать ранее полученные знания;
Научить обучающихся правильно выполнять сварку труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа.
Развивающая:
Развить навыки самостоятельной работы и их последующее применение в практической деятельности;
Развить коммуникативные навыки;
Мотивировать интерес к формированию положительной мотивации к изучаемому профессиональному модулю;
Расширить навыки сравнительного и логического мышления;
Формировать поисковый стиль мышления.
Воспитательная:
Завершить формирование способности к самовыражению;
Развить чувства самостоятельности;
Содействовать формированию уверенности в профессиональной работе;
Воспитать профессиональное чувство ответственности за качество своей работы;
Воспитывать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструменту, материалам, электроэнергии.
В ходе занятия у обучающихся формируются профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;
ПК 1.3 Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки;
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки;
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку;
ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интересс;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
С целью овладения профессиональными компетенциями обучающие в ходе освоения темы должны:
обобщить и систематизировать знания по видам и методам контроля качества сварных соединений;
изучить методы разрушающего и неразрушающего контроля качества сварных соединений;
изучить особенности методов неразрушающего контроля качества сварных соединений;
систематизировать знания по технике безопасности выполнения сварочных работ.
Вид урока: Комбинированный.
Тип урока: Комбинированный с элементами новизны, изучение трудовых приемов и операций.
Материально-технологическое оснащение урока:
1. Средства индивидуальной защиты электросварщика: маска сварщика, костюм и боты сварщика.
2. Оборудование: сварочный выпрямитель, сварочный трансформатор ТДМ 405, электрододержатель со сварочным кабелем.
3. Сварочный стол
4. Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов
металлическая щетка, шлакоотделитель, электродержатель .
5. Материалы: труба – диаметр 108мм, толщина стенки – 3 мм.
6. Электроды: электроды МР-3 диаметр 3мм.
7. Инструкционно-технологическая карта « Сварка стыкового соединения трубы».
8. Образец: стыковое соединение трубы.
Организационно-методическое обеспечение урока:
ФГОС СПО по специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
Программа МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»;
Наглядные пособия:
- пакет учебных элементов по профессии «Электрогазосварщик ручной дуговой сварки»;
- инструкционная карта;
- плакаты из серии: «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»:
- «Средства индивидуальной защиты сварщика»
- «Инструменты и оснастка сварщика»
- «Рабочее место сварщика (виды сварочных постов)».
ХОД УРОКА:
I. Организационная часть –5 мин.
- Приветствие обучающихся.
- Контроль посещаемости по списку обучающихся.
- Контроль готовности к уроку.
- Контроль внешнего вида (наличие специальной формы) .
- Сообщить цель предстоящего занятия.
- Выполнить запись в журнале.
II. Вводный инструктаж – 35 мин.
2.1. Сообщить тему по программе и цели урока:
Содействовать стимулированию потребности обучающихся в сознательном отношении к выполняемой работе и формирование профессиональных компетенций при сварке труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа;
2.2. Актуализация теоретических знаний обучающих -фронтальный опрос :
В каких случаях стыковое соединение трубы разбивается по секторам?
Ответ: При диаметре трубы свыше 100мм.
При какой толщине трубы делается разделка кромок?
Ответ: Если толщина трубы свыше 5 мм.
Для чего нужен трубный сегмент и область его применения.
Ответ: Для загиба трубы при прокладке трасс, трубопроводов.
2.3. Инструктирование обучающих по материалу урока:
2.3.1. Показ с объяснением приемов сварки стыкового соединения трубы мастером п/о, включая правила подбора сварочного тока; пути профилактики брака; технику безопасности.
2.3.2. Закрепление материала вводного инструктажа:
-обучающиеся демонстрируют приемы выполнения сварки стыкового соединения трубы и комментируют свои действия;
- теоретические вопросы мастера учащимся.
Вопрос: С какой стороны ставятся прихватки при сборке стыкового трубы соединения? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: С противоположной стороны относительно сварочного шва;
Вопрос: Как подготовить поверхность металла к сварке?
Ответ: Зачистить кромки металла на ширину 20 мм металлической щеткой;
Вопрос: Рекомендуемая сила тока при толщине металла 3 мм: 70 А; 90 А;
Ответ: 80 А;
Вопрос: Перечислите возможные внешние дефекты при сварке стыкового соединения трубы.
Ответ: Подрез, внешние поры, наплыв.
Вопрос: Назовите меры профилактики брака.
Ответ: Зачистка кромок, качество электродов.
2.3.3 . Инструктаж по ТБ и ПБ ( с привлечением обучающихся).
Провести опрос обучающихся по пройденным темам занятий:
- Что относится к средствам индивидуальной защиты?
- Правила безопасности при ведении электросварочных работ?
- Подготовка к работе и обслуживание рабочего места электросварщика?
- Что относится к режиму сварки?
- Правила электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ?
2.3.4. Выдача задания, сообщение нормы времени на работу, технических требований и критериев оценок за выполненную работу.
-Технические требования:
Ширина шва : 4-5 мм
Высота шва: 2-4 мм
Отсутствие подрезов, наплывов, внешних пор.
III Текущий инструктаж -5 часов.
3.1. Объяснение нового материала.
3.2. Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.
3.3. Целевые обходы мастером:
3.3.1. Первый обход:
- проверить организацию рабочего места обучающихся, их укомплектованность и соблюдение обучающимися техники безопасности.
3.3.2. Второй обход:
- проверить правильность выполнения приемов и операций, формирование профессиональных качеств.
3.3.3. Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполняемых приемов и операций.
3.3.4. Четвертый обход: произвести приемку и оценку выполненной работы, определить качество сварного шва внешним осмотром и измерениями. Особое внимание обратить на размеры катета шва. Проведение коллективного инструктажа при обнаружении общих ошибок и нарушения техники безопасности.
IV.Заключительная часть – 20 мин.
4.1. Подвести итоги занятия.
4.2. Сообщить о достижении целей урока.
4.3. Оценка освоения профессиональных компетенций; оценка освоения общих компетенций.
4.4. Отметить успехи обучающихся и группы в целом, сообщить оценки обучающимся и проанализировать их.
4.5. Дать оценку качества выполненной работы с привлечением обучающихся (Приложение№1).
4.6. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины их возникновения профилактики и устранения
4.7. Демонстрация лучших работ обучающихся.
4.8. Выдать домашнее задание.
4.9..Объявить тему следующего урока.
4.10. Уборка рабочих мест.
Литература:
1. Акулов А.И., Бельчук Г.А., Демянцевич В.П. Технология и оборудование сварки плавлением. - М,: Машиностроение, 2016.
2. Александров А.Г., Милютин B.C. Источники питания для дуговой сварки. -М,: Машиностроение, 2015.
3. Алешин Н.Г., Щербинский B.C. Контроль качества сварочных работ. - М,: Высшая школа, 2018.
4. Винокуров В.А. Сварочные напряжения и деформации. - М,: Машиностроение, 2007.
5. Куркин С.А., Николаев Г.А. Сварные конструкции. - М.: Высшая школа, 2017.
6. Розаренов Ю.Н. Оборудование для электрической сварки плавлением. -М.: Машиностроение, 2009.
7. Чернышов Г.Г. Технология электрической сварки плавлением - М.: Академия. 2014.
8. Чебан В.А. Сварочные работы. - М.: Феникс, 2016.
9. Юрьев В.П. Сварочное пособие по материалам и электроэнергии для сварочной техники. - М: Энергия, 2016.
10. Юхин Н.А. Дефекты сварных швов и соединений. - М.: СОУЭЛО, 2007
11. Информационные ресурсы:
http://www.mastercity.ru/showthread.php?t=68314 http://forum.ostmetal.info/showthread.php?t=219398
http://www.forumhouse.ru/threads/13760/4
http://www.atestat.umk-spo.biz
http://www.metallicheckiy-portal.ru
http://www.ngpedia.ru
http://www. http://www.rosmetod.ru
Приложение №1
Критерии оценки
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Выполнение работы самостоятельно, в полном соответствии требованиям технической и технологической документации. Уверенное и точное владение приемами; самоконтроль. | Выполнение работы самостоятельно, в основном в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно; самоконтроль. | Выполнение работы в основном в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемые с помощью мастера. Недостаточное владение приемами работ. Самоконтроль с помощью мастера. | Несоблюдение требований технической и технологической документации, приводящие к существенным ошибкам. Неточное выполнение приемов работ и контроля качества продукции с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением приемов работ. |
Тесты
ФИО обучающегося____________________________________________
Вопросы –напишите букву правильного ответа | Эталон ответа |
1. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током? | а |
2. Какой инструмент предназначен для удаления шлаковой корки? | б |
3. Как называется дефект, представляющий собой продолговатые углубления (канавки), образовавшиеся в основном металле вдоль края шва? б) прожоги в) подрезы | в |
4. Кабина сварочного поста должна иметь высоту: а) не менее 1,50 м б) не менее 2 м в) не менее 4 м | б |
5. Цель подготовки (зачистки) кромок под сварку: | б |
6. К каким дефектам относятся трещины, поры? | а |
7. Сколько слоев вы положите в разделку труб толщиной 4 мм? а) Один слой. б) Два слоя. в) Три слоя. | а |
8. Способ сварки горизонтальных стыков труб: а) левый; б) правый; в) правый справа налево. | в |
9. Заварка кратера производится следующим образом: б) плавным обрывом дуги | б |
10. Количество прихваток на стыке труб 0 108 мм: а) 1; б) 2; в) 3. | в |
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | а | б | в | б | б | а | а | в | б | в |
Критерии оценок тестирования:
Оценка «отлично» 9-10 правильных ответов или 90-100% из 10 предложенных вопросов;
Оценка «хорошо» 7-8 правильных ответов или 70-89% из 10 предложенных вопросов;
Оценка «удовлетворительно» 5-6 правильных ответов или 50-69% из 10 предложенных вопросов;
Оценка «неудовлетворительно» 0-4 правильных ответов или 0-49% из 10 предложенных вопросов.
Заключение
В соответствии с выбранным типом урока – комбинированный, предусматривается изучение нового материала и его закрепление, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях. Закрепление полученных знаний проводится в виде выполнения индивидуальных заданий с использованием справочного технического материала и технологических карт. Для достижения поставленной цели была задействована методика организации самостоятельной работы обучающихся при подборе материала сообщений по предложенным темам и при работе в группах, с использованием ранее заготовленных сварных соединений.
Материал урока разработан с учётом подготовки обучающихся, а также параллельно изучаемых дисциплин. В ходе подачи материала прослеживались межпредметные связи с учебными дисциплинами -«Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда». Для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе работы были использованы наглядные пособия и дидактический материал.
Основная часть урока – изучение нового материала дана в виде мультимедийных презентаций, что даёт возможность лучше усвоить материал.
Для того чтобы обучающиеся запомнили материал и научились использовать полученные знания, в ходе урока был продемонстрирован видеоролик: «Сварка труб диаметром 108 мм поворотно».
Поставленные цели урока достигнуты- закреплены и совершенствованы ранее полученные знания, обучающихся правильно выполнили сварку труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа.
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Учебная практика» по теме «Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа »может быть использована в рамках обучения по специальности «15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выполнение вечерних причесок из волос различной длины с применением постижерных изделий" специальности 100116 "Парикмахерское искусство"
Урок способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся в создании различных причесок, овладению умениями и навыками в выполнении декоративных элементов, украшающих прическу. ...
занятие №25 12.06.2020г Сварка труб из полипропилена . Изучить. ( выбрать основы ,зарисовать , законспектировать .)
Сварка полипропиленовых труб Монтаж полипропиленовых труб своими руками - задача, посильная для всякого, кто обладает мало-мальским навыком физической работы. Высокая надежность сварных соединений...
Развернутый план урока по теме:«Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа »
Методическая разработка открытого урока учебной практики МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные раб...
Тестовые задания по теме :"Сварка труб"
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:·...
Презентация на тему "Сварка труб различного диаметра с применением приспособлений согласно чертежа"
Методическая разработка открытого урока учебной практики МДК 01.02. «Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные раб...
Задание 8 ,14.12.2021 сварка трубы в горизонтальном положении плавящимся электродом ,изучить конспектировать и перерисовать рисунки
Сварка неповоротного горизонтального стыка Сварка с формированием стабильного проплавления ведется электродом диаметром 3 мм. Сварочный ток выбирают в зависимости от толщины основного металла, зазора...
Статья "Сварка труб и подготовительные операции"
Самым надежным способом соединения металлических труб является сварка. Выполняется она при помощи ручных, полуавтоматических и автоматических сварочных аппаратов. Ручная дуговая сварка труб позволяет ...