Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии: «Станочник (металлообработка)» Технический турнир Деда Мороза
методическая разработка

Сергей Николаевич Титов

Внеклассное мероприятие по профессии Технический турнир Деда Мороза  предназначено для обучающихся 1 курса среднего профессионального образования по профессии Станочник (металлообработка) со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Содержание вопросов технического турнира рассчитано на тот уровень и объем знаний, который обучающиеся 1 курса успели получить по общепрофессиональным предметам и междисцилинарным курсам к моменту проведения мероприятия.  Проведение мероприятия приходится на конец декабря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskiy_turnir_deda_moroza_2020-2021.docx751.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Описание: Описание: Описание: F:\Лена\токари\токари разное\soyuz-540.jpg

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по профессии: «Станочник (металлообработка)»

Технический турнир Деда Мороза

Разработали:                                 преподаватель спецдисциплин

Косякова Е. В.

мастер производственного

обучения

Титов С.Н.

г. Белгород, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к внеклассному мероприятию по профессии «Станочник (металлообработка)»

Технический турнир Деда Мороза

Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить обучающимся определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное,  научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу обучающихся, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных мероприятиях. Один из самых верных путей повышения качества обучения профессии токаря – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Внеклассное мероприятие по профессии Технический турнир Деда Мороза  предназначено для обучающихся 1 курса среднего профессионального образования по профессии Станочник (металлообработка) со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Содержание вопросов технического турнира рассчитано на тот уровень и объем знаний, который обучающиеся 1 курса успели получить по общепрофессиональным предметам и междисцилинарным курсам к моменту проведения мероприятия.  Проведение мероприятия приходится на конец декабря.

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать знания по предметам междисциплинарных курсов по профессии «Станочник (металлообработка)».
  • Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию познавательной деятельности обучающихся  к предметам.
  • Выявление индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Способствовать наиболее полному проявлению возможностей обучающихся.
  • Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы в команде.
  • Воспитание взаимопомощи, ответственности.
  • Формирование наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
  • Повышение технологической культуры, расширение кругозора.

Воспитательные:

  • Привить любовь к профессии.
  • В процессе работы на внеклассном мероприятии развивать чувство коллективизма.
  • Создать принцип «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение 2).

Для победителей и активных участников турнира приготовлены ценные призы.

Межпредметные связи: Материаловедение (Стали), Техническая графика (Виды на чертежах), Технические измерения (Штангенциркуль), ОП 05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках, ПМ 02.  Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типов (сверлильных, токарных,  фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных).

Структура мероприятия:

  1. Сообщение преподавателем целей проведения мероприятия.
  2. Приветствие команд.
  3. Объявление состава жюри.
  4. Проведение технического турнира.
  5. Подведение итогов.
  6. Награждение команд и лучших игроков.
  7. Сообщение преподавателя о достижении целей мероприятия.
  8. Рефлексия.

Методика проведения: использование мультимедиа, творческая работа в команде,  беседа (вопросно-ответная). Ведущие мероприятие преподаватель и мастер п/о одеты в костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

Презентация PowerPoint (Приложение 2) состоит из 23 слайдов.

Слайды 2 и 3 содержат вопросы индивидуальных конкурсов «Измерение штангенциркулем» и «Определение размера».

Слайд 4 содержат задание группового конкурса «Чертеж» (Приложение 3).

Слайд 5 содержат задание группового конкурса «Соберите пазл» (Приложение 4).

Слайд 6 содержат ответ на задание группового конкурса «Соберите пазл».

Слайд 7 содержат задание группового конкурса «Термины».

Слайд 8 содержат задание группового конкурса «Посох для Деда Мороза».

Слайды 9 и 10 содержат ответ на задание группового конкурса «Посох для Деда Мороза».

Слайд 11 содержат задание группового конкурса «Коньки для Снегурочки».

Слайды 12, 13 и 14 содержат ответ на задание группового конкурса «Коньки для Снегурочки».

Слайды 15-18 содержат индивидуальные вопросы «Механическая понятливость» (Тест Беннета)»  и 3 варианта ответов. Каждый вариант ответа связан с управляющей кнопкой.

Управляющие кнопки, связанные с правильным ответом, осуществляют переход по гиперссылке на скрытый слайд 19 «Правильно!».

Управляющие кнопки, связанные с неправильным ответом, осуществляют переход по гиперссылке на скрытый слайд 20 «Ошибка!».

Скрытый слайд 19 «Правильно!» сопровождается мелодией «chimes.wav».

Скрытый слайд 20 «Ошибка!» сопровождается мелодией «laser.wav».

На каждом скрытом слайде 19 и 20 справа внизу имеется управляющая кнопка «Назад», которая осуществляtт переход по гиперссылке на последний просмотренный слайд с вопросом.

Слайд 21 «Подведение итогов турнира!» сопровождается мелодией «Балаган Лимитед - В Лесу Родилась Елочка.MP3 (audiopoisk.com)».

Слайд 22 предназначен для проведения рефлексии.

Слайд 23 «С Новым годом!» сопровождается мелодией «Балаган Лимитед - Этот Новый Год.MP3 (audiopoisk.com)».

Мероприятие рассчитано на 1 академический час.

Ход мероприятия:

  1. Преподаватель (в костюме Снегурочки): Добрый день. Вы знаете, что скоро наступит Новый год. Сегодня мы проведем с вами технический турнир Деда Мороза.

Но что-то Дед Мороз с призами задерживается. Давайте позовем его.

Обучающиеся зовут Деда Мороза. Входит мастер п/о, одетый в костюм Деда Мороза.

Мастер п/о (в костюме Деда Мороза): Добрый день! Сегодня я посмотрю чему вы научились и лучших обучающихся буду раздавать подарки.

В турнире принимают участие две команды группы №  «___________» и «____________».

Команды! Поприветствуйте друг друга! (участники команд приветствуют друг друга и высказывают пожелания соперникам).

  1. Условия проведения турнира. Участие принимают две команды. Командам предлагаются вопросы. Вопросы будут выведены через проектор на экран.

Команды по очереди отвечают на вопросы. Если вопрос индивидуальный, то отвечает тот обучающийся, который первым поднимет руку. За каждый правильный ответ все члены команды или обучающийся получает 1 балл (конфету). Если ответ команды не правильный, тогда право ответа переходит второй команде. Если обе команды ответили не правильно, тогда никакой команде баллы не присваиваются.  

Побеждает в турнире команда, набравшая наибольшее количество баллов (конфет).

Команды–победительницы награждается грамотами «За победу» и в номинации «За волю к победе», а также ценными призами..

  1. Преподаватель: Внимание! Начинаем технический турнир. (Приложение 1)
  2. Подведение итогов турнира.
  3. Поздравление победителей. Вручение призов.

  1. Подведение итогов преподавателем: сообщение  о достижении целей мероприятия.

Преподаватель. Выбор профессии для молодого человека – это важный шаг, который определит его последующую жизнь. И если ты выбрал профессию, то должен реально представлять, что конкретно хочешь получить от этой профессии, какие перспективы тебя ждут и то, что от твоего выбора будет зависеть твое будущее и будущее твоей семьи. В наше нелегкое время, профессия играет важную, а порой и решающую роль в жизни молодого человека. Хочется верить и надеяться, что ваш выбор получить профессию в стенах нашего учебного заведения осознанный и будет вам опорой в вашей будущей жизни.

Сегодня мы с вами провели технический турнир по выбранной вами профессии «Станочник (металлообработка)». Вы еще раз убедились, как много всего должен знать квалифицированный рабочий. Объём его теоретических знаний должен содержать сведения об используемых и применяемых материалах, о технологии работ на металлорежущих станках. Вы  продемонстрировали профессиональные знания, подученные на теоретических и практических занятиях по общепрофессинальным предметам: Допуски и технические измерения, Основы инженерной графики, Основы материаловедения, Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках; по учебной практике по профессиональному модулю ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типов (сверлильных, токарных,  фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных). Современный рабочий должен в совершенстве владеть приемами работы на современном оборудовании.

Вот сколько разных знаний и умений должно быть в арсенале современного рабочего! Вы находитесь еще в начале профессионального роста, много вы еще не знаете, многое вам предстоит узнать. Сегодня же вы продемонстрировали, что к учебе вы относитесь серьезно и уже узнали некоторые секреты профессии станочник. Молодцы!

  1. Рефлексия: определите, каким для вас был сегодняшний технический турнир? Было ли  вам интересно? Понравилось ли вам работать в команде?

Спасибо всем участникам, зрителям и членам жюри за участие! Всем удачи!

Заключение

Введение ФГОС по профессии 15.01.25 Станочник  (металлообработка) предусматривает освоение программ профессиональных модулей, овладение обучающимися видами профессиональной деятельности, профессиональными и общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Таким образом, мероприятия подобного типа формируют соответствующие профессиональные и общие компетенции у обучающихся, помогают в освоении практического опыта, умений и знаний. Внеклассные мероприятия по профессии помогают систематизировать знания по общеобразовательным предметам средней школы; способствуют формированию и развитию познавательной деятельности учащихся  к предметам; выявляют индивидуальные особенности обучающихся; способствуют наиболее полному проявлению возможностей обучающихся, формированию и развитию  умений и навыков работы в команде; воспитывают чувство взаимопомощи, ответственности; формируют наблюдательность, внимание, память, развивают мышление; повышают технологическую культуру, расширяют кругозор. В ходе таких мероприятий прививается любовь к профессии; развивается чувство коллективизма.

Следовательно, можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом при обучении профессии.

Целесообразно проводить внеклассные мероприятия в системе.

Поэтому считаю, что данная методическая разработка может с успехом применяться при обучении профессии «Станочник» в учреждения среднего профессионального образования.

Приложение 1

Внеклассное мероприятие по профессии «Станочник»

Технический турнир Деда Мороза

Первый конкурс «Измерение штангенциркулем»

Измерьте предложенную деталь.

Второй конкурс «Определение размера»

Определите размер по показаниям штангенциркуля.

Правильный ответ: А) 20,5 мм; Б) 6,6 мм; В) 2,9 мм; Г) 0 мм.

Третий конкурс «Чертеж»

Перед вами – пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе – сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.

Четвертый конкурс «Соберите пазл»

Соберите пазл и назовите слова, содержащиеся в пазле.

Правильный ответ: штангенциркуль, микрометр, шпиндель, измерение.

Пятый конкурс «Термины»

Назовите термины по профессии. Побеждает тот, кто больше назовет терминов.

Шестой конкурс «Посох для Деда Мороза»

Помогите Деду Морозу подобрать сталь для посоха.

Какими свойствами должна обладать сталь для такого посоха?

Назовите марки таких сталей.

Правильный ответ: Сталь для посоха Деда Мороза должна быть коррозионностойкой, твердой и прочной.

Такими свойствами обладают:

Легированная сталь представляет собой материал, физические и химические свойства которого улучшаются за счет добавления легирующих элементов в состав.

Она отличается прочностью, меньше поддается коррозии, применяется в различных областях, в том числе, машиностроении, а также для создания различных конструкций, трубы различного назначения, деталей, которые в дальнейшем будут подвергаться высоким температурным колебаниям.

Хладостойкие аустенитные композиции содержат 8–25 % никеля и 17–25 % хрома. Применяются они для криогенных аппаратов. Чаще всего встречаются криогенные стали 07Х13Н4АГ20 и 03Х20Н16АГ6, которые легируются азотом. Этот элемент вводят для того, чтобы сплав при температуре +20° имел более высокий предел текучести.

Нержавеющая сталь – это сплав, содержащий, по крайней мере, 13% процентов хрома, который создает очень тонкий слой из инертной окиси хрома (оксид хрома) на поверхности. Этот химически пассивный слой на поверхности останавливает нержавеющую сталь от разъедания.

Хром и никель, используемые в качестве легирующих компонентов этих сталей при контакте с агрессивной средой они образуют на поверхности прочную оксидную пленку, предохраняющую сталь от дальнейшего корродирования. Хромоникелевая сталь — наиболее типичная нержавейка, но кроме нее есть и другие марки нержавеющих сталей. Например, легкие нержавеющие сплавы могут включать алюминий или титан. Изделие из нержавеющей стали может очень долго оставаться на сыром воздухе, сохраняя свой блеск и чистоту.

Хромистые мартенситные и мартенсито-ферритные стали 30Х13, 40Х13.

Для изготовления лезвия коньков используют такие типы стали: легированная, нержавеющая, углеродистая и высокоуглеродистая.

Легированная сталь — сталь, в которую для придания прочностных и других характеристик добавляют различные элементы, которые позволяют увеличить коррозионную стойкость и повысить твердость. Основными легирующими элементами в сталях для лезвий являются хром (хромированная сталь) и никель, марганец (для повышения твердости).

Сталь легированная, инструментальная, высококачественная, 1% углерода, 9% вольфрама, быстрорежущая. Р9

Сталь легированная, инструментальная, качественная, 1% углерода, 1% хрома, 1% вольфрама, 1% марганца. Сталь ХВГ

Сталь  легированная, инструментальная, качественная,0,9% углерода, 5%хрома, 8% никеля, 4% алюминия. Сталь 90Х5Н8Ю4

Низкоуглеродистая и легированная стали тяжелее высокоуглеродистой стали и быстрее ржавеют. Такие коньки требуют более тщательного ухода.

Седьмой конкурс «Коньки для Снегурочки»

Помогите Снегурочке подобрать сталь для коньков.

Какими свойствами должна обладать сталь для коньков?

Назовите марки таких сталей.  

Правильный ответ: Для изготовления лезвия коньков используют такие типы стали: легированная, нержавеющая, углеродистая и высокоуглеродистая.

Нержавеющая сталь — сталь с добавлением хрома, который значительно повышает стойкость стали к коррозии. Но стоит отметить, что добавление элементов, придающих сильные антикоррозионные свойства, снижает твердость лезвия.

Мартенситные марки нержавейки – 40Х13, 20Х13, 12Х13, 30Х13. Чаще всего из них изготавливают рессоры, измерительный и режущей инструмент. 

Для изготовления лезвия коньков используют такие типы стали: легированная, нержавеющая, углеродистая и высокоуглеродистая.

Углеродистая сталь — это сталь с небольшим содержанием углерода. Вообще углерод всегда содержится в стали. Разница лишь в его количестве. Чем больше углерода, тем выше твердость лезвия.

В производстве более дорогих моделей используется высокоуглеродистая сталь. Такие коньки легче, а лезвия лучше сопротивляются коррозии и дольше остаются острыми.

Высокоуглеродистая сталь — сталь с высоким содержанием углерода. Повышенное содержание углерода в стали придает ей высокую степень твердости.

Высокоуглеродистые – от 0,6% до 1,4%. Из нее изготавливают высокопрочный инструмент, приборы для измерения.

У7 – применяется для производства зубил, штампов, кузнечного инструмента, молотов. У8 и У8Г (с содержанием марганца) – пробойники, ножи по металлу, инструмент, предназначенный для обработки камня. У9 – инструмент для деревообработки, кернеры, штемпеля. У10 и У11 – метчики, развертки, плашки, полотна для ножовок. У12 и У13 – резцы для обработки твердого металла, сверла.

Восьмой конкурс «Механическая ПОНЯТЛИВОСТЬ» (ТЕСТ БЕННЕТА)

1. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?  

А) в направлении стрелки А;question

Б) в обоих направлениях;

В) в направлении стрелки В.

Правильный ответ: В) в направлении стрелки В. 

2. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается нижнее колесо?question

А) в направлении А;

Б) в обоих направлениях;

В) в направлении В.

Правильный ответ: А) в направлении А. 

3. Если первая шестерня вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается верхняя шестерня? question

А) в направлении стрелки А;

Б) в направлении стрелки B;

В) в обоих направлениях.

Правильный ответ: А) в направлении стрелки А. 

4. Зубчатая рейка Х двигается полметра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?                                 question

А) на 0,16 м;

Б) на 0,25 м;

В) на 0,5 м.

Правильный ответ: Б) на 0,25 м.

Приложение 3

Третий конкурс «Чертеж»

Команда «____________________»

Перед вами – пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе – сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо профессии «Станочник» (металлообработка) Турнир «Юный станочник»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Станочник». Особенностью методической разработки является то, что по программе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии «Токарь-универсал» ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР «МОЛОДОЙ ТОКАРЬ»

Данное мероприятие предназначено для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования по профессии «Токарь-универсал» со сроком обучения 2 года 5 месяцев. Содержание вопросов технического ту...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии «Токарь-универсал» ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР «МОЛОДОЙ ТОКАРЬ»

Данное мероприятие предназначено для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования по профессии «Токарь-универсал» со сроком обучения 2 года 5 месяцев. Содержание вопросов технического ту...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии «Станочник» (металлообработка) Турнир «Юный станочник»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Станочник». Особенностью методической разработки является то, что по программе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии Станочник(металлообработка); станочник широкого профиля

1.     Тематика и объем письменной экзаменационной работыТемой выпускной письменной экзаменационной работы по специальности Станочник(металлообработка) является разработка технолог...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: станочник (металлообработка)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

Конкурс "Лучший по профессии" "Станочник" (металлообработка)

Конкурс проходил 24 мая 2015 годаСсылка на видео: https://yadi.sk/i/z8xnNyNVqSLtK...