Все существующие виды запорной арматуры выполняют важнейшие функции в системе трубопровода. Они контролируют и перекрывают ход жидкой или газообразной среды. Чтобы правильно выбрать запорную арматуру, надо четко понимать, какая у нее классификация и где применим тот или иной ее тип.
Назначение и устройство запорной арматуры
Применяется арматура в различных системах трубопроводов. Ее можно встретить в таких отраслях, как пожаротушение, перегонка химических веществ, системы водоснабжения и т.д.
Состоит арматура обычно из специального вентиля, либо рычага для механического управления, либо специального электропривода и корпуса с основным ограничителем. Обычно запорная арматура врезается в трубопровод на определенном расстоянии. Перекрытие среды происходит внутри корпуса. Благодаря специальным уплотнителям обеспечивается достаточный уровень герметичности перекрытия.
Разделение и виды
Конструкция арматуры, а также ее размеры зависят от назначения системы провода и характеристик труб. Арматура может использоваться для:
пробы спуска среды;
контроля потоков;
проверки уровня жидкости;
отбора проб;
дренажа;
выпуска воздуха и т. п.
Каждое из направлений напрямую влияет на выбор запорной арматуры, среди которой различают следующие устройства:
задвижки;
краны;
поворотные затворы;
вентили или клапаны.
Задвижки выполняют прерывание потока среды. Изготавливаются устройства из нескольких типов металла: из чугуна, стали, латуни и других цветных металлов (их сплавов). Тип материала определяется средой, находящейся в трубах (кислотная, щелочная и т. д.) По принципу работы выделяют такие виды запорно-регулирующей арматуры, как параллельные и клиновые. Последние используются в трубопроводах, по которым идет неагрессивная среда (газ, вода, нефть и т. д.).
Краны – более простые устройства, которые устанавливаются для перекрытия вспомогательных труб. Обычно имеют механический тип управления.
Затворы или же запорные заслонки имеют в конструкции специальный диск, который является ограничителем потока среды. Ось сплошного колеса располагается либо перпендикулярно, либо под небольшим углом по отношению к содержимому трубопровода. Данное оборудование применяется в больших системах с низким давлением жидкости внутри. Управление может происходить с помощью гидравлического, электрического или механического привода. Обычно для изготовления корпуса затворов используется чугун. Выбор запорной арматуры такого типа часто определяется простотой использования и отсутствием необходимости периодического обслуживания.
Вентили – разновидность арматуры, способствующей перекрытию и контролю движения среды. Рабочее давление либо иные показатели вентили не регулируют. В зависимости от типа герметизации различаются:
сальниковые;
сильфонные;
диафрагмовые.
Для монтажа вентилей в их конструкцию входят специальные патрубки, благодаря которым изделие врезается в трубопровод. Для крупных труб используются фланцевые патрубки. А в мелких вентилях (для изделий небольшого диаметра) применяются муфтовые соединения.
Маркирование
Обязательное условие для изготовления и реализации арматуры – наличие маркировки. На ней должны быть указаны:
марка материала и корпуса;
направленность потоков среды;
товарный знак либо название производителя;
рабочее давление (условное);
рабочая температура (или диапазон);
условный проход.
Данная информация поможет при выборе запорной арматуры любого класса.
Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж
Если запорная арматура для трубопроводов укомплектована резиновыми уплотнителями или является шаровым краном, ее хранят в приоткрытом состоянии.
Запорная арматура с металлическими прокладками хранится исключительно в закрытом виде, для того чтобы не допустить попадания мелкого механического мусора. Задвижки до их установки должны находиться в закрытом сухом помещении, без сквозняков и доступа света.
Монтаж запорной арматуры проводится путем осуществления последовательных технологических процессов. Высокое качество сборки, долговечная и бесперебойная работа достигается при произведении установки квалифицированными мастерами с внушительным стажем работы в данной области.
Для каждого вида детали есть свои правила, которые учреждают заводы по производству запорной арматуры с целью выполнения их при установке:
Дисковые поворотные затворы монтируются с открытием диска на 25%. Повреждение прокладки не должно возникнуть, если оставить достаточное расстояние между фланцами одинаковых диаметров. Все гайки следует закручивать постепенно, а между самим корпусом и фланцами нет необходимости в установке еще одной прокладки.
Обратные клапаны должны иметь одинаковые диаметры с ответными фланцами. Строго контролируется монтажное расстояние между клапанами, правильность направления потока, режим пульсации.
Шиберные ножевые задвижки в первую очередь требуют проверки индикатора положения. Во время монтажных работ соблюдается направленность потока и необходимое расположение ножевых задвижек. После проведения гидростатического испытания вести наблюдение на предмет протечек и подрегулировать при надобности болтами.
Шаровой обратный клапан требует повышенного внимания в условиях минимальных давлений и горизонтальном монтаже. Чтобы эффективно противодействовать перепадам давления в системе, возможен монтаж шара с перекосом направления.
Одностворчатый обратный клапан опускается между фланцами крючком, который при нахождении затворки перпендикулярно трубопроводу целесообразно располагать вертикально.
Двухстворчатый обратный клапан не подходит для установки при уменьшающемся потоке. Перед установкой в обязательном порядке проверить функционирование пружин.
Шаровой кран никогда не фиксируется с помощью тисков и нуждается в осторожности при закрутке соединений. Нежелательно вмешиваться в строение неиспользованной запорной арматуры, так как каждый кран проходит на производстве испытания сжатым воздухом и водой для обеспечения гарантии правильной сборки всех частей крана.
Складские площади для хранения трубной продукции и арматуры
Складские площади для хранения трубной продукции и арматуры необходимо изолировать от:
попадания влаги для упреждения появления коррозии;
мелких частиц, для того чтобы избежать механических повреждений;
перепадов атмосферного давления, которое может повлечь за собой износ прокладок;
ультрафиолетового излучения для сохранения целостности покрытия.