Тема урока: «МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ»
план-конспект занятия
Группа: Сварщики
Тип урока: комбинированный
Время:45 минут
Цели урока:
Обучающая - дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся знаний;
Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с профессией, умение делать выводы и работать в группе;
Развивающая – развивать профессиональную грамотность, кругозор, логическое мышление.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся знания о сплавах металлов.
2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
3. Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.
Оборудование: телевизор, коллекция сплавов цветных и чёрных металлов (чугуны и стали, алюминий и медь), изделия из сплавов.
Методы урока: объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.
Демонстрации: коллекция сплавов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bratchikov_a.s.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ»
Группа: Сварщики
Тип урока: комбинированный
Время:45 минут
Цели урока:
Обучающая - дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся знаний;
Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с профессией, умение делать выводы и работать в группе;
Развивающая – развивать профессиональную грамотность, кругозор, логическое мышление.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся знания о сплавах металлов.
2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
3. Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.
Оборудование: телевизор, коллекция сплавов цветных и чёрных металлов (чугуны и стали, алюминий и медь), изделия из сплавов.
Методы урока: объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.
Демонстрации: коллекция сплавов.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала
- Способность материала деформироваться с минимальным сопротивлением, под воздействием внешней нагрузки, принимая и сохраняя заданную форму. (ковкость)
- Способность материала сопротивляться проникновению в него инородного тела. (твёрдость)
- Как называется неравномерность свойств в разных направлениях. (анизотропия)
- Способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения. (износостойкость)
- Способность материала сопротивляться деформации или разрушению под действием внешних сил. (прочность)
- Способность твёрдых материалов изменять без разрушения форму и размеры под влиянием внешней нагрузки, устойчиво сохраняя их после ее снятия. (пластичность)
- Способность материала образовывать неразъемное соединение с комплексом свойств, обеспечивающих работоспособность конструкции. (свариваемость)
- Свойство материала поддаваться обработке резанием. (обрабатываемость)
II. Изложение программного материала
Металл как конструкционный материал играет огромную роль в жизни человека. Металлы в технике применяют в виде сплавов, но не в чистом виде. Их получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении. Сплав – материал, получаемый путем смешивания в расплавленном виде двух или более металлов в определенном соотношении.
Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К черным как вы думаете, какие металлы и сплавы относятся?. Железо и сплавы на его основе – чугун и сталь, все остальные металлы и сплавы – цветные.
Теперь перечислим наиболее часто применяемые сплавы:
1. История появления стали и чугуна. (Демонстрация видеофрагмента)
Сталь – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%. Сталь является прочным и пластичным материалом, хорошо поддающимся механической обработке.
Что изготовляют из стали? {Из стали делают инструменты, детали машин и конструкций.}
Чугун – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%. Чугун – сплав хрупкий, но твёрдый, к тому же обладает хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают сложные и качественные отливки. Как в думаете что изготавливают из чугуна? (батареи, ванны, мойки, колонны, художественное литьё).
Латунь – сплав меди с цинком, обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью.
Что же изготавливают из латуни? Из этого следует, что латунь применяется… (для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности, и в электротехнике: гайки, болты, пружины, трубы)
Бронза – сплав меди с оловом, свинцом или алюминием. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью.
Что изготовляют из бронзы? (Применяется для изготовления водопроводных кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий.)
Дюралюминий (дюраль) – сплав алюминия с медью, магнием или цинком. Хорошо поддается обработке, обладает высокой коррозионной стойкостью. Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируют чистым алюминием
Итак, где же применяется дюраль? (Применяется в авиации, машиностроении и строительстве.)
III. Практическая работа
Тема: пользуясь справочной литературой заполните таблицу. Сравните свойства и сделайте вывод.
Инструменты и материалы: ручка, тетрадь, таблица, справочник.
Таблица
№ п/п | Наименование сплава | Из чего состоит | Удельная теплоёмкость | Удельное электрическое сопротивление | Температура плавления | Плотность | Маркировка | Применение |
1. | Сталь | это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%. | ||||||
2. | Чугун | это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%. | ||||||
3. | Латунь | сплав меди с цинком | ||||||
4. | Бронза | сплав меди с оловом, свинцом или алюминием | ||||||
5. | Дюралюминий | сплав алюминия с медью, магнием или цинком. |
Ход работы:
1. Внимательно посмотрите на таблицу;
2. Изучите справочные материалы;
3. Заполните таблицу.
IV. Итог урока
Подведение итогов урока. Выявление общих ошибок и их устранение. Сравните свою таблицу с эталоном и исправьте ошибки.
№ п/п | Наименование сплава | Из чего состоит | Удельная теплоёмкость | Удельное электрическое сопротивление | Температура плавления | Плотность | Маркировка | Применение |
1. | Сталь | это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%. | при 20 °C: 462 Дж/(кг·°C) | (0,1)×10−6 Ом·м | 1450—1520 °C | 7700—7900 кг/м³ | 35, 40, 35Л, 40 ХН, 35 ХМ, 45 ГЛ, 40 Х и др. | инструменты, детали машин и конструкций. |
2. | Чугун | это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%. | При 20 о С: 500 Дж/(кг·°C) | 100.000 · 10 − 8 (Ом · Метр) | 1200 -1500 °C | 7000 – 7800 кг/м³ | П1, П2, ПЛ1, ПЛП2, ПФ1, ПВК1, АЧС, АЧВ, АЧК, Ч и др. | батареи, ванны, мойки, колонны, художественное литьё |
3. | Латунь | сплав меди с цинком | при 20 °C —377 Дж/(кг·°C) | (0,07-0,08)×10−6 Ом·м | 880—950° С | 8300—8700 кг/м³ | Л70, ЛАЖ60-1-1, ЛЦ40Мц1,5, и др. | для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности, и в электротехнике: гайки, болты, пружины, трубы |
4. | Бронза | сплав меди с оловом, свинцом или алюминием | при 20 °C 385 Дж/(кг·°C) | (0,02)×10−6 Ом·м | 930—1140 °C | 7500-8800 кг/м³ | Бр. ОЦС4-4-2,5, БрОФ6,5-0,4, БрО4Ц4С17, БрС30 и др. | для изготовления водопроводных кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий |
5. | Дюралюминий | сплав алюминия с медью, магнием или цинком. | при 20 °C 920 Дж/(кг·°C) | 2.700 · 10 − 8 (Ом · Метр) | 650 °C | Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1 и др. | изготовление каркаса дирижаблей жёсткой конструкции, в самолётостроении, строительстве. |
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".
Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электрос...
Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".
Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 ...
Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях"
Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02...
Оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...
Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...
Открытый урок на тему : "Коррозия металлов и сплавов.Методы защиты от коррозии"
Заранее формируются бригады (по интересам) и каждой бригаде выдаётся задание. - Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовил в домашних условиях, пользуясь материалами интернета. зна...
Учебный элемент: Техника ручной дуговой сварки стыковых соединений в нижнем положении ПМ. 02 Сварка и резка деталей и узлов машин, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях шва
Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать...