ОП.03 Основы материаловедение
методическая разработка
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки) Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки) газорезчик; газосварщик; электрогазосварщик; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; электросварщик ручной сварки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оп.03 Основы материаловедения | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
для профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2018 год
г. Оха
Организация-разработчик: ГБПОУ СИТ
Разработчики:
Анисова Зинаида Петровна, зам. директора по УПР ГБПОУ СИТ
Князев Вячеслав Юрьевич мастер п/о ГБПОУ СИТ
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и примерной программы дисциплины ОП.03 Материаловедение, которая рекомендована Экспертно-методическим советом профессионального образования (протокол от 03 июня 2011г.)
Рабочая программа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку специалистов по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки) газорезчик;
газосварщик;
электрогазосварщик;
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
электросварщик ручной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Уметь: | Знать: |
|
в профессиональной деятельности; |
|
|
|
|
деятельности; |
|
|
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 30 |
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП.03 Основы материаловедения | ||||||||
1.1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 60 | 60 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | 48 | 48 | ||||||
Лабораторных работ | 10 | 10 | |||||||
Контрольные работы | 2 | 2 | |||||||
1.2. Самостоятельной работы обучающегося | 30 | 30 | |||||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена дифференцированного зачета | д/з |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Материаловедение | 30/60/10 | ||
Тема 1.1. Металловедение | Содержание: | 21/44 /8 | |
- Общие сведения о металлах и сплавах, внутреннее строение металлов. Состав и структура сплавов, методы изучения структуры металлов. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 Составить опорный конспект «О методах изучения структуры металлов» | 1 | ||
- Физические, химические механические свойства металлов (прочность и упругость, пластичность и ударная вязкость). | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №2 Составить опорный конспект «О механических свойствах конструкционных металлов » | 1 | ||
- Твердость металлов, определение твердости различными методами. Технологические свойства металлов. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Используя учебник, описать в тетради определение твердости металлов различными методами | 1 | ||
- Материалы для производства чугуна, устройства доменной печи и продукты доменного производства, состав и сорта чугуна. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Зарисовать схему «Устройство доменной печи» | 1 | ||
- Производство стали. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №5 Составить опорный конспект«Производство стали». | 1 | ||
- Общая классификация и принципы маркировки сталей. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №6 Составление карточек по расшифровке углеродистых сталей | 1 | ||
- Легированные стали с особыми физическими и химическими свойствами. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №7 Составление карточек по расшифровке легированных сталей | 1 | ||
Лабораторная работа №1 Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов | 2 | ||
- Цветные металлы и их использование в народном хозяйстве, медь и ее сплавы. Алюминий, сплавы алюминия и магния. Титан, его сплавы. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №8 Составление карточек по расшифровке цветных металлов. | 1 | ||
-Олово,свинец,цинк и сплавы на их основе. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №9 Составить опорный конспект«Применение олово,свинец,цинк и сплавы на их основе при сварке» | 1 | ||
Лабораторная работа №2 Ознакомление со структурой и свойствами меди и её сплавами | 2 | ||
- Баббиты и припои. Антифрикционные сплавы. Металлокерамика. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №12 Составить опорный конспект почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы | 1 | ||
- Термическая обработка. Сущность и значение Т.О, способы нагревания изделий и измерения (определения) температур при технической обработке. Отжиг и нормализация углеродистой стали. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №13 Составить диаграмму «Отжиг и нормализация углеродистой стали.» | 2 | ||
-Общие сведения о процессе обработки давлением. Холодная и горячая обработка давлением. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №17 Составить опорный конспект «Холодная и горячая обработка давлением.» | 1 | ||
-Основные виды обработки давлением | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №15 Используя учебник, описать в тетради назначение и дать сравнительную характеристику отжигу и нормализайии | 1 | ||
-Закалка стали. Отпуск стали. Дефекты закалки. Поверхностная закалка. Другие методы Т.О. стали. Цементация, азотирование, цианирование стали. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №16 Используя учебник, описать в тетради назначение и дать сравнительную характеристику закалка стали и отпуск стали. | 2 | ||
-Химико-термическая обработка стали. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №17 Обосновать выбор термообработки в зависимости от марки стали | 1 | ||
Лабораторная работа № 3 Влияние режимов термообработки на структуру и свойства металлов и сплавов | 2 | ||
- Коррозия металлов. Сущность явлений коррозии. Простейшие способы защиты металлов от коррозии | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №18 Составить таблицу «Коррозийная стойкость некоторых марок сталей в рабочих условиях » | 2 | ||
-Способы защиты металлов от коррозии: гальванический способ, полирование, обработка резцами. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №19 Обосновать выбор способа защиты металлов от коррозии: гальванический способ, полирование, обработка резцами. | 1 | ||
Лабораторная работа № 4 Ознакомление со структурой и свойствами алюминия и его сплавами | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №20 Повторить виды деформаций при сварке | 1 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 1.2. Твердые сплавы, минералокерамические материалы. | Содержание: | 3/6/0 | |
-Общие сведения о минералокерамических материалах. Основные виды . | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №21 Повторить основные виды минералокерамических материалов | 1 | ||
-Минералокерамических материалов. Твердые сплавы. Марки твердых сплавов по ГОСТу, их свойства и область применения. | 2 | ||
- Внеаудиторная самостоятельная работа №22 Составить опорный конспект «Минералокерамические материалы, их свойства и область применения | 1 | ||
-Спеченные твердые сплавы | 2 | ||
- Внеаудиторная самостоятельная работа №23 Используя учебник, описать в тетради составить опорный конспект «Спеченные твердые сплавы.» | 1 | ||
Тема 1.3. Неметаллические материалы | Содержание: | 6/8/2 | |
- Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. Абразивные материалы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа №24 Составить опорный конспект «Назначение антифрикционных сплавов», конспект «Абразивные материалы, их применение» | 2 | ||
-Характеристика абразивного инструмента. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №25 Составить опорный конспект «Характеристика абразивного инструмента», | 2 | ||
-Пластмассы и технология их переработки в детали. Общие сведения о пластмассах, основные пластмассы. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №26 Составить опорный конспект «Пластмассы и технология их переработки в детали» | 1 | ||
-Классификация их по роду связующих материалов. Наполнители пластмасс. Производство деталей из пластмасс. Сварка пластмасс. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа №27 Составить опорный конспект «Сварка пластмасс» | 1 | ||
Лабораторная работа № 5 Ознакомление со структурой и свойствами титана и его сплавами | 2 | ||
Всего: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории материаловедения;
Оборудование учебного лаборатории:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-объемные модели металлических кристаллических решеток;
-комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»
-образцы металлов ( стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
-образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники | Дополнительные источники | Перечень Интернет-ресурсов |
1. Заплатин В.Н. (под ред.) Основы материаловедения (металлообработка) – М: ОИЦ Академия, 2013. | 1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка). – М: ОИЦ Академия, 2010. | 1. htt:// info-svarka.ru |
2. Заплатин В.Н. (под ред.) Лабораторный практикум в машиностроении и металлообработке – М: ОИЦ Академия, 2013. | 2. Остапенко Н.Н Кропивницкий И.Н. Технология металлов М.,Высшая Школа 1970г |
|
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | собеседование; лабораторные работы; тест; контрольная работа; зачёт учебные задачи комплексные ситуационные задания проблемные ситуационные задания |
выполнять механические испытания образцов материалов; | |
использовать физико-химические методы исследования металлов; | |
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; | |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; | |
уметь читать и составлять технологические карты сварки конкретных деталей. | |
Знания: | |
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; | |
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; | |
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; | |
основные сведения о металлах и сплавах; | |
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию |